Открытый урок "Вступление к поэме А.С Пушкина Руслан и Людмила" 2 класс
Задачи:
- познакомить с понятиями «поэма»;
- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина
- дать первоначальное представление о сказочной поэме;
- создать условия для развития интереса к творчеству поэта;
- формировать навык выразительного чтения стихов;
- закрепить навык выделения логического ударения и указания пауз;
- формировать навык исследовательской деятельности со словами ;
- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству ;
- формировать коммуникативные навыки работы в группах;
- развивать позитивную самооценку учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах, групповая, индивидуальная.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись «У лукоморья дуб зеленый…»( исп. А. Фрейндлих), аудиозапись «Шум моря», толковый словарь С. И. Ожегова, изображение дуба.
Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение»(авт. Л. Ф. Климанова) 2 класс,, карточки для работы в парах и группах.
Личностные универсальные учебные действия
– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;
– стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,
- планировать и контролировать этапы своей работы;
Познавательные универсальные учебные действия
– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
– уважать мнение собеседников;
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
Ход урока (Слайд 1)
1.Мотивация к учебной деятельности
- Прозвенел для нас звонок, начинается урок.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Посмотрите на гостей, поприветствуйте и улыбнитесь им скорее.
-Улыбнитесь друг все другу. Улыбку подарите другу.
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!
-Я хочу показать вам 2 картинки ( сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.
(картинка совы и слона)
- Чтобы читать выразительно и правильно проведём речевую разминку.
Работа со скороговоркой. (Слайд 2)
От топота копыт, пыль по полю летит.
- Прочитайте медленно выговаривая каждое слово чётко, про себя.
- Прочитайте целыми словами вслух.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Прочитайте с интонацией удивления.
- Прочитайте скороговоркой.
А какие ещё скороговорки вы знаете? (Ответы)
3. Проверка домашнего задания.
- Дети, работу над какой большой темой мы закончили?
(Люблю природу русскую.)
- О каком времени года говорили на всех уроках?
(Мы говорили об осени.) (Слайд 3)
Чем интересно это время года? (Осенью все меняется, шуршат под ногами листья. Самое красивое- это озеро с осенними листьями )
Какие пословицы вы знаете об осени?
-Напомните, название раздела, над которым мы начали работать на прошлом уроке? (Русские писатели)
- С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (А.С. Пушкин)
- Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни? (3- 4 человека)
Учитель: Итак, мы начинаем…..
( Слайд 4) На слайде изображен дом, в котором родился Пушкин А.С. с надписью даты рождения.
(Слайд 5) Именно в этот день в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны появился на свет маленький кудрявый мальчишка Александр
(Слайд 6) Воспитанием Саши занималась его бабушка Мария Алексеевна. Она прививала ему любовь к родному русскому языку
(Слайд 7)А так же о нем заботилась простая крестьянка, мастерица петь песни и рассказывать сказки – его няня Арина Родионовна.
Разыгрывание сценки.
Звучит колыбельная песня. Выходит девочка (в роли няни), держит в руках ребенка, кладет его в кроватку, качает. Затем садится возле детской кроватки, берет спицы и нитки, начинает вязать. Рассказывает…
Няня: У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу – золотые цепи, а по цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет…
. Остается сидеть, вязать, качать маленького ребенка (Александра Пушкина) в кроватке
Ученик: (Слайд 8)
Учитель : а когда Пушкин стал взрослым, то написал такие строки:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
Арина Родионовна – няня Пушкина, знала очень много сказок, историй и очень хорошо их рассказывала. Эти сказки маленький Саша любил слушать подолгу.
Так он вспоминал о няне после… (став взрослым)
Ученик в роли Пушкина выходит к няне, садится рядом с ней. В это время кроватки рядом с няней уже нет. Рассказывает стихотворение, глядя на Арину Родионовну.
Я ждал тебя в вечерней тишине,
Являлась ты веселою старушкой.
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила.
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
- Дома вы читали отрывки из сказок А. С. Пушкина и надо было вспомнить названия этих сказок. Сейчас я проверим как вы подготовились.
(Читают по учебнику с.85 и называют названия сказок)
1.Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая! (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
2.Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
3.Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
(Молодцы, ребята)
Учитель:. - Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают и перечитывают и дети и взрослые. Они написаны в определённом жанре.
А что такое жанр? (Жанр – это произведения одного литературного,рода, имеющие общие признаки. В переводе с французского-род, вид)
А какие жанры произведений Пушкина вы уже знаете? ( СКАЗКИ, СТИХИ
Запись на доске (открывает учитель).
(ещё закрыта ПОЭМА)
- Предположите, что за закрытым окошком?
(название жанра)
- А как называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.
(открыть ПОЭМА)
- Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос?
Что нам поможет узнать значение слова «поэма»? (Словарь)
- Правильно, я попросила ….(ученика)к сегодняшнему уроку поработать самостоятельно со словарем и найти значение слова поэма.
