СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку 3 класс - Мягкий знак в существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку 3 класс - Мягкий знак в существительных, оканчивающихся на шипящий звук.»

УМК «Школа России»

Тема: Мягкий знак в существительных, оканчивающихся на шипящий звук. (3 класс)

Задачи:

Научить учащихся применять правило правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

Cоставить алгоритм правописания существительных с мягким знаком на конце после шипящих;

Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

Развивать интеллектуальные качеcтва: мышление, внимание, речь;

Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Ход урока.

Организационный момент.

- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. А что вы знаете об этих людях. Чем они занимаются? Мы с вами тоже будем открывать тайны РУССКОГО ЯЗЫКA.

Начнем с определения темы урока. Она прячется в стихотворении. Мой голос слушайте внимательно.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу.

На «отлично» напишу.

        - Вопрос: какие согласные встречаются чаще других?

Верно (ж, ш, ч, щ) Давайте вспомним всё, что вы о них знаете.

СЛАЙД- 1, 2. (презентация) 

II. Минутка чистописания. На минутку чистописания запишите эти буквы, но в соединении с теми буквами, с которыми они «Дружат», т.е. с которыми могут стоять. Думай, каким соединением нужно их соединять. 

Наш урок мы продолжаем,

Тему дальше развиваем.

 

Актуализация знаний.

СЛАЙД- 3.

Знакомимся дальше с сюрпризами шипящих звуков.

СЛАЙД -4

- Прочитайте слова, подумайте, что общего у этой группы слов?

(имена существительные, оканчиваются на шипящий)

- Какое слово «лишнее»? Почему? (сущ.,-сущ.,  на шипящ.,-на шипящ.,) !!! – РОД. (щелчок)

СЛАЙД – 5

-Давайте уточним, у какого рода пишется Ь? (ж.р.)

У существительных какого рода мягкий знак НЕ пишется?

Первичное закрепление.

-Да, ребята, вы действительно правы. В этом вы убедитесь выполняя следующие задания.

Пользуясь правилом, выполним задание. СЛАЙД - 6

- Прочитайте слова на доске: вещи, плащи, овощи, броши.

- К какой части речи они относятся?

- В каком числе стоят? (Существительные множественного числа).

- Образуйте от них имена существительные в единственном числе и распределите их в два столбика.

м. р.      ж. р.

…           …

-Взаимопроверка. Укажите своему партнеру на ошибки, если они есть. Расскажите, каким правилом вы пользовалиcь, чтоб не допустить ошибок.

Физминутка.

Потрудились – отдохнём,

Нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаём,

Выполним движения.

- Я буду называть имена существительные мужcкого и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.

Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.

Зрительный диктант.

- Тренируем свою фотографическую память.

Презентация «Зрительный диктант»

- Ребята, внимательно вчитайтесь ещё раз предложения, которые вы написали. Как бы вы их назвали? Подумайте над их смыслом дома и обсудите их с родителями.

- Скажите, глядя на зрительный диктант, что вы можете рассказать о роли «Ь»?

- Спасибо! СЛАЙД – 7.

-А о какой еще функции «Ь» вы узнали? (Щелчок)

Упражнения для закрепления. (Дифференцированное задание)

Тему урока все поняли?

Ответьте с помощью нескольких слов

Из ваших карточек разных цветов.

Главное, правило вспомните!

Белая карточка предлaгает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

Желтая карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Розовая карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.

- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

Проверка (Ответ – у 3-х карточек одинаковый)

VIII. Обобщение.

- Ребята,  какое важное ОТКРЫТИЕ вы сделали?

- Значит, когда на конце существительных поcле шипящих пишется Ь?

СЛАЙД – 5 (назад, повтор)

    IX. Рефлексия.

-  В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся смайликами, которые лежат у вас на партах. Подумайте, что вы сегодня испытываете после урока.  

1. Если было интересно, вы сделали для себя открытие на уроке – «открытие»

2. Если развеялись сомнения, появилась уверенность  –

«удача, уверенность»

3. Если не разобрались в теме, трудности – «тревога!».

 Встаньте и прикрепите свой смайлик под соответствующим флагом.

-Спасибо за работу! Я вижу, основная часть класса уходят уверенными в себе.

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

     X. Оценивание. Д.з.

- Пользуясь словарями, найти 10 слов –сущ., соответствующих нашему сегодняшнему открытию, подпиcать над каждым из них РОД, выделить орфограмму.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!