СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе на тему "Басни И.А.Крылова".5-6класс

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе»

Урок-творчество к году дополнительного образования

Класс: 5-6

Тема:

Цели и задачи:

  1. Обобщить знания учащихся о И.А.Крылове;

  2. Развивать навыки коллективной работы, творческие способности детей через инсценирование литературного произведения;

  3. Воспитывать любовь к басенному творчеству, развивать умение находить собственные недостатки и исправлять их.

Вид урока: урок-путешествие

Ход урока:

Организационный момент.  Слово учителя: Дети, у нас сегодня необычный урок. Необычность его заключается в том, что мы отправляемся в увлекательное путешествие: И отправимся мы с вами в необычный город Басноград. 3.Определение целей урока.
Как вы думаете, ребята, что мы сможем узнать в нашем путешествии и чему научиться, судя по названию города ?
1.Обобщим наши знания о басне, как жанре, узнаем что – то новое об ее истории, о творчестве известных баснописцев.
2., разыграем маленький спектакль, будем решать творческие задачи.
4.Основная часть урока.
Учитель: Ну что ж, наше путешествие начинается. Закройте глаза, представьте, что мы с вами сели на ковер – самолет и перенеслись в волшебный город Басноград.

Вот мы и на месте. Но что это? Нас, кажется, встречают хозяева города.
Вперед выходит мэр города Баснограда.
Мэр: Приветствую вас, о, благородные путешественники. Мы рады видеть вас у ворот нашего города, но по Уставу города в него могут войти лишь те, кто знает все о басне как о литературном жанре. Если вы разгадаете кроссворд и выполните практическую работу, то ворота города откроются перед вами. За каждый правильный ответ вы получите жетон. В конце игры количество набранных жетонов определит победителя.

Разгадывание кроссворда.
1.Человек, пишущий басни. (Баснописец.)
2.Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.(Басня.)
3.Самый известный русский баснописец. (И.А.Крылов.)
4.Художественный прием, заключающийся в перенесении человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (Олицетворение.)
5.Веселая добродушная насмешка. (Юмор.)
6.Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория.)
7.Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. (Мораль.)

Практическая работа№1 (5 мин.)
Определите, иллюстрацией какого выразительного средства являются предложенные цитаты:
1.Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) антитеза
б) мораль
в) метонимия
2.Проказница – мартышка,
Осел, Козел да Косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
а) сравнение
б) литота
в) олицетворение
3. Лиса – хитрость, Ворона – глупость, Волк – коварство и злость.
а) аллегория
б) ассонанс
в) метонимия
4.Не оставь меня, кум милый,
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Накорми и обогрей.
а) литота
б) эпитеты
в) звукоподражание
Мэр: Ну что ж, экзамен на знание теории жанра басни вы сдали успешно. Открыть ворота путешественникам. Добро пожаловать в город!
Учитель: Спасибо, уважаемый мэр! А мы продолжаем наше путешествие. И первая улица, на которую мы попадаем в Баснограде, носит название Историческая. Как вы думаете, что мы можем узнать о басне на этой улице, судя по ее названию? ( Мы узнаем об истории жанра басни.)
Вы совершенно правы, нас ждет экскурсия в историю. А вот нас встречает местный летописец.
Летописец: Здравствуйте, дорогие гости! Давненько никто не заглядывал на нашу улицу. А между тем, здесь много интересного! Вот послушайте, что я вам расскажу.
Мультимедиа – презентация.

Басня – это литературный жанр, который берет свое начало в далеком прошлом. Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом – это притча о соловье и ястребе, обращенная к жестоким и несправедливым правителям. Но, по преданиям, основоположником басни считают древнегреческого поэта – философа и мудреца Эзопа. Почему Эзоп начал сочинять басни? Потому что Эзоп был рабом, и ему нельзя было говорить все, что он думает, в лицо, прямо. Поэтому он изобрел особый иносказательный язык, наделяя животных и неодушевленные предметы человеческими чертами характера. Этот особый язык сегодня называется «эзоповым языком».

Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному творчеству возвращались Гораций и Плутарх.
В 17 в. Древний жанр был возвеличен во Франции – Ж. де Лафонтеном, в Германии – Лессингом.
А вот в России басни писали: Ломоносов, Сумароков, Хемницер, Майков. Но высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И.А. Крылова.

