Модули урока | Содержание урока | Формы познавательной деятельности | Время |
1.Организация начала урока | На улице прекрасная погода, солнечные лучики радуют нас своим теплом. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Своими улыбками пожелаем друг другу хорошего настроения и интересного урока. Настроимся на рабочий лад. Покажите цветок соответствующий вашему настроению. Зелёный - прекрасное Синий -хорошее Красный- плохое | беседа | |
2.Подготовка к основному этапу. | Чтобы наш урок прошёл интересно и увлекательно, наши ребята хотят поделиться своим настроением с вами. Сейчас они прочитают вам произведения, а ваша задача вспомнить атора название тему и жанр., и поднимаете нужную карточку. Народная песня (Циглер) Весна, весна красная. Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью! С радостью, с радостью, с великой милостью, с льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом обильным! Анна Ахматова (Джавахян) Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И лёгкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь. Антон Чехов «Весной» (Симинин) - Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Загадка (Бородиина) Зеленоглаза, весела, Девица - красавица. Нам в подарок принесла, То что всем понравится: ? Зелень - листьям, Нам - тепло, Волшебство - Чтоб всё цвело. Вслед ей прилетели птицы - Песни петь все мастерицы. Догадались, кто она, эта девица? Замечательные произведения нам прочитали ребята. А что их объединяет? (Одна тема –весна) Чем отличаются? (разные авторы, разные жанры) - Какое настроение они вызывают ? (радостное, приподнятое, бодрое) Ребята оцените себя в листе самооценки, как вы справились с этим заданием (сравнивают ответы со слайдом) Народная песня «Весна, весна красная! Стихотворение А. Ахматов « Перед весной бывают дни такие…» Рассказ А. Чехов «Весной» Загадка «Зеленоглаза, весела девица - красавица ? ? ? ? | чтение стихов учащимися, презентация (иллюстрации весенних пейзажей) | |
3.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи | Весна - прекрасное время года. Много произведений различных жанров посвящено теме «Весна». Все они создают у нас особое весеннее настроение. - Ребята, посмотрите у меня осталось не заполненной ещё одна строка. - Предположите, что предстоит нам узнать сегодня ? (познакомимся с новым произведением) Какой теме будет посвящено наше новое произведение? (весне) - Итак чему мы должны научится на уроке? 1. Познакомиться с ….(автором) 2. Узнать …(название) 2. Отвечать на …… (вопросы) 3. Определять ….(жанр) 4. Составлять …..(модель обложки) На уроке нужно быть внимательным, активным, говорить чётко и правильно - А какое это произведение и кто его автор вы узнаете, если выполните следующие задание. Давайте поработаем в парах. - Возьмите листки жёлтого цвета и выполните задание. 1 ряд разгадывает ребус и узнаёт название произведения Отгадайте название произведения. Расставьте цифры по порядку. А | В | С | Е | Н | - | 12 | 10 | 11 | 6 | 8 | 7 | 13 | 9 | 5 | 1 | 3 | 2 | 4 | | И | Ж | Н | Х | Д | У | К | О | Под каждой цифрой запиши соответствующую букву 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | - | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | | | | | | | | | | | | | | | Какое название у вас получилось? Запиши. 2 ряд - Возьмите листки розового цвета и выполните задание. выполняют буквенный диктант и узнаёт фамилию автора. Прочитайте слова, выпишите букву соответствующую цифре Подснежник | 4 буква | | Бабочки | 6 буква | | Березы | 3 буква | | Весна | 2 буква | | Яблони | 2 буква | | Картина | 5 буква | | Медуница | 7 буква | | Букашки | 3 буква | | Брызги | 6 буква | | краской | 7 буква | | Подснежник | 4 буква | С | Бабочки | 6 буква | К | Березы | 3 буква | Р | Весна | 2 буква | Е | Яблони | 2 буква | Б | Картина | 5 буква | И | Медуница | 7 буква | Ц | Букашки | 3 буква | К | Брызги | 6 буква | И | краской | 7 буква | Й | Запиши фамилию автора Проверим, какие слова у вас получились. Весна – художник Скребицкий Оцените себя в листах самооценки, если у вас получились такие же слова .Поставьте + или – под цифрой 2. | Весна -художник Скребицкий СЛАЙД 8 | |
Работа по теме урока | Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Георгия Скребицкого «Весна – художник». Посмотрите наша табличка начинает заполнятся. Народная песня «Весна, весна красная! Стихотворение А. Ахматов « Перед весной бывают дни такие…» Рассказ А. Чехов «Весной» Загадка «Зеленоглаза, весела девица - красавица..» ? «Весна –художник» Г. Скребицкий ? | Внимательно слушают. Извлекают неоюходимую информацию портрет писателя, | |
