СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по химии на тему "Виды явлений"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

через организацию исследовательских заданий с использованием проблемного, интегрированного подходов и познавательной деятельности сформировать у обучающихся осознанное понимание сути физических и химических явлений.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии на тему "Виды явлений"»

  1. Класс: 6. Предмет: химия.

  2. Тема урока: Виды явлений.

  3. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

  4. Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок проводится в теме «Физические и химические явления» по УМК А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 кл., перед изучением различных видов физических и химических явлений.

  5. Цели урока: через организацию исследовательских заданий с использованием проблемного, интегрированного подходов и познавательной деятельности сформировать у обучающихся осознанное понимание сути физических и химических явлений.

7. Планируемые результаты обучения:

7.1. Личностные результаты

  • формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики и химии; умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.

7.2. Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

7.3. Предметные результаты

  • освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;

  • формирование элементарных исследовательских умений;

8. УУД, формируемые на данном уроке:

личностные

  • формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности,

  • формирование любознательности, познавательной активности и избирательности интересов;

регулятивные

  • формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию,

  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия,

коммуникативные

  • формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе,

познавательные

  • практическое освоение методов познания, используемых в современных естественных науках, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата,

  • использование общеучебных умений, логических действий и операций.

9. Оборудование для лабораторной работы: CaCO3, HCl, NaOH, FeCl3, KSCN, свежеприготовленный Cu(ОН)2, пипетка, чистые пробирки, спиртовка, спички, фарфоровые чашки, парафин, сахар.




Технологическая карта урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Методы и приемы работы

Ожидаемый результат взаимодействия

Организационный момент

Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Метод словесный Устное сообщение учителя.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Этап актуализации знаний, установка познавательной задачи

Организовать целенаправленную познавательную деятельность. Установить уровень понимания изученного материала всеми учащимися, выявить пробелы и их откорректировать.

Организует воспроизведение видео, задает вопросы учащимся.

Подводит учащихся к формулировке темы, постановке цели, корректирует тему и цель

Смотрят видео, отвечают на поставленные вопросы, записывают тему урока, формулируют цель. Получают представление о предполагаемом результате деятельности.

Методы: логический, наглядный и словесный. Приемы: обобщения, систематизации, конкретизации, обсуждения результатов. Форма организации учебной деятельности фронтальная.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. Активность познавательной деятельности на последующих этапах.

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Организует демонстрационный эксперимент, выполнение лабораторного эксперимента, контролирует и корректирует работу учащихся (по необходимости)


Наблюдают, слушают, сравнивают, делают выводы, характеризуют представленные процессы, формулируют вместе с учителем особенности физических и химических явлений. Зарисовывают схему в тетради. Выполняют лабораторный эксперимент, записывают наблюдения и выводы.

Методы: логический, практический.

Приемы: выполнение эксперимента, обсуждения результатов опытов. Форма организации учебной деятельности групповая.

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Изучение нового материала под руководством учителя.

Контроль уровня понимания.

Установить уровень осмысления учащимися полученных знаний.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Выполняют задание письменно по группам, узнают виды явлений, объясняют, почему так решили, делают соответствующие записи в карточках.

Метод практический прием - выполнение упражнений на карточках.

Выяснен уровень осознания нового материала, выявлены пробелы, начата их корректировка.

Подведение итогов

Анализировать успешность усвоенного материала и деятельность учащихся. Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию.

Отмечает степень вовлеченности учащихся 
в работу на уроке.

Диктует и дает комментарий к домашнему заданию.


Записывают домашнее задание, высказывают свои впечатления от урока. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


Словесный метод Устное сообщение учителя, учащихся.

Умение воспроизводить основные идеи урока.

Правильное выполнение домашней работы большинством учащихся.














Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1. Орг. момент -2 мин

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование, но чтобы его начать нам нужно вспомнить изученный материал, потому что прошли каникулы и мы с вами давно не виделись.

Настраиваются на учебу

2. Актуализация опорных знаний. Установка познавательной задачи – 10 мин

1). Что изучает химия?

2). Что такое вещество?

3). Что такое физическое тело?  Приведите примеры физических тел.

4). Остаются ли вещества неизменными?

5). Укажите основные признаки, характерные для вещества.

