СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Богатства природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Богатства природы"»



МКОУ «Тарумовская СОШ»







Открытый урок по окружающему миру

в 1 классе


на тему:










Учитель: Ткачёва С.В.






Тема: Богатства природы.

Цели: 1. познакомить с природными богатствами нашей родины,

дать представление о богатствах природы Дагестана.

2. рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы

для человека.

3. воспитывать у учащихся бережное отношение к природ-

ным богатствам нашего края, уважение к труду.


Ход урока.

1. Орг. момент.

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло - голубое.

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это всё вокруг… (природа)


А что такое природа?


2.Актуализация знаний и определение темы урока

Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня мы совершим путешествие по просторам нашей Родины. Нам сегодня пригодится умение наблюдать и знания, которые мы получили на прошлом уроке. Давайте вспомним:

- Как помогают друг другу город и деревня? (В селах люди выращивают растения и животных, обеспечивают горожан пищей. А город даёт селу вещи, которые сделаны на заводах и фабриках)

- Назовите правила перехода улицы, дороги?(переходить дорогу можно только по переходу на зелёный сигнал светофора. При переходе улицы вначале надо посмотреть налево, а затем – направо. Нельзя играть и бегать около дороги. Автобусы и троллейбусы надо обходить сзади, а трамвай спереди.)

- Что обозначают сигналы светофора?

- Что обозначают эти дорожные знаки?


Нас окружает много разных предметов и вещей. Давайте вспомним, как некоторые предметы пришли к нам.


Булочка – чем она была в начале своего пути? (зерном)

- Люди, каких профессий помогают нам получать хлеб? (тракторист, хлебороб, комбайнёр, мукомол, пекарь, шофёр, продавец).

-Могло бы зёрнышко вырасти без помощи природы?

- Что помогло ростку пшеницы вырасти? (почва, вода, воздух, солнце).

Альбом – чем он был и откуда пришёл к нам? (деревом, пришёл из леса)

- Кто помог ему стать альбомом? (человек)

- Что помогло дереву вырасти? (природа)

-Какое полезное ископаемое помогло создать гвоздь?

- Кто из железной руды сделал гвоздь? (человек)


Лист бумаги и карандаш, стол и стул были когда – то деревьями в лесу. Различные железные предметы появились благодаря – месторождениям железной руды. Бензин для машин был раньше нефтью, которую люди добыли из – под земли, из нефтяного месторождения. Прозрачное оконное стекло было речным песком.

- Благодаря кому и чему мы имеем все эти и многие другие предметы? (человеку и природе)

О каких же богатствах пойдёт речь на уроке? (о богатствах природы)


3.Физминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберём в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять будем дружно мы скакать».

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть.


4. Совместное открытие нового.

Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Давайте отгадаем загадки и выясним, что нужно для жизни человеку.


Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце)

- Что солнце даёт человеку? (свет и тепло)


На плакат прикрепить таблички солнечный свет и тепло.


О какой силе природы сказано: «… ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе?» (о ветре)

- Как человек использует силу ветра? (силу ветра используют мореплаватели, ветер нужен и в парусном спорте, с помощью ветра работают ветряные мельницы)

На плакат прикрепить табличку ветер


Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы не было беды, жить нельзя нам без… (воды)





-Как же человек использует воду? (готовит еду, стирает, умывается, поливает растения, по рекам передвигает водный транспорт, перевозит грузы)


На плакат прикрепить таблички вода, течение реки.


-Хотите узнать ещё одно значение воды?


Силу воды люди научились превращать в электричество и пускать его по проводам на заводы и в дома. На больших реках строят ГЭС. В Дагестане протекает 3 крупные реки: Терек, Сулак, Самур. В республике есть 6 ГЭС.

На реке Сулак построены 2 ГЭС – Чиркейская, Чирюртская. Самур является 2 по величине рекой в Дагестане . На реке планируется строительство 3 ГЭС.


- Для чего человек использует силу воды? (для получения электричества)


Какие полезные ископаемые знаете?


В Дагестане открыты огромные запасы нефти и газа.




Добываемая здесь нефть отличается высоким качеством и поставляется в другие страны. В Южном Дагестане имеется один из крупнейших месторождений меди.



Места, где добывают полезные ископаемые, мы будем называть подземные кладовые.


На плакат прикрепить табличку подземные кладовые.


4. Физминутка.

Только в лес мы вошли, появились комары.

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем

Снова дальше мы идём, перед нами водоём.

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее.

Раз-два! Раз-два! Позади уже вода.

Руки выше поднимаем, дышим ровно, глубоко…

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса,

Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле, очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке, непоседы – шалунишки.

Но закончилась игра, и учиться нам пора.


- О ком это стихотворение? Можно ли животных и растения назвать природными богатствами?


Заселите полянку животными (ребёнок прикрепляет на плакат корову, лошадь и др. животных).


К плакату прикрепить таблички животные и растения.

Давайте узнаем, какими животными может похвастаться наша республика. Перед вами лежит карта Дагестана. Вам надо заселить её животными. (работа в парах).


Загадки.

Хитрая плутовка, рыжая головка

Пушистый хвост- краса

А зовут её… (лиса)


Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный… (Волк)


Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (заяц)


Добродушен, деловит

Весь иголками покрыт,

Слышишь топот шустрых ножек

Это наш приятель… (ёжик)


А о других животных нам расскажут ребята.


