СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по химии на тему: «Азотная кислота»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по химии  на тему: «Азотная кислота»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии на тему: «Азотная кислота»»

















Открытый урок по химии

на тему:

«Азотная кислота»













Подготовила :

Учитель химии Власова Е.А.







2020-2021




Цель: : изучить строение и свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами, рассмотреть способы получения и применение азотной кислоты 

Задачи: сформировать  умение записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты, сформировать умение применять полученные знания на практике и оценивать результат выполненных действий.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный; словесный (рассказ, эвристическая беседа); наглядные (презентация,); работа с книгой.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Содержание и ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний, умений, навыков.

Фронтальный опрос.

Блиц – опрос.

1.Элемент, который находится под порядковым номером 7 –

2.Общее число электронов у атома азота –

3. Число протонов в атоме азота –

4.Атомная масса атома азота -

5.колличество электронов на внешнем уровне у атома азота –

6. степень окисления у азота в оксиде азота двухвалентного -

7. Степень окисления азота в аммиаке –

6. количество энергетических уровней у атома азота –

7.степень окисления у азота в оксиде азота трехвалентного –

8.продукт взаимодействия аммиака и воды –

9. степень окисления азота в оксиде азота пятивалентного –

10.степень окисления азота в азотной кислоте –

Проверка Д\З, взаимопроверка

Тест на тему Азот и ее соединения.

I вариант

1.В каком году был открыт азот

А) 1777 В) 1772 С) 1672 Д) 1767

2. В воздухе содержится азота

А)20% В) 78% С)21% Д) 87%

3. Нитраты натрия, калия, кальция и аммония называют

А) селитрами В) нитридами С) силикагелями Д) силицидами

4. При комнатной температуре азот реагирует

А) Cu В) S С) Na Д) Li

5. Формула нашатырного спирта

А) NH4CI В) NH4OH С) NH4NO3 Д) NH3

II вариант

1. Кто открыл азот

А) А.Лавуазье В) Х.Бранд С) С.Аррениус Д) Д.Резерфорд

2. Нитратами называют соли

А) серной кислоты В) азотной кислоты С) ортофосфорной кислоты

Д) азотистой кислоты

3. Сколько энергетических уровней содержит атом азота

А) 1 В) 2 С) 3 Д) 4

4. Соединения азота с металлами называют

А) нитратами В) нитритами С) нитридами Д) нитрадами

5. Формула бурого ядовитого газа с резким запахом

А)N2 В)NO С)NO2 Д )N2O

Критерии оценивания:

«5» - 5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответов

«3» - 3-2 правильных ответов

«2» - 1 правильный ответ

Правильные ответы к тесту:

I вариант

1. В

2. В

3. А

4. Д

5. В

II вариант

1. Д

2. В

3. В

4. С

5. С


III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

– Мы продолжаем изучать соединения азота. И сегодня объектом нашего внимания будет необыкновенная особа (показать в колбе раствор азотной кислоты), которая появилась в поглотительной башне. Её папа Оксид азота (IY) был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Её мама была простой, спокойной женщиной, звали её Вода. Союз газа и воды привёл к появлению нашей незнакомки, которую назвали (ответ учащихся).

 Вот с этой кислотой, которую во времена Петра I называли «крепкой водкой» мы и познакомимся. Для этого нам понадобится лист ответов. Внимательно рассмотрите его  и скажите, что мы узнаем на уроке?

-Скажите, о чём мы сегодня будем говорить, рассматривая данную тему?

- О чём бы вы хотели узнать?

Учащиеся формулируют цель урока:

- Изучить характеристику азотной кислоты.

- Какие физические и химические свойства характерны для азотной кислоты.      

- Какую цель можно поставить?

Цель:

- Изучить характеристику, свойства  азотной кислоты

Шкала: Что я знаю о азотной кислоте? Учащиеся стикерами отмечают на шкале уровень свих знаний по теме урока.

Работая в паре, дайте характеристику азотной кислоты по предложенному плану    “Характеристика азотной кислоты”: работа с текстом учебника

  • химическая формула:

  • по наличию кислорода:

  • по основности (по количеству атомов водорода):

  • по растворимости в воде:

  • по степени электролитической диссоциации:

Давайте обсудим полученные результаты.

 Чтобы иметь более полное представление об азотной кислоте, мы изучим  “Физические свойства HNO3”.

Прослушайте отрывок из сказки, которую написала ваша одноклассница,  и сделайте записи в листах ответов  по плану:

  *  агрегатное состояние:

  * цвет:

* плотность:

* температура кипения:

* особенные свойства.

 Будьте внимательны.