(Слайд 9)
Читает ученик
-Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
Физминутка - релакс
-А сейчас я предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря) (Слайд 10)
- Расскажите, что вы слышали?( шум моря)
- Как вы думаете, где оказались?
- И вдруг, на берегу моря мы видим ……
-Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного дуба)
Работа над темой урока.
Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо.
К этой поэме Александр Сергеевич написал вступление, которое называется «У лукоморья дуб зелёный». Сегодня мы будем его читать. (Слайд 11)
Давайте откроем учебник на с.86-87.
Прослушаем аудио запись вступления. Слушая его, вы познакомитесь с произведением, обратите внимание на незнакомые слова, которые вам встретятся в тексте.
(Слушают и следят по учебнику)
(Слайд 12) Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:
у лу-ко-морь-я не-ве-до-мых
не-ви-дан-ных из-буш-ка
при-хлы-нут трид-цать
пре-крас-ных ми-мо-хо-дом
Самостоятельное чтение отрывка детьми (жужжащим чтением)
Чтение одного ученика по желанию
Чтение по цепочке
Учитель: А теперь, дети, мы проведем с вами исследование непонятных нам слов.
Давайте исследуя поэму, обратимся к словарику в учебнике (с.214)
( Работа над словами - исследование незнакомых слов + выборочное чтение)
- А теперь найдите строки в произведении и зачитайте, что говорится о Лукоморье?
( поисковая работа по тексту)
( Слайд13) Объяснение слов с выборочным чтением из поэмы. ( Златая-золотая, брег-берег, песнь- песня, чредой- по очереди, бурый – темный красно-коричневый цвет).Дети объясняют значение этих слов и зачитывают строки из произведения.
Учитель: Молодцы, ребята!
(Слайд 14)
А сейчас проведём физкультминутку.
Физкультминутка
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться
А теперь давайте поразмышляем и подумаем…
-Нам еще встречаются такие словосочетания и слова.
- А как вы понимаете данные слова и словосочетания? ( ответы детей). ( Слайды 15)
Работа с текстом. Выборочное чтение строк с этими словами и словосочетаниями.
Видений полны.
(Образ, явление из мира фантазии, воображения; призрак, привидение.)
Ясные воды.
(Чистая, прозрачная)
Тужит., печалится, тоскует)
Чахнет
(Горюет
(Теряет силы, здоровье)
Это устаревшие слова. Они не употребляются сейчас в нашей речи, но когда мы их слышим, то они окутывают нас « Седой стариной», волшебством, сказочностью.
Учитель: В поэме вам встретились еще сказочные существа, которых не встретишь в настоящей жизни. Так вот я дала детям задание подготовить небольшие мини-проекты о них. Давайте послушаем.
Представление мини-проектов
( Слайд 16) Леший- хозяин леса и зверей. Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост- быть то ниже былинки, то выше дерева. Может помочь заблудившемуся грибнику или ягоднику выйти из своих владений, а может завести в самую чащу, погубить. Но обычно он вредит тем, кто не соблюдал правил поведения в лесу. Лесовик способен устраивать опасные природные явления, вплоть до ураганов. Ему также подчинены птицы и звери, деревья и травы в лесу.
( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).
( Слайд 17) Русалка – представляется в виде красивой юной девушки, с длинными распущенными волосами зеленоватого, русого или черного цвета, которые она постоянно расчесывает. Но вместо ног у нее хвост. Живет русалка в воде, но может выходить и наружу. К людям она не слишком благосклонна, ее стоило опасаться.
( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).
( Слайд 18)Колдун- персонаж из развлекательной литературы и фантастики. Колдуны в основном - люди старые, имеющие чародейский талант. У них длинные волосы и бороды. Он применяет магию для воздействия на людей или природу, либо для получения знания или мудрости средствами сверхъестественных явлений. По некоторым представлениям он обладает особыми сверхъестественными силами от рождения.
( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).
( Слайд 19)Баба – Яга – злая колдунья. Хозяйка леса, повелительница зверей и птиц. Это горбатая, хромоногая, худая старуха с косматыми седыми волосами, костяной ногой, страшным лицом, гнилыми клыками, торчащими изо рта. Баба – Яга – протеворечивый образ. Она страшная, кровожадная, но и гостеприимная, мудрая, указывающая герою нужный путь. Ей, как хозяйке лесного мира, подчиняются звери, птицы.. Она владеет тайными знаниями и магическими способностями: может насылать сон на героя, обращать людей в камень, повелевать ветрами.
( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).
( Слайд 20)Кощей - бессмертный- чаще всего представляется костлявым и лысым стариком, который обитает в зловещем каменном замке. Кощей играет роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц. Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных предметах или животных. ( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).
Работа в парах
Учитель: - Молодцы, ребята, а теперь давайте поработаем с вами в парах, поиграем в игру « Ты мне- я тебе». Один ученик выбирает себе пару. Первый ученик задает вопрос по содержанию поэмы, а второй ученик должен ответить на этот вопрос, а затем меняются ролями.