6). Из чего состоят вещества?

7). Что входит в состав молекул?

8). Как называется определённый вид атома?

9). На какие группы можно разделить вещества по составу?

10). Чем отличается простое вещество от сложного?


Итак, нас окружает бесконечно многообразный мир, который изучают различные естественные науки, одной из которых является химия. С позиции этих наук, мы попытаемся рассмотреть, какие изменения непрерывно происходят в окружающем мире.

Демонстрация видео.

Какие процессы вы увидели в представленном фрагменте?

Как одним словом можно назвать эти события? (явления)

Вопрос – проблема: Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово? (Явления – изменения, происходящие в природе)

Что же мы будем изучать сегодня на уроке? (виды явлений)

Тема урока: Виды явлений.

Сформулируйте основной вопрос урока, исходя из разнообразия названных и увиденных явлений. Итак, мы сегодня познакомимся с классификацией явлений, происходящих в природе и жизни человека, с разнообразием явлений.

Итак, сегодня мы должны: определить сущность явлений, происходящих с веществами, выявить их признаки.



Отвечают на вопросы устно













Смотрят видео, отвечают на поставленные вопросы, записывают тему урока, формулируют цель

3. Усвоение новых знаний -20 мин

Рассказ и демонстрация физических и химических явлений.

Все ли явления одинаковы?

Что бы ответить на этот вопрос посмотрим два опыта: нагревание парафина и нагревание сахара.

  1. Нагревание парафина.

Парафин – это вещество из которого изготавливают свечи. Свеча - это один из самый простых и древних светильников.

Для проведения опыта в фарфоровую чашку помещаем небольшой кусочек парафина. Парафин при обычных условиях твердое вещество, окраска зависит от красителя. Чашку нагреваем на спиртовке, парафин постепенно плавиться, то есть переходит из твердого состояния в жидкое. Цвет вещества при этом не изменяется. Если прекратить нагревание, то парафин постепенно застынет, то есть перейдет из жидкого состояния в твердое.

  1. Нагревание сахара

Сначала нужно отметить, что сахар известное всем вещество. Для чего употребляют сахар? На это вопрос учащиеся с радостью ответят, что сахар сладкое вещество, которое употребляется в пищу. Необходимо спросить, знает ли кто-либо из учеников, что происходит при нагревании сахара? Обычно, хотя бы один учащийся вспоминает, что так приготовляли карамель.

Для проведения опыта в фарфоровую чашку помещаем небольшое количество сахара. Сахар при обычных условиях твердое белое вещество. Чашку нагреваем на спиртовке, сахар постепенно плавиться, то есть переходит из твердого состояние в жидкое – аналогично парафину. Но постепенно с процессом плавления начинает протекать другой процесс, при котором изменяется цвет вещества – сахар становиться сначала желтым, а потом коричневым. Так же изменяется, точнее появляется запах. Постепенно из сахара образуется новое вещество – карамель. Если прекратить нагревание, то карамель застынет, но не превратится в сахар. В отличие от предыдущего опыта с парафином сахар превратился в другое вещество – карамель.

Обсуждаем опыты и приходим к выводам. Мы рассмотрели два явления, происходящих при нагревании: в первом случае, при нагревании парафина, вещество не изменилось, лишь перешло в другое состояние, а другом случае, при нагревании сахара, вещество изменилось и превратилось в другое вещество. Первое явление называется физическим, а второе – химическим.


Наблюдают, слушают, сравнивают, делают выводы, характеризуют представленные процессы, формулируют вместе с учителем особенности физических и химических явлений




Учитель задает вопрос: где мы сталкиваемся с физическими явлениями? И просит привести примеры физических явлений. Учащиеся приводят знакомые им с предыдущего урока явления плавления льда и кипения воды. Учитель дополняет, что плавление любого вещества – явление физическое. Еще примером физических явлений может быть любое движение тела или изменение его формы. Это можно продемонстрировать на примере изгибания медной или алюминиевой проволоки, показывая, что, меняя форму проволоки, мы не изменяем вещество.



Физкультминутка

Все сейчас мы дружно встанем,

Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Покиваем головой.
Вправо, влево повернёмся,

На урок опять вернёмся.



