СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе. моря , озера и реки России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Моря, озёра и реки России"

Тип урока: изучение нового материала

Цель: ознакомить обучающихся с крупнейшими морями, озерами и реками России.

Задачи:

Образовательные: активизировать и обогатить знания обучающихся об

окружающей среде, о водоемах нашей Родины; способствовать формированию умения работать по карте.

Развивающие: развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение; расширить представления детей о водоемах России

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру в 4 классе. моря , озера и реки России»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Юлдаш».

МР «Табасаранский район»







Открытый урок по окружающему миру в 4 классе







Разработала и провела урок учитель начальных классов

Нурова Асият Исматуллаевна



Хучни-2019

Тема урока: "Моря, озёра и реки России"

Тип урока: изучение нового материала

Цель: ознакомить обучающихся с крупнейшими морями, озерами и реками России.

Задачи:

Образовательные: активизировать и обогатить знания обучающихся об

окружающей среде, о водоемах нашей Родины; способствовать формированию умения работать по карте.

Развивающие: развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение; расширить представления детей о водоемах России

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Планируемые результаты:

Личностные: Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:  понимать, принимать и формулировать учебную задачу; сохранять УЗ в течение всего урока; планировать свои высказывания и свои действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение к концу действия и по ходу ее реализации; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; осуществлять поиск необходимой информации из различных источников; 

Предметные: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера и реки; рассказывать о географических объектах по карте,

характеризовать их особенности; различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.

Оборудование:  презентация, физическая карта России; карта полушарий, мультимедийный проектор, компьютер.

Литература:  Учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир».4 класс

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Формулировка темы и цели урока

  4. Постановка учебной задачи.

  5. Изучение нового материала

  6. Работа по теме.

  7. Физкультминутка

  8. Продолжение работы

  9. Закрепление изученного материала

  10. Итог урока

  11. Домашнее задание

  12. Рефлексия


Ход урока

I. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5». 

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа по карточкам

Карточка №1

Соедини стрелками тип гор и их название.

Молодые горы



Старые горы

Уральские горы

Кавказские горы

Саяны

Алтай

Вулканы Камчатки


Карточка№2

2. Блицопрос

  • Покажите на карте и назовите горы на территории России

  • Покажите на карте известные вам равнины

3. Работа в группах

  • почему люди часто говорят словами Владимира Высоцкого "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал"?


III. Формулировка темы и цели урока

«Над Россией солнце светит, 
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»

Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам  в этом наша незаменимая помощница – карта.


  • О чем будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки.


1. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)


2.Давай-ка слово назовем:

Большой природный водоем,

Что заперт прочно берегами.

Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро)


3.Эта лента голубая,

Неспокойная такая,

Меж лесами вьется

И о берег бьется.

Манит лента рыбака.

Что за лента? То … (река)


  • Какова тема урока? (Моря, озера и реки России)

  • Какие умения и навыки нам пригодятся? (умения рассуждать, наблюдать,

  • делать выводы, дружно работать.)

  • Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

  • Что мы будем делать для достижения этой цели?

  • Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

  • Сегодня мы будем говорить не просто о водоемах, а о водоемах нашей Родины – о её морях, озерах, реках. Мы совершим путешествие по водным просторам.


Родины – о её морях, озерах, реках. Мы совершим путешествие по водным

просторам.


IV. Постановка учебной задачи.

Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? (Ученики выдвигают свои предположения). Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды.

Мы знаем, что Россия богата земельными ресурсами. (Россия занимает 1 место в мире по территории, 2 место-Канада, 3 м.- КНР, 4 м.- США)

  • А как вы думаете, богата ли наша страна водными ресурсами? (да,  по карте видно, что много морей, озер, рек).

  • Какие моря, озера, реки России вы уже  знаете? Возможно, на каких-то из них  вам довелось побывать? Расскажите об этом. Молодцы, Хорошо, озера, реки России знаете, можете рассказать про них.

  • А вы можете показать на карте эти объекты? Да, покажите.

