СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -игра по басням И.А.Крылова в 5 классе.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И.А.Крылова

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе»


Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 «а»классе (ФГОС)

Учитель русского языка и литературы:Смольнякова С.В.

Цель урока:

обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  

И. А. Крылова;

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

      *    умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

  • воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: игра.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория5 «А» класс
Вид урокаурок-игра

УМК:
— Литература. 
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2011
 — Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003 
— раздаточный материал;
— технические средства обучения
 

Средства наглядности:
— раздаточный материал: карточки с названиями животных;

Оборудованиекарточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова.
 

 Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

 







 



«Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)

Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.

Задачи урока:

1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;

2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;

формировать умения взаимодействовать в коллективной деятельности;

3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, иллюстрации к басням, выполненные обучающимися, карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель:

-Здравствуйте, ребя! Cегодня у нас гости. Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно, хорошо трудиться на уроке.

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

А начать наш урок мне бы хотелось строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят! 

Итак, кому посвятил эти строки П. А. Вяземский? (Ивану Андреевичу Крылову)

-Ребята,а почему мы обращаемся сегодня к басням Крыловы,ведь,мы на протяжении нескольких уроков говорили о творчестве Ивана Андреевича, разбирали каждую басню по частям,выразительно читали наизусть

Чему мы посвятим наш урок? (Закреплять и обобщать полученные знания)

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. «Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)

Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?

(Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.) 

А как нам достичь этой цели?

(Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)

Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, художников, актёров, покажем знание и понимание басен.

-Наш урок пройдёт в форме игры за правильный ответ вы будете получать 1 балл.

I КОНКУРС –«РАЗМИНКА»

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Это стихотворение Михаил Исаковский посвятил Ивану Андреевичу Крылову.

-а давайте проверим,что вы знаете об Иване Андреевиче Крылове

(Доклады)

-Умницы,с этим заданием вы справились!

II КОНКУРС «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ»

Что такое басня? Это краткий рассказ нравоучительного характера.

Мораль –начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Басня состоит из рассказа и морального вывода.

С чем мы встречаемся в баснях? Олицетворением(животные и неодушевленные предметы говорят ,думают.Аллегория (изображение предмета,за которым скрывается другое понятие (за лисой –хитрость,за волком –злость)


III КОНКУРС –«УГАДАЙ -КА»

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

III ЗАДАНИЕ«Угадай   название басни по её морали».


1.К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.(Мартышка и очки)


2.Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.(Лебедь ,Рак и Щука)

3.Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.(Свиньяпод дубом)

4.Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.(Ворона и лиса)

5.За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.



IV. Задание «Найди пару»

Ну, а теперь давайте вспомним басни И.А.Крылова. Для начала соединим героев различных басен..

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен 

ВОРОНА

МАРТЫШКА

СТРЕКОЗА

ЛИСИЦА

ЛИСА

ЩУКА

ВОЛК

МУРАВЕЙ

ЛЕБЕДЬ

ПЕТУХ

КУКУШКА

ВИНОГРАД

ОЧКИ

РАК

МОСЬКА

СВИНЬЯ

ДУБ

СЛОН



VI Продолжите крылатые слова. 

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

VII Инсценирование басни.

VIII

Загадочные животные (на столах лежат слова)
 Составьте и запишите     
 асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол

IХ. Подведение итогов урока.

Объявление результатов работы на уроке.

Оценивание актеров.

Х Заключительное слово учителя. 

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?

Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

ХI Домашнее задание: 
1. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.

Урок окончен, всем - спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!