СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе «Равнодушие и сострадание в рассказе И.А.Куприна «Чудесный доктор»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе «Равнодушие и сострадание в рассказе И.А.Куприна «Чудесный доктор»»

Открытый урок по литературе в 6 классе на тему

«Доброта и равнодушие» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Тип урока – урок систематизации знаний.

Цель: способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения; развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера; на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формировать навыки вдумчивого чтения художественного произведения;

  • применять умения подбирать материал, пользуясь текстом.

Метапредметные:

  • личностные: развивать умения давать адекватную оценку собственной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания;

  • познавательные: развивать умения структурировать знания и осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлекать нужную информацию, делать выводы;

  • регулятивные: развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать собственные действия;

  • коммуникативные: развивать умения формулировать собственное мнение, позицию.

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский.

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.

Формы работы: самостоятельная, работа в парах, индивидуальная работа, творческая работа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Цель: создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей)

Эпиграф: «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой» (А. Куприн)

1) Мотивационно-установочный этап

1. Слово учителя.

-Добрый день, мои дорогие ребята. Я рада вас видеть. Желаю всем хорошего настроения, успехов и плодотворной работы. Садитесь.

Проблемная ситуация

Учитель: Сразу же хочу вам предложить довольно известное всем задание

Внимание на экран!

Учитель: Перед вами три пословицы. Ваша задача - восстановить их. Итак.

  1. Жизнь дана на ______дела (добрые). (слайд проверка)

  2. Мир не без _______людей (добрых).

  3. ________(добра) желаешь,______ (добро) и делай.

Учитель: Какое слово объединяет все пословицы? (Ответ: доброта)

Как вы понимаете, что такое доброта?

Ученики:

1. Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.

2. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему-либо.

4. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Учитель: Обратимся к нашему консультанту Белавкиной С., какое толкование дается слову в словаре С.И. Ожегова?

(Индивидуальное задание. Белавкина С.,)

(«Доброта» - это Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 

Нпр. Полон доброты кто-нибудь)

1

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Целеполагание.

1) Сообщение темы урока.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Ответ: О нравственности, о доброте, о людях и их поступках, человечности)

Учитель: Молодцы! Совершенно верно.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас на урок-размышление над содержанием рассказа, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Назовите произведение и его автора. (Ответ: А.И.Куприна «Чудесный доктор») (слайд )

Учитель: Спасибо, совершенно верно.

Учитель: Тему сегодняшнего урока я обозначила так: «Доброта и равнодушие» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». (слайд)

- А эпиграфом к уроку станут слова  А. И. Куприна (учитель зачитывает эпиграф)

Эпиграф: «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой» (А.И. Куприн) (слайд )

Учитель: Запишите число и тему урока.

2) Формулирование целей урока. Совместное целеполагание.

Учитель: Давайте попробуем определить цели урока.

(Ответ: Cегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор";

- узнать, почему рассказ называется не добрый доктор, а «чудесный»?

- разобраться в содержании прочитанного текста,

-понять авторский замысел произведения;

- дать оценку поступкам героев;

- определить, чему учит рассказ; нравственную проблематику рассказа)

(Слайд цели урока)


Учитель: Молодцы! Совершенно верно.

Учитель: Исходя из нашей темы, подумайте, что мы должны понять и чему научиться?

(Ответ : Быть добрыми, помогать нуждающимся, совершать добрые поступки;

всегда помогать людям, быть добрыми и сострадательными;

задуматься, всегда ли мы проявляем сочувствие и сострадание тем, кто нуждается в этом)

III. Работа над содержанием рассказа.

1. Беседа по вопросам.

Учитель: В какое время происходят события в рассказе?

(Ответ: В зимнее время года накануне Рождества)

Учитель: Правильно, поэтому и рассказ называется рождественский.

- При чтении вам помогли какие-то детали, которые указывают, что действие происходит накануне Рождества? (Ответ: Да)

2). Работа в парах. (Метод поисковой работы)

Учитель: Что от вас требуется:

У каждого на столе табличка, в 1 колонку вы должны записать слова, словосочетания, передающие праздничную атмосферу города. (Заполняют 1 мин)

Атмосфера праздника

Рождество в семье Мерцаловых











Проверка работы по карточкам 1 колонка

Учитель: Новый год и Рождество – самые любимые праздники взрослых и детей.  В это время всем хочется верить в чудеса, в изменения к лучшему. А сейчас вспомните о своём настроении перед праздником. (слайд). (Ответы детей )

Учитель : - Ребята, скажите, а все ли жители города находились в таком праздничном настроении? (Ответ: Нет. Не все были богаты и благополучны, дети Мерцаловых голодные, плохо одеты смотрят на витрины магазина жадными глазами)

Учитель: С кем в начале повествования знакомит нас автор?

(Ответ: Мальчики - Володя и Гриша)

- Мальчики могут надеяться на подарки, накрытый праздничный стол? Почему?

