СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории Древнего мира в 5 классе на тему: "Китайский мудрец Конфуций"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по истории Древнего мира в 5 классе на тему: "Китайский мудрец Конфуций"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории Древнего мира в 5 классе на тему: "Китайский мудрец Конфуций"»



Технологическая карта урока


ФИО учителя: Лаптева Елена Владимировна

Класс: 5 Г

Предмет: история

Тема урока: «Чему учил китайский мудрец Конфуций».

Место урока в изучаемой теме: двадцать пятый урок по теме

Цель: знакомство с географическим положением Древнего Китая, его природными условиями, занятиями и религиозными верованиями жителей этой страны, с китайским мудрецом Конфуцием и его учением-конфуцианством.

Задачи:

- обучающая- обеспечить усвоение учащимися положения учения Конфуция о семье, государстве, обучении, поведении; географическое положение и крупные реки Китая; продолжить формирование умений правильно показы­вать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

-развивающая - развивать мышление, пространственные представления, творческие способности.
-воспитательная - воспитывать уважение к старшим, родителям.

Цели урока направлены на достижение обучающимися:

1. Личностных результатов:

- формирование у обучающихся ярких образов исторической эпохи.

- складывание представления о ключевых событиях прошлого.

2. Метапредметных результатов:

В области регулятивных УУД:

- осуществлять целеполагание

- планировать пути достижения цели

- самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

- самостоятельно контролировать своё время

- осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

В области познавательных УУД:

Общеучебные:

- строить речевое высказывание в устной форме

- владеть смысловым чтением

- реализовывать исследовательскую деятельность

- искать информацию

- структурировать текст, выделять главное и второстепенное

Логические:

- устанавливать причинно-следственные связи.

- анализировать



В области коммуникативных УУД:

- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В области личностных УУД:

- осуществлять нравственно-этическое оценивание

- уважать культуру других народов

- выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе.

3. Предметных результатов:

- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.

- ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории.

- уметь описывать географическое положение, природные условия, занятия населения, религиозные верования, достижения Древнего Китая.

- уметь формулировать основные положения конфуцианства.

- показывать на карте местоположение Древнего Китая.

Педагогическая деятельность была построена на методах:

по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация презентации);

- практические (работа с картой, работа с историческими документами)

по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный

по принципу распределения знаний:

- восприятие нового материала;

по характеру движения мысли:

- дедуктивный (от общего к частному).

методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

- социальные (работа в парах).

На уроке использовались технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровье-сберегающая.

С целью здоровье-сбережения использованы физкультминутка и смена видов деятельности.

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы: фронтальная, работа в парах

Приемы: «кластер».

Оборудование: презентация, современная карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.», карточки с заданиями, кроссворд, отрывки исторических документов

Термины: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, конфуцианство, бамбук.





Ход урока



      1. Организационный момент

Друзья мои, звенит звонок

И рада я начать урок

Нас впереди открытья ждут,

Итак, вперёд и в добрый путь!


      1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древняя Индия»


Учитель: Ребята, сегодня на уроке нас ждет встреча с еще одной цивилизацией Древнего Востока, но прежде давайте вспомним, что мы узнали с вами об Индии.


1-е задание: вспомнить слова, которые связаны с Древней Индией- это могут быть названия рек, городов, географические объекты, жители страны, боги и др. (Например, джунгли, Брахма, брахманы, вайшьи, кшатрии, шудры, неприкасаемые, Инд, Ганг, Гималаи, п-ов Индостан, касты, Индийский океан, Будда, Ашока, буддизм, реинкарнация-переселение души, шахматы)


2-е задание- разгадать кроссворд «В Древней Индии»

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя знаменитого индийского мудреца, основателя религии- БУДДА

По вертикали: 1. Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела. (Брахма) 2. Юный царевич из индийской легенды, живший счастливо до тех пор, пока не узнал, что в мире существуют горе, боль и смерть. (Гаутама) 3. Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города. (Ганг) 4. Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга. (Джунгли) 5. Царь, объединивший под своей властью почти все индийские царства (3-й в. до н.э.) (Ашока)


3- е задание. Вставьте слова на месте пропусков

Учащиеся работают письменно по карточкам (регламент 5 минут)

От материка Индию отделяют самые высокие __________ горы.

Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ____________океана.

Самые многоводные реки Индии это ____________и _____________ .

По верованиям древних индийцев, бог _____________создал людей из разных частей своего тела.

В Индии выращивали _______ , _________ , __________.

_______– группа людей с определенными правами и обязанностями.

Главные реки Китая__________________и ___________________.

