Урок математики во 2 классе
Тема урока: Уравнение.
Педагогические задачи: дать представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную; развивать вычислительные навыки, мышление; продолжать работу над задачами.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают, что такое уравнение, что значит «решить уравнение»; различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; что такое равенство; умеют: находить корень уравнения подбором; решать задачи и выражения изученных видов; выявлять закономерности.
Метапредметные:
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют свою деятельность, контролируют и корректируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить; способны к саморегуляции;
познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, выделяют закономерности;
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию; достаточно полно и точно выражают свои мысли; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Основные понятия и термины: уравнение, решение уравнения, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, числовое выражение.
Оборудование:
карточки с заданиями для каждого;
карточки для контроля знаний;
учебник 2 класса авт. М.И.Моро и др.
Ход урока:
I. Организационный момент.Слайд 1
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
Ребята сегодня мы опять будем работать с листом самооценки. После каждого задание не забывайте его заполнять.
II. Устный счёт.Слайд 2
- И сейчас нас ждёт интересная работа – устный счёт.
- у вас на парте карточка (работа в паре)
Что неизвестно?
Каким действием находят разность?
Вспомним правило вычитания. (Из целого вычитаем часть, получаем часть).
Задания на развитие логического мышления:Слайд 3
1. Изобразите число 13 четырьмя числами 1.
1 1 1 1 = 13 (11 + 1 + 1 = 13)
Задача на смекалку Слайд 4
Слева от квадрата находится треугольник, а справа от него – круг. Где находится квадрат? (в середине)
- Совершенно, верно.
Индивидуальная работа. Слайд 5
- А сейчас возьмите конверт с карточкой и каждый будет работать самостоятельно. Внимательно прочитайте задания и начинайте выполнять.
Карточка 1.
Используя знаки «+», « - », «=», составь примеры с числами 84, 9, 5, 70.
Карточка 2.Слайд 6
Реши примеры:
83 + 6 = 69 – 3 =
17 + 60 = 75 – 40 =
6 + 22 = 57 – 20 =
Карточка 3.Слайд 7
Вставь в «окошки» числа, чтобы равенства были верными:
+ 8 = 16 11 – = 6
17 - = 9 + 9 = 17
- 7 = 8 - 8 = 8
Проверка карточек по образцу
III. Физкультминутка Слайд 8
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
IV. Самоопределение к деятельности(Слайд 9)
19 + * = 21
в – 4
* – 5 = 20
11 + с
х + 6 = 14
Ребята! Посмотрите на эту математическую запись! Вам нужно разбить на две группы. Прокомментируйте свои действия.
– Как мы работаем с примерами “с окошком”?
– Как мы работаем с буквенными выражениями? (Ответы учащихся.)
– Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему вы затрудняетесь? Встречалась ли нам раньше такая запись?
(Слайд 10)
– На что похожа запись х + 6 = 14 ? Что вы можете о ней сказать? Как мы можем ее назвать? (Ответы учащихся: В примерах “с окошком” мы подбираем число для составления верного равенства. В буквенных выражениях подставляем вместо буквы число и вычисляем значение выражения. Запись х + 6 = 14 похожа одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком. Эту запись можно назвать равенством, содержащим неизвестное число.)
- Что нам говорит знак «=»? (Это равенство)
- Какое равенство? Все числа в нём известны? (нет).
- Что неизвестно? (первое число)
- Как оно обозначено? (латинской буквой)
- Если оно неизвестно, перед нами какая встаёт задача? (Найти, узнать какое это число)
- Найдите это число, чтобы равенство было верным. (Это число 8, потому что 8 + 6 = 14)
- А знаете, что вы сейчас сделали? (вы решили уравнение)
Слайд 11
- Попробуем сделать вывод из всего сказанного и сделанного. Уравнение это (учитель показывает знак «=») (Равенство)
- Которое содержит что (показываю на х)? (Неизвестное число)
- Что надо сделать с неизвестным числом? (Его надо найти)
- Как обозначается неизвестное число? (Латинской буквой)
- Кто может сказать, что такое уравнение? (Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число)
- Что значит «решить уравнение»? Найти такое число, чтобы равенство было верным)
- Молодцы! Ваша работа достойна похвалы.
Сформулируйте тему урока.
Слайд 12
Уравнение.
Задачи урока:
Уравнение – это равенство, которое содержит что? (х – неизвестное число)
Итак, первую задачу мы выполнили? Узнали, как называется выражение типа
х + 4 = 12.
Проверим себя, прочитав текст на стр. 80 учебника.
Какой вывод вы сделаете? (Нам удалось выяснить, что такое уравнение)
Молодцы!