Лабораторная работа по группам

Разделяет учеников на группы, раздает задание для групповой работы.

Химические явления также ещё называют химическими реакциями. Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций.  Различают 5 таких признаков.

Давайте на примере конкретных химических реакций  рассмотрим эти признаки. (Напомнить правила по технике безопасности).

Выполняем лабораторные опыты  и заносим  результаты в таблицу (работа с лабораторными опытами проводится в группах, что предусматривает обсуждение результатов между  членами групп).

опыта

Что делаем

Что наблюдаем

Выводы

1

К желтому раствору хлорида железа FeCl3 добавляем 1-2 капли прозрачного раствора роданида калия KSCN

Появление красного окрашивания

Происходит изменение цвета

2

Раствор синего цвета сульфат меди CuSO4 смешиваем с прозрачным раствором гидроксида натрия NaOH

Появление непрозрачной массы сине-голубого цвета

Происходит выпадение осадка

3

К осадку синего цвета гидроксиду меди Cu(OH)2↓ приливаем 3-5 капель раствора соляной кислоты HCl

Исчезновение непрозрачной массы

Происходит растворение осадка

4

К кусочкам мела CaCO3 добавляем 1-2 капли раствора соляной кислоты HCl

Наблюдается бурное вскипание мела

Происходит выделение газа

5

Зажигаем спиртовку

Наблюдается горение спирта

Происходит выделение света, тепла и появление запаха


Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя по правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Выполняют лабораторную работу и записывают наблюдения и выводы.

4.Контроль уровня понимания.

В русском народном творчестве в потешках, прибаутках, загадках мы встречаемся с физическими и химическими явлениями. О каких явлениях идет речь:

«В мороз лежит, в тепло – бежит, прозрачна – а не стекло, пригреешь – собрать не успеешь»

«Мучки насейте – пирожки затейте, пирожки на дрожжах, их не удержишь на вожжах»

«Куй железо пока горячо».

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Пословицы, поговорки – это кладезь народной мудрости. Русский народ очень мудрый. Мы должны гордиться своими корнями, принадлежностью к великой нации.


Раздает задание для групповой работы. Установите соответствие:

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Вода в озере покрылась коркой льда.

  2. Появление ржавчины на железном гвозде.

  3. Золотую проволоку вытянули в нить.

  4. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле).

  5. Ледяная игрушка весной растаяла.

  6. Высыхание дождевых луж.

  7. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту.

  8. Морской прилив.

  9. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он "исчез", "растворился", при этом выделился бурый газ.

  10.  Лёд уронили, он разбился и получилось несколько ледышек.


А теперь попробуйте самостоятельно определить вид явления.

Физические явления: _1 вариант.

Химические явления: _2 вариант.

  1. Выветривание горных пород.

  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела.

  3. Горение керосина в лампе.

  4. Испарение воды с поверхности реки.

  5. Движение воздуха (ветер).

  6. Скисание молока с образованием кефира.

  7. Горение спички.

  8. Плавление куска железа.

  9. Дети на пляже построили из песка замок.

  10.  Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

Проверка: 1 вариант – 1,4,5,8,9 2 вариант – 2,3,6,7,10. Взаимопроверка и выставление оценок (1 правильный ответ – 1 балл). Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы»


Выполняют задание письменно по группам, узнают виды явлений, объясняют, почему так решили, делают соответствующие записи в карточках.


5. Подведение итогов

Задает наводящие вопросы, подводит учащихся к определенным выводам.

Учитель говорит учащимся в классе: "Согласно правилам по технике безопасности приведите свои рабочие места в порядок".

Учитель обращает внимание на поставленные в начале урока задачи.

Справились ли мы с поставленными задачами?

После беседы с детьми учитель, озвучивая, выставляет оценки учащимся, хвалит их за работу на уроке.

Задает домашнее задание и комментирует его.

Диктант «Определи явления »

1.Сжатие пружины.

2.Ледоход на реке.

3.Течет река.

4.Летит самолет.

5.Кипячение молока.

6.Земля вращается вокруг своей оси.

7.Падает снег.

8.Таяние снега.

9.Замерзание воды.

10.Образование росы.


Отвечают на вопросы, совместно с учителем делают заключение. Записывают ДЗ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!