( Ответ: В их семье не было денег даже на еду. Они очень бедные)   

3) Эмоциональный настрой на восприятие текста

( слайд «звук плачущего ребенка»)

Учитель: Ребята, вы слышите, мне кажется, кто-то плачет? Давайте прислушаемся? Кто может плакать в такой счастливый праздничный день?

(Ответы детей: грудной ребенок Мерцаловых)

Внимание на слайд !

Учитель: Какой эпизод из рассказа вы видите на экране?

(Ответ: Бедная обстановка комнаты, измученная мать, больные и голодные дети).

Учитель: Как автор показывает нищету и горе семьи?


Снова обратим внимание на “говорящие” детали и заполните 2 колонку таблицы

Проверка 2 колонки

Учитель : Что испытывает семья, живя в такой обстановке?

(Ответ: Страдание).

Учитель: С одной стороны мы видим веселье, с другой - страдание. Как называется такой прием? (Ответ детей: антитеза)

4. Беседа по вопросам.

Учитель: А как случилось, что семья попала в беду?

(Ответ детей: Его уволили с работы, заболела и умерла дочка, потом младшая тоже заболела, закончились деньги.)

Учитель: Какую попытку предпринимает Мерцалова?

(Ответ: Она пишет письмо бывшему хозяину).

- О чем они просят в письме, мы сейчас узнаем.

5) Презентация индивидуального творческого задания “Письмо Елизаветы Ивановны»

Учитель: надом я задавала задание творческого характера, написать письмо от имени Елизаветы Ивановны (послушаем Белавкину С).

Уважаемый Савелий Петрович!

Обращаюсь к вам с огромной просьбой! Денег совсем нет, есть нечего. Одна дочка три месяца назад умерла, теперь вторая лежит в жару и без сознания. Денег нет не то что на лекарства, но и на отопление, дети замерзают. Моего заработка ни на что не хватает. Мой муж, как только устроится, сразу же отблагодарит вас. Молю Вас! Сжальтесь над моими бедными детьми, не откажите в помощи!

С уважением Елизавета Мерцалова.

Учитель: Как вы думаете, Света справился с заданием? (Ответ: Да)

Учитель: Предпринимал ли еще попытки Мерцалов, чтобы исправить положение своей семьи? Ответ: Да. Он просил милостыню на улице.

Учитель: Помогли ему люди? Ответ : нет

Учитель:Как вы считаете, почему никто не помог Мерцалову?

(Ответ: Люди были безжалостными, жестокими, равнодушными. Даже хотели вызвать полицию)

Учитель: Как вы думаете, какую проблему поднимает автор в рассказе?

(Ответ: Проблема равнодушия общества к бедным людям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).

Учитель: А как бы вы помогли семье? Что можно сделать, чтобы помочь семье? Предложите свои решения, ребята.

(Ответ: найти работу, дать денег, найти доктора или купить лекарства, купить продукты).

Учитель: Может ли подобное случится в наши дни? Что, например?

(Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки)

Учитель: Отчаяние приводит Мерцалова куда? в зимний сад.

IV. Динамическая пауза.

Звучит «Лунная соната» Бетховена. (слайд скамейка, зимний сад)

Учитель: Ребята, присядьте на скамейку, послушайте замечательную «Лунную сонату» Бетховена, закройте глаза на минуту, отдохните, забудьте все свои проблемы и тревоги. Учитель: Отдохнули, удалось расслабиться?

V. Работа с текстом

1).Учитель: Какая атмосфера царит в зимнем саду?

(Ответ: Тихая,спокойная,умиротворенная)

Учитель: Мерцалову также хорошо, спокойно на душе?

(Дети: Нет. Он в отчаянии, он собирается покончить с собой)

Учитель : Смотрите, ребята, с одной стороны спокойствие, тишина, умиротворение, с другой - боль, отчаяние, безысходность и истерзанная душа. Какой прием снова использует автор? ( Ответ: антитеза).

Учитель: Самоубийство - это страшный грех, почему ему приходит эта мысль, не смотря на то, что канун Рождество?

(Ответ : Он не находит никакого выхода, ему стыдно смотреть в глаза детей, он устал мучиться и видеть мучения детей и жены, он потерял надежду на спасение).

Учитель: Совершенно верно. Удалось ему исполнить задуманное?

( Ответ: Нет. Ему помешал незнакомец)

Учитель: Кто был этот незнакомец? (Ответ :Доктор).

2)Чтение по ролям (подготовленные ученики)

Найдите в тексте диалог Мерцалова с незнакомцем и прочитайте по ролям.

(Чтение диалога)

Учитель: Как доктор помог семье Мерцалова?

(Ответ: Он пошел с ним, осмотрел ребенка, послал за булками, выписал рецепт и под кружкой оставил деньги)

Учитель: В начале урока мы поставили перед собой вопрос: «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос.

Учитель: Как вы понимаете слово «чудесный»? Дополните синонимичный ряд.

(Ответ: волшебный, сказочный, нереальный, сверхъестественный, прекрасный).

