СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе Тема: «В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница»

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с произведением В.М. Гаршина.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «лягушка-путешественница»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;

Развивающие: развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, формировать коммуникативные навыки входе групповой работы;

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;
  • учиться определять свою позицию;
  • мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;
  • формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения.

Коммуникативные:

  • учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою,
  • сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.

Регулятивные:

  • учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • использовать установленные правила в контроле способа решения;
  • продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения;

Познавательные:

  • учиться находить информацию в тексте;
  • фиксировать ее в виде плана;
  • проводить анализ и синтез объектов;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге.

Предметные:

  • формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
  • обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, портрет писателя,

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению в 3 классе Тема: «В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница»»

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе


Тема: «В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница»


Учитель начальных классов:









Тема урока: «В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница»

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с произведением В.М. Гаршина.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «лягушка-путешественница»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;

Развивающие: развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, формировать коммуникативные навыки входе групповой работы;

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

  • учиться определять свою позицию;

  • мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

  • формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения.

Коммуникативные:

  • учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою,

  • сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.

Регулятивные:

  • учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

  • использовать установленные правила в контроле способа решения;

  • продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения;

Познавательные:

  • учиться находить информацию в тексте;

  • фиксировать ее в виде плана;

  • проводить анализ и синтез объектов;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге.

Предметные:

  • формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

  • обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, портрет писателя,

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Предварительная беседа и формулирование темы урока

  4. Формулирование цели урока

  5. Знакомство с биографией автора

  6. Беседа о главных героях и их жизни

  7. Физкультминутка

  8. Работа с текстом

  9. Итог урока

  10. Рефлексия

  11. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд

Добрый день, всем!

Начинаем ровно в срок

Увлекательный урок

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей.

Я желаю всем удачи

И успешности в придачу!

  • Ну, что ж, ребята, сегодня мы проведём вместе урок литературного чтения.

  1. Проверка домашнего задания

Слайд

  • Отгадайте загадки:

Комочек пуха,

длинное ухо,

Прыгает ловко,

любит морковку. (Заяц)

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ... (Волк)

Из какой сказки эти герои? (Сказка про храброго зайца.)

Кто автор этой сказки? (Д.Н.Мамин-Сибиряк)

Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, о животных.)

К какому виду сказок относится «Сказка про храброго зайца»? (Сказка о животных.)

Что характерно для сказки?

  1. Предварительная беседа и формулирование темы урока

Слайд

Прочитайте загадки, отгадайте их и подумайте, почему к этому уроку я выбрала именно такие загадки.

Как на речку прилетает,

Сразу в воду залезает.

"Кря" - нырнула на минутку

Вы узнали? Это ...(утка)

Подрастала – хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла – зеленой стала,

Хвост на весла поменяла. (Лягушка)

Не зверь, и не птица,

Всего боится.

Наловит мух –

И в воду – плюх! (Лягушка)

На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки

И кривые лапки.

Только где же ушки?! Кто это? (Лягушка)

  • Так о ком же мы будем читать?

  • Назовите тему урока

  1. Формулирование цели урока

Слайд

  • Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.

  • Вспомним ….. (литературную сказку)

  • Выделять главную… текста и … части (главную мысль текста и главную мысль каждой части)

  • Озаглавливать…. (части сказки)

  • Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)

  1. Знакомство с биографией автора

Слайд

Как вы думаете, к какому жанру относится произведение? К какому виду сказок? (о животных)

Это сказка авторская или народная?

Назови автора произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин выдающийся русский писатель.

Родился 2 февраля 1855г. В дворянской семье. в семье военного, поэтому пришлось много путешествовать и побывать в разных местах России., Пятилетним ребёнком Гаршин пережил семейную драму. В это время родители маленького Всеволода разводились, а он стал причиной семейного раздора, что в дальнейшем повлияло на его характер и здоровье. До 9-ти лет мальчик жил с отцом, потом его забрала мать, которая в то время жила в Петербурге, и отдала в гимназию. Учился хорошо, имел много друзей.

Любил природу, летом в деревне много возился с ящерицами, жуками, лягушками, наблюдал за ними и изучал их жизнь.

В 19-ть лет Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он сотрудничал с литературными журналами, писал очерки и статьи. В самом начале русско–турецкой войны В.М. Гаршин отправился добровольцем в действующую армию. В одном из первых сражений он повёл полк в атаку и был ранен в ногу. После лечения в госпитале получил офицерский чин, Вскоре Гаршин вышел в отставку и вернулся к литературной деятельности.

Всеволод Гаршин прожил очень короткую жизнь, всего 33 года. В 1887 году вышло последнее произведение Гаршина для детей – сказка «Лягушка – путешественница».



