СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по обществознанию на тему "Деятельность человека "

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по обществознанию на тему "Деятельность человека "»


Дербентский район

МКОУ «Сабновинская СОШ»











Открытый урок по обществознанию на тему :

«Деятельность человека»

(6-б класс)

Провел учитель истории и обществознания

МКОУ «Сабнавинская СОШ»

Фарманов Найил Зульфугарович

25.10.2017 год











Тема урока: Человек и его деятельность

Класс: 6 класс

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать знания о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях.

  • Изучить структуру деятельности

  • Рассмотреть виды деятельности.

Развивающие:

  • Работать над развитием устной речи;

  • Развивать навыки работы с текстом учебника и дополнительным материалом, умение выделять главное, делать выводы.

Воспитательные:

  • Формирование интереса к обществознанию;

  • Сформировать у детей уважение к труду.

  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Тип урока:

урок изучение нового материала.

Методы обучения:

наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы обучения:

индивидуальная, фронтальная

Оборудование:

  • Учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2016 г

  • Презентация: «Человек и его деятельность»

  • Компьютер

  • Проектор

План урока:

  1. Что такое деятельность.

  2. Структура деятельности

  • Цель

  • Средства

  • Деятельность

  • Результат

  1. Виды деятельности

  2. Подведение итогов

Основные понятия:

Деятельность, цель, результат;

Формируемые УУД

Предметные:

  1. Формируется представление о деятельности человека.

  2. Применение понятийного аппарата (деятельность, цель, результат, мотив).

  3. Понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека;

  4. Устанавливать причинно-следственные связи;

  5. Формирование умения работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы;

  6. Уметь высказывать собственное мнение и суждения.

Метапредметные:

  1. Познавательные:

  • Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели;

  • Анализировать вопросы, формулировать ответы.

  • Осуществлять поиск дополнительной информации;

  • Учатся сравнивать, обобщать факты и явления;

  • Давать определения понятиям.

  1. Коммуникативные;

  • Участвуют в коллективном обсуждении проблем;

  • Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;

  • Формулируют точку зрения.

  1. Регулятивные:

  • Принимают и сохраняют учебную задачу;

  • Учатся составлять план последовательности действий

Личностные:

  1. Сравнивать разные точки зрения;

  2. Оценивать собственную учебную деятельность;

  3. Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни.


Ход урока

1. Организационный момент: 

Учитель настраивает учеников на учебную деятельность. Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих.


2. Повторение пройденного материала 

  1. С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Человек познает мир)

  2. Что же предполагает это выражение «Познай самого себя»? (Человек должен познать себя также и для того, чтобы реализовать свою миссию, своё предназначение, которое у всех одинаково – отдавать, то есть любить, учиться прощать, быть терпеливыми, проявлять добро, нести свой свет и любовь.)

  3. Почему так важно самосознание для всех нас, что такое самосознание?

А) (Самосознание - это осознание человеком себя как индивидуальности)

Б) (Самосознание – это непрекращающиеся этап изучения, контроля, оценки человеком собственной деятельности. Процесс самосознания бесконечен, так как человек постоянно меняется)

  1. А еще нам правильно оценить себя помогает самооценка? Что такое самооценка? Какой она бывает? 

А) (Это способность оценивать себя, свои достоинства и недостатки, свое место среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.)

Б) Самооценка может быть: ложная или правильная, завышенная и заниженная.

5. А какую оценку вы ставите себе? (Ученики отвечают) Итак, в жизни важно научиться видеть и оценивать себя. Критическое отношение к себе – это хорошо. Нужно стараться оценивать себя правильно. Чтобы повысить свою самооценку, какие слова мы должны себе говорить? (Ученики отвечают)

6. У вас было на дом задание № 5, заполнить схему «Определить свои способности и поступки и то, что еще не получается у вас». К какому выводу мы пришли на прошлом уроке? Какое выражение вы взяли для себя на заметку?

7. Работа с рисунками учебника – стр. 25-26. Ответы на вопросы.


3. Изучение нового материала 

Постановка цели урока в начале или в процессе урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А) Учитель организует игру «Доскажи предложение»:

Чем занимается взрослый человек? Взрослый человек …(трудится)

Подросток … (учится)

Ребенок … (играет)

Шофер … (водит машину)

Б) Больше дела – меньше слов.

Всякая работа мастера хвалит.

Глазам страшно, а руки сделают.

Баловством хлеба не добудешь.

Торопливый дважды одно дело делает.

Без труда нет плода.

О чем все эти пословицы? (о труде человека)

Учитель – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученики дают свои ответы.

Учитель, обобщая их, объявляет тему урока - “Человек и его деятельность” и предлагает её записать в тетрадь (тема урока записывается на доске).

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, что такое деятельность человека, какое значение в жизни человека имеет его деятельность, структуру деятельности и виды деятельности.

Посмотрите вокруг себя. Дом где мы живем, одежду которую мы носим, книги которые мы читаем, пища которую мы едим, - все это создано людьми. Все что нас окружает, это и есть результаты труда, деятельности человека. Чтобы добиться результатов, человек должен не только применить все свои умения, (волю, целеустремленность, уметь преодолевать трудности), но и разум.

Учитель: Давайте познакомимся с этим новым понятием. Подберите к слову “деятельность” синонимы. Вы будете называть их, а я записывать на доске. За тем мы попробуем дать определение слову “Деятельность”

(Технология “Снежный ком) Ученики называют синонимы, учитель записывает их на доске (труд, действия, дела…)

Учитель – Записав все предложенные слова, предлагает ученикам ответить на вопрос “Что же такое деятельность?”

