Министерство образования РФ
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №1 »
город-курорт Железноводск
Открытый урок математики
в 4 классе
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
урок-путешествие
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Дубровина А.Н.
апрель 2016г.
Тип урока: Закрепление пройденного материала.
Форма проведения: космическое путешествие.
Тема урока: Решение примеров с действиями I и II степеней. Порядок действий.
Цели урока:
- закрепление вычислительных навыков сложения и вычитания чисел в пределах 100 с переходом через разряд;
- отработка знаний табличных случаев умножения и деления в пределах 100;
соотношений мер времени;
-умения решать примеры с действиями I и II ступеней, соблюдая порядок действий; совершенствование навыка решения составных арифметических задач, оформления записи их решения по вопросам;
- коррекция и развитие познавательной деятельности уч-ся; памяти, внимания, пространственного восприятия, мышления на основе приемов анализа, синтеза, операций сравнения, обобщения, установления логических связей и закономерностей; работа над математической речью уч-ся;
- формирование положительной мотивации к учению, волевых качеств, навыков культуры поведения и общения, интереса к учебному предмету.
Оборудование: наборы геометрических фигур для конструирования, индивидуальные карточки для опроса, наглядность космической тематики, чертежные принадлежности.
Ход урока.
Организационный момент.
Игровое упражнение «Счастливый билетик» (коррекция внимания, логического мышления).
- Ребята, я приглашаю Вас сегодня на уроке совершить увлекательное путешествие. Вы спросите: «Куда?». Ответ на этот вопрос вы узнаете, найдя счастливый билет.
На обратной стороне счастливого билетика – приглашение в космическое путешествие.
– Верно, ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в неизведанное космическое пространство.
2. Целевая установка.
- Чтобы полет прошел успешно, необходимо выполнять следующие условия:
1) Точно и правильно выполнять задания;
2) Быть внимательными;
3) не допускать ошибок, иначе могут возникнуть различные неприятности.
II. Закрепление пройденного материала.
Коррекционно-развивающее упражнение «Конструкторы» (коррекция памяти, пространственных представлений).
- Какой вид транспорта необходим для полета в космос? (космический корабль)
-Сейчас вам придется применить ваши конструкторские способности.
По данным схемам, из предложенных деталей вам необходимо
сконструировать космические ракеты. Время запоминания схем ограниченно – 20. ( Магнитные доски, геометрические фигуры).
- Из каких геометрических фигур построены ракеты? Какого цвета?
Сколько треугольников использовали в построении? И т.д.
- Космический корабль – это и дом, и научная лаборатория. В нем живут и работают … (космонавты)
2.Устный счет.
1)Счет круглыми десятками в обратном порядке.
- Внимание! Экипажам занять свои места. Пошел отсчет
100, 90… 10, 9, 8…
- Пуск!!! Мы в полете.
2) Определение целей урока.
- Наша ракета все дальше и дальше удаляется от Земли. Мы в космосе. Если посмотреть в иллюминатор, что можно увидеть в космическом пространстве?
Ответы детей.
Открывается звездное небо.
- Во время путешествия по необъятному космическому пространству на нашем пути встретится множество секретов, которые нам придется разгадать.
Чтоб настоящим космонавтом стать,
К далеким звездам улететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь,
И, при этом, отвечайте-ка:
«Нам поможет … ма-те-ма-ти-ка!!!
- Чтобы уверенно вести космический корабль к намеченным целям необходимы правильные, верные математические расчеты.
3) Тест «Меры времени»
-На уроке будет дорога каждая минута. Сейчас мы проверим, умеете ли вы дорожить временем.
* Сколько месяцев в году?
* С какого месяца начинается год?
* Какой месяц год завершает?
* Какой месяц самый короткий в году?
* Сколько дней в неделе?
* Назовите шестой день недели.
* Сколько часов в сутках?
* Сколько секунд в 1 минуте?
4) Отработка табличных случаев умножения в пределах 100.
Задание «Достань звездочки с неба» (работа в группах)
1 группа. 2 группа.
6 * 8 7 * 7
3 * 3 6 * 3
7 * 5 9 * 5
4 * 2 8 * 8
Ответы – на звездах.
С оставшимися «числовыми звездочками» уч-ся составляют примеры на умножение.
5) Космический лабиринт».
- Какая звезда самая близкая к нашей планете?
Солнце – на обратной стороне - слово «лабиринт».
Задание: - Добраться до Солнца через трое ворот, набрав 100 очков.
Справка: Солнце – звезда. Солнце очень яркое, горячее. Солнце
находится очень-очень далеко, до него долететь пока
невозможно.