Учитель: Снова обратимся за помощью к нашему консультанту. Какое толкование дается в словаре С.И. Ожегова слову «ЧУДЕСНЫЙ»?

Белавкина С (подготовленный учение)

1. Являющийся  чудом, совершенно небывалый, необычный. Чудесное спасение.

2. Чудный, очень хороший.

Учитель: Сможете теперь ответить на вопрос: Почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?


(Ответ: Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе;

он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением обратит внимание на бедного.)

Учитель: Какое человеческое , помогло осуществиться этому чуду?

(Ответ: Доброта человека)

Учитель: Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?


(Ответ: Потому что это бескорыстный и скромный человек,

недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым;

совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности).

Учитель:  Узнали имя своего спасителя? (Ответ: Доктор Пирогов)

Учитель: Ребята, я вам тоже предлагаю узнать об этом чудесном докторе.

VI. Индивидуальное сообщение о Пирогове. (подготовленный ученик Родионов П) (слайд )

Николай Иванович Пирогов - выдающийся ученый, врач, основоположник военно-полевой медицины. Как военный врач он оказывал помощь раненым на Кавказе, участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны. Пирогов впервые ввел в практику применение неподвижной гипсовой повязки, впервые в истории медицины применил эфирный наркоз во время операций и сделал более 10 тысяч операций с обезболиванием. По его инициативе в русской армии была введена новая форма медицинской помощи - появились сестры милосердия.

Н.И.Пирогов и был таким человеком – Человеком с большой буквы. А доброта и милосердие были главными чертами его характера. И именно эта сторона личности доктора Пирогова нашла отражение в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». В народе Николая Ивановича Пирогова часто называли «Чудесным доктором»


Учитель: С какими словами - пожеланиями уходит доктор?

( Ответ: Выразительное чтение отрывка учителем до слов:

“Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”)

Учитель: Как вы их понимаете?

(Ответ: Из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не падать духом)

Учитель: Какую еще проблему затрагивает А.И.Куприн в рассказе?

(Ответ: Чтобы всегда надеялись на лучшее и не сдаваться перед трудностями).

Учитель: Какова,  на ваш взгляд, главная мысль рассказа? О чем заставляет нас задуматься автор?

 ((Ответ: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, сочувствии и равнодушии;

после прочтения этого рассказа, понимаешь, что надо быть внимательным к окружающим людям и помогать им по мере возможности; никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами, надо верить в чудеса).

Учитель: Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален в наши дни?

(Ответ: Да, потому что доброта, любовь, сострадание, милосердие – это вечные ценности;

такие люди, как доктор Пирогов, есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих )

Учитель: Ребята, я считаю, что все беды на земле происходят от равнодушия. Вы согласны со мной? Можно вылечиться от равнодушия? (Ответ: Да).

Предлагаю вам побывать в роли доктора и придумать лекарство от равнодушия для всего Человечества. Выпишите «Чудесный рецепт», назначьте лечение.

Проверка работ.

«Чудесный рецепт»

Выдан: всему человеческому обществу.

Назначено: доброта, бескорыстность, отзывчивость, сострадание, милосердие.

Принимать: каждый день в неограниченном количестве всегда, везде.

Особое указание: прием не прерывать ни на один день.

Выписали рецепт: ученики 6 класса МОУ «СОШ с. Студенки»

Дата: 21.03.2022г.

Учитель: Молодца! Ребята, давайте послушаем замечательные стихи, которые так подходят к теме нашего урока. Пусть они будут для каждого из вас жизненным девизом.

Учащиеся читают наизусть стихи. (слайд)

Дарите людям доброту, (Родионов В)
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!

И жизнь изменится твоя, (Денисова А)
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…

VII. Рефлексия. (cлайд )

Учитель: Ребята, у вас на партах лежат сердечки, напишите на них свои пожелания близким вам людям, подарите им свою любовь и заботу. ( Пока ученики пишут, фоном звучит песня «Доброта» (Муз. Д. Дунаева, Сл. Т. Беловой) В се сердечки с пожеланиями прикрепляются магнитами к доске по контуру большого сердца.





VIII. Подведение итогов.

Учитель: Ребята! Пусть сердце каждого из вас будет таким же большим, любящим и открытым. Вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы - молодцы!

Всем ставлю «отлично». (Выставляются оценки)

Объяснение домашнего задания.

Написать мини - сочинение на темы:

1.Проявление доброты и милосердия в наши дни»

2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?

3.В какие чудеса следует верить людям?

Учитель: И в завершение урока я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, всегда старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, Радуйтесь своими добрыми делами сами и радуйте других, ведь отдавая частичку своего сердца, проявляя милосердие к людям, вы становитесь богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди добрых, милосердных людей и быть самим такими же. Идти всегда дорогою добра! Об этом говорится в нашей песне, которой мы завершим урок.

Песня «Дорогою добра». (Поют дети)

Урок окончен. До свидания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!