Что-то в ней было таинственное, магическое. Все утверждали, что она горячая, сильная, властная, бесцветная жидкость с плотностью 1,5г/см3. Она легко выходит из себя и закипает всего лишь при 860 С. Если её массовая доля в растворе была близка к единице, то она дымилась на воздухе, купаясь в “лисьих хвостах”. Но это было редко, так как чистая 100%-ная HNO3 малоустойчива и родители выпускали её из дома только 56%-ную, называя при этом концентрированной. При желании она может исчезать, растворившись в воде, оставив изумленного собеседника по поводу такого окончания разговора. Вот что мне удалось узнать о характере этой незнакомки”. А вам?  (Сказку читает Скомкина Дарья)

Учащиеся фиксируют услышанное  в листах ответов по плану.

Проверяем ответы по слайду. Если все  верно,  в листе ответа 1 балл.

агрегатное состояние: горячая, сильная жидкость

  цвет: бесцветная

  плотность: плотностью 1,5г/см3

температура кипения: 860 С

   особенные свойства: малоустойчива, 56% - концентрированная, растворяется  в воде

Физические свойства.

Азотная кислота – одноосновная сильная кислота, бесцветная жидкость с резким раздражающим запахом. Азотную кислоту с концентрацией 97 -99% называют дымящей, с концентрацией 58 – 60% - концентрированной. Плотность азотной кислоты 1,4 г/см3. Азотная кислота – сильный окислитель. Дымящая азотная кислота способна поджечь скипидар, другие органические вещества.

Азо́тная кислота́ (HNO3), — сильная одноосновная кислота. Твёрдая азотная кислота образует две кристаллические модификации с моноклинной и ромбической решётками.

Азотная кислота смешивается с водой в любых соотношениях. В водных растворах она практически полностью диссоциирует на ионы.

Производство азотной кислоты в промышленности

Современный способ её производства основан на каталитическом окислении синтетического аммиака на платинородиевых катализаторах (процесс Оствальда) до смеси оксидов азота (нитрозных газов), с дальнейшим поглощением их водой

4NH3 + 5O2 (Pt) → 4NO + 6H2O

2NO + O2 → 2NO2

4NO2 + O2 + 2H2O → 4HNO3.

В лаборатории :

NaNO3(ТВ.)+H2SO4(КОНЦ)=NaHSO4 + HNO3↑

Химические свойства.

а) Общие свойства

1. Диссоциация

HNO3 = H+ + NO3-

2. Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами

2HNO3 + BaO = Ba(NO3)3 + H2O

3. Взаимодействие с основаниями

HNO3 + NaOH = NaNO3+ H2O

4. Взаимодействие с солями

2HNO3 + K2CO3= 2KNO3 + H2O + CO2

б) Специфические свойства

1. Взаимодействие с металлами:

2. Разложение на свету или при нагревании

4HNO3 = 4NO2+ O2 + 2H2O

Деление на группы: по цветам – красный, зеленый, синий, желтый.

Работа в группах

  1. группа – взаимодействие металлов с азотной кислотой

  2. группа – взаимодействие оксида металлов с азотной кислотой

  3. группа - взаимодействие гидроксидов металлов с азотной кислотой

  4. группа - специфические свойства азотной кислоты (реакция концентрированной азотной кислоты с медью)

Записывают на листах ответов уравнения реакций, расчет на 1-4, защита работы в группе метод «Джексо»

каждый выступающий ставит себе в лист ответа 1 балл за проделанную работу

если ответ «ДА» 1 хлопок, если «НЕТ» нет хлопка

  • азотная кислота находится в жидком агрегатном состоянии

  • степень окисления азота в азотной кислоте +4

  • азотная кислота хорошо растворяется в воде

  • разбавленная азотная кислота реагирует с золотом

  • при взаимодействии концентрированной азотной с медью выделяется оксид азота 4

  • азотная кислота одноосновная кислородсодержащая кислота

  • азотная кислота по степени диссоциации сильная кислота

проверяем ответы по слайду (самопроверка)

если учащиеся все ответили верно, в лист ответа 7 баллов

1-да

2-нет

3-да

4-нет

5-да

6-да

7-да

Работа в паре: решить задачу - решите задачу:

В столовой свекле содержится в среднем 1200 мг нитрат-ионов на 1 кг. При очистке свеклы теряется 10% нитратов, а при варке – еще 40%. Будет ли превышена суточная норма потребления нитратов (325 мг), если ежедневно съедать по 200 г вареной свеклы?

Ответ: нет, в 200 граммах содержится 120 мг нитрат – ионов.

За правильный ответ 1 балл

самостоятельная работа: тест

  1. *Азотная кислота по количеству атомов водорода является…

А)одноосновной

В)двухосновной

С)трёхосновной

Д)четырёхосновной.

2. *Концентрированная азотная кислота содержит в растворе…

А)100%

В)88%

С)56%

Д)36%.

3. *Азотная кислота представляет собой жидкость…

А)бесцветную

В)мутную

С)прозрачную

Д)никакую.

4. *По степени электролитической диссоциации азотная кислота…

А)сильная

В)слабая

С)очень слабая

В)средняя.