Ученики предлагают свои варианты ответов – деятельность это труд, деятельность это умение что то делать, это осознанный труд, занятие, присущее только людям.


Учитель: Давайте проверим по словарю, правильно ли мы понимаем значение этого слова.

Ученики открывают словарь (учебник стр. 108) и читают определение слова «деятельность» после чего записывают его в тетрадь.

“Деятельность – способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе”.


Учитель - Прочитайте название п.2 §3 учебника.

- Как вы поняли смысл поговорки?

(ученики отвечают)

Вы можете сказать, что не только человек может трудиться. Но и животные, насекомые. Приведите примеры?

Ученики приводят примеры – бобер строит платину, пчела строит соты, муравьи – муравейники.


Учитель: И делают они это так хорошо, что можно позавидовать их мастерству. Но пчелы умеют строить только соты, а муравьи – только муравейники. Ни одна пчела, ни пчелиный рой не построят даже маленького муравейника, а муравьев не научишь и не заставишь работать в улье. Почему? (Ученики отвечают, что у животных нет разума, все действия животных основаны на инстинктах). Правильно, насекомыми руководит инстинкт, они не умеют думать. А человек? Человек изменяет мир, он создает то, чего нет в природе: радио и самолет, автомобиль, ракету, пишет стихи, сочиняет музыку. Это на первый взгляд не совсем важно, но без этого мы не представляем свою жизнь. А если у него не все сразу получается, он подумает, поучится и сделает. Этого ни одно животное никогда не делает и не сможет сделать.


Учитель - Но почему же человек занимается деятельностью? (чтобы удовлетворить свои потребности).

Что же такое потребности?

Ученики отвечают. (То в чем человек нуждается).

А что же надо делать, чтобы удовлетворить свои потребности? (работать)

А чтобы работать (учиться, получить знания)


Учитель: А теперь давайте познакомимся со структурой деятельности человека. Структура деятельности состоит из четырех компонентов. Чтобы определить первую, давайте прочитаем отрывок из сказки «Алиса в стране чудес»

(Ученики читают)

«Алиса спрашивает Чеширского кота:

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

- Мне всё равно… - сказала Алиса.

- Тогда всё равно, куда и идти, - заметил Кот.»

- Была ли у Алисы цель?

- Куда она придет?

- Что же такое цель?

Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата. Практически всегда деятельность человека имеет цель.

Рассмотрим примеры: - Какая цель у учителя?

Цель врача?

- Цель строителя?

То есть, прежде чем приступить к труду человек должен поставить цель.

Что нужно для того, чтобы цель была достигнута?

Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели в процессе деятельности.

И так цель поставлена, средства есть, а теперь мы приступаем к чему? К действиям.

Действия - заранее спланированные и проводимые операции

Завершающий этап – Результат деятельности

Результат деятельности  может быть разным: Результат может быть положительным, если цель достигнута и отрицательным, если цель не достигнута. 

Рассмотрим примеры:

- Что будет результатом учебы?   (знания)         

- Назовите результат труда?        (товар)    

- Результат научной деятельности?     (идеи, изобретения)

Чтобы цель достигла положительного результата, необходимо правильно определить цель, правильно выбрать средства достижения цели, и правильно действовать.


А сейчас давайте познакомимся с видами деятельности? Для этого тоже займемся деятельностью и определим, какие виды деятельности существуют.

У вас на столах лежат карточки с заданием. Вы должны его выполнить. На эту работу вам отводится 5 минут. После выполнения задания вы должны будете рассказать, что вы делали, используя схему “Структура деятельности”.

(Приложение 1)

Ученики выполняют задания.

После завершения работы ученики представляют результаты своей деятельности, характеризуя все её этапы.


Учитель – Попробуем определить, какими видами деятельности мы занимались.

Ученики отвечают (Если ученики затрудняются назвать все виды деятельности учитель, обобщая ответы, называет их вместе с учениками: учеба, труд, игра, общение, творческая деятельность).


Учитель: о труде написано много стихотворений. Давайте прочитаем стихотворение Николая Алексеевича Некрасова “Песнь о труде” на стр. 32 учебника.

Ученики читают стихотворение и отвечают на вопросы к нему: Какими словами поэт характеризует лентяя? Как вы думаете, почему? Объясните, какая связь между трудом человека и качествами его личности, отношением к нему других людей.


4. Закрепление изученного материала.

- Что такое деятельность?

- Что нового вы узнали на уроке?

- В чем были трудности?

- Какая работа вам понравилась больше всего?


5. Рефлексия

Ученики оценивают урок.


6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание

Сделать проект виды деятельности.

Рубрика «В классе и дома» № 1, № 2, № 4.


Учитель-сегодня на уроке вы приобрели практические умения и навыки, которые, я надеюсь, помогут вам в жизни. И завершить урок я хочу словами древнегреческого философа Демокрита: “Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы”

…..что хорошие, добрые дела формируют честного человека. Честность проявляется в честных поступках……И я желаю вам вырасти честными людьми и стать достойными гражданами своей страны.





























Приложение № 1



Карточка №1

Надуть шарик.








Карточка №2

Из пластилина вылепить любую фигуру.









Карточка №3

Решить задачу: 1+2+3+4+5-6=?





Карточка №4

Нарисовать поле цветов.






Карточка №5 Решить ребус








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!