СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку 4 класс Тема. Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку 4 класс Тема. Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме»





Открытый урок по русскому языку 4 класс

Тема. Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме

Цель: Определять в тексте глаголы с безударными личными окончаниями. Определять спряжение глаголов по неопределенной форме. Различать глаголы-исключения, развивать умение определять последовательность действий при выборе личных окончаний глаголов.

Планируемые результаты:

Предметные: определять лицо, число и спряжение глаголов; определять спряжение глагола по алгоритму; объяснять необходимость проверки безударных окончаний глаголов I и II спряжения;

Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; определять достаточность или недостаточность знаний; грамотно вступать в диалог и вести его; формулировать и аргументировать свое мнение; определять последовательность действий по алгоритму.

Личностные: объективно оценивать и стремиться реализовывать свои потенциальные возможности; проявлять интерес к предмету; знать и применять правила дорожного движения; осознавать важность их соблюдения.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию




3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии

4) формирование уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

Познавательные УУД:

1) преобразовывать информацию из одной формы в другую

2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

4) ориентироваться в учебнике

Коммуникативные УУД:

1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.





Оборудование: учебник «Русский язык», авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 4 кл. 2 часть, презентация, проектор, компьютер, модель светофора, дорожные знаки, шапочка «Глагол», карточки с личными окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения, цветные карточки со словами, 2 конверта.



Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел для нас звонок,

Начинаем наш урок.

Станьте ровно, распрямитесь

И друг другу улыбнитесь.

- Давайте поприветствуем уважаемых гостей, которых мы очень рады видеть на нашем уроке. (Приветствуют гостей)

II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности

1. Минутка чистописания

- Определите, какую букву будем писать. Она обозначает безударный гласный звук «и» в корне слова.

Слайд.

Приехать, увидеть, преграда, прибежать.

- Какое слово здесь лишнее? (Преграда – существительное, остальные – глаголы).









- В какой форме они стоят? ( В неопределенной форме).

ешь ем ете ет

- Что особенного заметили в минутке чистописания? (Это безударные личные окончания глаголов 1 спряжения).

- Что можете сказать об этих окончаниях? Назовите,  к какому лицу и числу относятся эти окончания?

- Какие ещё окончания 1 спряжения знаете? ( -у (-ю), -ут (-ют)).

- Подумайте и скажите, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (Речь пойдёт о части речи- глагол, об окончаниях глаголов).

- Посмотрите на с. 95 учебника и поставьте перед собой учебную задачу на уроке. (Мы сегодня на уроке будем учиться определять спряжение глаголов по неопределенной форме, писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени).

- Давайте повторим всё то, что мы знаем о глаголе в виде ролевой игры. Кто желает побыть в роли глагола? (Ролевая игра: ученики по очереди передают и надевают шапочку с надписью «Глагол» и говорят «о себе» от имени глагола).

-А еще вы будем работать в парах и в группе. Вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группах

1. Относиться друг к другу с уважением.

2. Распределить обязанности между членами группы. Выбрать ответственных.

3. Прислушиваться друг к другу, считаться с мнением другого.





4. Уметь уступить.

5. Помогать товарищам.

– Какой девиз работы в группе?
( Один за всех и все за одного!).



Сегодня, ребята, мы проведем с вами необычный урок, урок-путешествие в страну дорожных премудростей, повторим правила дорожного движения. Наступает теплое время года и мы больше времени будем проводить на улице, на экскурсиях в других городах. На пути (во время урока) нас ожидают различные препятствия, которые мы должны будем преодолеть.

- Представим себе, что из школьного класса мы вышли на улицу. Утром и вечером беспрерывным потоком здесь движутся автомобили, трамваи, троллейбусы. Слаженная, четкая работа транспорта и безопасность движения зависит и от водителей, и от пешеходов, т.е. от нас с вами.

Поэтому правила дорожного движения должны знать не только те, кто сидит за рулем, но и пешеходы.

1. Остановка «Орфограмма»

- Отправимся мы с остановки «Орфограмма»

Какие правила поведения на остановке знаете?

( Для пассажиров существуют свои правила. И начинаются они с порядка ожидания автобуса, троллейбуса, трамвая. Весь транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Часто на остановках делаются специальные посадочные площадки – они отделяются от проезжей части сплошной линией разметки или находятся на более высоком уровне.



