Открытый урок по литературному чтению в 3 классе
Тема: «В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница»
Учитель начальных классов:
Тема урока: «В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница»
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с произведением В.М. Гаршина.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «лягушка-путешественница»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;
Развивающие: развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, формировать коммуникативные навыки входе групповой работы;
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно.
Планируемые результаты:
Личностные:
учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;
учиться определять свою позицию;
мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;
формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения.
Коммуникативные:
учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою,
сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.
Регулятивные:
учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
использовать установленные правила в контроле способа решения;
продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения;
Познавательные:
учиться находить информацию в тексте;
фиксировать ее в виде плана;
проводить анализ и синтез объектов;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге.
Предметные:
формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, портрет писателя,
Этапы урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Предварительная беседа и формулирование темы урока
Формулирование цели урока
Знакомство с биографией автора
Беседа о главных героях и их жизни
Физкультминутка
Работа с текстом
Итог урока
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент
Слайд
Добрый день, всем!
Начинаем ровно в срок
Увлекательный урок
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей.
Я желаю всем удачи
И успешности в придачу!
Ну, что ж, ребята, сегодня мы проведём вместе урок литературного чтения.
Проверка домашнего задания
Слайд
Комочек пуха,
длинное ухо,
Прыгает ловко,
любит морковку. (Заяц)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ... (Волк)
Из какой сказки эти герои? (Сказка про храброго зайца.)
Кто автор этой сказки? (Д.Н.Мамин-Сибиряк)
Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, о животных.)
К какому виду сказок относится «Сказка про храброго зайца»? (Сказка о животных.)
Что характерно для сказки?
Предварительная беседа и формулирование темы урока
Слайд
Прочитайте загадки, отгадайте их и подумайте, почему к этому уроку я выбрала именно такие загадки.
Как на речку прилетает,
Сразу в воду залезает.
"Кря" - нырнула на минутку
Вы узнали? Это ...(утка)
Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)
Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх! (Лягушка)
На лугу по кочкам
Прыгают листочки!
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?! Кто это? (Лягушка)
Формулирование цели урока
Слайд
Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.
Вспомним ….. (литературную сказку)
Выделять главную… текста и … части (главную мысль текста и главную мысль каждой части)
Озаглавливать…. (части сказки)
Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)
Знакомство с биографией автора
Слайд
Как вы думаете, к какому жанру относится произведение? К какому виду сказок? (о животных)
Это сказка авторская или народная?
Назови автора произведения.
Всеволод Михайлович Гаршин выдающийся русский писатель.
Родился 2 февраля 1855г. В дворянской семье. в семье военного, поэтому пришлось много путешествовать и побывать в разных местах России., Пятилетним ребёнком Гаршин пережил семейную драму. В это время родители маленького Всеволода разводились, а он стал причиной семейного раздора, что в дальнейшем повлияло на его характер и здоровье. До 9-ти лет мальчик жил с отцом, потом его забрала мать, которая в то время жила в Петербурге, и отдала в гимназию. Учился хорошо, имел много друзей.
Любил природу, летом в деревне много возился с ящерицами, жуками, лягушками, наблюдал за ними и изучал их жизнь.
В 19-ть лет Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он сотрудничал с литературными журналами, писал очерки и статьи. В самом начале русско–турецкой войны В.М. Гаршин отправился добровольцем в действующую армию. В одном из первых сражений он повёл полк в атаку и был ранен в ногу. После лечения в госпитале получил офицерский чин, Вскоре Гаршин вышел в отставку и вернулся к литературной деятельности.
Всеволод Гаршин прожил очень короткую жизнь, всего 33 года. В 1887 году вышло последнее произведение Гаршина для детей – сказка «Лягушка – путешественница».
А теперь посмотрите на экран
Слайд
«Заяц от листа, лягушка от зайца»
«Высоко взлетишь, да низко упадешь» (Упадешь в прямом и переносном значении)
«Хвастовство само себя наказывает»
Какая из пословиц не подходит нашей сказки? Почему?
(Ответ: Первая – лягушка не была трусихой, была храброй. Не испугалась полета)
А почему вторая и третья подходят? (Ответ: Лягушка хотела славы, из-за этого пострадала, не умела сдерживать своих эмоций, была наказана за свое хвастовство. Лягушки посчитали ее болтушкой и отвернулись от нее. Она высоко взлетела, да низко упала, хвастовство было наказано)
Беседа о главных героях и их жизни
Слайд
Назовите главных героев сказки?
Что интересного можете рассказать об утках?
(Чтение сообщения об утках)
Слайд
(Чтение сообщения о болотных лягушках)
На земле существует очень много видов лягушек. Посмотрите на слайд, может быть какая-нибудь из них напоминает вам нашу.
Физкультминутка
Слайд
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям – физкультпривет!
Работа с текстом
А) Отработка техники чтения. Работа над трудными словами.
Слайд
В тексте было 2 словосочетания, выделенные розовым цветом.
Что это значит? (Посмотреть в толковом словаре или энциклопедии)
Захватило дух – стало трудно дышать от резких движений, волнения, страха, а также от холода и ветра.
Присутствие духа – полное самообладание, уверенность в себе.
Б) Чтение текста и работа над пониманием прочитанного
а) Чтение первой части до слов: …продолжила нежиться.
Слайд
Что узнали из сказки о жизни болотной лягушки?
Почему ей хотелось квакать, но она это не сделала?
О чем рассказывается в этом отрывке? Как бы вы озаглавили этот отрывок? («Жизнь лягушки»).
б) Чтение II отрывка до слов: И утки окружили лягушку.
Слайд
Утки приземляются
Что за прерывистый звук раздался в воздухе?
Почему утки решили приземлиться на болоте? Куда они летели?
Боялась ли лягушка уток?
Какой вопрос она задала уткам?
О чем рассказано в этом отрывке? Как его озаглавим? (Встреча с утками)
в) Чтение III отрывка до слов: И она шлепнулась с сучка
Слайд
Какое желание возникло у уток, когда они увидели лягушку?
Что узнала лягушка о юге?
Чего же ей захотелось? Как озаглавим эту часть?
Рассказ уток о юге
г) Чтение IV отрывка до слов: Нашли хороший …
Я придумала!
д) Чтение V отрывка до слов: И добрые утки обещали ей …
Как утки хвалили лягушку?
Как реагировала она на похвалы уток?
Что приводило в ужас лягушку?
Что придумала лягушка, чтобы видеть все вокруг?
Почему лягушке хотелось лететь ближе к земле? Как озаглавим эту часть?
е) просмотр отрывка из м/ф «Встреча героини с лягушками на чужом болоте».
Слайд (видео)
Почему лягушка упала?
А почему она открыла рот?
Как она объяснила лягушкам свое появление на болоте?
Какое качество характера ее подвело?
Как сказано это в пословице? (Хвастовство само себя наказывает. Высоко взлетишь, да низко упадешь).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось, когда мы все слайды соединили в один?
Завтра мы досмотрим с вами м/ф, в нем совершенно другой конец сказки. И вы увидите, к чему привело хвастовство.
Итог урока
Давайте посмотрим, что мы знали о лягушке в начале и чем мы можем дополнить нашу схему.
Слайд
Рефлексия
Если на уроке вы легко справлялись со всеми заданиями, вам было комфортно, то раскрасьте свое настроение в теплые цвета, если возникали трудности, то раскрасьте в холодные тона, а если вы считаете, что урок прошел совсем зря, то оставьте нераскрашенными.
Домашнее задание
Прочитать сказку и подготовить пересказ близкий к тексту.
Побывать в роли художников и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказки.