СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе в 8 кл. "Мцыри" М.Ю.Лермонтова как романтическая поэма"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 8 кл. "Мцыри" М.Ю.Лермонтова как романтическая поэма"»

Конспект урока литературы

Тема урока:

«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма»

Класс: 8

Цели урока:

Образовательные:

-дать первоначальное представление о романтизме и особенностях романтического мировосприятия;

-доказать жанровую принадлежность поэмы (романтическая поэма); -углубить представление учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме;

-систематизировать знания учащихся по изученному произведению.

Развивающие:

-развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

-развитие речи и воображения учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка.

Воспитательные:

-активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.

Задачи:

- обучающие, формирование регулятивных УУД

расширить знания учеников о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомить с особенностями его творческого метода;

совершенствовать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания; совершенствовать умение делать индивидуальные сообщения на заданную тему, характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа. - развивающие, формирование коммуникативных и познавательных УУД развивать познавательный интерес; культуру устной речи, умение выразительного чтения;

развивать творческие способности учащихся;

развивать умение сопоставлять изучаемые на уроках объекты; развивать уверенность в своих силах, настойчивость - воспитательные, формирование личностных УУД укрепить интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова; закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке.

Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова – романтическое произведение.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

  1. Актуализация и пробное действие



  1. 1 задание.

Подготовка к восприятию. Притча.

Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.

Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал: - Мне стало любопытно: что там, за той дверью?

Король рассмеялся:

  • Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу.

  • А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.

Помолчав, король ответил:

  • Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку.

    • Определите ключевые слова притчи.

    • Как они связаны с поэмой Лермонтова?

  1. Формулирование темы и цели урока Давайте сформулируем тему урока.

Сформулируйте цель нашего урока. Проанализировать произведение и на основе анализа доказать, что

Мцыри” - романтическая поэма.

  1. Первичное закрепление

Для начала перечислите характерные черты романтизма.

    • Герой – одиночка, который мечтает о свободе. Он противопоставлен всем, не может найти счастье в обычной, реальной жизни. Романтические герои – это странники, скитальцы, изгнанники.  Непримиримый конфликт личности с обществом, в результате которой личность гибнет.

    • Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в тюрьме, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).

    • Характерно то, что есть два мира: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом, унылое «здесь» и очаровательное «там».

    • Романтическая любовь, сильные, чаще безответные чувства.

    • Место действия – экзотическая страна.

    • Особая роль пейзажа (дружественный и враждебный). Единство с природой.

Прежде чем мы обратимся к тексту произведения, давайте проведём словарную работу и определим значение слов, которые у вас там встретились.

Задание 2. Работа в группах. Работа со словарями. Обитель, келья, кадильница, обет, исповедь, аул, инок

  1. Практическая деятельность учащихся.

- Что такое сюжет? (Сюжет – это основные события и эпизоды в той последовательности, которые предусмотрены композицией)

Задание 3.

«Основные события поэмы». Работа в группе.

По иллюстрациям нужно восстановить порядок событий произведения. - Что такое композиция произведения? Композиция – это структура произведения, его построение

Композиция поэмы необычная, своеобразная. Это рассказ в рассказе или «рамочная» композиция. А ещё Лермонтов выбрал такое построение поэмы: для описания всей жизни героя хватило всего две главы, а все остальные главы описывают всего три дня из его жизни. Как вы думаете, зачем автор так сделал? (За эти три дня он испытал столько чувств, получил столько впечатлений, сколько не получил за всю жизнь в монастыре) В основу поэмы положен романтический сюжет.

  • Где происходят события поэмы? (Необычная обстановка, лоно природы. Кавказ.)

-Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Вспомните, что связано у Лермонтова с Кавказом? (Поездки на Кавказ (1820, 1825) в детстве. В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) также был сослан в армию на Кавказ.)

  • С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край. Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри. Вы помните, что Лермонтов был ещё хорошим художником, и на многих его картинах изображён Кавказ. (Иллюстрации картин, фильм о Кавказе) Задание 4.

Найдите в главе 6 описание этого чудного места и выразительно прочитайте.

Экзотическое место действия

А сейчас нас ждёт встреча с другим видом искусства – музыкальным. Предлагаю послушать отрывок из произведения В.А.Моцарта в современной роковой обработке с бас-гитарой и скрипкой. На скрипке играет Ванесса Мей, известная своими современными обработками классической музыки. Послушайте и подумайте, можно ли этот фрагмент считать музыкальной иллюстрацией к поэме «Мцыри»? К какому эпизоду подошёл бы этот фрагмент и почему?

Найдите в тексте отрывки с описанием природы. Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермонтов в описании пейзажа?

-Какова же роль картин природы в произведении? (Они близки герою, зов свободы, как и зов природы непреодолим. В отличии от враждебного, подавляющего личность героя образа монастыря, образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях)

Единство с природой

Речь героя тоже богата изобразительно-выразительными средствами, поэтична, возвышенна. И это богатство тесно связано с богатством внутреннего мира героя. Задание 5.

Вам даны цитаты из исповеди Мцыри. Нужно определить, какие художественные средства использованы в его речи и охарактеризовать героя. Эпитеты: «Но юность вольная сильна, // И смерть, казалось, не страшна!» Гиперболы: «О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад! // Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил...».

Метафоры, олицетворения: «Я эту страсть во тьме ночи вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли...»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей // И полз и: прятался, как змей».

«Можно сказать без преувеличения, - писал Белинский, - что Лермонтов брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов. Гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму». Романтический герой.

  • В произведении мы можем наблюдать конфликт. Между кем возник конфликт?

  • Каким приёмом пользуется Лермонтов для изображения конфликта? (антитеза, противопоставление) - Что чему противопоставляется?

(Мир монастыря - «мир келий душных и молитв», где главным условием жизни становится смирение и послушание, и мир свободы, воли - «чудный мир тревог и битв», близкий душе героя)

  • Каким термином мы можем назвать эти два противопоставленных друг другу мира. Это называется романтическим «двоемирием». Противопоставление «тюрьмы» (а монастырь для Мцыри и есть тюрьма) и «свободы» - основная черта романтизма. Романтическое «двоемирие» VI Самостоятельная работа в группах.

Задание 6

Составить синквейн на тему «Мцыри-романтический герой»

МЦЫРИ

Свободолюбивый, страстный

Страдает, мечтает, борется

Стремится увидеть родину, слиться с природой

Романтический герой

Рефлексия. Итог урока. Оценивание.

  • Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Доказали ли мы с вами, что это романтическая поэма?

Домашняя работа: Понравившийся отрывок поэмы выучить наизусть.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!