6) Составление и решение простой арифметической задачи на уменьшение
числа в несколько раз.
- Что на звездном небосклоне приходит на смену Солнцу? (Луна). Ученик берет рисунок Луны, на обратной стороне изображение Незнайки.
- Как вы думаете, ребята, почему изображен именно этот сказочный герой?
- Верно, ребята.
Именно Незнайка побывал на Луне, и вот, что он рассказал:
На Луне все предметы легче, чем на Земле.
Если на Земле масса человека равна 60 кг,
То на Луне человек легче в 6 раз.
Поставьте вопрос и решите задачу.
На доске краткая запись к задаче.
2) Решение примеров с действиями I и II ступеней.
а) – Откройте тетради, запишите число, …
постарайтесь, чтобы в течение полета ваша тетрадь лежала
правильно, а записи были четкими, аккуратными.
б) Сюрприз «Отгадай мое имя» (Венера).
- Чтобы узнать имя этой планеты, необходимо решить данные примеры.
Карточки с числовыми выражениями:
73 – 9 * 3
65 – (45 + 16)
10* 5 – 4 - На обратной стороне карточек слоги: ВЕ НЕ РА.
Справка: Венера – ближайшая к Земле планета. Венера – самое яркое светило на небе после Солнца и Луны. Она известна людям с глубокой древности. На Венере есть атмосфера, в основном состоящая из углекислого газа. Это каменистая планета с пустынями, высокими горами. Температура на Венере +500 градусов.
- Кроме Земли, Венеры вокруг Солнца вращаются и другие планеты.
Какие планеты знаете вы? Сколько их?
ФИЗМИНУТКА.
Экипаж шагает браво,
Мы науки познаем.
И налево, и направо,
И, конечно же, кругом.
Это – левая рука,
Это – правая рука.
Ох, наука нелегка!
Это – левая нога,
Это – правая нога.
Ох, наука нелегка!
2.Решение составной арифметической задачи.
Секрет – ракета. Уч-ся открывают секрет, там – изображение собаки.
- Возможно ли такое? Собака в космосе?! (ответы детей)
Справка: Прежде, чем в космос полетел человек, ученые сначала отправляли в космическую неизвестность различных животных. Первыми «космонавтами» - разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла в космосе целые сутки! Потом наступила очередь собак, более умных животных. Но не каждая собака подходит для полета в космос. Породистые собаки для трудных испытаний не годились: слишком капризны, а вот выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических полетов. Первой в космос полетела собака Лайка. Для нее построили специальную ракету, надели специальный скафандр. Потом в космосе побывали Белка и Стрелка, Пчелка и Мушка.
- Учащимся предлагается задача от собаки космонавта.
Задача. Созвездие «Дракон» содержит 80 звезд. В созвездии «Дельфин» на 50 звезд меньше, а созвездие «Павлин» насчитывает на 15 звезд больше, чем созвездие «Дельфин». Сколько звезд в созвездии «Павлин»?
а) Анализ содержания задачи.
б) Составление краткой записи.
в) Запись решения по вопросам.
Справка: Звезды – большие небесные тела, они светят сами и освещают планеты. Люди условно разделили звездное небо на области – созвездия, дали им имена зверей, богов.
3. Построение окружности заданного радиуса.
- Мы выполнили большую часть работы. Наша космическая ракета пошла на снижение, мы летим к Земле. Хотелось бы совершить мягкую посадку. Будьте внимательны, работайте без ошибок, иначе может произойти авария.
- Какую форму имеют планеты? Какую геометрическую фигуру мы можем использовать, чтобы изобразить планету на плоскости?
а) Построение окружности радиусом 4см;
б) Раскрашивание планеты.
III. Итог урока. Рефлексия.
Министерство образования РФ
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №1 »
Интегрированный урок с использованием ИКТ
в 4 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Дубровина А.Н.
Сентябрь 2016 года
Интеграция предметов: русский язык – живой мир.
Русский язык. Тема: Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласного.
Живой мир. Тема: Человек – часть природы.
Цели урока:
- упражнять уч-ся в различении слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласного; обобщить знания учащихся о разделительном мягком знаке, о мягком знаке, обозначающим мягкость согласного; дать представления о том, что человек - часть природы, о его взаимоотношениях с природой; формировать основы экологической грамотности;
- корригировать речь, познавательную деятельность уч-ся, мышление (умение устанавливать причинно-следственные зависимости, операции сравнения, обобщения);
- формирование положительной мотивации к учению, социально-активной позиции по защите и сохранению окружающей среды;
Оборудование: предметные картинки, слайды с изображением природы, опорных таблиц и схем, экологическое панно.
