СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе в 7 классе Б Тема: М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Знакомство с «Песней про купца Калашникова», с ее героями.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  1. познакомить с историей создания «Песни...», раскрыть смысл обращения автора к русской истории;
  2. учить ориентироваться в тексте;
  3. отвечая на вопросы, анализировать его;
  4. отметить связь «Песни…» с народным творчеством;
  5. межпредметные связи:

а) картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»

б) Виктор Михайлович Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»

в) репродукции акварелей Аполлинария Михайловича Васнецова. Москва. XVI – XVII века

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 7 классе Б Тема: М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Знакомство с «Песней про купца Калашникова», с ее героями.»

Открытый урок по литературе в 7 классе Б

Тема: М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Знакомство с «Песней про купца Калашникова», с ее героями.

Цель:

  1. познакомить с историей создания «Песни...», раскрыть смысл обращения автора к русской истории;

  2. учить ориентироваться в тексте;

  3. отвечая на вопросы, анализировать его;

  4. отметить связь «Песни…» с народным творчеством;

  5. межпредметные связи:

а) картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»

б) Виктор Михайлович Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»

в) репродукции акварелей Аполлинария Михайловича Васнецова. Москва. XVI – XVII века

Ход урока.

  1. Слово учителя

Тема урока, цели, эпиграф

С. Нарочатов сказал о поэте: «Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом… Он страстно любил Россию, но он не мог видеть кровоточащие язвы «страны рабов, страны господ»… Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца».

М.Ю. Лермонтов относится к тем немногим гениям нашей литературы, которые очень быстро расцвели и за очень короткую жизнь создали целую эпоху в литературе.

(биография поэта) – выступление учеников.

М.Ю. Лермонтов относится к тем немногим гениям нашей литературы, которые очень быстро расцвели и за очень короткую жизнь создали целую эпоху в литературе.

Лермонтов родился в 1814 году имении своей бабушки Тарханы. Как известно, на личность гениального поэта влияет окружение в раннем детстве. Мальчик рано потерял мать и воспитывался у бабушки Е.А. Арсентьевой в имении. Здесь он получил блестящее образование и, будучи 14 лет от роду поступил в Московский университетский благородный пансион. Уже в детстве проявились его недюжинные дарования: он свободно владел несколькими иностранными языками, прекрасно рисовал, писал стихи.

Будучи студентом Московского университета, Лермонтов с головой окунается в ту атмосферу свободолюбия и независимости, которую тогда ещё сохранял университет несмотря на николаевский режим. Здесь он пишет огромное количество стихотворений и поэм, пробует себя в прозе. Затем, после того, как за участие в одном из литературных кружков, где кроме литературных, обсуждались и общественные вопросы, его попросили уйти из университета. Для того, чтобы получить законченное образование, Лермонтов поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. «…Поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько огорчения мне это причиняет, вы бы меня пожалели…» - пишет он в одном из писем. О чём же жалеть? Дело в том, что те два года, которые он провёл в этой школе, были для него сущей каторгой: строгая, даже излишен строгая дисциплина, строжайший контроль , отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов в училище – всё это противоречило всему складу души поэта. Однако и в эти годы он много пишет, он становится хорошим офицером «…в юнкерской школе он был хорош со всеми товарищами, хотя его не все любили…» - вспоминает один из его соучеников Меринский.

До сих пор о том, что он поэт, знают только близкие друзья. Но в 1837 году он откликается на смерть Пушкина стихотворением «Смерть поэта»

Погиб поэт, невольник чести!

Пал, оклеветанный молвой.

С свинцом в груди и жаждой мести

Поникнув гордой головой.

Это стихотворение, где автор прямо обвиняет в гибели великого поэта сильных мира сего, становится известным. В его жизни происходят огромные изменения. С одной стороны, он становится не только поэтом, подающим надежды, но и широко известным, талантливым наследником Пушкина. С другой стороны, стихотворение «Смерть поэта» было признано правительством «возмутительным» и из гвардии Лермонтов переводится в нижегородский драгунский полк и отправляется служить на Кавказ. Из ссылки он возвращается уже окончательно сложившимся поэтом, определившим свой стиль и своё место в литературе. К 1838 г. Лермонтов был автором «Бородина», «Песни про купца Калашникова…», большого количества стихотворений. Жить ему оставалось три года. И за эти три года он создал величайшие романтические поэмы «Мцыри» и «Демон», роман «Герой нашего времени», которые вошли в золотую сокровищницу нашей литературы.