5. *Химическая формула азотной кислоты…

А) HNO2

В) H2NO

          С) HNO3

Д) H2NO3

6.* С каким металлом концентрированная азотная кислота восстанавливается до оксида азота (IV)?

      А) Fe

       В) Ca

       С) Cu

       Д) K

7.** Среда в растворе соли КNO3

А) кислая

 В) нейтральная;

 С) щелочная.

 Д)слабокислая

8. **Взаимодействию концентрированной азотной кислоты с медью отвечает реакция

А) Cu + HNO3 ……..Cu(NO3)2 + NO + H2O;

В) Cu + HNO3………Cu(NO3)2 + NO2 + H2O

С) Cu + HNO3 ……..Cu (NO3)2 + H2;

Д) Cu + HNO3 ……Cu(NO3)2 + N2 + H2O.

9. **Укажите число ионов в сокращенном ионном уравнении взаимодействия сульфата натрия и нитрата серебра:

А) 1

В) 2

С) 3

 Д) 4

10. ***Масса соли, полученной при взаимодействии 6,4 г меди и концентрированной азотной кислотой

А) 37,6 г

В) 30,8 г

С) 376 г

 Д) 18,8 г

* - на «3», ** - «4», *** - «5»

Взаимопроверка: по кругу, выставление баллов

За каждый правильный ответ 1 балл

Ключ: 1-а, 2-с, 3-а, 4-а, 5-с, 6-с, 7-в, 8-в, 9-д, 10-д

 Итог урока: подсчет баллов за урок, общая оценка в листе ответов.

Выставление оценки

               21-20 баллов – 5

                19-16 баллов – 4

                15-12 баллов – 3

                Меньше 11 баллов – не усвоил тему

рефлексия: Что я теперь знаю об азотной кислоте?

Домашнее задание:

  1. параграф учебника прочитать и еще раз осмыслить изученный материал, задание 2 после параграфа – «3»

  2. составить тест из 5 вопросов по пройденной теме. – «4»

  3. Составить кроссворд по изученной теме – «5»















































Анализ урока


Класс: 9 А

Тема урока: «Азотная кислота»

Тип урока: Комбинированный

Структура урока включает в себя следующие элементы: организационный момент; контроль ЗУН; формирование новых знаний; закрепление изученного материала; подведение итогов; домашнее задание.


Преподавание химии в 9 классе ведется по программе Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман 2 часа в неделю. Данный урок является шестым по счету в разделе «Подгруппа азота». Урок дан по плану.

В 9А классе 13 учащихся, присутствовали 13. Качество знаний по предмету – 38%. На уроках химии активно работают 4 учащихся, 3 – менее активно, остальные – пассивны. К подготовке к урокам относятся соответственно.

Цели урока:

1. Образовательная: рассмотреть физические свойства азотной кислоты, на примере азотной кислоты повторить классификацию и основные свойства кислот в свете ТЭД, познакомить учащихся с окислительными свойствами азотной кислоты, дать представление об областях применения азотной кислоты.

2. Воспитательная: воспитание требовательности к себе, умения оценивать результаты своего труда, положительного отношения к знаниям.

3. Развивающая: формировать способность к адекватному самоконтролю и самооценке, развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.

Цели соответствуют требованиям программы, охватывают все содержание урока.

Организационная часть заключалась в проверке наличия учащихся на уроке, наличия необходимых принадлежностей, готовности учебного кабинета к занятию.

Контроль ЗУН предполагал выявление и оценку путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала; подготовки учащихся к восприятию нового материала.

При проверке и оценке знаний была применена самостоятельная работа по вариантам.

Изучение нового материала включало элементы ФГОС: начинается с наводящих вопросов, показывающих связь его с ранее пройденным, подведение учащихся к самостоятельному выводу химических свойств азотной кислоты, определению цели урока. При изучении новой темы упор делался на имеющиеся у учащихся знания и умения, особое внимание акцентировалось на практическую значимость получаемых знаний.

Закрепление материала проведено в форме беседы – по методу «Ты - мне, я – тебе». Закрепление материала позволило выяснить, что учащиеся в основном поняли новый материал, помогло выявить ошибки в его понимании и исправить их.

По домашнему заданию был дан подробный инструктаж.

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, дифференцированная, групповая.

Все этапы урока логически связаны между собой. При работе над основной темой урока использовались следующие методы обучения:

- объяснительно – иллюстративный;

- наглядный (демонстрация слайдов);

- проблемное изложение;

- частично – поисковый.

Способы:

- работа с учебной литературой, дидактическим материалом;

- работа у доски;

- применение ИКТ.

Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся. Работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому, рационально использовалось время на уроке.

В целом урок прошел успешно, проведена рефлексия в конце урока. План урока и его цели были реализованы полностью.

В дальнейшей работе необходимо совершенствовать методы и приемы работы с учащимися в урочное и внеурочное время, стимулировать познавательную активность в учебе для последующих положительных результатов по предмету.



Дата: 19.03.2021 г. Учитель: Власова Е.А.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!