Открытый урок по литературе в 6 классе на тему
«Доброта и равнодушие» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».
Тип урока – урок систематизации знаний.
Цель: способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения; развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера; на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.
Планируемые результаты:
Предметные:
формировать навыки вдумчивого чтения художественного произведения;
применять умения подбирать материал, пользуясь текстом.
Метапредметные:
личностные: развивать умения давать адекватную оценку собственной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания;
познавательные: развивать умения структурировать знания и осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлекать нужную информацию, делать выводы;
регулятивные: развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать собственные действия;
коммуникативные: развивать умения формулировать собственное мнение, позицию.
Методы: проблемно-поисковый, исследовательский.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.
Формы работы: самостоятельная, работа в парах, индивидуальная работа, творческая работа.
Ход урока.
Организационный момент.
(Цель: создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей)
Эпиграф: «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой» (А. Куприн)
1) Мотивационно-установочный этап
1. Слово учителя.
-Добрый день, мои дорогие ребята. Я рада вас видеть. Желаю всем хорошего настроения, успехов и плодотворной работы. Садитесь.
Проблемная ситуация
Учитель: Сразу же хочу вам предложить довольно известное всем задание
Внимание на экран!
Учитель: Перед вами три пословицы. Ваша задача - восстановить их. Итак.
Жизнь дана на ______дела (добрые). (слайд проверка)
Мир не без _______людей (добрых).
________(добра) желаешь,______ (добро) и делай.
Учитель: Какое слово объединяет все пословицы? (Ответ: доброта)
Как вы понимаете, что такое доброта?
Ученики:
1. Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.
2. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему-либо.
4. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Учитель: Обратимся к нашему консультанту Белавкиной С., какое толкование дается слову в словаре С.И. Ожегова?
(Индивидуальное задание. Белавкина С.,)
(«Доброта» - это Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Нпр. Полон доброты кто-нибудь)
1
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Целеполагание.
1) Сообщение темы урока.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Ответ: О нравственности, о доброте, о людях и их поступках, человечности)
Учитель: Молодцы! Совершенно верно.
Учитель: Сегодня я приглашаю вас на урок-размышление над содержанием рассказа, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Назовите произведение и его автора. (Ответ: А.И.Куприна «Чудесный доктор») (слайд )
Учитель: Спасибо, совершенно верно.
Учитель: Тему сегодняшнего урока я обозначила так: «Доброта и равнодушие» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». (слайд)
- А эпиграфом к уроку станут слова А. И. Куприна (учитель зачитывает эпиграф)
Эпиграф: «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой» (А.И. Куприн) (слайд )
Учитель: Запишите число и тему урока.
2) Формулирование целей урока. Совместное целеполагание.
Учитель: Давайте попробуем определить цели урока.
(Ответ: Cегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор";
- узнать, почему рассказ называется не добрый доктор, а «чудесный»?
- разобраться в содержании прочитанного текста,
-понять авторский замысел произведения;
- дать оценку поступкам героев;
- определить, чему учит рассказ; нравственную проблематику рассказа)
(Слайд цели урока)
Учитель: Молодцы! Совершенно верно.
Учитель: Исходя из нашей темы, подумайте, что мы должны понять и чему научиться?
(Ответ : Быть добрыми, помогать нуждающимся, совершать добрые поступки;
всегда помогать людям, быть добрыми и сострадательными;
задуматься, всегда ли мы проявляем сочувствие и сострадание тем, кто нуждается в этом)
III. Работа над содержанием рассказа.
1. Беседа по вопросам.
Учитель: В какое время происходят события в рассказе?
(Ответ: В зимнее время года накануне Рождества)
Учитель: Правильно, поэтому и рассказ называется рождественский.
- При чтении вам помогли какие-то детали, которые указывают, что действие происходит накануне Рождества? (Ответ: Да)
2). Работа в парах. (Метод поисковой работы)
Учитель: Что от вас требуется:
У каждого на столе табличка, в 1 колонку вы должны записать слова, словосочетания, передающие праздничную атмосферу города. (Заполняют 1 мин)
Атмосфера праздника | Рождество в семье Мерцаловых |
| |
| |
| |
| |
| |
Проверка работы по карточкам 1 колонка
Учитель: Новый год и Рождество – самые любимые праздники взрослых и детей. В это время всем хочется верить в чудеса, в изменения к лучшему. А сейчас вспомните о своём настроении перед праздником. (слайд). (Ответы детей )
Учитель : - Ребята, скажите, а все ли жители города находились в таком праздничном настроении? (Ответ: Нет. Не все были богаты и благополучны, дети Мерцаловых голодные, плохо одеты смотрят на витрины магазина жадными глазами)
Учитель: С кем в начале повествования знакомит нас автор?
(Ответ: Мальчики - Володя и Гриша)
- Мальчики могут надеяться на подарки, накрытый праздничный стол? Почему?
( Ответ: В их семье не было денег даже на еду. Они очень бедные)
3) Эмоциональный настрой на восприятие текста
( слайд «звук плачущего ребенка»)
Учитель: Ребята, вы слышите, мне кажется, кто-то плачет? Давайте прислушаемся? Кто может плакать в такой счастливый праздничный день?
(Ответы детей: грудной ребенок Мерцаловых)
Внимание на слайд !
Учитель: Какой эпизод из рассказа вы видите на экране?
(Ответ: Бедная обстановка комнаты, измученная мать, больные и голодные дети).
Учитель: Как автор показывает нищету и горе семьи?
Снова обратим внимание на “говорящие” детали и заполните 2 колонку таблицы
Проверка 2 колонки
Учитель : Что испытывает семья, живя в такой обстановке?
(Ответ: Страдание).
Учитель: С одной стороны мы видим веселье, с другой - страдание. Как называется такой прием? (Ответ детей: антитеза)
4. Беседа по вопросам.
Учитель: А как случилось, что семья попала в беду?
(Ответ детей: Его уволили с работы, заболела и умерла дочка, потом младшая тоже заболела, закончились деньги.)
Учитель: Какую попытку предпринимает Мерцалова?
(Ответ: Она пишет письмо бывшему хозяину).
- О чем они просят в письме, мы сейчас узнаем.
5) Презентация индивидуального творческого задания “Письмо Елизаветы Ивановны»
Учитель: надом я задавала задание творческого характера, написать письмо от имени Елизаветы Ивановны (послушаем Белавкину С).
Уважаемый Савелий Петрович!
Обращаюсь к вам с огромной просьбой! Денег совсем нет, есть нечего. Одна дочка три месяца назад умерла, теперь вторая лежит в жару и без сознания. Денег нет не то что на лекарства, но и на отопление, дети замерзают. Моего заработка ни на что не хватает. Мой муж, как только устроится, сразу же отблагодарит вас. Молю Вас! Сжальтесь над моими бедными детьми, не откажите в помощи!
С уважением Елизавета Мерцалова.
Учитель: Как вы думаете, Света справился с заданием? (Ответ: Да)
Учитель: Предпринимал ли еще попытки Мерцалов, чтобы исправить положение своей семьи? Ответ: Да. Он просил милостыню на улице.
Учитель: Помогли ему люди? Ответ : нет
Учитель:Как вы считаете, почему никто не помог Мерцалову?
(Ответ: Люди были безжалостными, жестокими, равнодушными. Даже хотели вызвать полицию)
Учитель: Как вы думаете, какую проблему поднимает автор в рассказе?
(Ответ: Проблема равнодушия общества к бедным людям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).
Учитель: А как бы вы помогли семье? Что можно сделать, чтобы помочь семье? Предложите свои решения, ребята.
(Ответ: найти работу, дать денег, найти доктора или купить лекарства, купить продукты).
Учитель: Может ли подобное случится в наши дни? Что, например?
(Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки)
Учитель: Отчаяние приводит Мерцалова куда? в зимний сад.
IV. Динамическая пауза.
Звучит «Лунная соната» Бетховена. (слайд скамейка, зимний сад)
Учитель: Ребята, присядьте на скамейку, послушайте замечательную «Лунную сонату» Бетховена, закройте глаза на минуту, отдохните, забудьте все свои проблемы и тревоги. Учитель: Отдохнули, удалось расслабиться?
V. Работа с текстом
1).Учитель: Какая атмосфера царит в зимнем саду?
(Ответ: Тихая,спокойная,умиротворенная)
Учитель: Мерцалову также хорошо, спокойно на душе?
(Дети: Нет. Он в отчаянии, он собирается покончить с собой)
Учитель : Смотрите, ребята, с одной стороны спокойствие, тишина, умиротворение, с другой - боль, отчаяние, безысходность и истерзанная душа. Какой прием снова использует автор? ( Ответ: антитеза).
Учитель: Самоубийство - это страшный грех, почему ему приходит эта мысль, не смотря на то, что канун Рождество?
(Ответ : Он не находит никакого выхода, ему стыдно смотреть в глаза детей, он устал мучиться и видеть мучения детей и жены, он потерял надежду на спасение).
Учитель: Совершенно верно. Удалось ему исполнить задуманное?
( Ответ: Нет. Ему помешал незнакомец)
Учитель: Кто был этот незнакомец? (Ответ :Доктор).
2)Чтение по ролям (подготовленные ученики)
Найдите в тексте диалог Мерцалова с незнакомцем и прочитайте по ролям.
(Чтение диалога)
Учитель: Как доктор помог семье Мерцалова?
(Ответ: Он пошел с ним, осмотрел ребенка, послал за булками, выписал рецепт и под кружкой оставил деньги)
Учитель: В начале урока мы поставили перед собой вопрос: «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос.
Учитель: Как вы понимаете слово «чудесный»? Дополните синонимичный ряд.
