Предмет: Окружающий мир
Тема: «Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и
труде людей»
Задачи урока: тренироваться с определением времени, повторить признаки осени; учиться давать характеристику времени года; уметь устанавливать связь жизнедеятельности растений и животных осенью.
Планируемые результаты: понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; уметь определять время по часам; научиться выявлять сезонные изменения в природе.
Предметные УУД: уметь понимать и показывать время на часах; знать признаки сезонных изменений (осень) в живой и неживой природе; видеть изменения в жизни человека в зависимости от времени года.
Познавательные УУД: уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций;
уметь выявлять сущность, особенности объектов, анализировать связь между ними, делать выводы; уметь устанавливать аналогии; уметь обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, а также задавать вопросы, адекватные данной ситуации; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; слушать друг друга, быть терпимым к другим мнениям; уметь слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; понимать цель выполняемых действий; планировать собственную учебную деятельность; корректировать выполнение своей работы согласно поставленной задаче; уметь подчинять свои желания правилам игры; уметь определять цель деятельности на уроке; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Ход урока:
1. Повторение изученного.
Практическая работа с моделью часов.
- Какие стрелки обычно используются в часах?
- Сколько минут пробежит минутная стрелка от деления с цифрой 1 до 2?
- Как называют часть часа, равную 15 минутам? (четверть) А 30 минутам? (полчаса)
- Покажите на своих часах ровно 3 часа. 5 часов 15 минут. Половину восьмого. Полночь. А теперь полдень. 6 часов вечера. А теперь 6 утра. Четверть седьмого. Без четверти 10.
Отлично!
Самостоятельное формулирование темы урока.
Время, время, время…. Мы неразрывно связаны с ним всю нашу жизнь. Оно же и поможет нам сформулировать следующую тему урока. Отгадав кроссворд, вы сами сможете мне сказать, о чем же мне хотелось бы сегодня с вами поговорить.
Кроссворд:
1. 45 минут, за которые в школе можно узнать много нового и интересного (урок).
2. Первого числа этого месяца начинается учебный год (сентябрь).
3. 100 лет. Как сказать по-другому? (век).
4. Самый маленький промежуток времени (секунда).
5. Ровно 12 часов дня (полдень).
В закрашенном поле получается слово ОСЕНЬ. Тема урока – «обобщение знаний и наблюдений за осенними изменениями в природе» (примерная формулировка).
Слайд 1.
2. Презентация с обсуждением.
Слайд 3. Изменения, происходящие в неживой природе.
Уменьшение длины светового дня, температуры (вплоть до заморозков), учащение осадков, появление туманов.
Слайд 4. Изменения, происходящие в живой природе. Что относится к живой природе?(растения, животные, человек)
Слайд 5. Меняется окраска листьев. Почему они опадают? Листья у растений бывают самые разные (пример настоящего маленького и огромного листьев).
Слайд 6. Все ли птицы остаются с нами зимовать? Почему? (понижается температура – становится меньше насекомых, меньше семян и ягод – птицы улетают на юг) Как называются птицы, улетающие на юг? Как называют тех птиц, которые остаются в городах?
Слайд 7. Проверьте себя.
Слайд 8. Перелетные птицы. Почему они летят косяком или клином? Птицы могут лететь не только клином (косяком), но и гуськом (как думаете, почему так назван этот способ?) или в ряд.
Слайд 9. Как меняется жизнь зайцев.
Слайд 10. Белка.
Слайд 11. Лиса.
Слайд 12. Еж.
Слайд 13. Медведь.
Слайд 14. Как меняется жизнь и труд человека осенью. На полях идут уборочные работы. Подсолнечник.
Слайд 15. Картофель.
Слайд 16. Пора убирать зерновые.
Слайд 17. В садах созрели фрукты.
Слайд 18. А у ребят начинается новый учебный год.
3. Физкультминутка.
Осенняя физкультминутка.
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
4. Работа с учебником. Словарная работа.
Чтение материала на стр.28-31 с комментарием. Цель – проверить, обо всех ли осенних изменениях мы вспомнили во время презентации. Знакомство с понятием – день осеннего равноденствия.
Обратите внимание на понятие «ледостав». Как вы думаете, что оно может означать? (лед встает, т.е. образуется). А весной произойдет обратное явление – когда лед, наоборот, ломается, тает. Как оно называется? Ледоход, когда лед под воздействием течения, температуры воздуха и ветра вскрывается, и начинается движение льдин по течению перед окончательным таянием льда.
5. Итог урока. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок? Как вы думаете, как вы работали сегодня на уроке? Чтобы оценить свое настроение, у вас есть кружок рядом с кроссвордом. Используйте «осенние» цвета. Закрасьте кружок
- зеленым цветом, если на уроке вам все было понятно и задания давались легко,
- желтым – если было понятно почти все, а некоторые задания вызвали трудность, и –
- красным – если урок оказался для вас сложным или скучным.
Можете нарисовать рожицу.
А я думаю, что все сегодня молодцы!