Учитель: Ребята, давайте поблагодарим летописца за интересную экскурсию. А нам пора снова в путь. Путешествие продолжается , и мы с вами попадаем в центральный городской район Крыловский. Кто догадался, почему он так называется?
Мы с вами на пороге музея И.А.Крылова. А вот нас встречает главный хранитель музея. Добрый день!
Хранитель музея И.А.Крылова: Здравствуйте, вы попали в самый большой район нашего города – он центральный в столице, поэтому все жители знают И.А.Крылова и его басни. А вот сейчас мы проверим, что знаете о них вы.
Викторина по биографии Крылова.
1.Где и когда родился И.А. Крылов? ( в1769г., в Москве.)
2. Кем были его родители? ( Обедневшие дворяне.)
3. В каком году были изданы первые басни Крылова? (в 1788г.)
4. Сколько всего книг с баснями Крылова было издано? (8.)
5. С какими великими людьми своего века был знаком Крылов?
6. Какие профессии освоил Крылов за свою жизнь? ( Слуга, подканцелярист, переводчик, журналист, издатель, писатель.)
7.Каким орденом наградили Крылова в честь его 70 – летнего юбилея? (Звездой ордена Святого Станислава.)
8.Сколько басен написал Крылов? (205.)
9. На сколько языков переведены басни Крылова? ( 60.)
10. Кого высмеивает Крылов в своей басне «Квартет»? (Царя Александра I и его министров.)
11.Какому событию русской истории посвящена басня «Волк на псарне»? (Отечественной войне 1812 г., изгнанию французов из России, Крылов послал эту басню Кутузову в действующую армию.)
12.В каком городе Крылову поставлен памятник? (в Санкт- Петербурге.)

Хранитель музея И.А.Крылова: Ну что ж, о баснописце вы знаете много, а вот сейчас проверим, как вы знаете его произведения? Басня никогда не бывает нудной, она поучает незаметно, мудро, лукаво. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать. Но сначала сделаем кукол для нашего театра. Будем инсценировать басню «Квартет». Сколько персонажей имеется в квартете? Правильно, четыре. А почему? Квартет- это ансамбль из четырёх музыкантов или певцов. Каких героев встречаем в басне? (Обезьянку, осла, козла и косолапого мишку). Итак, начинаем. Молодцы, ребята. хорошо справились с заданием. А теперь будем инсценировать басню.

Хранитель музея И.А.Крылова: И в заключении я предлагаю вам выполнить небольшую практическую работу, в которой вы сможете вспомнить героев разных басен (поможете героям найти свою пару), вспомните «крылатые выражения» из басен Крылова и даже сможете сами сконструировать басню из разрозненных отрывков. Победит тот, кто выполнит эту работу быстрее и правильнее. Результаты выполнения оценит жюри.
Практическая работа №2 (5 мин.)
1.Помоги герою басни найти свою пару. Соедини их стрелочками.
Свинья Демьян
Моська Стрекоза
Повар Волк
Ворона Петух
Ягненок Желуди, дуб.
Кукушка Лисица
Муравей Слон
Фока Кот
2.Объясни смысл крылатых выражений из басен И.А.Крылова.
1.«Слона – то я и не приметил…» (Что – то важное не было замечено.)
2. « А воз и ныне там…» (Дела не сдвинулись с места.)
3. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку…» (Угодничество.)
4. «…Рыльце у тебя в пушку…» (В чем - то виноват и пытается это скрыть.)
5. «Когда в товарищах согласья нет…» (Если нет договоренности , ничего нельзя решить.)
3.Назови поговорку, вышедшую из названной басни.
1. «Волк и Ягненок» ( У сильного всегда бессильный виноват. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.)
2. «Лебедь, Щука и Рак» (Когда в товарищах согласья нет, на лад из дело не пойдет.)
3. «Квартет» ( А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.)
4. «Кот и повар» (А Васька слушает да ест.)
5. «Стрекоза и Муравей» ( Ты все пела? Это дело... Так поди же, попляши.)
4. Восстановите басню И.А.Крылова из отдельных фраз. Вспомните и запишите ее название.
Дети должны собрать из отдельных фраз басню « Стрекоза и Муравей» и склеить ее на отдельном листе.

Хранитель музея И.А.Крылова: Вы неплохо потрудились, теперь я приглашаю вас в нашу художественную галерею. Наш искусствовед расскажет вам об иллюстрациях разных художников к басням Крылова.
Мультимедиа – презентация по иллюстрациям Рачева, Куприянова, Лаптева и др.
Искусствовед: вот так увидели героев Крылова известные художники, а как увидели этих героев вы?

Вам дано было задание нарисовать понравившийся басню Крылова.
Хранитель музея И.А.Крылова: Ребята, вы с честью выдержали все испытания, показали свои знания эрудицию. Я думаю, жюри по достоинству оценит ваш труд. А нам пора прощаться, я хочу пожелать вам доброго пути.

5. Рефлексия:
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся с вами в наш класс.

Понравилась ли вам наша игра и кого бы вы хотели поблагодарить сегодня? А ,может быть, вы выскажете свои пожелания на будущее.

Ребята благодарят за игру .
Учитель: Я тоже хочу поблагодарить всех вас за то, что вы так активно играли, за ваш труд. И надеюсь, что знания, полученные вами сегодня, пригодятся вам в жизни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!