Схема конспекта урока истории России
Учитель истории: Самотес Людмила Васильевна.
Класс: 7.
Учащихся в классе: 7
Тема урока: «Русская культура второй половины XVIII века. Наука и образование».
Цель: дать представление о прогрессе точных и естественных наук и становлении, и развитии светских жанров русской литературы, развитии просвещения и системы образования, черт культуры борокко и классицизма в русской живописи, архитектуре, скульптуре в России в данный период.
Задачи:
Организовать деятельность учащихся по применению новых знаний.
Обеспечить усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала, работы с текстом, дополнительной информацией и логического мышления.
Дать Расширять кругозор учащихся.
Создать условия сравнительную характеристику культур разных веков в России.
Формировать художественный вкус учащихся, эстетическое воспитание, осуществление творческого сотрудничества педагогов и учащихся.
для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний.
Здоровьесберегающие элементы:
Санитарно – гигиенические требования к кабинету соответствуют СанПину.
Комплекс физических упражнений соответствует оздоровлению детей и смене деятельности.
Работа в группах позволяет быть в движении.
Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Проблемное.
Здоровьесберегающее
Игровая технология.
ИКТ.
Решение творческих задач.
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебно-методическое обеспечение: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России.7 класс. – М.: Просвещение, 2008 Моряков В.И. Русское просветительство второй половины VIII века. – М., мультимедийная презентация «Культура России 18 века».
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: кабинет истории.
Дидактическое оснащение: учебник, кроссворд.
Мультимедийное обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
Тип урока: усвоение нового материала, комбинированный.
Краткое описание:
План урока: Просвещение – это... Академия наук России. Естественные и гуманитарные науки. Система образования. Структура урока: Организационный момент. Вступительное слово учителя. Работа по парам. Работа по группам. Выступления учащихся. Работа с документами и портретами (галерея и видеоряд). Обобщение. Контроль знаний. Тестовые задания.
Культура России середины – второй половины XVIII века. Образование и наука.
Основные понятия:
воспитательный дом, солдатская школа, институт, университет, паровая машина, мортира, обсерватория, регион, ритор, суппорт, барокко, классицизм, сентиментализм.
Основные даты:
1786г. – устав, предусматривавший открытие главных и малых народных училищ в городах
8 января 1755г.– открытие Московского университета
1756 г. – начало издания первой общественной газеты
1765 г. – открытие Вольного экономического общества
Персоналии:
Иван Иванович Шувалов
Михаил Васильевич Ломоносов
Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова
Иван Иванович Бецкой
Василий Никитич Татищев
Иван Иванович Ползунов
Иван Петрович Кулибин
Михаил Михайлович Щербатов
Леонард Эйлер
Витус Беринг
Структура урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент
Цели учителя: способствовать настрою учащихся на плодотворную работу.
Цели учащихся: настроиться на продуктивную работу.
Методы: словесная, рефлексия, гимнастика.
Время выполнения: 3 мин.
Здравствуйте, ребята, я предлагаю принять соглашение, которое будет помогать нам всем на этом уроке.
Итак, если вы со мной согласны прошу сделать три хлопка. Мы работать будем:
Дружно; (три хлопка)
Активно; (три хлопка)
Творчески; (три хлопка)
Интересно (три хлопка)
Приветствие, проверка подготовленности учащихся к работе, фиксация отсутствующих.
Гимнастика на дыхание, концентрация энергии.
Рефлексия. Как бы вы оценили свое настроение, если бы вам пришлось выбирать между веками?
Настроится на деловой ритм.
На столах у каждого ученика карточки с изображением звезды, которую они должны разместить в различных веках:
21 век – отличное настроение.
16 век – хорошее настроение.
Первобытный строй – плохое настроение.
Гимнастика на дыхание и концентрацию энергии.
2. Этапы проверки домашнего задания.
Цели учителя: дифференцировать проверку д/з, выяснить причины невыполнения д/з, исправление ошибок.
Цели учащихся: должны воспроизводить материал прошлого урока, находить ошибки, делать выводы.
Методы: словесная, работа в группах по карточкам, решение творческую задачу, взаимопроверка.
Время выполнения: 7 мин.
Вопросы для проверки д\з
Дайте краткую характеристику личных качеств Павла 1.
