СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по развитию речи по теме: сочинение по картине И.С.Грабаря "Февральская лазурь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - подготовить  учащихся  к  написанию    сочинения-описания по картине,  развивать интерес к произведениям живописи. Развивать пространственное мышление . Развивать творческое воображение и кругозор учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по развитию речи по теме: сочинение по картине И.С.Грабаря "Февральская лазурь"»

ГКОУ «школа-интернат № 65»












Урок развития речи в 5Н классе

Тема: Подготовка к сочинению-описанию по картине

И.С. Грабаря «Февральская лазурь»












Учитель начальных классов

Рыжова А.В.












Нижний Новгород

2024г

Цели урока:

Образовательные: систематизировать знания об  описании  как  типе  речи;

развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, навык монологической речи;

научить отбирать  лексический  материал  для  сочинения-описания. Подготовить  учащихся  к  написанию    сочинения-описания по картине.  

Развивающие: развивать интерес к произведениям живописи. Развивать пространственное мышление . Развивать творческое воображение и кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе.

Задачи урока:

- Знакомство учащихся с особенностями сочинения - описания природы по картине;

-  Формировать умение отбирать речевые средства, работать с синонимами.

- Обогащать словарный запас.

 Планируемые результаты:

личностные:

стремление к речевому самосовершенствованию,

к усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей 

метапредметные:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной, коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;

умение работать индивидуально и в группе;

способность свободно, правильно излагать свои мысли.

предметные: 

составление описания природы;

использование изобразительных средств языка для описания картины,

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА

Презентация.

Карточки со словосочетаниями (Приоагательное+существительное)

Индивидуальные карточки с заданием.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Прозвенел звонок -

Начался урок.

Слушаем внимательно.

Работаем старательно!

Думаем, запоминаем!

Руки дружно поднимаем! 

( за экраном) Как мы будем слушать? Что мы будем делать?

Сегодня к нам на урок пришли гости. Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям! Я рада видеть ваши улыбки!

( за экраном) – Сядьте!

  1. Фонетическая зарядка.

  2. (работа с экраном)

- .., ты готов к уроку?

- …, ты слышишь хорошо?

-…, какое сейчас время года?
-…, какой сейчас месяц?

-…, какой месяц был вчера?

-…, какой месяц будет следующий( потом)?

-…, Февраль какой по счёту месяц зимы?

-…, Февраль какой по счёту месяц года?

4. Сегодня на уроке мы будем:

-Слушать, говорить, думать, Выполнять задания.( за экраном)

- …, что мы будем делать на уроке?

Проверка домашнего задания. (…, прочитай , назови главные члены, какое это предложение простое или сложное?( сколько подлежащих/сказуемых?простое с однородными сказуемыми.)

Сообщение темы: Ребята, послушайте внимательно и назовите предмет!

( экран) Красивая, маленькая, белая, узорная, холодная, пушистая, блестящая, ледяная - что это? ( снежинка)

-Как вы догадались, что это снежинка? Какие слова ( как они называются)помогли вам узнать снежинку? Какие вопросы можно задать к прилагательным?

( игра: 2 ряда – 2 команды, кто больше подберёт прилагательных к существительным

Небо, деревья, снег, зима, день, мороз – записываем на доске, проверяем грамотность написания)

- Молодцы!

Слайд с картиной Грабаря « Февральская лазурь»

_ Ребята, посмотрите на картину. Её написал художник Игорь Эммануилович Грабарь. Картина называется «Февральская лазурь»

-Что такое лазурь?

Слайд Словарная работа: лазурь – это цвет, голубой, светло-синий, синий, яркий, светлый.

- Мы с вами будем учиться описывать картину. Чем отличается текст-описание от других типов текстов?( к нему можно поставить вопрос Какой?, в нем много прилагательных.)

Беседа по картине.

-Какое время года изображено на картине?

-Что мы видим на картине?

Давайте послушаем стихотворение Сергея Есенина ( Настя читает стихотворение Есенина «Берёза») Скажите, чем похожа картина и стихотворение, что общего у них? ( берёзы, зима, снег)

- Давайте посмотрим на текст стихотворения и найдём прилагательные, которые помогли поэту описать зимнюю берёзу.

(ставим таблички на доску сущ.+ прилаг. Из стихотворения.)

Работа с учебником.

( экран) откройте учебники! Страница 49 упражнение 106.

Чтение текста упражнения учителем.

Прочитайте сами текст. Найдите, как художник описывает зимнюю природу.

Слайд Словарная работа. (Лазурный = лазоревый = голубой.

Жемчужный – цвет жемчуга, нежный, тёплый блестящий оттенок белого; Коралловый (цвет) - (перен.) ярко-красный.

Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.)

( экран) Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Выпишите описание природы. Подчеркните прилагательные.

Слайд Вставьте прилагательные. ( Распечатаны карточки, слабым ученикам даны прилагательные, их нужно правильно употребить и поставить в нужный падеж)

На картине мы видим … … день.  … … снег переливается на солнце разными цветами. Небо –… … … . … берёза в центре картины. Ветви берёзы покрыты … инеем. Ствол дерева, будто одет в … платье.



Посмотрите на текст.

Скажите,для чего нужны прилагательные? Можно без прилагательных обойтись? ( можно, только речь будет некрасочная, скучная, трудно будет описывать)

( экран) Что мы делали на уроке? ( мы думали, писали, )

-Что мы узнали на уроке? ( для чего нужны прилагательные)

Мы готовимся писать сочинение-описание. Сегодня на уроке мы вспомнили что такое описание. Мы узнали какие прилагательные используют поэты и художники для описания.

( экран). Оценки за урок .

Домашнее задание.

Напишите, что вам понравилось или не понравилось на картине И.Э.Грабаря « Февральская лазурь», подчеркните прилагательные.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!