Вопросы:
1.Назови героев этого произведения (кот учёный, Русалка, Тридцать витязей, Колдун, Королевич, Царевна, Волк, Баба-яга, Кащей)
2.Что делает кот в этом произведении? (песни заводит, сказку говорит)
3.Что такое лукоморье? (Морской залив)
4.Что такое дол? (Тоже ,что и долина)
5.Что делает Колдун?(Несёт богатыря)
6.Где находится царевна? (В темнице)
Рефлексия
(На доске изображение дуба с цепью и котом.)
У детей на партах лежат маленькие желуди. Детям нужно нарисовать на них свое настроение после урока( улыбку вверх или вниз) и развесить на дубе.
-Ребята, я рада, что у вас у всех прекрасное настроение после нашего урока.
- Как вы думаете, активно ли вы работали на уроке?
- Кто работал активнее других?
- Кто из ваших одноклассников, по вашему мнению, выразительнее всех читал?
- Какая пара лучше всех задавала друг другу вопросы?
- А кто быстрее находил в поэме заданные мною слова?
- Можете ли вы сказать, что наш урок был успешным?
Я хочу, чтобы вы продолжали читать Пушкина А.С., знакомясь с его новыми для вас произведениями.
Итог урока ( Слайд 21)
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки.
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки
Читайте Пушкина, друзья!
Вот вам подсказка
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки
- Я надеюсь, что сегодня вы сделали для себя много новых открытий, что вам будет и дальше интересно читать стихотворные сказки и стихи Александра Сергеевича Пушкина.
(Слайд 22)
Домашнее задание: выучите наизусть половину отрывка из вступления поэмы, нарисуйте понравившееся чудо.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.
Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)
- Подтвердились ли наши предположения?
-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?
- С какими героями вы встретились?
Словарная работа.
- Прежде чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.
-Где мы найдем значение этих слов?
-Правильно, в словаре.
(Дети,сами читают и отвечают)
-Потренируемся в чтении трудных слов, а для этого поработаем в парах.
- Перед вами карточка для индивидуального чтения.
у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых
не-ви-дан-ных из-буш-ка
при-хлы-нут трид-цать
пре-крас-ных ми-мо-хо-дом
- Оцените работу своего товарища.(светофор)
Физкультминутка
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться
Самостоятельное чтение
Прочтите произведение про себя, подчеркните слова и выражения, которые обозначают волшебных персонажей и волшебные предметы. Возьмите в руки простой карандаш.
Словарная работа
-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - устаревшие, сейчас мы их в речи не услышим.
-А подумай те, как бы они звучали сегодня?
-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»
Тужит – горюет,тоскует,печалится
Чахнет – (слабеет, умирает.)
Чтение по цепочке
- Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.
- Посмотрите на наш дуб.
- Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,
-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает некоторых персонажей.)
- Какой картиной начинается отрывок из поэмы?
-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)
- Прочитайте описание этой картины.
- А что дальше, впереди? (Леший)
- Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?
-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?
- Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?
- Как понимаете невиданные звери?
- Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомые?
- Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?
- Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)
- Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?
-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, дядька морской)
- Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)
-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку от непрошенных гостей)
-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.
- Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?( Борьба добра со злом)
- Кто не даёт творить зло перед народом?
-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?
- Почему ступа идёт , бредёт сама собой?
- Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для него это будет конец)
-Найдите в тексте строчку:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»?
- Найдите в строке родственные слова?
- Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами автор)?
-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)
-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)
-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в этом отрывке?
-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как А.С. Пушкин.
Выразительное чтение
- Будем учитьсявыразительно читать отрывок из поэмы.
- Что значит читать выразительно?(Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).
-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)
- Каким должно быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)
- Упражнения в выразительном чтении отрывка(работа в группах)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Групповая работа.
- Давайте составим схему « Чудеса Лукоморья» выберем из строчек то, что относится к нашему отрывку и наклеим в схему.
-белка песенки поёт,
-а перед ней новое корыто,
-свет мой зеркальце скажи.
7.Включение в систему знаний и повторение
-Вспомните, с каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?
- Вступление, к какой поэме мы сегодня читали?
- Как называется это вступление?
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой?
Достигли мы их?
Мы познакомились….
Мы узнали ….
Мы научились….
- На партах у вас лежат листочки того волшебного дуба из Лукоморья (жёлтый, зелёный, коричневый).
-Возьмите листок, цвет которого выражает ваше настроение и ваше отношение к нашему уроку.
Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.
Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.
Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.
- Давайте прикрепим наши листочки к макету дуба и посмотрим какое общее настроение нашего урока у нас складывается.
9. Домашнее задание.
Дифференцированные задания
1 вариант: научитесь читать выразительно отрывок из поэмы нарисуйте понравившееся чудо.
2 вариант: выучите наизусть половину отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.