МБОУ «СОШ с.Хажи-Эвла им.Товзаева Р.Э.» Веденского района Чеченской Республики
Предмет: литература
Учитель: Зайпулаева Има Исмаиловна
Класс: 8
Тема: «Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию»
Цель урока: углубить представление о сатире и ее средствах; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, выразительного чтения; закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, видам комического и средствам создания комического, умение пользоваться ими; развивать творческие способности учеников и вырабатывать гражданскую позицию.
Планируемые результаты.
Предметные: понимать особенности драматургического текста; знать приемы сатирического изображения; уметь характеризовать героев; владеть элементами анализа текста; навыками выразительного чтения, устного рецензирования.
Метапредметные УУД:
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.
Регулятивные: уметь анализировать прочитанный текст; уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Личностные: формирование навыков групповой и самостоятельной работы по алгоритму выполненной задачи.
Педагогические технологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения; технология буктрейлера, технология «облако тэгов».
Оборудование урока: учебник, рабочие тетради по литературе, видеофильм спектакля «Ревизор», видеоролик, записи на доске (закон несоответствия, социальные пороки: казнокрадство, самоуправство, произвол властей, безнаказанность, мошенничество).
Ход урока
«Сборный город всей темной стороны»
1-й этап урока (мотивационный)
Слово учителя: Сегодня мы продолжаем знакомство с комедией Н. В. Гоголя «Ревизор». Обратите внимание на эпиграф к уроку. Какое слово является ключевым в нем? (город)
- Что мы узнали о городе в комедии «Ревизор»?
(Уездный город N, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». ) (1 действие, 1 явление). Время действия – 1831 год. Это можно определить со слов судьи. Он говорит, что 15 лет сидит на судейском стуле (1 действие, 3 явление), а в сцене с Хлестаковым докладывает: «С 1816 года был избран на трехлетнюю службу по воле дворянства и продолжал должность до сего времени» - (4 действие, 3 явление).
- Какие эпитеты в данном эпиграфе характеризуют изображенный город и его нравы?
(сборный, темная сторона).
-Как вы их понимаете?
2-й этап урока (целеполагание, планирование)
- Как вы думаете, исходя из эпиграфа урока, какая цель нашего урока?
Показать темные порочные стороны жизни в городе; понять, как и на каком примере раскрывает Гоголь темные стороны жизни провинциального города России начала 19 века.
- Обратимся к действующим лицам, представители каких сословий являются главными действующими лицами?
Чиновники. Значит и темные нравы города Гоголь будет раскрывать на образах чиновников.
3-й этап урока (деятельностный)
1. Выявление первоначального восприятия прочитанного.
-Чтобы разобраться, каким же представлены нравы этого города, обратимся к чиновникам, к людям, которые устанавливают порядки в городе. Домашним заданием было составить таблицу, характеризующую чиновников города, и по группам подготовить характеристику одного из них и состояние дел в их ведомстве.
(Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства.
Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются. Прикрывает постройку церкви, на которую государство выделило деньги, а строительство даже не начиналось. ( В реальности была похожая ситуация с аферой по постройке Храма Христа Спасителя по проекту А. Л. Витберга в Москве, когда была распущена комиссия, истратившая огромные сумм, но ничего не построившая.)
ЦИТАТЫ: «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не по чину берешь!». Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай».
Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, каких свет не видывал…
В немой сцене: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..».Чинит произвол и бесчинство: унтер – офицерская жена Иванова жалуется, что самовольно мужа в солдаты отдал
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян.
ЦИТАТЫ: «Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки «борзыми щенками». «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну»
Артемий Филиппович Земляника - попечитель богоугодных заведений
Цитаты: «Больные, как мухи, выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют.
ЦИТАТЫ: « Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»; «совершенная свинья в ермолке»; предлагает «подсунуть» ревизору взятку; доносит ему на других чиновников. «Человек простой: если умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»
Лука Лукич Хлопов -смотритель училищ.
ЦИТАТЫ: Учителя «имеют очень странные поступки». Напуган частыми ревизиями и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений; «Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».
Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер. Дела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят. Простодушный до наивности человек, читать чужие письма – ЦИТАТЫ: «преинтересное чтение», «смерть люблю узнать, что есть нового на свете».
«подлец, пьет горькую».
2. Аналитическая беседа. (Повторное, обдумывающее чтение. Этап анализа, осмысления, интерпретации, оценки прочитанного)
- Мы дали характеристику героям, какие пороки общества в провинциальном городе показывает Гоголь в деятельности чиновников?