Ход урока:
1. Организационный момент.
1) Психологический настрой.
Снятие эмоциональной напряженности.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодня на уроке, мы с вами плодотворно поработаем, и каждый из нас получит удовольствие от общения.
- Поприветствуйте наших гостей.
- Поприветствуйте друг друга улыбкой.
2) Пальчиковая гимнастика. Подготовка руки к письму.
- А теперь подготовимся к уроку русского языка:
- Всем нам стало уютно, тепло и радостно, словно солнышко заглянуло к нам в класс.
«Солнышко» - пальчики как лучики.
- Всё оживает на земле благодаря солнечным лучам:
распускаются цветы
«Цветы» - ладони (тыльной стороной) лежат на столе, пальцы имитируют раскрытие и закрытие бутонов.
шелестят листвой деревья
«Деревья» - локти на столе, покачивать руками из стороны в сторону, вверх, вниз.
- Радуются солнцу растения и животные:
«Ежики» «Птицы» «Птенчики в гнезде» «Зайчики»
«Коза» «Собака» «Рыбка» «Петух» и «Курочка»
- Все друг с другом здороваются
«Пальчики поздоровались» - касание большим пальцем остальных пальцев.
- Желают друг другу добра.
II. Актуализация опорных знаний и представлений учащихся.
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок русского языка, поэтому начнем мы его необычно. Ребята из нашего класса приготовили небольшой сюрприз.
1.Поэтическая минутка. (Слайд-шоу)
Подруга осень
А. Плещеев
В окне подруга Осень
Листвою шелестит,
Она меня без спроса
Печалью угостит.
Листвой осыплет жёлтой,
А ветерком хлестнет,
И, взяв меня под руку.
По парку поведет.
Покажет все наряды,
Напомнит о зиме,
Шепнёт на ушко тихо -
Есть радость и во мне.
Смотри, какие листья!
Смотри, какой ковёр -
У каждого сезона.
Есть свой волшебный хор.
В окне подруга Осень
Листвою шелестит,
Она меня на танец.
С листвою пригласит...
2.Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце. (Слайд №1)
1) - О каком времени года говорилось в стихотворении?
- Какое сегодня число? Запишите в тетрадь.
- Назовите осенние месяцы. Запишите их названия в тетрадь.
Запись в тетради: Осень. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.
- Какая орфограмма встретилась в этих словах?
- Что показывает мягкий знак?
- Подчеркните мягкий согласный на конце. Каким цветом? (зеленым)
- Сегодня на уроке вы получите знания не только по русскому языку, но мы будем изучать природу и ее объекты.
Карточка: Природа
2) На доске: дожд.., метел.., капел.., ливен.., туман.., слякот.., изморос..
- Прочитайте слова.
- Какой согласный звук слышится на конце?
- Какой буквой обозначим мягкость согласного на письме?
- В каком слове эта орфограмма не встречается? Объясните.
- Можно ли эти слова отнести к природе?
- Что обозначают эти слова? (природные явления).
- К какой именно природе они относятся?
Карточка: Неживая
- Назовите осенние природные явления.
- К каким временам года относятся остальные природные явления?
- Запишите в тетрадь только осенние природные явления. (Проверка).
3)Словарная работа. Картинный диктант. (Коррекция зрительной памяти).
На доске предметные картинки: картофель, морковь, берёза, медведь.
- Посмотрите на картинки, запомните, что изображено.
- Ночь. (Одна из картинок убирается).
- Запишите: чего не стало? И т.д.
Проверка выполненной работы.
- Какое из этих слов лишнее? Почему?
- Как назвать, одним словом остальные предметы.
- К какой природе мы отнесем эту группу?
Карточки со словами: Живая, растения
- А если обратить внимание на орфограммы? Какое слово лишнее?
- Почему?
- Выделите орфограмму.
- Какую работу выполняет в этих словах мягкий знак?
3.Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком.
На экране: изображение лисы - … нора.
изображение волка - … следы. (Слайды №2, 3, 4)
изображение птицы - … гнездо.
- Составьте словосочетания.
- Кто изображен? Чья нора? И т. д.
- Какая орфограмма встречается в словах лисья, птичья, волчья?
- Какую работу выполняет разделительный мягкий знак?
- Запишите в тетради. Подчеркните красным эту орфограмму.
- Назовите группу объектов природы, в которую входят лиса, волк, птица.