Сообщение о писателе | А сейчас Дема Волкодав расскажет нам об этом писателе. Скребицкий Георгий Алексеевич. Георгий Алексеевич Скребицкий – писатель – натуралист. Он писал рассказы и сказки о природе. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Скребицкий с детства любил слушать и читать книги о природе. Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за природой . В своих произведениях он рисует картины природы, учит наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту, замечать в ней все происходящие события. В каждом времени года он умел найти что-то удивительно прекрасное. Свои наблюдения он записывал, и теперь мы с вами можем с ними познакомиться. - Какие качества Г. Скребицкого помогли стать ему писателем? ( Любовь, интерес к природе. Хорошая памяить, любознательность) -Чему учит Скребицкий в своих произведениях? (учит наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту, замечать в ней все происходящие события.) Как вы пронимаете что значит «Натуралист»? (Натуралистом называют человека, которые занимается детальным изучением природы и всего, что с ней связано. ) - О чём нам может рассказать этот писатель – натуралист в произведении с которым мы познакомимся сегодня.? ( о природе, о красоте, о весеннем настроении). | весенний пейзаж (слайды), | |
5.Чтение произведения Первичное восприятие | А сейчас мы познакомимся с произведением. Откройте учебники на стр. 101 и прочитайте еще раз название. –Предположите о чём будет это произведение. - Что весна будет делать? - Почему вы так решили? -Кто такой художник? _ А можем ли мы, не читая произведение определить жанр? Первичное слушание Посмотрите и послушайте это произведение Анализ -О чём это произведение? - Какое настроение оно вызывает? | Смотрят видео | |
6. Физкультминутка | Дети по лесу гуляли, - За природой наблюдали. - Вверх на солнце посмотрели, - И их лучики согрели. А потом все улыбнулись, Выше-выше потянулись. Сели –встали, сели-встали За минутку сил набрались. Плечи ваши распрямите, Поднимите, отпустите. Вправо, влево повернитесь И за парту вновь садитесь.) | | |
Повторное чтение Словарная работа | Вторичное слушание Давайте прочитаем это произведение ещё раз жужжащим чтением. Возьмите карандаш и отметьте непонятные вам слова. Анализ Итак, какие слова вам были непонятны. Словарная работа. Угрюмый – неприветливый, мрачный, безрадостный. Склон – наклонная поверхность. Овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли. Луговина – небольшой луг. Калужница – травянистое растение с желтыми цветами | Чтение с пометками | |
Беседа по содержанию | А сейчас поработаем с текстом и ответим на вопросы - Как начинается это произведение? Как автор называет Весну? Прочитайте. (Весна - красна). Что значит слово «красна» - Почему Весна не сразу взялась за дело? Прочитайте. - Какой был лес? Прочитайте. ( «Вот стоит перед ней лес…» ) - Что значит, лес стоял хмурый и угрюмый? - Прочитайте: как Весна решила раскрасить лес? («А дай-ка я разукрашу все по- своему, по- весеннему») - Прочитайте: какие кисточки и взяла Весна для своей работы? - Прочитайте, кого можно увидеть в весеннем лесу. - Подумайте, почему Г. Скребицкий назвал Весну художником? Оцените себя в листах самооценки, если правильно нашли ответы на вопросы, проставьте+или – | (Слово «красна» означает «красавица») (Весна задумалась, какую картину бы ей нарисовать) Значит лес скучный, невесёлый, некрасивый, пасмурный) (Взяла она тонкие, нежные кисточки. (весна, как настоящий художник (человек): сначала подумала, что ей нарисовать, потом взяла краски и стала рисовать очень красивые картины.) | |
