ГКОУ «школа-интернат № 65»
Урок развития речи в 5Н классе
Тема: Подготовка к сочинению-описанию по картине
И.С. Грабаря «Февральская лазурь»
Учитель начальных классов
Рыжова А.В.
Нижний Новгород
2024г
Цели урока:
Образовательные: систематизировать знания об описании как типе речи;
развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, навык монологической речи;
научить отбирать лексический материал для сочинения-описания. Подготовить учащихся к написанию сочинения-описания по картине.
Развивающие: развивать интерес к произведениям живописи. Развивать пространственное мышление . Развивать творческое воображение и кругозор учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе.
Задачи урока:
- Знакомство учащихся с особенностями сочинения - описания природы по картине;
- Формировать умение отбирать речевые средства, работать с синонимами.
- Обогащать словарный запас.
Планируемые результаты:
личностные:
стремление к речевому самосовершенствованию,
к усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей
метапредметные:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной, коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;
умение работать индивидуально и в группе;
способность свободно, правильно излагать свои мысли.
предметные:
составление описания природы;
использование изобразительных средств языка для описания картины,
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА
Презентация.
Карточки со словосочетаниями (Приоагательное+существительное)
Индивидуальные карточки с заданием.
Ход урока.
Орг.момент.
Прозвенел звонок -
Начался урок.
Слушаем внимательно.
Работаем старательно!
Думаем, запоминаем!
Руки дружно поднимаем!
( за экраном) Как мы будем слушать? Что мы будем делать?
Сегодня к нам на урок пришли гости. Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям! Я рада видеть ваши улыбки!
( за экраном) – Сядьте!
Фонетическая зарядка.
(работа с экраном)
- .., ты готов к уроку?
- …, ты слышишь хорошо?
-…, какое сейчас время года?
-…, какой сейчас месяц?
-…, какой месяц был вчера?
-…, какой месяц будет следующий( потом)?
-…, Февраль какой по счёту месяц зимы?
-…, Февраль какой по счёту месяц года?
4. Сегодня на уроке мы будем:
-Слушать, говорить, думать, Выполнять задания.( за экраном)
- …, что мы будем делать на уроке?
Проверка домашнего задания. (…, прочитай , назови главные члены, какое это предложение простое или сложное?( сколько подлежащих/сказуемых?простое с однородными сказуемыми.)
Сообщение темы: Ребята, послушайте внимательно и назовите предмет!
( экран) Красивая, маленькая, белая, узорная, холодная, пушистая, блестящая, ледяная - что это? ( снежинка)
-Как вы догадались, что это снежинка? Какие слова ( как они называются)помогли вам узнать снежинку? Какие вопросы можно задать к прилагательным?
( игра: 2 ряда – 2 команды, кто больше подберёт прилагательных к существительным
Небо, деревья, снег, зима, день, мороз – записываем на доске, проверяем грамотность написания)
- Молодцы!
Слайд с картиной Грабаря « Февральская лазурь»
_ Ребята, посмотрите на картину. Её написал художник Игорь Эммануилович Грабарь. Картина называется «Февральская лазурь»
-Что такое лазурь?
Слайд Словарная работа: лазурь – это цвет, голубой, светло-синий, синий, яркий, светлый.
- Мы с вами будем учиться описывать картину. Чем отличается текст-описание от других типов текстов?( к нему можно поставить вопрос Какой?, в нем много прилагательных.)
Беседа по картине.
-Какое время года изображено на картине?
-Что мы видим на картине?
Давайте послушаем стихотворение Сергея Есенина ( Настя читает стихотворение Есенина «Берёза») Скажите, чем похожа картина и стихотворение, что общего у них? ( берёзы, зима, снег)
- Давайте посмотрим на текст стихотворения и найдём прилагательные, которые помогли поэту описать зимнюю берёзу.
(ставим таблички на доску сущ.+ прилаг. Из стихотворения.)
Работа с учебником.
( экран) откройте учебники! Страница 49 упражнение 106.
Чтение текста упражнения учителем.
Прочитайте сами текст. Найдите, как художник описывает зимнюю природу.
Слайд Словарная работа. (Лазурный = лазоревый = голубой.
Жемчужный – цвет жемчуга, нежный, тёплый блестящий оттенок белого; Коралловый (цвет) - (перен.) ярко-красный.
Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.)
( экран) Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Выпишите описание природы. Подчеркните прилагательные.
Слайд Вставьте прилагательные. ( Распечатаны карточки, слабым ученикам даны прилагательные, их нужно правильно употребить и поставить в нужный падеж)
На картине мы видим … … день. … … снег переливается на солнце разными цветами. Небо –… … … . … берёза в центре картины. Ветви берёзы покрыты … инеем. Ствол дерева, будто одет в … платье.
Посмотрите на текст.
Скажите,для чего нужны прилагательные? Можно без прилагательных обойтись? ( можно, только речь будет некрасочная, скучная, трудно будет описывать)
( экран) Что мы делали на уроке? ( мы думали, писали, )
-Что мы узнали на уроке? ( для чего нужны прилагательные)
Мы готовимся писать сочинение-описание. Сегодня на уроке мы вспомнили что такое описание. Мы узнали какие прилагательные используют поэты и художники для описания.
( экран). Оценки за урок .
Домашнее задание.
Напишите, что вам понравилось или не понравилось на картине И.Э.Грабаря « Февральская лазурь», подчеркните прилагательные.