МКОУ «Кичигамринская СОШ»
Открытый урок по литературному чтению
в 1 классе на тему:
Подготовила: учитель начальных классов
Абдурахманова Ханича Алиевна.
2017г
Цели:
формирование навыков выразительного чтения
познакомить учащихся с творчеством великого поэта, писателя - сказочника,
учить выделять главную мысль прочитанного,
прививать любовь к чтению, книге.
развивать речь детей, мышление, память, умение работать в паре.
воспитывать положительное отношение к ценностям: познание, нравственность, творчество, человек /любознательность, соблюдение гигиены, чистоты и порядка, активности и сотрудничества/.
Оборудование:
* портрет К.И.Чуковского
мультимедиа проектор,
экран,
диск с презентацией,
рисунки детей,
выставка книг К.И.Чуковского,
реквизит для инсценирования фрагментов из сказок,
у детей на партах: учебник «Русская азбука», конверты с заданиями, телеграмма для родителей, цветные карандаши.
Форма урока: урок с элементами сказки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
- Прозвенел звонок веселый, начинаем мы урок.
-Сегодня у нас много гостей, поприветствуйте их (кивком головы). Садитесь.
2.Психологический настрой
Слайд №2
Учитель:
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.
Отгадайте загадку:
«Чудесный дом»
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо-
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
3. Сообщение цели и задач урока.
Учитель:
На доске запись:
Wsкloрvlнlseйwslчуlvlkolsвvcwкиlsйs
- Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете автора этой загадки.
- Корней Чуковский.
Урок у нас необычный. Я приглашаю вас в страну сказок.
Учитель: Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев К.Чуковского.
БРМЛЙ
ЦКТХ
МЙДДР
ФДГ
ТРКНЩ
КРКДЛ
- Что это за герои?
- Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил.
Слайд №4
Учитель: Тема нашего урока «В гостях у Чуковского». Сегодня мы с вами вспомним произведения К.И. Чуковского, познакомимся с творчеством писателя, с героями его книг, будем учиться читать выразительно.
Слайд №5
4. Знакомство с жизнью и творчеством.
Родился К.И.Чуковский в Петербурге в 1882 году, но детство провёл в Одессе. Учился в гимназии, а затем самостоятельно изучал английский язык и брался за любую работу, чтобы помочь маме и старшему брату. Семья Чуковского жила очень бедно.
Корней Иванович Чуковский был человеком высокого роста, у него были длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, любопытный нос, щеточки усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб и удивительно легкая походка.
Сообщение : ученик
К.И.Чуковский – это псевдоним.
На самом деле он был Николаем Васильевичем Корнейчуковым. К.И.Чуковский жил в одном из красивейших мест Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители всей нашей страны.
Учитель:
К сожалению, его жизненный путь завершен. Он умер в 1969 году. Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго. К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!
О сказочнике Чуковском
– Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно. А вышло это так:
Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил.
Он по улице ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский ее уже забыл, а сынишка запомнил ее слово в слово. Так родилась первая сказка под названием “Крокодил”.
Я уверена, что многие сказки Чуковского вам знакомы.
5. Инсценирование сказки. Сценка «Айболит»
Ведущий:
И пришла к Айболиту Лиса:
Лиса:
Ой, меня укусила оса!
Ведущий:
И пришел к Айболиту Барбос
Барбос:
Меня курица клюнула в нос.
Ведущий:
И прибежала Зайчиха, и закричала:
Зайчиха:
Ай! Ай! Мой зайчик попал под трамвайчик!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!
Ведущий:
И сказал Айболит:
Айболит:
Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке.
Ведущий:
И принесли ему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,
И смеется она, и кричит:
Зайчиха:
Ну, спасибо тебе, Айболит!
(Звучит музыка и все «звери» танцуют, а сними и все дети.)
Слайд №6
6.. Работа по учебнику.
- Откройте с. 222–223 “Русской азбуки”.
Слайд №7
1) Работа над отрывком из “Телефона»
- Иллюстрацию к какому произведению нарисовал художник?
Ученики: К сказке “Телефон”.
Учитель: Как догадались?
