- обучающие: дать представление об особенностях зоны арктических пустынь, животном и растительном мире этой зоны, некоторых экологических связях;
-развивающие: расширить кругозор детей, внимание, наблюдательность, умение анализировать, классифицировать и обобщать новую информацию, развивать устную речь;
-воспитательные: воспитывать экологическое мировоззрение, коммуникативную культуру младших школьников.
Этапы урока Время (в мин.) на этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Доска и оборудование |
I. Организационный момент. 2 мин | -Ребята , у нас а уроке присутствуют гости. Наклоном головы поприветствуйте их. Дети стоя приветствуют гостей Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку "пять"! -Вы готовы? Присаживайтесь, пожалуйста. | Приветствуют гостей. Слушают -Да. Присаживаются за парты. | Слайд 1 |
II. Актуализация опорных знаний 7 мин | -Ребята, на прошлом уроке мы начали изучение большой темы «Природные зоны России» . -Сейчас мы проверим ваши знания с помощью теста, который вы будете выполнять в паре. На каждой парте есть проверочный лист. Заполните его пожалуйста, запишите свои имена. -Теперь вы можете приступить к работе, но помните о правилах работы в паре. | Работают в парах. Выполняют тест. | Карточки для работы в паре |
-И так время на выполнение теста окончилось, давайте выполним проверку. -Во время проверки, ставьте около ответов плюс, если ответ правильный, минус- если не правильный. | Выполняют проверку | Проверка на слайде Слайд 2 |
-Ребята оцените свою работу с помощью сигнальных треугольников. | Оценивают свою работу | |
Командиры каждой группы соберут ваши листочки и передадут их мне, для более тщательной проверки .После нее я смогу назвать вам ваши оценки. | Командиры собирают листочки с тестом | |
III. Сообщение темы и целей урока. 5 мин | - Ребята, посмотрите на картинку на слайде. Вы узнали их ? Назовите героев, из какого они мультфильма? | Да, Умка и его мама Мулт. «Умка». | Слайд 3 проектор |
-Посмотрите внимательно, какое интересное явление наблюдал Умка ? -Загадку про это явление нам загадает Катя. | Ученица читает загадку Что за чудо-чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит-пылает пламя Над сверкающими льдами! Кто зажег огонь чудесный, Золотой костер небесный? Никого за тучей нет. Это с неба льется свет. - Что же это? | Слайд 4 |
- Где можно наблюдать такое явление? | -На северном полюсе -Арктике | |
-Как думаете, почему мы начали урок и вспомнили героев этого мультфильма? | Будем изучать эту зону. Зону арктических пустынь | |
- Попробуйте сформулировать тему урока ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКЕ | Зона арктических пустынь | |
-Что нам предстоит узнать о зоне арктических пустынь. -Давайте поставим цели: | 1.Почему в арктической зоне суровые климатические условия? 2.Какие растения и животные населяют арктическую пустыню? 3. Есть ли там люди и что они там делают? | Слайд 5 |
IV. Изучение нового материала. 8 мин Работа по карте “Природные зоны России” | Откройте учебник на стр.72-73 Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь. – Каким цветом она обозначена? -Зону Арктических пустынь называют АРКТИКОЙ, Ледяной зоной, Зоной Крайнего Севера. – Что вы можете рассказать по географической карте об этой зоне? -А теперь послушайте новую , важную информацию по теме урока. Презентация 2 ученицы и учитель 1. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. 2.Над океаном дуют сильные ветры, бушуют метели, свирепствуют морозы. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров. 3.Льды Арктики имеют огромное значение для климатической системы Земли. Ледяная шапка отражает солнечные лучи и таким образом не даёт планете перегреться. 4.Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют“холодильником” нашей страны. 5.Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. 6.Зимой температура воздуха понижается до – 600С, в ледяной зоне наступает полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнца совсем невидно, полная темнота! В небе светит луна и мерцают звезды. 