В интересах каких категорий населения проводилась внутренняя политика Павла 1?
Чем можно объяснить непоследовательность внешнеполитического курса Павла 1?
Решите творческую задачу. Прочитайте оценки царствования Павла современным историком Р. Мак – Грю и Александром 1. В чем вы видите причины столь разных подходов к этому вопросу? Какова ваша позиция в нем?
Учебник стр. 213 – 214.
Работа с картой атласа.
Готовятся по карточкам и отвечают
на вопросы учителя.
Решают творческую задачу.
3. Работа с новым материалом.
Цели учителя: сообщение темы урока и форм деятельности учащихся, формулировка цели урока совместно с учащимися, вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала, создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися темы урока, максимальное использование самостоятельности, взаимоподдержки в изучении материала.
Цели учащихся: формулировка цели урока вместе с учителем, работа с учебной книгой, картами атласа и учебника, дополнительным материалом, соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи изучаемого материала, делать сравнительную характеристику.
Методы: игра, ИКТ, физические упражнения.
Время выполнения: 15 мин
Учитель под музыку 18 века: «Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый! Его дело показать людям прямое их благо. Достойный престола государь стремиться возвысить души своих подданных.» Стародум («Недоросль» Фонвизин).
Образы новых людей представлены в комедии Стародумом, Правдиным, Милоном, Софьей. Из их уст мы слышим кодекс чести «нового человека», и идею о выдающейся роли просвещенного монарха, способного не только построить новое общество, но и усовершенствовать человеческие натуры.
Сегодня мы поговорим о том, что делает человека прекраснее – культура.
Слайд презентации 1,2
На доске план урока .
Учитель знакомит с новыми словами и датами.
Слайд презентации 3
2. Организация работы в парах по документам (найти основную проблему):
Из сочинений немецкого философа XVIII в. Иммануила Канта.
Просвещение - выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.
Из сочинений князя Михаила Михайловича Щербатова (XVIII в.).
«В истину могу я сказать, что если, вступя позже других народов в путь просвещения, нам ничего не оставалось более, как благоразумно последовать стезям прежде просвещенных народов. Но тогда де достигли того, что...... несть любви к отечеству, ибо почти все служат более для пользы своей, нежели для пользы отечества....» .
А.А.Герман, Т.С. Иларионова, И.Р.Плеве. История немцев России. Хрестоматия.- М.,2005.
…..Сеть церковных немецких школ создавала систему начального образования для низших слоев общества. По характеру школа была конфессиональной (церковной), такой же, как в германских княжествах.
С 7-14 лет мальчики и девочки должны были посещать школу для освоения основ религиозного учения. В школе учили чтению печатного текста по Библии, отчасти письму, счёту, библейской истории. Главное внимание уделялось заучиванию наизусть катехизиса, молитв, церковных гимнов, текста Библии. Несомненно, важное качество немецкой школы - всеобщая обязательность, все дети, достигшие семилетнего возраста были обязаны посещать школу. Какой либо нормативный акт, регламентирующий создание школ, отсутствовал, так как к 1764 году в России не существовало никакого образования для крестьян. Поэтому колонисты заботились о школах сами. Учителя были на содержании общины.
Слайд презентации 4.
Слайд презентации 5,6,7.
3. Организация обсуждения через галерею портретов и видеоряд. В тетради обучающиеся записывают новые сведения ( рекомендуемый вид – таблица).
У учащихся на парте листы бумаги и маркеры.
1. Слушают, предполагают тему и цели урока.
2. Знакомятся с планом урока.
3. Знакомятся с новыми словами, датами, персоналиями на доске, работают с учебником (найти слова которые им непонятны и незнакомы).
4. Работают в группах и формулируют цели урока.
5. Работают с учебником стр. 75, 137, 214 – 217 заполняют таблицу.
6. Сравнивают таблицу с таблицей на слайде.
7. Слушают рассказ учителя, работают с учебником и тетрадями. Стр. 219, параграф 30-32.
4. Физическая гимнастика
Цели учителя: закрепить полученные знания через комплекс упражнений, обеспечивать осмысление учащимися ЗОЖ.
Цели учащихся: активно принимать участие в выполнение комплекса упражнений, осмысление ЗОЖ.
Методы :словесный, комплекс физических упражнений, танец.