(О дуэли Лермонтова и Мартынова, которая закончилась гибелью поэта, при необходимости, нужно сказать, что , несмотря на внешнее сходство с пушкинской дуэлью, во многом она была следствием сложного характера самого поэта, трудного состояния души в это время, которое выражено, например, в стихотворении «И скучно, и грустно…» -

И скучно, и грустно

И некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанья… Что пользы напрасно желать?

А годы проходят, все лучшие годы…

Учитель

М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырского духа, ярких личностей, которых так не хватало среди его современников. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них было мало достойных людей, героев, поэтому поэт искал их в русской истории. Тема истории отразилась в частности, в стихотворении «Бородино» и в«Песни про купца Калашникова». «Песня…» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе – «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство А.А. Краевского).

Так, не входя из комнаты, Лермонтов переносился во времени, становился свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса совсем иной эпохи. Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, повторы.

«Песня…» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного «бездну ужасов, тиранство» (Н.М. Карамзин).

Выступление учеников.

Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись, таким образом, первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правлении русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нём же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.

В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всём «изменников бояр». В конце 1564 года он покинул Москву и объявил, что собирается отречься от престола. В январе следующего года он всё же позволил уговорить себя вернуться на царство. Однако за это вытребовал себе особые полномочия. Вся страна была разделена на две части: одна называлась «земщиной», там продолжали существовать старинные государственные учреждения, которые, по мнению царя, только мешали ему править. Другая часть получила название «опричнина» (от слова «опричь», то есть «кроме») - здесь «земские» учреждения не действовали и власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Они получали в опричнине земли, а те бояре и дворяне, которые там жили раньше, но в опричнину взяты не были, насильно переселялись в земщину. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы, откуда изгнали всех «земских». Благодаря этому «перебору людишек», царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Земский въезд на территорию опричнины был запрещён, зато опричные отряды разъезжали по земщине, безнаказанно совершая грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на «земских» ужас. Пёсья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю «измену» из государства.

Со своими опричниками Иван провёл множество казней своих противников или тех, кто только ими казался подверг жестокому разгрому Новгород и ряд других городов. Позднее он, впрочем, отменил деление на опричнину и земщину, расправился с большинством опричных предводителей, а само слово «опричнина» запретил употреблять – настолько ненавистным стало оно для тогдашнего русского общества. Но он добился главного – ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все попытки и казни (при нём не только рубили головы, но также варили в кипятке, жарили заживо и резали на куски), он та к и не смог выиграть войны за прибалтийские земли, а страна к концу его правления настолько была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук…

Умер Иван Грозный в 1584 году, незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшем для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя. Интересно, что большим поклонником Ивана 4 был И.В.Сталин, требовавший от историков пересмотра оценок его правления (тогда в исторических трудах требовалось писать о «прогрессивном войске опричников»).

Любопытно также, что прозвище Ивана – Грозный в западноевропейских языках переводится как «ужасный». Это связано, по-видимому, с тем, что в западнославянских языках (например, в чешском) слово «грозный» действительно имеет такое значение, а переводчиками с русского в западных посольствах в 16 в. обычно выступали западные славяне (например, те же чехи).

Учитель

Рисунок Васнецова четок, ясен, выразительные линии передают форму бревенчатых и каменных стен, молодая, красивая, крепкая Москва.

На картине В.М. Васнецова царь «дан именно таким, каким он запечатлен в былинах, песнях и сказках, каким он сохранился в свидетельствах современников…

В картине, вытянутой по вертикали, фигура Грозного занимает значительную часть полотна. Зритель смотрит на Грозного как бы снизу. Все это создает впечатление величественности царя.