Ожидать городской транспорт нужно на посадочных площадках, не выходя на проезжую часть. Остановка трамвая всегда бывает на середине проезжей части, чтобы сесть в трамвай, надо пересечь проезжую часть. Надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, убедиться в безопасности перехода.)

(На стенд вывешиваются картинки по ПДД по теме беседы: «Остановка», «Пешеходный переход», «Правила езды на велосипеде»)

2. Орфографическая работа (словарный диктант с комментированием)

Выделить орфограммы.

Дорога, трамвай, метро, сверху, автомобиль, машина, шоссе, назад, направо, шофер, пассажир, впереди, везде, светофор.

- Попробуйте объяснить написание последнего слова, определите, как оно образовано, что обозначает. (Смотрим лексическое значение по толковому словарю).

(Светофор световое сигнальное устройство для регулирования движения на улицах, автомобильных и железных дорогах.)

Слайд. История одного слова.

- Верно. Оно произошло от слов «свет» и «фор». «Свет» – это понятно, а «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». А вместе – светофор – значит носитель света, несущий свет. Он, действительно, несет свет, причем трех разных цветов: красного, желтого, зеленого).

– На какие 2 группы можно разделить все слова? (Существительные и наречия, изменяемые и неизменяемые слова).







Найдите неизменяемые имена существительные. (Метро, шоссе).

– Найдите слова – синонимы. (Машина, автомобиль; дорога, шоссе).

– Составьте предложение, используя эти слова. (1 предложение записывается).

- Какую работу можно провести с этим предложением?

(Называют возможные виды работы: подчеркнуть орфограммы, разобрать по членам предложения, дать характеристику, выписать словосочетания, указать части речи).

(Дифференцированные задания)

1. – Подчеркнуть главные члены предложения.

2. – Разобрать по членам предложения, определить части речи.

3. – Разобрать по членам предложения, дать характеристику предложения, выписать словосочетания.

(Выполняют задание)

III. Организация познавательной деятельности

1. Определение спряжения глагола по неопределенной форме. Первое препятствие.

Вот и первое препятствие на пути – «Глагол»

- А является ли безударное окончание глаголов в русском языке орфограммой? Почему? (Потому что можно допустить ошибку).

- А что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания глаголов?

- Как определить спряжение глагола? (Рассказывают правило)





а) Игра «Не ошибись!»

(Раздаю карточки с одним словом, 1 группа получает карточки зелёного, 2 - голубого ).

-Условия игры: по очереди из каждой группы выходят ученики и кладут свою карточку в конверт. На доске 2 конверта на которых написано: 1 спряжение, 2 спряжение.

Слова на карточках для определения спряжения глагола:

1 группа: смотреть, сеять, жарить, гнать, ужинать, плакать, обидеть, сохнуть, объявить.

2 группа: погасить, терпеть, косить, услышать, уважать, краснеть, работать, бросить, дышать.

б) Второе препятствие

К нашей остановке подъехали сразу автобус, троллейбус.

Скажите, как вы будете входить в транспорт, в какие двери? (В заднюю дверь.)

- Кому можно входить в переднюю дверь? (Инвалидам, пассажирам с малолетними детьми, пожилым людям).

- И чтобы дорога не казалась долгой, пассажиры получают задания. Если справимся с этим заданием, то преодолеем второе препятствие и приблизимся к цели.

в) Работа по учебнику. Работа в парах. Упражнение в определении спряжения глаголов по неопределенной форме и в распределении слов на группы. Упр.194

- Прочитайте задание. Что нужно сделать, как будем выполнять задание?

- Достаточно ли знаний для выполнения задания? Где можно взять





необходимую информацию? (В учебнике, в памятках.)

(Работают в парах)

Проверка. Обсуждение результатов. Доказательство правильности выполнения.

1 столбик: веять, болеть, доказать, мечтать, прыгнуть, сверкать.

2 столбик: наклеить, варить, запомнить, ловить, беспокоить.

3 столбик: держать, смотреть, обидеть.

- К какому спряжению относятся записанные в 3-м столбике глаголы-исключения? (Ко 2 спряжению).