Время выполнения: 5 мин.
Учитель:
Постоянный положительный настрой – неоценимая привычка в жизни!
В любых случаях нужно завершать работу. После работы целесообразно отдыхать, но лучший отдых – это смена занятий; после сосредоточенности и тишины – музыка, общение с друзьями, после умственных – физические нагрузки.
В здоровом теле – здоровый дух,
Об этом сказал хороший друг.
Танец под музыку 18 века.
Комплекс упражнений:
Бег на месте;
Приседания;
Прыжки на месте;
Гимнастика на зрение;
Крик.
Выполняют физические упражнения.
5. Закрепление изученного материала.
Цели учителя: обеспечить закрепление новых понятий, осмысление материала.
Цели учащихся: уметь делать выводы, воспроизводить их в стандартных и измененных условиях.
Методы: беседа, работа с источниками информации.
Составляют целое из изученных частей, делают выводы.
6. Этап контроля и самоконтроля знаний.
Цели учителя: проверить объем и правильность знаний, их глубину, корректировка выявленных проблем в знаниях и способах действий.
Цели учащихся: закрепление и контроль знаний полученных на уроке.
Метод:
Время выполнения: решение задач, беседа.
Внимание на экран, ответьте на вопросы.
Слайды презентации 21-26.
7. Задание на дом.
Цели учителя: мотивирование домашнего задания, подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания.
Цели учащихся: закрепление знаний полученных на уроке.
Озвучивание д/з.
Прочитать параграф 30 - 32
8. Подведение итогов.
Цели учителя: оценить работу учащихся.
Цели учащихся: рефлексия.
Комментарий работы учащихся, рефлексии.
Расположить свои звезды в зависимости от настроения в конце урока.
Приложение №1
Дайте краткую характеристику личных качеств Павла 1
В интересах каких категорий населения проводилась внутренняя политика Павла 1?
Чем можно объяснить непоследовательность внешнеполитического курса Павла 1?
Приложение №2
Решите творческую задачу. Прочитайте оценки царствования Павла современным историком Р. Мак – Грю и Александром 1. В чем вы видите причины столь разных подходов к этому вопросу? Какова ваша позиция в нем?
Учебник стр. 213 – 214.
Приложение №3
Из сочинений немецкого философа XVIII в. Иммануила Канта.
Просвещение - выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.
Из сочинений князя Михаила Михайловича Щербатова (XVIII в.).
«В истину могу я сказать, что если, вступя позже других народов в путь просвещения, нам ничего не оставалось более, как благоразумно последовать стезям прежде просвещенных народов. Но тогда де достигли того, что...... несть любви к отечеству, ибо почти все служат более для пользы своей, нежели для пользы отечества....» .
А.А.Герман, Т.С. Иларионова, И.Р.Плеве. История немцев России. Хрестоматия.- М.,2005.
…..Сеть церковных немецких школ создавала систему начального образования для низших слоев общества. По характеру школа была конфессиональной (церковной), такой же, как в германских княжествах.
С 7-14 лет мальчики и девочки должны были посещать школу для освоения основ религиозного учения. В школе учили чтению печатного текста по Библии, отчасти письму, счёту, библейской истории. Главное внимание уделялось заучиванию наизусть катехизиса, молитв, церковных гимнов, текста Библии. Несомненно, важное качество немецкой школы - всеобщая обязательность, все дети, достигшие семилетнего возраста были обязаны посещать школу. Какой либо нормативный акт, регламентирующий создание школ, отсутствовал, так как к 1764 году в России не существовало никакого образования для крестьян. Поэтому колонисты заботились о школах сами. Учителя были на содержании общины.
Найдите основную проблему и сформулируйте тему урока.
1. Задание: выделите из перечисленных проблем наиболее значимые, запишите в любой форме на листе (формат А3), выберите выступающего.
2. Докажите свою точку зрения, применяя в качестве аргументов документ и изученные исторические факты.
Приложение №4
Вопросы для сравнения
XVII
Первая половина XVIII
Вторая половина XVIII
Грамотность, образование
Наука
Приложение № 5
Организация обсуждения через галерею портретов и видеоряд. В тетради обучающиеся записывают новые сведения ( рекомендуемый вид – таблица):
Ф.И.О.
Достижения
Новые понятия