СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства "Учитель года - 2016". К уроку имеется презентация. Буду рада, если кому - то пригодиться данный материал.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению в 1 классе Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.Г. Головко»







Разработка

открытого урока учителя начальных классов

Алеха Н.В.


(В рамках проведения муниципального конкурса «Учитель года-2016»

I тур «Учитель -профи»)

























г. Прохладный КБР

Урок литературного чтения в 1 классе

УМК «Школа России»

Тема: Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

И. Гамазкова «Кто как кричит?».

Цель: познакомить с произведениями Г. Сапгира «Про мед­ведя», М. Бородицкой «Разговор с пчелой», И. Гамазковой «Кто как кричит.

Задачи:

Предметные:

  1. продолжить работу по формированию читательских умений, анализировать художественное произведение;

  2. содействовать развитию навыка правильного, выразительного чтения по слогам и целыми словами;

  3. развивать творческие способности, речь, память, мышление;

  4. способствовать обогащению словаря учащихся.

Метапредметные УУД:

1. регулятивные:

определять и формировать цель деятельности на уроке; учить принимать роль в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.   

2. познавательные:

учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь).

3. коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

4. личностные:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.


Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение» 1 часть (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), смайлики.



Ход урока.


I. Мотивация к учебной деятельности.

Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: «Доброе утро!». Всем доброе утро. (1 слайд)

- Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!

II. Речевая разминка

- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции

1.Чистоговорки (слайд 2)

Читаем медленно, теперь быстрее (хором)

Жу-жу-жу в зоопарк пришли к моржу

Жа-жа-жа мы увидели ежа

За-за-за здесь привязана коза

Ха-ха-ха есть у нас два петуха


2. Игра «Доскажи словечко (слайд 3, 4, 5, 6,7)


Ходит длинный, пасть с клыками, 
Ноги кажутся столбами, 
Как гора, огромен он, 
Ты узнал, кто это?.. (слон) 


На ветке птичка – 
Зверек-невеличка, 
Мех теплый, как грелка. 
Кто же это? ... (белка) 


Я в любую непогоду 
Уважаю очень воду. 
Я от грязи берегусь – 
Чистоплотный серый... (гусь). 


Лесники ее котят 
Взять домой не захотят. 
Ей не скажешь: «Кошка, брысь», 
Потому что это ... (рысь). 


Всех перелетных птиц черней, 
Чистит пашню от червей, 
Целый день по пашне вскачь, 
И зовется птица... (грач). 

ІII. Постановка темы и учебной задачи урока

-О ком чистоговорки и загадки ? (о животных)

-Кто догадался, с какими произведениями сегодня мы познакомимся? (с произведениями о животных)

- А на какие группы можно разделить животных?

- Как вы думаете, какие цели мы поставим на уроке?

- Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, а вы слушайте внимательно и попробуйте узнать о ком идёт речь.

Кто это?

Гуляло по лесу Большое-лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает.

Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»

Не отвечает Большое-лохматое. Жара его разморила, в речку загна­ла. Лапами Большое-лохматоемашет, головой трясет, плывет — карасей пугает.

Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?»

Не отвечает Большое — лохматое. Далеко оно уже — на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается.

А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»

А ты догадался, кто?

-Как вы думаете, о ком идет речь в этом тексте? (слайд 8) Верно, это медведь.

- Про медведя нам рассказал в одном из своих произведений писатель Генрих Вениаминович Сапгир.

IV. Работа по теме урока

1.Знакомство с творчеством Г.В.Сапгира (слайд 9)

Родился Генрих Вениаминович Сапгир 20 ноября 1928 года в Бийске (Алтайский край) в семье московского инженера. Читать мальчик начал очень рано и много. Писать тоже попробовал еще в детстве, в первых классах школы. Он много написал стихотворений для детей. А также писал сценарии к мультфильмам.

«Паровозик из Ромашкова»

«Лягушонок ищет папу»

«Мой зеленый крокодил»

«Как стать большим»

«Честное крокодильское»

«Я нарисую солнце» и другие.

-На с. 14 прочитайте название стихотворения Г. Сапгира. (Про медведя)

2.Первичное чтение стихотворения.

Чтение учителем стихотворения.

Слушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы.

3. Первичное восприятие стихотворения

Словарная работа

Приятель - друг

Восторг - радость

Нацарапай – напиши

-Почему стихотворение называется «Про медведя?»

-С кем пытался медведь общаться?

- А почему общение не состоялось?

4.Повторное чтение учащимися по цепочке (по строчке).

Обратите внимание на подсказки автора, как надо читать возгласы Медведя (с восторгом, грубо, нежно, с удивлением)

А) Работа по вопросам

-Какие звуки произносил медведь? Найдите в тексте (о), (э), (у), (а), (ы.)

-Что выражал медведь звуками? (Медведь выражал звуками восторг, удивление, растерянность, нежность, недовольство)

-Можно ли, зная лишь звуки (О, Э, Ы, У, А) произнести слово, выразить свою мысль? (Нет, гласные звуки не составляют слово)

Б) Работа над интонацией

- Давайте и мы выразим свои чувства звуками. (хором)

О-О-О - с восторгом;

Э-Э-Э - растерянно;

У-У-У - с удивлением;

А-А-А - нежно.