10 Моделирование обложки | А сейчас, ребята, даваите сделаем обложку. Давайте вспомним, что для этого надо знать (автора, тему, жанр. фигуру (условный знак) -Сейчас каждый самостоятельно смоделирует обложку произведения. (хожу по рядам, наблюдаю) Ребята, я заметила, что у вас получились разные обложки. Вы выйдете к доске и расскажите почему вы выбрали такой жанр? Мнения разделились. Трудно не согласиться и с мнением Лизы и с мнением Регины. Каждый из них прав. Кто-то считает, что это рассказ, а кто-то что это сказка. Чтобы разгадать замысел автора, давайте выполним ещё одно задание. Если с приходом весны в природе это происходит на самом деле, то какой жанр здесь подходит? (Рассказ). Картина реальная, а образ весны сказочный. Весна совершает действия, как человек. То тогда жанр подходит( Сказка) В группах. Возьмите синие листочки. Найдите в тексте и подчеркните, слова выбрал автор для описания действий весны (слова – действия) 1 группа Приступила к работе Весна-красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать? ( прступила, взялась, призадумалась) группа _ Вот стоит перед ней лес — ещё по-зимнему хмурый, угрюмый. «А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!» Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные серёжки.. (разукрашу, взяла, поразвесила) группа На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы. (Нарисовала, рассыпала,) группа Рисует день, другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши. (рисует, покрыла) группа А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-красна придумала важное дело. (Придумала) Проверим, какие слова у вас получилось найти. Оцените себя, как вы выполнили задание. О чём же нам говорят эти слова? О ком обычно так говорят нарисовала, развесила,…? (о человеке) В этом рассказе автор говорит о весне как о живом человеке. Он оживляет её,наделяет человеческими качествами. В своём произведении автор использует специальный приём, когда неживые предметы (неодушевлённые) изображаются, как живые (одушевлённые), наделяются качествами человека. Кто помнит как называется этот приём? Этот приём называется – олицетворение. Так что это за жанр? Г. Скребицкий Скребицкий «Весна – художник» «Весна – художник» Оцените себя, как вы выполнили задание. Каждый из нас прав. По замыслу автора, это рассказ (т. к. события происходят на самом деле) с приёмом олицетворения» (оживляет весну), или рассказ с элементами сказки. Автор умело вносит в рассказ сказочные элементы.) Г. Скребицкий «Весна – художник» » | Рассказ - небольшое произведение, рассказывающее о каком-то эпизоде из жизни героя. То, что было на самом деле. Сказка – вымышленная история со счастливым концом. (Работа в парах. Приступила, ,взялась, призадумалась, разукрашу, взяла тронула, поразвесила, нарисовала, рассыпала, рисует покрыла, придумала и т.д. | |
8.Итог урока | Давайте закончим нашу таблицу Народная песня «Весна, весна красная! Стихотворение А. Ахматов « Перед весной бывают дни такие…» Рассказ А. Чехов «Весной» Загадка «Зеленоглаза, весела девица - красавица..» 5 . Рассказ с эл. сказки «Весна –художник» Г. Скребицкий Давайте подведём итог урока? Произведение какого автора, вы сегодня читали? Как называется произведение? Какой теме посвящён? Каков жанр этого произведения? Какой приём использовал автор? | | |
9. Рефлексия | - Каждому Весна - художник предлагает цветок. Выбери тот, который соответствует твоему настроению: Зеленая - я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно. Синяя - я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался. Красная - работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу. А свои цветочки мы подарим Весне – художнику, чтобы она побыстрее украсила нашу землю. | Цветы приклеиваются на шлейф весны | |
Домашнее задание | Учебник с101-102 читать выразительнос 103 вопрос 3 | | |
Урок литературного чтения
2 класс
Учитель Шабаловская Ирина Александпровна
ТЕМА: Г. Скребицкий «Весна-художник
Цель: Развивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное. Задачи:
-расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведениями о природе; формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения); учить работать с текстом; формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения;
-развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; развивать художественно - творческую активность; развивать образное воображение, внимание, память, мышление; развивать умение мотивировать свой ответ; обогащать речь младшего школьника (незнакомые слова в тексте и т.д.).
- формировать познавательную активность учащихся; воспитывать речевую культуру; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучать правильному поведению и деятельности в природе.
Учебные материалы: карточки- фигуры для характеристики темы и жанра произведения; карточки для составления плана; медиапроектор, презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: словесные, наглядные, частично- поисковые; практические.
Формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Оборудование: Учебник Л. А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс (ч.2), компьютер, телевизор, презентация, карточки, листы самооценивания.
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
Мальвина подготовила для нас физ. минутку.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да, когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Глазки крепко закрываем.
Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем.
Лист самооценки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
Лист самооценки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
Лист самооценки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
Лист самооценки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
Лист самооценки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
Лист самооценки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
Отгадайте название произведения. Расставьте цифры по порядку.
А | В | С | Е | Н | - | 12 | 10 | 11 | 6 | 8 | 7 | 13 | 9 |
5 | 1 | 3 | 2 | 4 | | И | Ж | Н | Х | Д | У | К | О |
Под каждой цифрой запиши соответствующую букву
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | - | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
| | | | | | | | | | | | | |
Отгадайте название произведения. Расставьте цифры по порядку.
А | В | С | Е | Н | - | 12 | 10 | 11 | 6 | 8 | 7 | 13 | 9 |
5 | 1 | 3 | 2 | 4 | | И | Ж | Н | Х | Д | У | К | О |
Под каждой цифрой запиши соответствующую букву
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | - | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
| | | | | | | | | | | | | |
Отгадайте название произведения. Расставьте цифры по порядку.
А | В | С | Е | Н | - | 12 | 10 | 11 | 6 | 8 | 7 | 13 | 9 |
5 | 1 | 3 | 2 | 4 | | И | Ж | Н | Х | Д | У | К | О |
Под каждой цифрой запиши соответствующую букву
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | - | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
| | | | | | | | | | | | | |
Отгадайте название произведения. Расставьте цифры по порядку.
А | В | С | Е | Н | - | 12 | 10 | 11 | 6 | 8 | 7 | 13 | 9 |
5 | 1 | 3 | 2 | 4 | | И | Ж | Н | Х | Д | У | К | О |
Под каждой цифрой запиши соответствующую букву
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | - | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
| | | | | | | | | | | | | |
Отгадайте название произведения. Расставьте цифры по порядку.
А | В | С | Е | Н | - | 12 | 10 | 11 | 6 | 8 | 7 | 13 | 9 |
5 | 1 | 3 | 2 | 4 | | И | Ж | Н | Х | Д | У | К | О |
Под каждой цифрой запиши соответствующую букву
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | - | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
| | | | | | | | | | | | | |
Прочитайте слова, выпишите букву соответствующую цифре
Подснежник | 4 буква | |
Бабочки | 6 буква | |
Березы | 3 буква | |
Весна | 2 буква | |
Яблони | 2 буква | |
Картина | 5 буква | |
Медуница | 7 буква | |
Букашки | 3 буква | |
Брызги | 6 буква | |
краской | 7 буква | |
Прочитайте слова, выпишите букву соответствующую цифре
Подснежник | 4 буква | |
Бабочки | 6 буква | |
Березы | 3 буква | |
Весна | 2 буква | |
Яблони | 2 буква | |
Картина | 5 буква | |
Медуница | 7 буква | |
Букашки | 3 буква | |
Брызги | 6 буква | |
краской | 7 буква | |
Прочитайте слова, выпишите букву соответствующую цифре
Подснежник | 4 буква | |
Бабочки | 6 буква | |
Березы | 3 буква | |
Весна | 2 буква | |
Яблони | 2 буква | |
Картина | 5 буква | |
Медуница | 7 буква | |
Букашки | 3 буква | |
Брызги | 6 буква | |
краской | 7 буква | |
Прочитайте слова, выпишите букву соответствующую цифре
Подснежник | 4 буква | |
Бабочки | 6 буква | |
Березы | 3 буква | |
Весна | 2 буква | |
Яблони | 2 буква | |
Картина | 5 буква | |
Медуница | 7 буква | |
Букашки | 3 буква | |
Брызги | 6 буква | |
краской | 7 буква | |
Г. Скребицкий. «Весна – художник».
Приступила к работе Весна-красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Вот стоит перед ней лес — ещё по-зимнему хмурый, угрюмый.
«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!» Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее картина весны.
На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Рисует день, другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые звёзды, распустились цветы калужницы.
Всё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу и в полях!
И для каждой из них Весна-красна придумала важное дело.