Беркут – очень крупная хищная птица. Он хватает добычу лапами и крепко держит. На лапах у него длинные , острые когти. К сожалению, беркуты встречаются теперь редко. Уцелели они лишь в недоступных горных районах. И хотя сейчас беркуты находятся под защитой, они всё равно страдают от людского вмешательства.


Выдра речная

Многие десятилетия этих животных беспощадно истребляли из-за красивого меха. Сегодня выдра встречается в некоторых природных парках. В основном они ведут ночной образ жизни. Плавают они с помощью хвоста. Выдры не только плавают в воде, но и предпринимают вылазки на берег.

Осётры живут в основном в бассейне Чёрного и Каспийского морей. Они являются долгожителями среди рыб. Например, белуга живёт до 100 лет, русский осётр до 50лет, севрюга до 30 лет. Осетровые – гиганты среди пресноводных рыб, достигают длины 4-5 метров. Во всём мире ценится осетровая икра и питательное мясо.

Пеликаны – самые тяжёлые из летающих птиц. Они имеют большой клюв, который нужен им для ловли рыбы. Часто птицы охотятся группами. Во время рыбалки пеликаны открывают клюв и ловят мешком рыбу. Гнездятся на заболоченных местах, откладывают 2 яйца и высиживают.


Павлиний глаз - одна из красивейших бабочек в Европе. Его называют «дневным», потому что самцы летают днём. Яркие пятна на крыльях павлиньего глаза не просто украшение.

Они предназначены для отпугивания главных врагов- птиц. Спокойно сидящая бабочка резко распахивает крылья, и птица пугается, а за эти секунды бабочка успевает улететь.

Мы заполнили нашу карту.

Почему рядом с изображениями животных стоит «!» (эти животные занесены в Красную книгу) Что это за книга?



Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. В неё записаны животные нашей страны, которые находятся на грани исчезновения.

Это: Кавказский тетерев, Европейская черепаха, Европейский олень, Безоаровый козёл и т.д.

Показать книгу.


Охраняется красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Кроме животных есть и другие природные богатства, требующие охраны, - это растения.

Посмотрите на тюльпан. Мне кажется, что с ним что – то случилось, лепестки не раскрашены. Давайте раскрасим его, может быть мы тогда и узнаем, что произошло? (на лепестках слово «Помоги!»)

О чём просит нас это растение? (просит о помощи, просит спасти его.)

Кто повинен в том, что растения стали редкими? (человек)

Сейчас ребята расскажут нам о некоторых редких растениях.

Тюльпан

Просторные степи – родина диких тюльпанов. Подобно разноцветным драгоценным камням они сияют в степи. Их вид дарит людям надежду на дождливое лето и лучшую жизнь. Когда весной первые солнечные лучи растапливают снег, луковицы пускают ростки. В результате с апреля по май степь становится подобна яркому цветущему ковру.


Пион тонколистый

В Китае его называют цветком благородства и почёта, преподносят друзьям как знак добрых пожеланий. А в Индии и Пакистане его считают символом неуклюжести и глупой гордости. А ещё иногда его считают соперником розы.



Редкими стали: берёза Раде, тис ягодный, колхиникум, смоковница, плющ, касатик остродонный.



Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок

Если все: и я, и ты, - если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.


Что растения дают человеку? (кислород, питание)

Что необходимо для роста растений? (солнечный свет, тепло, вода, воздух, почва)


На плакат прикрепить слова воздух, почва.


5. Закрепление.

Итак, все природные богатства появились на плакате. Природные богатства очень разнообразны. Чтобы лучше запомнить, разделим их на группы.

- Как вы думаете, что относится к живым природным богатствам? (растения, животные)

- К неживым? (воздух, почва, вода, подземные кладовые)

- К силам природы? (ветер, солнечный свет, течение рек )

-Что случится, если природные богатства исчезнут? (всё живое погибнет)

-Что надо делать, чтобы этого не произошло? (бережно относиться к ним)

Земля, ребята, наш общий дом. Взрослея, осознаёшь, что ясное небо и чистый

дождь, ветер, безбрежный океан и чистый ручеёк, вековой лес и самая малая травинка, всякий зверь и птица, рыба и букашка – всё нуждается в любви и понимании. Всё должно жить.

Но жизнь не может быть полной, если мы, люди, будем только брать у природы.

Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.

Будем же беречь наш прекрасный общий дом – нашу землю, нашу природу!


Звёзды и рыбы, вольные птицы, -

Всё чем богата планета Земля,

Всё, что живёт или только родится, -

Это всё наша большая семья.

Сын беспокойный прошедшего века

В тайны природы проник глубоко,

Кроме тебя защищать её некому.

А бессердечно поранить легко.


6. Итоги + самооценка


Мы сегодня узнали много нового, много интересного. Оцените свою работу на

уроке. На столах у вас лежат цветочки. Давайте заселим ими полянку. Если вы считаете, что поработали отлично –

возьмите красный цветочек, если думаете, что могли бы лучше –

синий. Приклеим цветы на полянку.

Потрудились вы не зря, вам спасибо от меня!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!