Ы-Ы-Ы- грубо.

В) Работа с пословицами

- Прочитайте пословицу и скажите, можно ли эту пословицу соотнести со стихотворением.

«СЛОВО ДАНО ЧЕЛОВЕКУ, А ЖИВОТНОМУ - НЕМОТА» (слайд 10)

- Почему так говорят? (Человек умеет, произносить слова, а звери только звуки)

- Давайте прочитаем пословицы в учебнике.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Знай больше, говори меньше.

- Как вы думаете, подходят ли они к стихотворению?

5. Физминутка

Мишка

Топай, мишка,

Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

Пчёлы

Пчелы в ульях сидят

И в окошко глядят

Порезвиться захотели,

Друг за другом полетели. 

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть, начать читать.

- О ком физминутка?

5.Знакомство с творчеством М. Бородицкой

- А что вы знаете о пчеле?

А) Рассказ учащегося о пчеле (слайд 11)

В пчелиной семье есть пчелы-разведчицы. Они мед не собирают, а летают узнавать, где много цветущих растений. Прилетит пчела из разведки к улью и начнет танцевать. По ее танцу - полету другие пчелы узнают, какие цветы нашла разведчица, а далеко ли они растут и в какую сторону лететь.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением о пчеле. На с. 16 прочитайте название стихотворения и фамилию автора. (М. Бородицкая «Разговор с пчелой»)

Б) Рассказ учителя о М.Я. Бородицкой (слайд 12)

Мари́на Я́ковлевна Бороди́цкая (род. 28 июня 1954Москва) — российский поэт, переводчик поэзии, автор книг для детей. В детстве мечтала стать медсестрой, актрисой, лётчиком-паршютистом. Окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков. Работала учителем в школе, гидом-переводчиком.

Первая книга стихов для детей – «Убежало молоко» (1985). Потом появились другие тонкие книжки, одна лучше другой: «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур». Бородицкая много переводит, в основном произведения английской поэзии. Алан Милн «Винни-пух», Кипплинг «Рикки-тикки-тавви», Многотомник «Сказки народов мира».


В) Чтение наизусть стихотворения «Разговор с пчелой» (подготовленный учащейся)

-Давайте, послушаем стихотворение, которое подготовил ваш одноклассник.

-Кто участвует в разговоре?

- За что пчела ужалила мальчика? (Мальчик сорвал цветок)

- Как вы думаете, можно ли рвать цветы? В каких случаях это можно делать?

- А как пчела жужжит?

- Можно ли услышать, как возмущается пчела? Какие звуки в словах нужно произносить протяжно? В каких словах? ( Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин)

- А можно ли это стихотворение прочитать по ролям?

- Давайте пожжужим (шёпотом) и подготовимся к выразительному чтению по ролям. Потренируйтесь в парах, один читает слова автора, а другой слова пчелы. Попробуйте при чтении убедить своих слушателей, что спе­циально подобранные в стихотворении слова с определен­ным звуком помогают оживить картину.

Г) Повторное жужжащее чтение в парах

Д) Выразительное чтение по ролям в парах (читают три пары с каждого ряда)

-Чья пара лучше всех прочитала?

6.Знакомство с творчеством И. Гамазковой (слайд 13)

- На с. 17 прочитайте название стихотворения с которым мы познакомимся и автора.

Инна Липовна Гамазкова родилась в 1945 году в Омске. Она популярный автор детских журналов. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, песенки. По профессии Инна Гамазкова энтомолог, изучала насекомых, преподавала биологию! А в девяностые годы у неё стали выходить книжки для самых маленьких : «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», « У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в сказочном журнале «Жили-были».

- Как вы думаете, о чем стихотворение «Кто как кричит?»?

А) Первичное чтение стихотворения «Кто как кричит?»

- Я буду читать стихотворение, а вы будете вставлять пропущенные слова

( хором).

- Правильны ли эти слова по смыслу? А по звучанию?

Б) Повторное чтение шёпотом (в парах)

- Прочитайте стихотворение в парах и подберите правильный ответ. Один читает первую строчку, а другой вторую строчку.

В) Выразительное чтение в парах

Читаем вслух парами.

- Почему трудно произно­сить правильный ответ?

- Почему стихотворение получилось веселым?

(Дети высказывают свое мнение, а затем читают вывод в рамке на с. 17.)

Г) Игра «Подбери рифму» (резерв)

- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны будете его закончить.


Дедушку зовут Лука,

У него болит... (рука).

Друг позвал меня на пир,

Ел я торт и чай я ... (пил).


Вечно плачет этот Лёва,

Говорят ему: «Ты - ... (рёва)».


В блеске солнечных лучей

По земле бежит ... (ручей).


Хорошо танцует Ваня

И его сестренка ... (Таня).


Рисовал художник ламу

И картинку вставил в ... (раму).


Зреет на кустах малина,

Соберет ее ... (Марина).

V.Итог урока

- Как называются произведения, которые мы читали на уроке?

