Тема: « Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Цели урока:
Образовательные: систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии; дать понятие о витаминах, раскрыть их значение для человека; актуализировать сведения о правилах гигиены, правильного питания.
Развивающие: развитие логического мышления, интереса познания окружающего мира, самостоятельности, навыков работы с информацией;
Воспитывающие: продолжить работу по воспитанию у учащихся стремления к здоровому образу жизни.
Планируемые предметные результаты: учащиеся усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов; научатся приводить примеры овощей и фруктов; правила мытья фруктов и овощей перед едой.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: различать способы и результат действия (забота о здоровом образе жизни).
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта).
Коммуникативные: договориться о распределении функций в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение.
Личностные результаты: самостоятельность, установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества в различных ситуациях.
Оборудование:
-у учителя: персональный компьютер, презентация «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» картинки овощей и фруктов;
-у учеников: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, смайлики, цветные карандаши.
Ход урока
Организационный момент
1.Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.
-Ребята поприветствуйте наших гостей. Садитесь.
-А начнем мы наш урок с древнекитайской мудрости:
“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Конфуций
-Я желаю вам хорошего настроения и надеюсь, что на уроке мы будем слушать, слышать, видеть и дружно работать.
II. Актуализация знаний
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся.
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать.
-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами продолжим говорить? (о здоровье).
- Прочитайте, под каким девизом мы будем работать на уроке?
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
-На прошлом уроке мы с вами ответили на вопрос? (Зачем мы спим?).
- А на какой вопрос сегодня будем отвечать, вы сейчас мне скажите?
III. Постановка учебной задачи.
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.
-Посмотрите внимательно, Черепаха и Муравей пришли к нам на урок с корзиной.
-Скажите, что в корзине? (Помидор, огурец, яблоко и т.д.)
- А на какие две группы их можно объединить? (на овощи и фрукты).
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
- А что вы уже знаете по этой теме? (Что они полезны для здоровья).
- Что еще хотели бы узнать?
- Какие учебные задачи поставим перед собой?
- Прочитайте в учебнике, что об этом говорит Муравьишка (с.54-55)
IV. Изучение новой темы (решение учебной задачи)
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать.
Сегодня мы идем в здоровую страну
Болезням там объявим мы войну!
- Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик приглашают нас в путешествие по стране Здоровья.
- Итак, в путь! Послушайте стихотворение и узнаете, какую первую страну мы сейчас посетим.
В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла и горох,
А картофель уж не плох!
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год!
А. Прокофьев
- Что эта за загадочная станция такая?
- Правильно. Мы прибыли в «Овощную страну», где самый большой в мире огород.
-Ребята, а что такое овощи? Давайте узнаем вместе. Значение слов мы можем посмотреть в Толковом словаре Ожегова.
-По толковому словарю, овощи - это растения, которые растут на грядке в огороде и содержат в себе витамины.
-Ребята, жители этой страны нас просто так не отпустят, они приготовили вам задание. Отгадать загадки.
1) Он нам дарит сок томатный,
Вкусный, нежный, ароматный.
Любит солнышко синьор –
Красный спелый…(помидор)
2) На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый (огурец)
3) Заставит плакать всех вокруг,
Хоть и не драчун, но все же (лук)
4) Маленький, горький,
Луку брат (чеснок)
5) Вот она какая,
Большая-пребольшая.
Вытащить ее решили.
Вшестером одну тащили.
Но уселась крепко.
Что же это?(репка)
6) Кто любит борщ и винегрет,
Грустит, когда ее в нем нет.
На грядке под землей растет –
В народе ей всегда почет(свекла).
7) Расту в земле на грядке я,
Красна, длинна и сладка(морковь)
8)- От солнца я ношу чалму.
Жара мне вовсе ни к чему (капуста).
-А что такое чалма?
-Чалма-это головной убор.
-Какие еще знаете овощи? (баклажан, перец, кукуруза, картофель)
- Понравилось вам у овощей?
- Но нам пора отправляться в дорогу.
IV. Физминутка
А чтобы в дороге нам было не скучно, мы поиграем.