-казнокрадство
-самоуправство
- произвол властей
-безнаказанность
- мошенничество
- Какие меры решаются принять чиновники перед приездом ревизора?
Придать видимость порядка, чтобы ревизор не усмотрел настоящий произвол и беспорядок). Пустить пыль в глаза.
- Кто приносит весть о ревизоре?
УЧИТЕЛЬ: До 1823 года каждая губерния подвергалась ревизии раз в 3 года. Большие сановники сами по себе России не ездили, а посылали молодых чиновников, находящихся на самых низших ступенях служебной лестницы. Чиновники приезжали не в мундире, а в гражданской одежде; это облегчало тайное наблюдение за порядками в губернии.
3. Просмотр действия 1 явления 4 – «СБОР ГОРОДНИЧЕГО К ИНКОГНИТО» с учатием знаменитых артистов Анатолия Папанова в роли городничего.
- Как речь героя передает душевное состояние городничего?
Взволнован, испуган, потому что не контролирует ситуацию в городе.
- Почему городничий выглядит смешным в этой ситуации?
Первое лицо в городе ведет себя не по званию, потому что им одолевает страх.
(по замечанию исследователей, именно СТРАХ является действующим лицом в комедии)
- Как влияет СТРАХ на каждого из чиновников?
(объединяет их в борьбе с общим злом – ревизором.)
-В какой сцене особенно явно проявляется присутствие страха среди чиновников
( в сцене взятки).
Какое решение принимают чиновники, чтобы расположить к себе ревизора?
Дать взятку. Этот метод самый надежный и всегда срабатывал, да и другого они не знали. Они не сомневаются в том, что взятку нужно дать: вопрос в другом, как половчее ее подсунуть. Цель взяток: защитить, предохранить свое ведомство от ревизии и обезопасить себя. К активным попыткам обезвредить ревизора подключаются все чиновники.)
- А как выглядят первые лица при этом?
– смешными.
- Автор использует одно из средств создания комического: закон несоответствия. который заключается в том, что мнимое,кажущееся,значительное (которое пугает, которого боятся как гром небесный вдруг оказывается «ВЕРТОПРАХом», не соответствует действительности.
- Вспомните еще примеры, где реализуется ЗАКОН НЕСООТВЕТСТВИЯ в комедии?
- С какой целью используется этот прием в комедии?
показать, как страх делает чиновников смешными, высмеять пороки).
Гоголь считал в своей комедии только одно честное и благородное лицо – это СМЕХ.
- Как называется этот вид комического, при котором изобличаются и подвергаются гневному осмеянию то, что противоречит нравственны законам?
(САТИРА – изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам.
4. Выразительное чтение действия 5 явления 7. Постановка проблемы.
-Обратимся к одной из кульминационных сцен комедии и зачитаем отрывок.
Постановка проблемы: порождают ли социальные пороки человеческие?
Да, лицемерие, унижение человека, занимающего более низкий чин, бесстыдство, грубость,
зависть, подлость.
- Почему Гоголь вводит эту сцену в комедию? О чем предупреждает нас писатель?
Пороки социальные порождают пороки человеческие, нравственные
Городничий – чиновник города, его поведение и представление о жизни помогает понять психологию чиновника, государственного человека. Что было идеалом для такого человека?. Психология чиновника: чтобы быть счастливым, нужны деньги и чины, а для их приобретения – взяточничество и казнокрадство, низкопоклонничество и подлость, заискивание перед знатностью и богатством, грубость и жестокость по отношению к тем, кто ниже тебя по чину. Разве можно было вести речь о человеческом достоинстве, когда чин значил все и давал право на многие бесчинства.
3. Рефлексивный этап урока. (Воплощение пережитого, обдуманного при чтении в духовной сфере личности. Итоговое творческое задание)
Творческое задание ( в виде небольшого письменного ответа на уроке)
- Хотели ли вы жить в городе, где царствовали бы такие порядки? Почему?
В завершении урока мы посмотрим буктрейлер «Галерея образов помещиков»
Домашнее задание:
Дать письменную характеристику Хлестакову.
МБОУ «СОШ с.Хажи-Эвла им.Товзаева Р.Э.»
План-конспект открытого урока литературы
в 8 классе
Тема: Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.
Дата: 24.11.2022 г.
Учитель: Зайпулаева И.И.