- Назовите все глаголы-исключения, относящиеся ко второму спряжению. К первому спряжению.

- А сейчас немного отдохнем и повторим личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Физминутка в режиме поиска

– Я называю грамматические категории глагола, а вы найдите в классе и покажите нужную табличку с окончанием глаголов данной форме. (На стенах класса развешаны таблички с окончаниями глаголов. Найдя нужную табличку, дети указывают на нее вытянутой рукой).

3-е л., ед.ч. 1 спр.(-ет)

2-е л., ед.ч., 2спр. (-ишь)

1-е л., мн.ч., 2 спр. (-им)

3-е л., мн.ч., 1 спр. (-ут, -ют)

3-е л., мн.ч., 2 спр. (-ат, -ят)





2-е л., мн.ч., 2 спр. (-ите)

1-е л., ед.ч., 1 спр. (-ем)

3-е л., ед.ч., 2 спр. (-ит)



г) Игра «Доскажи словечко».

Мы так увлеклись работой, что не заметили, как остановились возле белых полос, нарисованных на дороге. Что это за полосы? Правильно, это переход. Вспомнить правила перехода нам поможет очень интересное задание – игра «Доскажи словечко». Оно и будет следующим препятствием на нашем пути по дороге к Школе дорожных наук.

Иди через улицу там, пешеход, где знаком указан тебе … (переход)!

Напомни ротозею строго: «Стоп! Здесь проезжая дорога!

Кто на улице резвится, потом окажется в …» (больнице).

- Как нужно переходить дорогу? (По пешеходному переходу, пользуясь сигналами светофора, а если нет светофора, то посмотреть сначала налево, потом направо.)

Слайд.

Правил дорожных на свете немало.

Все бы их выучить нам не мешало,

Но основное из правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья.

На мостовой - не….. (играть), не … (кататься),





Если здоровым ты хочешь остаться!

Объяснить надо запросто, будь ты юн или стар:

Мостовая для … (транспорта), для тебя - … (тротуар)!

- Подберите синоним к слову «мостовая». (Дорога, шоссе)

- Какие правила движения по тротуару знаете? (Держаться правой стороны).

- Напишите слова-глаголы, которые вставили в форме 1-го лица мн. ч. (Не играем, не катаемся)

- Какое правило ещё нужно помнить, чтобы правильно написать эти слова? (Не с глаголами пишется раздельно).

- Найдите еще глаголы в неопределенной форме. Поставьте их в форму 2-го лица единственного числа. Какие окончания они будут иметь? Объясните. (Выучишь, знаешь, останешься, объяснишь).

-Какое правило еще нужно помнить, чтобы написать эти глаголы? (Окончания глаголов 2-го лица ед.числа –ешь, -ёшь, -ишь пишется с мягким знаком на конце.)

- Какой глагол не вызвал трудности? Почему?(Объяснишь, т.к. имеет ударное окончание).

Слайд.

д) Работа с загадкой

Сам не едет, не идет,

Не поддержишь упадет.

А педали пустишь в ход

Он помчит тебя вперед. (Велосипед)





- Спишите загадку, обоснуйте правописание безударных личных окончаний глаголов.

- Все ли окончания глаголов являются орфограммами?

- Что нужно знать об этих глаголах, чтобы объяснить написание безударного личного окончания? (Списывают, выделяют окончания, определяют спряжение).

- Ребята, с какого возраста можно ездить по улице на велосипеде? (С 14 лет).

- Где можно кататься на велосипеде? (По велосипедной дорожке или около дома, на площадке).

(Читает ученик)

(На дорогах ездят машины,

Грозно мелькают фары и шины.

У тебя велосипед?

Значит - стоп! Дороги нет!)

Физминутка

Мы спряжение повторяли

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец) и т.д.

-Как идёшь?







-Как бежишь?

-Как летишь?

- Ночью спишь?

-Как плывёшь?

-Как сидишь?

- Назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке.

- В какой форме они употреблены? (В форме 2л., ед.ч)

- Что знаете о правописании окончаний глагола 2л. ед.ч? (-ешь, -ёшь, -ишь пишется с ь на конце).

*Вынужденная остановка. (Резервное задание)

- Вынужденная остановка. Что случилось? На нашем пути светофор. Пока он смотрит сердитым красным глазом.