  • Что мы не умеем, ребята?

  • Задача нашего урока какая:

1. Находить и показывать на карте географические объекты;

2. Рассказывать о географических объектах по карте; (получить информацию по карте)

3. Отмечать географические объекты на контурной карте.


V. Изучение нового материала

1 . Моря

Н а прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам (по ходу объяснения на карту прикрепляются кораблики).

– Что называют водными просторами? 

Как называются самые большие водоемы? 


– Сколько океанов на нашей планете? (Показ по карте)

– Какой океан самый маленький  и какой океан самый глубокий.  Нужно  правильно вставить букву в словах ребуса. 

1Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте)  Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.

2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океанаЧукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море.


– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)


3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море.

О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.

– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)

– Какое море наименее соленое? 

Работа в группах

Задание: Прочитать статью, найти на карте моря определенного океана.

1 группа – моря Северно-Ледовитого океана;

2 группа – моря Тихого океана;

3 группа – моря Атлантического океана.

Приготовить ответ по плану.

План:

1.Название океана и морей.

2.Моказать на карте.

3.Интересные сведения.

2 . Озера.

Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. (Кораблики другого цвета прикрепляются на карту) Сколько на земле озер? 


На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?

Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. 


Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.


Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище. 

– Какое озеро самое большое в мире? 

Каспийское море.

Самостоятельная работа в паре.

- Прочитайте самостоятельно статью в учебнике на странице 73-74 и заполните таблицу.

Название озера

Отличительные особенности

1.Озеро Байкал


2.Каспийское


3.Ладожское и Онежское



VI. Физкультминутка

Море волнуется раз,

М оре волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура замри


VII. Продолжение работы по теме

3. Реки. 

Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)


П еред нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.

- Реки, как и озера – богатство и украшение России. В нашей стране более 2 миллионов рек. Из них около 200 – большие (длиной свыше 500км). На берегах рек издавна строились деревни, города. Столица России тоже стоит на реке, которая так и называется – Москва-река.


Самостоятельная работа. 

Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит  карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по учебнику и Атласу в парах.)


I вариант : ____________ - это самая крупная река Восточно-Европейской

Равнины. На Севере есть реки Северная __________ и __________ .

На юге Д_____ и У_______ , а в центре К_________ и О________ .


II вариант: Крупными реками Западно - Сибирской равнины являются ________

и ______________ . Обе реки впадают в К____________ море.

Река _______ имеет много притоков, одним из них является И________

Река Е_________ берет свое начало в Саянах.



III вариант: Крупные реки Средне- Сибирского плоскогорья Л_______ и А_______

Еще приток Енисея- А_________. Реки Л_______ , И____________

и К_____________ несут свои воды в С____________________ океан,

а А_________ в Охотское море.


VIII. Закрепление изученного материала

1. Викторина

( Ответы сопровождаются показом по карте)

Назовите океаны, омывающие Россию.

Назовите моря Тихого океана.

Назовите моря Северного Ледовитого океана.

Назовите моря Атлантического океана.

Какие самые крупные озера страны запомнили?

Назовите реки Восточно-Европейской равнины.

Назовите реки Западно-Сибирской равнины.

Назовите реки Среднесибирского плоскогорья. 

Вода какого озера самая чистая?

Какое озеро имеет соленую воду?


2. Игра «Капитаны»

Проложите морской путь из Мурманска на остров Сахалин в
Охотском море.

Дети играют в парах, ведут записи в тетрадях.


IX. Итог урока

Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.

На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой –  воду! 


X. Домашнее задание

Творческие задания на выбор:

1. Привести примеры использования человеком в хозяйственных целях морей, озер и рек.

2. Подобрать высказывания, пословицы и поговорки о морях, озерах и реках России.

3. Используя материал учебника (с. 72-77) составить вопросы для викторины или кроссворд.


XI. Рефлексия

- По каким просторам нашей Родины мы совершили путешествие?

-Кто хочет продолжить высказывание?

Я узнал …

Я запомнил …

Меня удивило …

Мне было интересно …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!