А теперь посмотрите на экран

Слайд

  1. «Заяц от листа, лягушка от зайца»

  2. «Высоко взлетишь, да низко упадешь» (Упадешь в прямом и переносном значении)

  3. «Хвастовство само себя наказывает»

Какая из пословиц не подходит нашей сказки? Почему?

(Ответ: Первая – лягушка не была трусихой, была храброй. Не испугалась полета)

А почему вторая и третья подходят? (Ответ: Лягушка хотела славы, из-за этого пострадала, не умела сдерживать своих эмоций, была наказана за свое хвастовство. Лягушки посчитали ее болтушкой и отвернулись от нее. Она высоко взлетела, да низко упала, хвастовство было наказано)




  1. Беседа о главных героях и их жизни

Слайд

  • Назовите главных героев сказки?

  • Что интересного можете рассказать об утках?

(Чтение сообщения об утках)


Слайд

  • Что можете рассказать о болотных лягушках?

(Чтение сообщения о болотных лягушках)

  • На земле существует очень много видов лягушек. Посмотрите на слайд, может быть какая-нибудь из них напоминает вам нашу.

  1. Физкультминутка

Слайд

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, 
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям – физкультпривет!

  1. Работа с текстом

А) Отработка техники чтения. Работа над трудными словами.

  • В тексте очень много сложных для чтения слов. Сейчас мы их отработаем.

Слайд

  • В тексте было 2 словосочетания, выделенные розовым цветом.

  • Что это значит? (Посмотреть в толковом словаре или энциклопедии)

Захватило дух – стало трудно дышать от резких движений, волнения, страха, а также от холода и ветра.

Присутствие духа – полное самообладание, уверенность в себе.

Б) Чтение текста и работа над пониманием прочитанного

а) Чтение первой части до слов: …продолжила нежиться.

Слайд

  • Что узнали из сказки о жизни болотной лягушки?

  • Почему ей хотелось квакать, но она это не сделала?

  • О чем рассказывается в этом отрывке? Как бы вы озаглавили этот отрывок? («Жизнь лягушки»).

б) Чтение II отрывка до слов: И утки окружили лягушку.

Слайд

Утки приземляются

  • Что за прерывистый звук раздался в воздухе?

  • Почему утки решили приземлиться на болоте? Куда они летели?

  • Боялась ли лягушка уток?

  • Какой вопрос она задала уткам?

  • О чем рассказано в этом отрывке? Как его озаглавим? (Встреча с утками)

в) Чтение III отрывка до слов: И она шлепнулась с сучка

Слайд

  • Какое желание возникло у уток, когда они увидели лягушку?

  • Что узнала лягушка о юге?

  • Чего же ей захотелось? Как озаглавим эту часть?

Рассказ уток о юге

г) Чтение IV отрывка до слов: Нашли хороший …

  • Что же придумала лягушка?

Я придумала!

  • Как отреагировали утки на ее предложение? О чем говорится в этой части?

д) Чтение V отрывка до слов: И добрые утки обещали ей …

  • Что чувствовала она во время полета?

  • Как утки хвалили лягушку?

  • Как реагировала она на похвалы уток?

  • Что приводило в ужас лягушку?

  • Что придумала лягушка, чтобы видеть все вокруг?

  • Почему лягушке хотелось лететь ближе к земле? Как озаглавим эту часть?

е) просмотр отрывка из м/ф «Встреча героини с лягушками на чужом болоте».

Слайд (видео)

  • Почему лягушка упала?

  • А почему она открыла рот?

  • Как она объяснила лягушкам свое появление на болоте?

  • Какое качество характера ее подвело?

  • Как сказано это в пословице? (Хвастовство само себя наказывает. Высоко взлетишь, да низко упадешь).

А теперь посмотрим, что же у нас получилось, когда мы все слайды соединили в один?

Завтра мы досмотрим с вами м/ф, в нем совершенно другой конец сказки. И вы увидите, к чему привело хвастовство.

  1. Итог урока
Давайте посмотрим, что мы знали о лягушке в начале и чем мы можем дополнить нашу схему.

Слайд

  • Что нового узнали на уроке?

  • Чему научился?

  • Достиг ли цели урока?

  • Что у тебя получилось?

  1. Рефлексия

Если на уроке вы легко справлялись со всеми заданиями, вам было комфортно, то раскрасьте свое настроение в теплые цвета, если возникали трудности, то раскрасьте в холодные тона, а если вы считаете, что урок прошел совсем зря, то оставьте нераскрашенными.

  1. Домашнее задание

Прочитать сказку и подготовить пересказ близкий к тексту.

Побывать в роли художников и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказки.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!