Карточка: Животные.
Физминутка.
- упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
- упражнения для снятия мышечных зажимов;
- упражнение для мобилизации внимания.
III. Работа над темой урока.
1. Введение в тему урока.
На экране: изображение оленя - … рога. (Слайд №5)
- Кто изображен? Запишите название животного.
- Какая орфограмма в этом слове? Какую работу в этом слове выполняет мягкий знак?
Опорная схема: (мягкий знак)
Выделите орфограмму.
- Составьте словосочетание. Рога чьи?
- Какая орфограмма в слове оленьи рога? Запишите. Докажите.
Опорная схема: (разделительный мягкий знак)
2. Определение темы и целей урока. (Слайд №6)
3. Дифференциация орфограмм: мягкий знак – разделительный мягкий знак.
1.) - Распределите слова в два столбика.
Отгадайте загадки:
В этот праздничный весенний день
расцвела душистая … (сирень). (Слайд №7)
Вся в грязи обычно я
Настоящая… (свинья). (Слайд №8)
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Осенью увядают,
И все опадают. ( Листья) (Слайд №9)
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл …(карась). (Слайд №10)
Его фигура подвела –
Гораздо толще, чем пчела.
Полоски - словно у осы,
На брюшке - капельки росы.
Смотри, он плюхнулся на хмель -
Большой, мохнатый, толстый … (шмель). (Слайд №11)
Дуб, тополь, рябина, клен, осина.
Что это? (деревья) (Слайд №12)
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут чижи, щеглы, синицы
И проныры … (воробьи). (Слайд №13)
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это …(рысь). (Слайд №14)
2). Дополнение предложений. Работа по учебнику (стр. 31, упр. 17).
(Слайд №15)
- Назовите слова с разделительным мягким знаком, запишите одно любое предложение с одним из этих слов. Обозначьте орфограмму.
В тетради запись: Поют звонко, как соловьи.
- Назовите слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных.
В тетради запись: Ныряет глубоко, как дельфин.
Проверка.
4. Беседе на тему: «Человек – часть природы».
- Ребята, посмотрите на схему природы. Какого объекта не хватает?
Говорят, что на земле он всех сильней,
Потому, что всех умней. (Человек).
Физминутка. («Лепим лицо», «Почувствуй тело»)
- Как вы думаете, какое место занимает человек в природе? Кто он? Царь? Хозяин? А может только часть природы?
- Может ли человек обойтись без природы?
- Что дает человеку природа?
Опорные таблицы: растения – человеку
животные – человеку (Слайды № 16, 17, 18)
Природа удивительна и разнообразна. В природе все взаимосвязано. Люди не могут жить без окружающей их природы. Она дает нам силы, создает настроение и помогает чувствовать себя на земле, как дома. Природа – источник красоты, доброты, источник здоровья. Для человека вода, земля, воздух, растения, животные — это клад. Их значение в нашей жизни огромно. Живя среди животных, растений, воды и воздуха, почвы, человек оказывает воздействие на природу, как положительное, так и отрицательное.
(слайды № 19, 20, 21)
Люди так увлеклись благоустройством своей жизни, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах - птиц и зверей. Безжалостно вырубаются леса, поэтому животным, птицам и растениям негде жить. Воздух в городах стал грязным из-за выхлопных газов автомобилей и дыма
заводов. Появляются кучи мусора. И как- то незаметно жизнь на Земле становится не лучше, а хуже. (Слайды № 22, 23, 24, 25, 26)
5. Закрепление полученных знаний.
1.) Работа с текстом «Выстрел»
- Откройте учебники. Прочитайте текст.
- Какие чувства у вас вызвал этот рассказ? (Слайд № 27)
- Что вы можете сказать о поступке человека?
- Как его называют?
- Можно ли так поступать с природой?
- Объясните написания слов с пропущенными буквами.
- Часто человек забывает о том, что он частица природы, которую во имя жизни он обязан беречь.
2.) Работа над связной речью. Составление предложений. (Слайд №28)
На доске: экологическое панно «Засохшее дерево».
- Посмотрите. Вам нравится это дерево?
- Можем ли мы его изменить?
- А каким бы вам оно понравилось?
- Я предлагаю вам оживить его, а для этого вам необходимо вспомнить, как нельзя поступать человеку с природой.
Уч-ся раздаются осенние листья из бумаги, на которых они записывают экологические правила поведения в природе.
Дети украшают дерево листьями.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Слайд №29)
- Сегодня на уроке я узнал что, …
- На уроке мне было трудно …
- Мне понравилось …