Иван Грозный выступает на полотне Васнецова как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей. Но вместе с тем перед нами человек большого ума, государственный деятель, полный силы и величия».

При работе над поэмой М.Ю. Лермонтов опирался на отрывки из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, где подчеркивалась противоречивость Ивана Грозного.

Н.М. Карамзин, подчеркивая противоречивость Ивана Грозного, писал, что он «имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова…; хвалился милостию и щедростью, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая, вместе с равным удовольствием, и заслуги, и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего встать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты… и если иго Батыево унизило дух россиян то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново».

Историограф отмечал, что «сказать неучтивое слово кромешнику (т.е. опричнику) – значило оскорбить самого царя», что «люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричных». Он упоминал о похищении жен многих знатных людей, совершенном Иваном Грозным и его приближенными, и т.д.

На некоторые факты, приведенные в 9 томе «Истории» Карамзина Лермонтов мог также опереться при выборе собственной основы поэмы, например, на упоминание о чиновнике Мясоеде-Вислом и его жене, над которой надругались опричники царя.

Предлагаю Вашему вниманию отрывки из «Домостроя», свода житейских правил XVII века.

«Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли и ложно отнюдь не глаголи пред ним; но с покорением истину отвещай ему, яко самому Богу, и во всем повинуйся ему… Обидим не мсти; хулим моли; зла на зло не воздавай; согрешающая не осуждай».

Это высказывание по контрасту оттенит бесстрашие и прямоту Калашникова. А характер отношений героя поэмы с женой ясен из следующего наставления «Домостроя»: «Подобает поучити мужем жен своих с любовью и благорассудным наказанием; жены мужей своих вопрошают о всяком благочистии: како душу спасти, богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всем ему покорятися; и чо муж накажет, то с любовию принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию».

Разумеется, Лермонтов не буквально следовал историческим источникам. У его героев – Кирибеевича и Калашникова – нет прототипов, хотя имя Калашникова встречаются в народных песнях той далекой поры.

Историзм Лермонтова – в верности духу эпохи, в правдивом восприятии ее колорита, ее типичных характеров и конфликтов.

Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине?

Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива, ибо рассказывает о реальных или легендарных событиях. С помощью этой формы у поэта появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям, ибо герои показаны как бы глазами народа. Так, в поэме народное мнение выражают гусляры.

Хочется Вам рассказать об удивившем меня факте, описанном в книге «По следам «овода» Е. Таратута. Советских журналистов, посетивших Войнич в 1955 году, поразило, что известная английская настоятельница, которой уже минуло девяносто, не только заговорила с ними по-русски, но и «воспомнила стихи Лермонтова. Замолчала и вся как будто во власти музыки, слышимой ей одной, как таинственное заклинание произнесла:

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается…».

– Я не могу не волноваться, читая эти стихи и теперь, – сказала Войнич. – Представьте же мое волнение, когда впервые прочитала «Песню…». Я не спала все ночь и все ходила по комнате, повторяя:

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной…

Тогда же я решила перевести эту поэму на английский язык.

Нет сомнения, что лермонтовские строчки пронизаны какой-то неведомой нам силой, но сможем ли мы понять ее природу, сможем ли услышать то, что потрясло Войнич?

– Читаем зачин.

– Кто ведет рассказ?

Гусляры-рассказчики властно вовлекают в ход событий, подчеркивая их особую значимость.

Угощали нас три дня и три ночи

И все слушали – не наслушались…

– Песня вызывает размышления, важные для большинства. Поведанное в ней овладевает средством и разумом настолько, что заставляет забыть о сне, как было с Войнич.

Выпишем слова, являющиеся краткой характеристикой каждого.

Царь Иван Васильевич – грозный царь-ястреб – месяц среди звезд (самохарактеристика) – православный царь.

Кирибеевич – удалой боец – буйный молодец – молодой голубь сизокрылый – молодой боец – добрый молодец – буйная головушка – верный слуга – раб недостойный (самохарактеристика) – лукавый раб (самохарактеристика).

Описание царского пира прочитать. Назвать отрицательное сравнение.

