средняя общеобразовательная школа № 3 г. Лебедянь,
Учитель начальных классов: Турсунова О.А.
Цель: | Познакомить с произведением Л.М Золотарева «Колька-чемпион» .Формирование умения определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям; |
Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: | -развивать умение вдумчиво читать; -развивать умение оценивать поступки в сравнении; -совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, -развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать; -развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, -обогащать словарный запас и способствовать развитию речи. |
УУД: Личностные УУД Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: | Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия: | Рассказ, герой, поступки героев. |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент. | Вы пришли сегодня в класс, Я приветствую всех вас, Дружно встали, подтянулись И друг другу улыбнулись. Приветствие “Здравствуйте!” желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) - Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас! | Настрой на дальнейший урок. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят -Мы хороший дружный класс -Все получится у нас! | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Регулятивные: -организуют свое рабочее место -развитие умений успешного общения, реального сотрудничества в учебном процессе |
Актуализация знаний. | - На доске написано предложение. Прочитайте его, пожалуйста: ШЕПОТОМ, В ПОЛНЫЙ ГОЛОС ПРО СЕБЯ Книга – верный друг детей, с ней живется веселей. - О чем говорится в этом предложении? - Объясните, почему книга это верный друг детей? (Действительно, читая книги, мы получаем новые знания, развиваем свое мышление, воображение, память. Книги учат нас добру, дружбе, способствуют развитию многих положительных качеств.) | Дети читают | |
Сообщение темы и цели урока | - Сегодня, мы с вами познакомимся с творчеством Леонарда Михайловича Золотарева, поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль, то есть идею. Сообщение об авторе подготовил Илья. - Ребята, мы сегодня познакомимся с одним из произведений Леонарда Михайловича, которое называется «Колька – чемпион». - Что означает слово Чемпион? -Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение? - Давайте прочитаем произведение «Колька- чемпион» и узнаем, какой смысл вложил автор в слово-название, о чем он хотел нам рассказать. | Опережающее задание. Сообщение об авторе подготовил Илья. «Чемпион – спортсмен, победитель в соревнованиях по какому-нибудь виду спорта на первенство города, страны» - из словаря Ожегова. | формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией |
4 Открытие новых знаний. Первичное слушание произведения, выявление первичного восприятия. | - Наши ушки на макушке, глазки широко раскрыты, слушаем, запоминаем, на вопросы отвечаем! Приготовьтесь слушать. После прослушивания вы будете отвечать на вопросы - Понравилось ли вам произведение? - Верным ли было наше предположение? - Назовите жанр произведения. | Слушают (тесты закрыты). Выясняет впечатления от прослушанного произведения. Высказывают свои мнения. | Познавательные: - учатся слушать и слышать художественное произведение, воспринимая чтение учителя с листа; Коммуникативные: - понимать на слух текст сказки - представляют развернутые суждения о прослушанном. |
Физминутка для глаз | | | |
| – Все ли слова в рассказе вам были понятны? Словарная работа. Ордер - письменное предписание или документ на выдачу, получение чего-нибудь. Общежитие - помещение для совместного проживания людей, обычно работающих на одном предприятии или обучающихся в одном учебном заведении. Коньки «снегурки» - предназначены для начинающих. Изготовлялись двух видов: однополозные и двуполозные. Относительно толстый и низкий полоз обеспечивает высокую устойчивость, что имело большое значение для начинающих. Крепление – съёмное. К обуви крепились с помощью ремешков. Командировка – служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь. Поездка для выполнения такого поручения. | | Коммуникативные: формировать умения оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: -формировать учебно-познавательный интерес к учебному предмету. |
Вторичное чтение и обсуждение произведения | Сейчас мы прочитаем с вами рассказ «по цепочке» и поработаем по его содержанию | Читают по «цепочке» | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство |
Физминутка. | Раз – поднялись, потянулись Два – согнулись, разогнулись Три в ладоши три хлопка На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть. | | |
Вторичное чтение и обсуждение произведения | 2. Работа по группам: В помощь каждой группе предлагается табличка вопросов.) 1-я группа. Простые вопросы. - Сколько было лет Кольке? - Где живет Колька? - Как зовут соседа? - Что любит делать дядя Андрей? - Кем хочет стать Колька? -2-я группа. Уточняющие вопросы. – Правильно ли я понял(а), что Колька мечтаем стать чемпионом? - Правильно ли я понял(а), что Колька не умеет кататься на коньках? - Правильно ли я понял(а), что Колька взял конька дяди Андрея и пошел кататься? - Правильно ли я понял(а), что дядя Андрей не рассердился на Кольку и обещал достать ему коньки по размеру? 3-я группа. Объясняющие вопросы. – Почему Колька уже человек? - Почему д.Андрей катается на коньках поздно вечером?, - Почему Колька взял коньки д.Андрея? 4-я группа. Оценочные вопросы - Как вы оцениваете поведение Кольки? - Понравилось ли вам решение д. Андрея? 5-я группа. Творческие вопросы. – Что было бы, если бы Кольки спросил разрешения у д Андрея взять коньки? - Научился ли Колька кататься на коньках? 6-я группа. Практические вопросы. - Как надо было бы поступить Кольке с коньками? - Что надо сделать Кольке, чтобы стать чемпионом? | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные:умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; использовать критерии для обоснования своего суждения; владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; высказывают и аргументируют свою точку зрения. Личностные: оценивают усваиваемое содержание Коммуникативные: -работать в группах, учитывать позицию собеседника, слушать и понимать других. Объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
Итоги урока. Рефлексия | - С творчеством, какого писателя вы сегодня познакомились? Понравилась ли вам этот рассказ? - Какова идея произведения? Зачем автор рассказал нам эту историю? – Чему он вас научил? - Оцените свою работу на уроке. Возьмите свои смайлики Я справился со всеми заданиями – зеленый Мне было трудно, но я справился – желтый Мне нужна помощь - красный. -Молодцы! Подошел к концу урок Прозвенит сейчас звонок. Вам девчонки и мальчишки Всем спасибо за урок. Всем спасибо за вниманье А гостям мы говори «До свидания! | | Личностные: Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: Формирование умения удерживать цель деятельности до получения её результата Выделять и осознавать то, что уже усвоено и то что еще подлежит усвоению рефлексия способов и условий действий |