  • Что объединяет эти произведения?

- Назовите их авторов.

- Какое стихотворение больше всего понравилось?

-Что понравилось на уроке?

- С какими трудностями столкнулись на уроке?

VI. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов! (слайд 14) (если вы считаете, что хорошо поработали – дорисуйте смайлику улыбку (весёлый смайлик), недостаточно хорошо - (грустный).

- Поднимите смайлик те, у которых он весёлый, а теперь у кого грустный. А как вы считаете, кто лучше всех работал на уроке?

Дома подготовьте выразительное чтение этих стихотворений, а по желанию выучите наизусть, понравившееся стихотворение. Спасибо за урок! (слайд 15)



































- Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке и его произведение, используя запись на экране, и вы узнаете тему урока. (слайд 5)

В соответствии с темой сформулируйте цели урока.

Используйте для этого запись.

1. Познакомиться с творчеством…

2. Учиться правильно, выразительно…

3. Отвечать на…


IV.Работа по теме урока

  1. Рассказ о жизни и творчестве Е.И. Чарушина

- Ребята подготовил небольшое сообщение о жизни и творчестве Е.И. Чарушина. (слайд 6)

Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября 1901 года г. Вятке (нынче Киров). (слайд 7) Отец его, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Отец мальчика привил ему любовь к природе и охоте. Мать, Евгения Чарушина - садовод. Она любила все живое и эту любовь передала сыну.

Евгений Чарушин рисовать начал очень рано. Он слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа зверей и птиц.

С детства маленький мальчик Женя очень любил животных. В его доме водились кошки, собаки, кролики, козлята, певчие птицы. И эта любовь к животным помогла уже взрослому Чарушину определиться в дальнейшей жизни. (слайд 8) Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. (слайд 9) Позже Е. И. Чарушин писал рассказы о детях, о родной природе, о животных. Еще он умел играть на скрипке, писал стихи, вечно что-то изобретал. (слайд 10) Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в городе Лейпциге.

Рассказ, который мы сегодня будем читать – это его воспоминание из детства.

  1. Первичное чтение текста.

Читаю рассказ. А вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопросы.

  1. Первичное восприятие рассказа.

– О ком этот рассказ?

– Что он не умел делать?

- Чему же научился Женя: говорить букву «р» или произносить звук, который этой буквой обозначается?

-Кто из вас заметил ошибку в заголовке?

-Почему мальчик Женя обиделся на ребят?

-Можно ли смеяться над детьми, которые не могут ещё произносить правильно некоторые звуки?

- А как менялось настроение мальчика?

- Кто помог ему произносить звук «р»?

- Какие черты характера мальчика помогли научиться произносить звук «р»? ( Упорность, настойчивость, целеустремленность, терпеливость).


Физминутка (если услышите в слове звуки Р Р*, а если нет, то руки вверх: дверь, дневник, рюкзак, ворона, учитель, парта, апельсин, ветер.)


5. Подготовка к чтению ( чтение трудных слов). (слайд 11)

- Подготовимся к чтению рассказа и прочитаем трудные слова.

не-пра-виль-но вы-го-ва-ри-вать

не-вы-со-кий по-лу-ча-ет-ся

при-ле-те-ла рас-ка-ты-ва-ет-ся

по-лу-чи-лось об-ра-до-вал-ся

по-смот-ре-ла то-ро-пит-ся

на-кло-ни-ла ра-ду-ет-ся

при-щёлк-ну-ла вы-го-ва-ри-ва-ет-ся

6.Повторное чтение учащимися и анализ текста.

– Какие слова предлагали сказать ребята Жени ? (Найдите в тексте)

-А трудно ли Жени было научиться произносить звук «Р»? (Найдите это в тексте)

-А какое настроение было у Жени, когда он научился, произносить звук «р»? Найдите в тексте эти слова.

-Как бы вы озаглавили этот текст? («Трудная буква», «Обида», «Упорный Женя»)

-Чему учит нас рассказ?

  • Вывод: трудом и настойчивостью можно добиться успеха! Если потрудишься, постараешься, то всему научишься!

- В жизни придётся вам и выигрывать, и проигрывать. Но, главное, чтобы вы не теряли надежду и веру в свои силы, в будущую победу!

Теряйте на дороге мешки и утюги.

Когда устанут ноги, теряйте башмаки.

Теряйте и роняйте, не велика беда.

Но только не теряйте надежды никогда.



7. Работа в парах (слайд 12)

Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу. Давайте их прочитаем : 1 ряд читает, 2 ряд читает, 3 ряд читает.

Терпение и труд все перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

Скучен день до вечера, коли делать нечего


V. Рефлексия

– С творчеством какого писателя мы познакомились?

–Над каким произведением работали?

- Что понравилось на уроке?

-Какие были трудности?

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов! (слайд 13) (если вы считаете, что хорошо поработали – дорисуйте смайлику улыбку (весёлый смайлик), недостаточно хорошо - грустный)

Оценить детей.

Дома потренируйтесь в чтении по ролям. А по желанию нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Спасибо за урок! (слайд 14)


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!