«Тучки синие» - недовольство , угроза царя, быстро сменяющие его улыбку и «закрывающие» «солнце красное» (радость, веселье).

– Кто остался равнодушным к угощению царя?

(Лишь… дума…) с. 119.

– Как царь отреагировал на его отказ?

(Вот нахмурил… пробил оконечником с.119

Мгновенно царь закипает неудержимым гневом, подозревая слугу своего в измене, зависти, и грозит расправой. Сравнение «словно ястреб» на «голубя сизокрылова, взглянул»).

– Какова причина грусти опричника?

(Лишь одна не глядит с.121 …прозывается Алиной Дмитриевной).

Молодой опричник охвачен страстью.

Сердца жаркого не залить вином,

Думу черную – не запотчевать!

Так описывает свою любовь: «лебедушка», «голубушка», «соловей поет», «щеки-заря», «румяная … может только страстная», поэтическая душа.

– Что предлагает ему царь?

(И сказал, смеясь… с.122 не прогневайся).

Царю грубому и развращенному властью чуждо представление о любовных переживаниях, о страданиях, которые приносит безответная любовь. Царь предлагает драгоценности, он уверен, что ни одна красавица не устоит перед ними.

– В последней строфе гусляры проявляют сочувствие герою; найдем эти строчки.

(– Ой ты гой еси с. 122-123 христианскому).

Не отказывают гусляры опричнику в мужестве, смелости, отваге, в искренности любви. Он готов умереть на чужбине, в смертном бою с врагами сложить голову. Иногда герой кажется излишне хвастливым. (Не родилась та рука с.121 отороченную).

– Всю ли правду сказал Кирибеевич царю?

(Обманул… с.122 (3 строфа снизу … христианскому).

Он скрыл правду: боялся осуждения. Против семейных устоев, против норм («Домострой» - « и что муж накажет, то с любовью принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию»). Бессилен сам грозный монарх; какие-то пределы и его власти.

Вывод: Любовь – замечательное чувство, но она не должна приносить горя окружающим, настоящая любовь неподкупна.

Теория литературы

Учитель

Лермонтов использует в поэме многие фольклорные приемы. Один из них – прием параллелизма, т.е. сопоставление мира природы и мира человека.

– Попробуйте найти параллелизм в следующем отрывке: от слов «Вот нахмурил царь брови черные…» до «… И семьею ты вскормлен Малютиной». с. 119-120.

(В отрывке рассказывается о гневе Ивана Грозного на опричника Кирибеевича. Параллелизм заключен в словах Ивана Васильевича:

Когда входит месяц — звезды радуются,
Что светлей им гулять по поднебесью;
А которая в тучу прячется,
Та стремглав на землю падает...

(Это сопоставление с миром людей).

Царь поучает: должно верным слугам веселиться, радоваться рядом с государем, как звездам при месяце; и одновременно угрожает: «падающая звезда» - отвергнутый слуга, а возможно, и уничтоженный.

– Что можно сказать, прочитав этот отрывок, о характере героя – царя Ивана Васильевича? С помощью каких художественных средств поэт создает такой характер?

(Царь Иван Васильевич показан по-настоящему грозным, гневным. Его настроение дано развитии, недовольство Кирибеевичем постоянно раастет. Сначала царь нахмурил брови, посмотрел с неудовольствием, потом ударил об пол палкой с железным наконечником, да так, что пробил его «на полчетверти, а потом заговорил, угрожая расправой.)

Рисуя облик Ивана Грозного, М.Ю. Лермонтов использует соответствующие эпитеты: слово у царя грозное, очи зоркие, брови черные. Сравнивает его с ястребом – птицей хищной, безжалостной.

В уста героя вложен параллелизм. Речь Ивана Грозного соответствует образу грозного царя. Она гневная по настроению. Три вопроса задает Иван Грозный Кирибеевичу. И каждый начинает с простонародного союза али//аль
– Аль ты душу затаил нечистивую…


Итоги урока

– Что называется поэмой?

– Какое чувство у вас осталось после чтения I части поэмы?

– Понравился ли кто из героев?


Домашнее задание

Вступительная статью учебника прочитать, II часть поэмы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!