СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению, 2 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению, 2 класс»

Открытый урок "Вступление к поэме А.С Пушкина Руслан и Людмила" 2 класс

Задачи:

- познакомить с понятиями «поэма»;

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

- создать условия для развития интереса к творчеству поэта;

- формировать навык  выразительного  чтения  стихов;

- закрепить навык  выделения логического ударения и указания пауз;

- формировать  навык  исследовательской деятельности  со словами ;

- воспитывать интерес к русской поэзии и  народному творчеству ;

- формировать коммуникативные навыки работы в группах;

- развивать позитивную самооценку учащихся.

Тип урока: изучение нового материала. 

Формы  работы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах, групповая, индивидуальная.


Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись «У лукоморья дуб зеленый…»( исп. А. Фрейндлих), аудиозапись «Шум моря», толковый словарь С. И. Ожегова, изображение дуба.


Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение»(авт. Л. Ф. Климанова) 2 класс,, карточки для работы в парах и группах.

Личностные универсальные учебные действия

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

-  планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные универсальные учебные действия

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

Ход урока (Слайд 1)

1.Мотивация к учебной деятельности

- Прозвенел для нас  звонок, начинается урок.

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Посмотрите на гостей, поприветствуйте  и улыбнитесь им скорее.

-Улыбнитесь друг все другу. Улыбку подарите другу.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

-Я хочу показать вам 2 картинки ( сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.

(картинка совы и слона)

- Чтобы читать выразительно и правильно проведём речевую разминку.

Работа со скороговоркой. (Слайд 2)

        От топота копыт, пыль по полю летит.

- Прочитайте  медленно выговаривая каждое слово чётко, про себя.

- Прочитайте целыми словами  вслух.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Прочитайте с интонацией удивления.

- Прочитайте скороговоркой.

А какие ещё скороговорки вы знаете? (Ответы)

3.    Проверка домашнего задания.

- Дети, работу над какой большой темой мы закончили?

 (Люблю природу русскую.)

- О каком времени года говорили на всех уроках?

  (Мы говорили об осени.)  (Слайд 3)

Чем интересно это время года? (Осенью все меняется, шуршат под ногами листья. Самое красивое- это озеро с осенними листьями )

Какие пословицы вы знаете об осени?

-Напомните, название раздела, над которым мы начали работать на прошлом уроке? (Русские писатели)

- С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (А.С. Пушкин)

- Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни? (3- 4 человека)

Учитель: Итак, мы начинаем…..

( Слайд 4) На слайде изображен дом, в котором родился Пушкин А.С. с надписью даты рождения.

(Слайд 5) Именно в этот день в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны появился на свет маленький кудрявый мальчишка Александр

(Слайд 6) Воспитанием Саши занималась его бабушка Мария Алексеевна. Она прививала ему любовь к родному русскому языку

(Слайд 7)А так же о нем заботилась простая крестьянка, мастерица петь песни и рассказывать сказки – его няня Арина Родионовна.


Разыгрывание сценки.

Звучит колыбельная песня. Выходит девочка (в роли няни), держит в руках ребенка, кладет его в кроватку, качает. Затем садится возле детской кроватки, берет спицы и нитки, начинает вязать. Рассказывает…

Няня: У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу – золотые цепи, а по цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет…

. Остается сидеть, вязать, качать маленького ребенка (Александра Пушкина) в кроватке

Ученик: (Слайд 8) 

Учитель : а когда Пушкин стал взрослым, то написал такие строки:

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

Арина Родионовна – няня Пушкина, знала очень много сказок, историй и очень хорошо их рассказывала. Эти сказки маленький Саша любил слушать подолгу.

Так он вспоминал о няне после… (став взрослым)


Ученик в роли Пушкина выходит к няне, садится рядом с ней. В это время кроватки рядом с няней уже нет. Рассказывает стихотворение, глядя на Арину Родионовну.

Я ждал тебя в вечерней тишине,

Являлась ты веселою старушкой.

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила.

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

-  Дома вы читали отрывки из сказок А. С. Пушкина и надо было вспомнить названия этих сказок. Сейчас я проверим как вы подготовились.

(Читают по учебнику с.85 и называют названия сказок)

1.Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая! (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)


2.Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)


3.Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

(Молодцы, ребята)

Учитель:. - Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают и перечитывают  и дети и взрослые. Они написаны в определённом жанре.

А что такое жанр? (Жанр – это произведения одного литературного,рода, имеющие общие признаки. В переводе с французского-род, вид)

А какие жанры произведений Пушкина вы уже знаете? ( СКАЗКИ, СТИХИ

Запись на доске (открывает учитель).

(ещё закрыта ПОЭМА)

- Предположите, что за закрытым окошком?

(название жанра)

- А как называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.

(открыть ПОЭМА)
- Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос?

Что нам поможет узнать значение слова «поэма»? (Словарь)

- Правильно, я попросила ….(ученика)к сегодняшнему уроку поработать самостоятельно со словарем и найти значение слова поэма.