7.Летом температура поднимается только до +40 С и наступает полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. 8.В Арктике имеется огромное количество неразработанных месторождений — нефти и газа. При этом добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна с точки зрения экологии. Потому что там очень суровые климатические условия. 9 Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), В XI (11) веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана и открыли остров Новая Земля, остров Шпицберген, остров Медвежий. 10. В середине 18 века в результате Великой северной экспедиции всё сибирское побережье Северного Ледовитого океана было описано и нанесено на карты. Началось его освоение и исследование. | Открывают учебник Серо-синий цвет Рассматривают карту природных зон в книге и на слайде -Она находится на севере нашей страны -Она расположена первой , если смотреть с севера на юг. -Она включает в себя Северный ледовитый океан и острова , часть , край материка. Просматривают слайды и слушают информацию | Карта «Природные зоны» на слайде Слайд 6 Слайд 7-16 |
V.Физкульт минутка 2 мин | Ребята, вы наверное засиделись. Давайте разомнемся. Я иду, и ты идешь…… | Дети выполняют движения | Слайд 17 |
VI. Закрепление изученного материала. 1.Работа в группах 12 мин 2. Презентация работ групп | Мы с вами изучили особенности географического положения Арктики, природные условия этого края, а дальнейшее изучение этой зоны вы продолжите в группах. – Сейчас я предлагаю вам познакомиться с материалом учебника, чтобы продолжить нашу работу и получить больше информации об этой зоне. -Каждая группа будет выполнять свою роль. ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ ВРУЧАЮТСЯ КОНВЕРТЫ 1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | БИОЛОГИ | ТУРИСТЫ | ЭКОЛОГИ | 1.БИОЛОГИ. Используя текст на стр. 80-81 «Жизнь в ледяной пустыне» и иллюстрации на стр. 78-79 подготовьте ответы на вопросы , которые находятся в вашем конверте. Вам предстоит выяснить: А)Какие растения прижились в Арктике? Б) Почему живут только эти растения? В) Как они приспособились к таким условиям? Г.)Какие животные обитают в Арктике? Д) Чем они питаются? 2.ТУРИСТЫ Воспользуются дополнительным материалом, у вас на партах лежат папки с информацией . которая поможет вам в работе. Ответьте на вопросы в папке. -Есть ли люди в Арктике? - Чем занимаются люди в Арктике? -Какие вещи необходимо взять с собой в Арктику? 3. ЭКОЛОГИ Используя учебник стр. 81-82 « Арктические пустыни и человек» выясните ответы на следующие вопросы: - Каково влияние человека на Арктику? Есть ли там экологические проблемы? Как они решаются? Ваши предложения по решению экологических проблем. -Молодцы, группы поработали очень хорошо, провели очень интересное исследование и добыли много информации. | Используя имеющий материал, собирают информацию Используя имеющий материал, собирают информацию Используя имеющий материал, собирают информацию Каждая группа презентует своё исследование | Учебник Слайд 18 |
VII. Подведение итога урока. Рефлексия. 4 мин | – С какой природной зоной познакомились на уроке? -Скажите, ребята Цели урока которые мы определили в начале нами достигнуты? Проверим. 1.Почему в арктической зоне суровые климатические условия? 2.Какие растения и животные населяют арктическую пустыню? 3. Есть ли там люди и что они там делают? Ребята, продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал(а)…… Урок был интересным (скучным)……. Объявление оценок за урок. ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ С ПОМОЩЬЮ СИГНАЛЬНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ. Молодцы! Спасибо за работу. | | Слайд 19 с ЦЕЛЯМИ Слайд 20 |
VII. Дифференцированное домашнее задание. 3 мин | 1.Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику. 2.Приготовь сообщение о птицах или животных, которые обитают в Арктике. Индивидуальное задание. Составить презентации на тему «Заповедник остров Врангеля» | | Слайд 21 |