*Работа в рабочей тетради (с.53 упр.120). (Резервное задание)

- Составьте предложения, используя эти слова по ПДД.

(Когда переходишь дорогу, ты должен внимательно посмотреть налево, а потом направо, видеть и слышать движущийся транспорт. Поэтому нельзя надевать наушники.)

- Посмотрим на светофор.

(Читает ученик)

На светофоре красный свет!

Постой – дороги дальше нет.

Зажегся желтый – стой опять.





Нельзя на желтый свет шагать.

А коль зеленый свет горит –

Тебе без слов он говорит:

Налево, вправо посмотри –

Стоят машины? Путь открыт!

- Зажегся зеленый свет. Мы едем дальше и видим, остановку «Поиграем».

Слайд.

е) Остановка «Поиграем»

– В каком слове мы слышим 100 раз слово «нет»? (стонет).

- Какое слово зашифровано? ЗА нить (заполнить)

2

- Что общего в этих словах? В каком слове в окончании орфограмма? Объясните. Определите спряжение второго глагола. Запишите слова, определите спряжение.



Надеюсь, что все хорошо знают правила дорожного движения и будут всегда внимательны на дорогах.

IV. Итог.

1) - Подведём итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали на уроке?









- Какую общую главную задачу мы ставили перед собой в начале урока?

– Почему важно правильно определять спряжение глаголов? (От этого зависит правильное написание безударных личных окончаний глаголов).

- А каких результатов достигли вы, каждый из вас?

Диагностика достижения планируемых результатов

1. Указать глагол, который относится ко II спряжению.

  • копать

  • открывать

  • слышать

2. Указать глагол, который относится к I спряжению.

  • просить

  • брить

  • пилить

3. Указать, какое окончание не относится к I спряжению.

  • -ат

  • -ем

  • -ешь

4. Указать, у глаголов какого лица и числа в окончании пишется мягкий знак.

  • 3-е л., ед.ч.

  • 2-е л., ед.ч.

  • 1-е л.,





5. Указать, в каком глаголе надо писать окончание -ит.

  • заправля…

  • стел…

  • прос…



Слайд. Проверка работы

Рефлексия

- У каждого из вас 3 цветные кружка на столе. Кому на уроке было комфортно, кто хорошо усвоил тему и может её объяснить товарищу возьмите зеленый кружок и прикрепите его в соответствующее окошко светофора.

- У кого остались вопросы теме, требуется помощь учителя и обращение к учебнику, поставьте желтый.

- Кто ничего не понял или не доволен уроком поставьте круг красного цвета.

Домашнее задание

Написать небольшой рассказ (мини-сочинение) на одну из тем:

  1. Знать и выполнять правила движения должны взрослые и дети.

  2. Когда переходишь улицу, следи за сигналами светофора.

  3. Выбирай самую безопасную дорогу в школу.



-Заканчивая урок, мне бы хотелось, чтобы вы познакомились с советами инспектора ДПС (раздаю памятки).









Пусть не будет на дорогах бед!

 Пусть светит вам зелёный свет!

Совет инспектора ГИБДД

Я надеюсь, что основные правила дорожного движения ребята, которые учатся в школе, знают. Им не надо объяснять, что означают цвета светофора, как обходить автобус, а как трамвай. Никто из них не станет играть на проезжей части, даже если в это время нет машин. Мне бы хотелось только посоветовать быть особенно внимательными на улицах с интенсивным движением, остерегаться недисциплинированных водителей.

Не стремитесь переходить улицу, Как только зажегся зеленый свет, подождите пару секунд и убедитесь, что все машины остановились. Не бегите через дорогу, когда зеленый сигнал уже начал мигать и вот-вот переключится на желтый. Потому что иногда нетерпеливые водители срываются с места раньше времени. Соблюдайте правила дорожного движения, даже если кто-то рядом их нарушает.

Будьте особенно внимательны в вечернее время. В сумерки, как и в тумане, на дороге ухудшается обзор. Если неподалеку есть подземный переход, лучше воспользуйтесь им, чем наземным. И если вы идете с кем-то из малышей, крепко держите его за руку.





















Г Л А Г О Л





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!