(Слайд 9)

Читает ученик

-Поэма – большое  стихотворное  произведение  на  историческую,  героическую или  возвышенную  лирическую  тему.

Физминутка - релакс

 -А сейчас я предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря) (Слайд 10)

- Расскажите, что вы слышали?( шум моря)

- Как вы думаете, где оказались?

- И вдруг, на берегу моря мы видим ……

-Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного дуба)

Работа над темой урока.

Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо.

К этой поэме Александр Сергеевич написал вступление, которое называется «У лукоморья дуб зелёный». Сегодня мы будем его читать. (Слайд 11)

Давайте откроем учебник на с.86-87.

Прослушаем аудио запись вступления. Слушая его, вы познакомитесь с произведением, обратите внимание на незнакомые слова, которые вам встретятся в тексте.

(Слушают и следят по учебнику)

(Слайд 12) Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:

у лу-ко-морь-я         не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных          из-буш-ка

при-хлы-нут             трид-цать

пре-крас-ных            ми-мо-хо-дом

Самостоятельное чтение отрывка детьми (жужжащим чтением)

Чтение одного ученика по желанию

Чтение по цепочке


Учитель: А теперь, дети, мы проведем с вами исследование непонятных нам слов.

Давайте исследуя поэму, обратимся к словарику в учебнике (с.214) 

( Работа над словами - исследование незнакомых слов + выборочное чтение)

- А теперь найдите строки в произведении и зачитайте, что говорится о Лукоморье?

( поисковая работа по тексту)


( Слайд13) Объяснение слов с выборочным чтением из поэмы. ( Златая-золотая, брег-берег, песнь- песня, чредой- по очереди, бурый – темный красно-коричневый цвет).Дети объясняют значение этих слов и зачитывают строки из произведения.


Учитель: Молодцы, ребята!

(Слайд 14)

А сейчас проведём физкультминутку.

Физкультминутка

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться

А теперь давайте поразмышляем и подумаем…

-Нам еще встречаются такие словосочетания и слова.

- А как вы понимаете данные слова и словосочетания? ( ответы детей). ( Слайды 15)

Работа с текстом. Выборочное чтение строк с этими словами и словосочетаниями.

  • Видений полны.

  • (Образ, явление из мира фантазии, воображения; призрак, привидение.)

  • Ясные воды.

  • (Чистая, прозрачная)

  • Тужит., печалится, тоскует)

  • Чахнет

  • (Горюет

  • (Теряет силы, здоровье)

Это устаревшие слова. Они не употребляются сейчас в нашей речи, но когда мы их слышим, то они окутывают нас « Седой стариной», волшебством, сказочностью.


Учитель: В поэме вам встретились еще сказочные существа, которых не встретишь в настоящей жизни. Так вот я дала детям задание подготовить небольшие мини-проекты о них. Давайте послушаем.



Представление мини-проектов


( Слайд 16) Леший- хозяин леса и зверей. Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост- быть то ниже былинки, то выше дерева. Может помочь заблудившемуся грибнику или ягоднику выйти из своих владений, а может завести в самую чащу, погубить. Но обычно он вредит тем, кто не соблюдал правил поведения в лесу. Лесовик способен устраивать опасные природные явления, вплоть до ураганов. Ему также подчинены птицы и звери, деревья и травы в лесу.

( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).


( Слайд 17) Русалка – представляется в виде красивой юной девушки, с длинными распущенными волосами зеленоватого, русого или черного цвета, которые она постоянно расчесывает. Но вместо ног у нее хвост. Живет русалка в воде, но может выходить и наружу. К людям она не слишком благосклонна, ее стоило опасаться.


( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).


( Слайд 18)Колдун- персонаж из развлекательной литературы и фантастики. Колдуны в основном - люди старые, имеющие чародейский талант. У них длинные волосы и бороды. Он применяет магию для воздействия на людей или природу, либо для получения знания или мудрости средствами сверхъестественных явлений. По некоторым представлениям он обладает особыми сверхъестественными силами от рождения.

( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).


( Слайд 19)Баба – Яга – злая колдунья. Хозяйка леса, повелительница зверей и птиц. Это горбатая, хромоногая, худая старуха с косматыми седыми волосами, костяной ногой, страшным лицом, гнилыми клыками, торчащими изо рта. Баба – Яга – протеворечивый образ. Она страшная, кровожадная, но и гостеприимная, мудрая, указывающая герою нужный путь. Ей, как хозяйке лесного мира, подчиняются звери, птицы.. Она владеет тайными знаниями и магическими способностями: может насылать сон на героя, обращать людей в камень, повелевать ветрами.

( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).


( Слайд 20)Кощей - бессмертный- чаще всего представляется костлявым и лысым стариком, который обитает в зловещем каменном замке. Кощей играет роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц. Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных предметах или животных. ( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).


Работа в парах

Учитель: - Молодцы, ребята, а теперь давайте поработаем с вами в парах, поиграем в игру « Ты мне- я тебе». Один ученик выбирает себе пару. Первый ученик задает вопрос по содержанию поэмы, а второй ученик должен ответить на этот вопрос, а затем меняются ролями.