Слайд 13
х + 7 = 13, -Что неизвестно? Как найти?
х = 13- 7,
х=6.
6+7=13,
13=13.
Ответ: х=6.
Цель: проговаривание в устной речи.
Цель: составление алгоритма решения.
-Как мы действовали при решении уравнения?
-Составим алгоритм (план решения). Фронтальная работа.
Алгоритм решения уравнений (Слайд 13):
1.Прочитаем уравнение.
2.Определим неизвестный компонент.
3.Как найти неизвестный компонент? вывешивается на доску
4.Запиши и вычисли
5.Выполним проверку.
6.Запишем ответ.
VII. Работа по теме урока
Работа с учебником, стр. 80 № 1.
Ещё раз внимательно рассмотрите образец записи решения уравнения.
Первый и второй столбики выполняются с объяснением и записью на доске, третий и четвертый столбики выполняются самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах.
- Давайте решим уравнения (3 человека у доски)
8 + х = 14 13 - х = 7 a – 5 = 9
- Как нашли неизвестное число? ( Дети рассказывают алгоритм: 1) Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое.
2) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. 3) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое).
IX. Работа над пройденным материалом.
1. Работа над задачей № 6 стр.81.
- Прочитайте условие задачи. О ком говорится в задаче? (О Тане, маме и папе).
- Что говорится о каждом? (Тане 5 лет, маме – неизвестно, но на 19 лет больше, чем Тане. Папе – тоже неизвестно, сколько лет, но сказано, что ему столько лет, сколько Тане и маме вместе).
- Запишите кратко условие задачи.
Таня – 5 л.
Мама - ?, на 19 л.
Поставьте вопрос и самостоятельно запишите решение. Составьте по нему выражение. (один ученик работает у доски)
3. № 5 выполнить самостоятельно.
(Проверка результатов)
Контроль:
- Перед вами на столах лежат карточки. Внимательно посмотрите на них, подумайте и подчеркните уравнение.
х + 5 = 7 6 – 2 = 4 7 4 а + 8
Х. Итог урока.
- Ребята, вот и близится к концу наш урок. С каким математическим понятием мы познакомились? (Мы познакомились с понятием «уравнение»)
- Тогда скажите, что же такое уравнение?
(Равенство, которое содержит неизвестное число).
- А что значит решить уравнение?
(Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным).
- Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение? (Ответы детей).
- Выберите и оцените свою работу знаками:
Лист самооценки.
Ф.И._____________________________
Задание № 1( устный счет)______
Задание № 2(индивидуальная работа)______
Задание № 3(новая тема)_____
Задание № 4(самостоятельная работа)_____
Задание № 5(решение задачи)_____
Задание № 6(контроль)_____
Итого
«+» - выполнил задание правильно;
«?» - при выполнении задания возникли трудности.
Твоя оценка: _____
Оценка учителя: _____
- Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям.
Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».
На последующих уроках мы с вами опять продолжим учиться и тренироваться решать уравнения. Я уверена, все у вас получится!
Домашнее задание.
№ 2, с. 08, № 7, с. 81.
Самоанализ урока математики 2 класс
Тема «Уравнение»
Учитель: Овсянникова М.О.
При планировании урока и его проведении учитывалась общая характеристика класса и индивидуальные особенности каждого учащегося в нем. Класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами. Понимают смысл арифметических действий, решают примеры логической направленности. При решении задач словесного указания недостаточно, нуждаются в примерах предметной наглядности. Мысль школьников нуждается в постоянной опоре на наглядные образы. На уроках математики дети данного класса запоминают изученный материал, могут с небольшой подсказкой учителя сделать правильные выводы. Поэтому я пыталась создать такие условия детям, чтобы они сами сформулировали цели и задачи в соответствии с темой.
Перед собой я поставила следующие Педагогические задачи: дать представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную; развивать вычислительные навыки, мышление; продолжать работу над задачами.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают, что такое уравнение, что значит «решить уравнение»; различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; что такое равенство; умеют: находить корень уравнения подбором; решать задачи и выражения изученных видов; выявлять закономерности.
Метапредметные:
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют свою деятельность, контролируют и корректируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить; способны к саморегуляции;
познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, выделяют закономерности;
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию; достаточно полно и точно выражают свои мысли; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Основные понятия и термины: уравнение, решение уравнения, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, числовое выражение.
Считаю , что все поставленные задачи реализованы. Дидактические материалы отобраны в соответствии с целями занятия и возможностями учащихся. Дети ушли с урока с новыми знаниями, они продвинулись вперёд в своём умственном и духовном развитии.