- Я буду называть овощи, если мы едим подземные части (корешки) – надо присесть, если наземные (вершки) – встать во весь рост, вытянув руки вверх.
Картофель, помидор, морковь, огурец, свёкла, перец, капуста, репка, кабачок.
V.Продолжение изучения нового материала
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.
- Продолжаем наше путешествие. Мы прибыли в следующую страну. Ребята, догадайтесь, что это за страна?
1. Круглое, румяное,
Сочное и гладкое,
Очень ароматное,
Наливное, сладкое,
Тяжелое, большое.
Что это такое?
2. Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень.
- Так, в какую страну мы прибыли? (фруктовую)
- Какие растения называют фруктами? И опять мы обратимся к словарю.
-Фрукты - это растения, которые растут на деревьях и в саду.
- Как же отличить фрукты от овощей? (Фрукты растут на деревьях, а овощи - на грядках, в огороде)
- А что общего у овощей и фруктов? (Человек употребляет их в пищу и они являются растениями. А также в них содержатся много витаминов).
–Мы продолжаем наше путешествие. Следующая страна очень полезная. А узнать что, это за станция нам поможет Грязева София.
В овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Сашули и Полины
Что полезно? - ...
Ответ: Витамины
- Вот мы и разгадали тайну – это Страна ВИТАМИНОВ.
-Что такое витамины? Витамины - это вещества, необходимые для здоровья.
- Давайте познакомимся с братьями витаминами и послушаем, о чем они ним хотят рассказать (три ученика рассказывают стихи о витаминах).
Витамин А
Меня запомните, друзья.
Вам для роста нужен я.
Для костей, зубов и зренья,
В этом, братцы, нет сомненья.
Я есть в моркови, помидорах, апельсинах, мандаринах…
Витамин Б.
Если у вас меня дефицит –
Значит, отсутствует аппетит.
Чтобы бодрым, сильным быть,
Не грустить и не хандрить,
Вам советую, друзья,
Есть продукты, где есть я.
А я есть в свёкле, яблоках и грушах, бананах и редисе…
Витамин С
Я нужный и отважный,
И очень-очень важный.
При простуде, при болезнях
Я, конечно, всех полезней.
Я живу в лимоне, луке, чесноке и огурцах…
-Спасибо витаминчики. Ребята запомнили в каких продуктах Витамин А?Б?С?
-Для чего человеку нужны витамины? (Чтобы не болеть).
-Наше путешествие по Стране Здоровья подходит к концу.
-Но ребята, наш Муравьишка узнал, что морковка очень полезна и побежал за ней в огород. Но тут появилась … Злючка-Грязючка.
- Почему она так обрадовалась?
- Что мы посоветуем Муравьишке, чтобы ему не встречалась Злючка-Грязючка? (мыть овощи и фрукты).
VI. Обобщение и закрепление
1) Работа с учебником.
- На странице 54 выполним задание. Рассмотрите рисунки, назовите сначала овощи, а затем фрукты.
2) Работа в тетради.
Выполним задание 1 в тетради на странице 36. Отметьте зеленым карандашом овощи и фрукты, которые выращивают в нашей местности. А то, что привозят из жарких стран, отметьте красным карандашом.
3) Игровая ситуация.
Мудрая черепаха решила сварить борщ, а муравей Вопросик - компот, но не могут выбрать то, что им понадобится. Давайте им поможем. Девочки будут помогать Черепахе собирать овощи в огороде, а мальчики – отправятся с Муравьишкой в сад за фруктами.
VII.Итог урока
Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать овощи и фрукты?
- Приведите примеры овощей, фруктов.
-Где их выращивают?
- Почему нужно есть много овощей и фруктов?
-Что такое витамины?
- Что надо сделать, прежде чем есть овощи и фрукты?
VIII.Рефлексия
У вас на партах лежат яблоки красные и зелёные.
Если вы остались довольны уроком - возьмите зелёные яблоки, а если нет, то красные.
- Я думаю, что наш урок не прошёл бесследно. Вы все поняли, для чего надо есть много овощей и фруктов. Желаю вам расти крепкими, здоровыми и умными.