Вопросы:

1.Назови героев этого произведения (кот учёный, Русалка, Тридцать витязей, Колдун, Королевич, Царевна, Волк, Баба-яга, Кащей)

2.Что делает кот в этом произведении? (песни заводит, сказку говорит)

3.Что такое лукоморье? (Морской залив)

4.Что такое дол? (Тоже ,что и долина)

5.Что делает Колдун?(Несёт богатыря)

6.Где находится царевна? (В темнице)


Рефлексия

(На доске изображение дуба с цепью и котом.)

У детей на партах лежат маленькие желуди. Детям нужно нарисовать на них свое настроение после урока( улыбку вверх или вниз) и развесить на дубе.

-Ребята, я рада, что у вас у всех прекрасное настроение после нашего урока.

- Как вы думаете, активно ли вы работали на уроке?

- Кто работал активнее других?

- Кто из ваших одноклассников, по вашему мнению, выразительнее всех читал?

- Какая пара лучше всех задавала друг другу вопросы?

- А кто быстрее находил в поэме заданные мною слова?

- Можете ли вы сказать, что наш урок был успешным?

Я хочу, чтобы вы продолжали читать Пушкина А.С., знакомясь с его новыми для вас произведениями.


Итог урока ( Слайд 21)

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки.

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки

Читайте Пушкина, друзья!

Вот вам подсказка

И пронесете сквозь года

Вы радость сказки


- Я надеюсь, что сегодня вы сделали для себя много новых открытий, что вам будет и дальше интересно читать стихотворные сказки и стихи Александра Сергеевича Пушкина.

(Слайд 22)

Домашнее задание: выучите наизусть половину отрывка из вступления поэмы, нарисуйте понравившееся чудо. 





 























































5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.

Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)

- Подтвердились ли наши предположения?

-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?

- С какими героями вы встретились?

Словарная работа.

 - Прежде  чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.

-Где мы найдем значение этих слов?

-Правильно, в словаре.

(Дети,сами читают и отвечают)

-Потренируемся в чтении трудных слов, а для этого поработаем в парах.

- Перед вами карточка для индивидуального чтения.

у Лу-ко-морь-я         не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных          из-буш-ка

при-хлы-нут             трид-цать

пре-крас-ных            ми-мо-хо-дом

- Оцените работу своего товарища.(светофор)



Физкультминутка

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться

Самостоятельное чтение

 Прочтите произведение  про себя, подчеркните  слова  и выражения, которые обозначают волшебных персонажей и волшебные предметы. Возьмите в руки простой карандаш.

Словарная работа

-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - устаревшие, сейчас мы их в речи не услышим.

-А подумай те, как бы они звучали сегодня?

-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»

Тужит – горюет,тоскует,печалится

Чахнет – (слабеет, умирает.)

Чтение по цепочке

- Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.

- Посмотрите на наш дуб.

 - Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,

-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает некоторых персонажей.)

- Какой картиной начинается отрывок из поэмы?

-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)

- Прочитайте описание этой картины.

- А что дальше, впереди? (Леший)

- Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?

-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?

- Прочитайте, кого встречаем  на неведомых дорожках?

- Как понимаете невиданные звери?

- Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомые?

- Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?

- Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

- Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, дядька морской)

- Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку от непрошенных гостей)

-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.

- Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?( Борьба добра со злом)

- Кто не даёт творить зло перед народом?

-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

-  Почему ступа идёт , бредёт сама собой?

- Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для него это будет конец)

-Найдите в тексте строчку:

«Там русский дух…там Русью пахнет!»?

- Найдите в строке родственные слова?

- Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами автор)?

-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)

-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)

-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в этом отрывке?

-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как А.С. Пушкин.

Выразительное чтение

- Будем учитьсявыразительно читать отрывок из поэмы.

- Что значит читать выразительно?(Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)

- Каким должно быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)

- Упражнения в выразительном чтении отрывка(работа в группах)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону        

Групповая работа.

- Давайте составим схему « Чудеса Лукоморья» выберем из строчек то, что относится к нашему отрывку и наклеим в схему.

-белка песенки поёт,

-а перед ней новое корыто,

 -свет мой зеркальце скажи.

7.Включение в систему знаний и повторение

-Вспомните, с каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?

- Вступление, к какой поэме мы сегодня читали?

- Как называется это вступление?

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой?

Достигли мы их?

Мы познакомились….

Мы узнали ….

Мы научились….

  - На партах у вас лежат листочки того волшебного дуба из Лукоморья (жёлтый, зелёный, коричневый).

-Возьмите листок, цвет которого выражает ваше настроение и ваше отношение к нашему уроку.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.

Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.

Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.

- Давайте прикрепим наши листочки к макету дуба и посмотрим какое общее настроение нашего урока у нас складывается.

9. Домашнее задание.

Дифференцированные задания

1 вариант: научитесь читать выразительно отрывок из поэмы нарисуйте понравившееся чудо.

2 вариант: выучите наизусть половину отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!