Конспект урока по обществознанию в 6 классе по теме: «Что такое экономика?»
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цели урока: рассмотреть экономическую сферу общественной жизни; знакомство с понятием «экономика», его многозначностью.
Задачи урока:
- обеспечить усвоение знаний учащимися по теме урока;
- рассмотреть главные задачи экономики
Основные понятия и термины: экономика, производство, производитель, потребности, потребитель
Оборудование:
1. Учебник: А. И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. Учебник для 6 кл. общеобраз.учрежд., 11-е изд.,- М.: Русское слово, 2008
2. Мультимедийное учебное пособие по курсу обществознание. ЗАО «Новый диск», 2014 г
3. Компьютер с мультимедийным проектором.
Продолжительность урока: 40 минут.
Ход урока
Орг. момент
Подготовка к усвоению материала
Уч-ль: ребята, посмотрите, пожалуйста, фрагмент из м.ф «Буратино »
1. Что делают герои мультфильма?
2. Что очень заинтересовало лису и кота? Что им хотелось забрать?
3. Каковы были желания Буратино?
Уч-ся:
Деньги
Купить куртку и Азбуку.
Уч-ль: совсем недавно начался уч. год. Вспомните, как вы с вашими родителями готовились к нему. Что вы делали?»
Уч-ся: приобретали школьную форму, тетради и др.
Уч-ль: а что вам для этого понадобилось?
Уч-ся :деньги
Уч-ль: А где вы их взяли?
Уч-ся: родители заработали
Уч-ль: А как вы думаете, есть ли наука, которая и занимается изучением товаров, денег, заработной платы и т.п.
Посмотрите на слайд и попробуйте составить из приведённых греческих слов название науки, которая и занимается изучением товаров, денег, заработной платы и т.п.( 1 слайд)
Ойкос –хозяйство , номос – закон
Уч-ся: предпол ответ : законы ведения хозяйства, ЭКОНОМИКА (2 слайд)
Уч-ль: итак, тема нашего урока «Что такое экономика?» ( 3 слайд)
Уч-ся: записывают тему урока в тетради.
Уч-ль: А теперь давайте подумаем, что мы должны узнать сегодня на уроке?
Помощь в формулировке целей:
Знать определение понятия «экономика», «потребитель», «производитель».
Выяснить основные законы экономики. ( 4 слайд)
Это цели на несколько наших уроков, посвящённых экономике.
Усвоение новых знаний и умений
Давайте вернёмся к греческим словам Ойкос-хозяйство ,дом, номос – закон и сформулируем определение понятия ЭКОНОМИКА.
работа с учебником. С49-50 (5 слайд)
Заполнение схемы либо таблицы (записывают в тетради, либо на листах ) (6 слайд)
Экономика – хозяйство в широком смысле этого слова |
Домашнее хозяйство | Хозяйство предприятий | Хозяйство городов | Хозяйство государаства |
Экономика – рационально организованная деятельность людей направленная на Создание предметов и услуг Удовлетворение потребностей людей в: -пище, одежде, жилище -получении образования итд… |
IV Физ. Минутка
Знакомство с понятием потребности
Уч-ль: Вернемся к нашим героям из м.ф «Буратино»
Уч-ль: Для чего нужны были Буратино куртка и Азбука?
Уч-ся: Папе Карло подарит, т.к. холодно, учиться идт
Уч-ль: Другими словами куртка и Азбука должны были принести пользу своим владельцам, они их будут использовать, т.е. ПОТРЕБЛЯТЬ. Нужда человека в чем-либо называется ПОТРЕБНОСТЬ, а сам человек…
Уч-ся: ПОТРЕБИТЕЛЬ (7слайд)
Уч-ль: А откуда берутся вещи, которые мы потребляем?
Уч-ся: Их кто-то изготавливает, производит.
Уч-ль: Производство – процесс создания разных видов товаров и услуг, предназначенных для продажи.
Кто может выступать в роли производителя?
(Производители – человек, семьи, фирмы, государство ) (8слайд)
Уч-ль: Итак, подводим первый итог.
Вернемся к тому, что экономика - рационально организованная деятельность, направленная на создание предметов и услуг и удовлетворение потребностей людей (9 слайд)
Соответственно, на какие группы можно разделить все население?
Уч-ся: производители и потребители.
Составляем схему, записываем в тетрадь.
Экономика включает в себя 2 группы населения:
Потребитель производитель (10 слайд)
А как вы думаете, производитель может быть потребителем?
Уч-ся: производитель (выпекая хлеб, собирая автомобили) в роли потребителя ( покупая в магазине одежду или делая прическу в парикмахерской)
Уч-ль: т.е. это не раз и навсегда закреплённая за человеком позиция. Он может быть и производителем, и потребителем.
Уч-ль: Ребята, вспомните « Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, вспомните как росли желания главной героини-старухи.
Сначала корыто, затем изба, потом высокий терем…
И действительно, кому из нас не хочется получать все, что он желает…
Давайте вернемся к ситуации с 1 сентября, все ли вы могли себе позволить, чего вам хотелось, при покупке тех или иных вещей,
Уч-ся: нет, зависело от средств
В нашем современном общаестве наши желания и потребности постоянно растут, а материалы, ресурсы, из которых изготавливают различные товары ограничены, например, природные,(нефть,газ, уголь) ,вы назвали денежные ресурсы
Наши потребности безграничны, а используемые в хозяйстве природные, трудовые, денежные ресурсы ограничены.
Какой вывод мы можем сделать из этого?
Уч-ся: нужно организовывать производство разумно (рационально), учитывать ограниченность ресурсов???(обратить уч-ся к заполненной схеме)
Уч-ль : Представьте, что вы в будущем решили заняться каким-либо производством в нашем селе
Например, производить молоко, картофель, хлеб…
Что вы будете делать?
Уч-ся:
- определить, что он будет производить?
- подумать, как нужно организовать производство? ( какие природные ресурсы, материалы, техника, технология изготовления, деньги итд)
- решить для кого будут произведены товары или услуги? ( кто будет их покупателем, потребителем?)
Уч-ль: итак, принято выделять три главных вопроса экономики
Что производить?
Как производить?
Для кого производить? ( 11 слайд)
Уч-ся : записывают в тетради три главных вопроса экономики
Закрепление изученного материала
Уч-ль: а теперь подумайте и скажите – так зачем же нам надо учить экономику ?
Уч-ся: Знать как себя вести с продавцами, как правиль сделать покупку, не быть обманутыми ни продавцами, ни производителями.
(12 слайд)
Уч-ль: Давайте теперь вы самостоятельно выполните задание в печатной тетради и этим проверите себя – насколько вы усвоили новый материал.
Откройте рабочие тетради на с. 26, задание № 3. Выполните его.
Уч-ся: выполняют задания в раб тетр
Подведение итогов
Уч-ль: Давайте посмотрим на цели, которые мы с вами сформулировали в начале урока.
Какой цели мы уже достигли?
Уч-ся: Узнали определение понятия «Экономика» и многих других.
Уч-ль: Вторая цель нами достигнута?
Уч-ся: Пока нет. Мы с вами обязательно всего добьёмся на след. уроках, посвящённых экономической сфере общества.
Д.з Прочитать: & 7. Выучить словарь урока (записи в тетради), практикум №2, с. 53.(11 слайд)