(Ответ: волшебный, сказочный, нереальный, сверхъестественный, прекрасный).
Учитель: Снова обратимся за помощью к нашему консультанту. Какое толкование дается в словаре С.И. Ожегова слову «ЧУДЕСНЫЙ»?
Белавкина С (подготовленный учение)
1. Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный. Чудесное спасение.
2. Чудный, очень хороший.
Учитель: Сможете теперь ответить на вопрос: Почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?
(Ответ: Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе;
он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением обратит внимание на бедного.)
Учитель: Какое человеческое , помогло осуществиться этому чуду?
(Ответ: Доброта человека)
Учитель: Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?
(Ответ: Потому что это бескорыстный и скромный человек,
недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым;
совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности).
Учитель: Узнали имя своего спасителя? (Ответ: Доктор Пирогов)
Учитель: Ребята, я вам тоже предлагаю узнать об этом чудесном докторе.
VI. Индивидуальное сообщение о Пирогове. (подготовленный ученик Родионов П) (слайд )
Николай Иванович Пирогов - выдающийся ученый, врач, основоположник военно-полевой медицины. Как военный врач он оказывал помощь раненым на Кавказе, участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны. Пирогов впервые ввел в практику применение неподвижной гипсовой повязки, впервые в истории медицины применил эфирный наркоз во время операций и сделал более 10 тысяч операций с обезболиванием. По его инициативе в русской армии была введена новая форма медицинской помощи - появились сестры милосердия.
Н.И.Пирогов и был таким человеком – Человеком с большой буквы. А доброта и милосердие были главными чертами его характера. И именно эта сторона личности доктора Пирогова нашла отражение в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». В народе Николая Ивановича Пирогова часто называли «Чудесным доктором»
Учитель: С какими словами - пожеланиями уходит доктор?
( Ответ: Выразительное чтение отрывка учителем до слов:
“Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”)
Учитель: Как вы их понимаете?
(Ответ: Из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не падать духом)
Учитель: Какую еще проблему затрагивает А.И.Куприн в рассказе?
(Ответ: Чтобы всегда надеялись на лучшее и не сдаваться перед трудностями).
Учитель: Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? О чем заставляет нас задуматься автор?
((Ответ: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, сочувствии и равнодушии;
после прочтения этого рассказа, понимаешь, что надо быть внимательным к окружающим людям и помогать им по мере возможности; никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами, надо верить в чудеса).
Учитель: Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален в наши дни?
(Ответ: Да, потому что доброта, любовь, сострадание, милосердие – это вечные ценности;
такие люди, как доктор Пирогов, есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих )
Учитель: Ребята, я считаю, что все беды на земле происходят от равнодушия. Вы согласны со мной? Можно вылечиться от равнодушия? (Ответ: Да).
Предлагаю вам побывать в роли доктора и придумать лекарство от равнодушия для всего Человечества. Выпишите «Чудесный рецепт», назначьте лечение.
Проверка работ.
«Чудесный рецепт»
Выдан: всему человеческому обществу.
Назначено: доброта, бескорыстность, отзывчивость, сострадание, милосердие.
Принимать: каждый день в неограниченном количестве всегда, везде.
Особое указание: прием не прерывать ни на один день.
Выписали рецепт: ученики 6 класса МОУ «СОШ с. Студенки»
Дата: 21.03.2022г.
Учитель: Молодца! Ребята, давайте послушаем замечательные стихи, которые так подходят к теме нашего урока. Пусть они будут для каждого из вас жизненным девизом.
Учащиеся читают наизусть стихи. (слайд)
Дарите людям доброту, (Родионов В)
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!
И жизнь изменится твоя, (Денисова А)
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
VII. Рефлексия. (cлайд )
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат сердечки, напишите на них свои пожелания близким вам людям, подарите им свою любовь и заботу. ( Пока ученики пишут, фоном звучит песня «Доброта» (Муз. Д. Дунаева, Сл. Т. Беловой) В
се сердечки с пожеланиями прикрепляются магнитами к доске по контуру большого сердца.
VIII. Подведение итогов.
Учитель: Ребята! Пусть сердце каждого из вас будет таким же большим, любящим и открытым. Вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы - молодцы!
Всем ставлю «отлично». (Выставляются оценки)
Объяснение домашнего задания.
Написать мини - сочинение на темы:
1.Проявление доброты и милосердия в наши дни»
2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?
3.В какие чудеса следует верить людям?
Учитель: И в завершение урока я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, всегда старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, Радуйтесь своими добрыми делами сами и радуйте других, ведь отдавая частичку своего сердца, проявляя милосердие к людям, вы становитесь богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди добрых, милосердных людей и быть самим такими же. Идти всегда дорогою добра! Об этом говорится в нашей песне, которой мы завершим урок.
Песня «Дорогою добра». (Поют дети)
Урок окончен. До свидания.