Ученики: Нарисован слон, который говорит по телефону.
Ученик: У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
Учитель: Сколько персонажей в разговоре?
Ученики: Два.
Учитель: Как называется разговор 2-х лиц?
Ученики: Диалог.
Чтение учащимися произведения по цепочке.
Беседа по прочитанному материалу.
- Кто первым позвонил, обратился за помощью? (Слон)
- Что попросил крокодил? (Дюжину калош)
- Зачем позвонили цапли? (Чтобы прислали капли)
- Что попросили зайчата? ( Перчатки)
- С какой просьбой обратились мартышки? (Книжки)
- Как вели себя при телефонном разговоре газели? (Галдели)
- Кто обратился за помощью последним? (Носорог)
7. Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
Я уверена, что многие сказки Чуковского вам знакомы.
Слайд №6
8. Викторина по сказкам
Вдруг, из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
(“Мойдодыр”)
Ох, и трудная это работа -
Из болота тянуть бегемота.
(“Телефон”)
Воробышек прискакал
И коровой замычал: “Му- Му- Му”.
(“Путаница”)
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
“Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу”.
(“Федорино горе”)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед.
(“Тараканище”)
Пришла муха на базар
И купила самовар.
(“Муха-Цокотуха”)
9. Работа в парах
Слайд №9
Учитель: Я предлагаю вам поработать в парах. На партах конверты. Сложите полоски в рифму так, чтобы получилось стихотворение, и прочитайте вместе.
/дети работают в парах)/
Учитель: Проверим, что у вас получилось.
Читает ученик:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым - трубочистам
Стыд и срам!
Слайд №10
Учитель: Из какого произведения эти строчки?
Ученики: Из «Мойдодыра».
10. Инсценирование сказки «Муха-Цокотуха».
Слайд №11
Муха-Цокотуха:
Я Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо!
Я сегодня жду гостей, я сегодня именинница!
Я ходила на базар и купила самовар.
Угощу друзей чайком, пусть приходят вечерком.
У меня для всех гостей много вкусных сладостей!
Ах, забыла я, забыла, кого в гости пригласила.
Ребята, помогите.
Всех гостей мне назовите!
Дети: Букашки, блошки, тараканы, бабушка-пчелв, кузнечик, мотыльки…
Муха-Цокотуха:
Спасибо, ребята! Много гостей у меня.
Буду стол накрывать и гостей всех встречать!
( Муха-Цокотуха кружит вокруг стола с самоваром. Вдруг появляется Паук и хватает Муху-Цокотуху).
Муха-Цокотуха:
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите.
Ведущий:
Что случилось? Кого у нас на празднике обижают?
Паук:
Я злой Паучище, длинные ноги и ручищи!
Вашу Муху в уголок поволок
Хочу бедную убить, Цокотуху погубить!
Ведущий:
Отпусти ее. Почему ты такой злой?
Паук:
Я люблю читать сказки и стихи Корнея Чуковского. Но забываю названия сказок. И загадки его я тоже люблю, а разгадать никак не могу. Вот поэтому я такой злой.
Ведущий:
Все понятно. Ребята, вы поможете спасти Муху-Цокотуху?
Загадывай паук нам загадки. А мы с ребятами будем их отгадывать.
Паук:
Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная! (Коньки)
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня! (Крапива)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Паук:
Спасибо, вам , ребята! Теперь и я буду знать отгадки.
11.Закрепление.
Игра «Помоги героям произведения определить, кто есть кто.
Айболит – Доктор
Бармалей – Разбойник
Федора – Бабушка
Мойдодыр – Умывальник
Цокотуха – Муха.
12.Работа над пословицами.
13.Рефлексия
- Чему учат произведения К.И.Чуковского?
- Доброте, честности, открытости, веселому нраву, любви к животным, дружбе, вежливости, состраданию…
14. Итог урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну.
-Чему мы научились?
Ученик 1:
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею –
Слушаться надо того, кто умнее.
Ученик 2:
Хорошие книжки писал дед Корней –
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
Слайд №12
15. Домашнее задание: прочитать все отрывки и по желанию выучить.
Слайд №14