Знаменитым китайским мудрецом был _________________.


Ответ:

От материка Индию отделяют самые высокие Гималайские горы.

Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды Индийского океана.

Самые многоводные реки Индии это Инд и Ганг.

По верованиям древних индийцев, бог Брахма создал людей из разных частей своего тела.

В Индии выращивали сахарный тростник, хлопок, рис .

Каста – группа людей с определенными правами и обязанностями.

Главные реки Китая Янцзы и Хуанхэ.

Знаменитым китайским мудрецом был Конфуций.


Учитель: Ребята, все справились с заданием?

Ученики: Нет

Учитель: А как вы думаете,  почему?

Ученики: Мы незнаем главные реки Китая и кто был китайским мудрецом.

Учитель: Верно, ребята. Ребята, среди людей бытует такое мнение, что «Китай – уникальный, мудрый, удивительный». Кто-то из вас согласен с этим выражением? Кто-то может сейчас это подтвердить фактами, доказать.

Ученики: мы не можем привести факты, нам необходимо получить новые знания о Древнем Китае на уроке.

Учитель: Когда мы начинаем знакомиться с новым государством, что мы должны изучить?

Ученики: узнать местоположение страны, природные условия, занятия жителей.

Учитель: действительно, именно это нам с вами и надо выяснить на уроке. Ребята, давайте попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия.

Ученики с помощью учителя формулируют цель урока: знакомство с географическим положением Древнего Китая, его природными условиями, занятиями и религиозными верованиями жителей этой страны, с китайским мудрецом Конфуцием и его учением.

Учитель: Тема: «Чему учил китайский мудрец Конфуций»


  1. Изучение новой темы

План:

    1. Географическое положение и природные условия Китая.

    2. Конфуций - древнекитайский философ.

    3. Учение Конфуция.



Задание: Изучите внимательно документ «Географическое положение Древнего Китая» и карту «Китай в древности» (стр. 106) Ответьте на вопросы.

Вопросы:

  1. Где находится Китай?

  2. Какие крупные реки протекают по территории Китая? Как ещё называли китайцы реки Хуанхэ и Янцзы?

  3. Как называется равнина, на которой расселились китайцы в первом тысячелетии до н.э.?

  4. Водами каких морей омываются границы Китая на Востоке?



Документ «Географическое положение Китая»

На северо-восток от Индии, за высокими горами Гималаями, находится Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а Скалистым морем — Тибет, горный край по ту сторону Гималаев.

В Китае текут две большие реки — Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. В плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот.

Случалось, что во время разлива Хуанхэ затопляла большие территории с сёлами и полями. Поэтому её называли ещё «Рекой, надрывающей сердца» и «Бичом Китая». Со временем люди научились бороться с паводками. Они строили плотины и рыли каналы.


      1. Работа по карте (с. 106). (учитель показывает географические объекты на слайдах презентации)

  • Где находится Китай? (В Восточной Азии.)

  • Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере - Желтая река (Хуанхэ), на юге - Голубая река (Янцзы).)

  • Как называется равнина, на которой расселились китайцы в первом тысячелетии до н.э.? (Великая китайская равнина)

  • Водами каких морей омываются границы Китая на Востоке? (Желтое море, Восточно-Китайское, Южно-Китайское моря)



    1. Рассказ учителя.

Великие реки Китая похожи на реки Двуречья - Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, раз­рушая дамбы и смывая почву с полей. Река Хуанхэ́ в переводе с китайского языка — «Жёлтая река», что связано с обилием наносов, придающих желтоватый оттенок её водам. Именно благодаря им море, в которое впадает река, называется Жёлтым.

Янцзы́ — «Длинная река» или «Голубая река») — самая длинная и многоводная река Евразии, третья по длине в мире (после Нила и Амазонки), имеет длину более 6000 км.

(Реки показать на слайдах презентации.)

Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее здесь и возникли первые государства, правите­ли которых часто враждовали между собой.

Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные  силы – богов, духов, драконов, обитающих в реках или горах. Но самым высшим существом для древних китайцев было – Небо. По  их представлениям  Небо – это предок правителя, поэтому императора в Китае называли – «Сын Неба», а подчиненные ему земли – Поднебесной.

Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы. Конфу́ций - китайский мыслитель и философ.



3. Посмотрим видеоролик о великом мудреце (в течении 4-х минут)

4. Организуем работу с историческим документом на с. 107

Беседа по прочитанному.

  • Какие качества ценил мудрец Конфуций?

  • Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с ка­кими? Если нет, то с какими? (Ответы детей.)

5. Рассказ учителя. Итак, в учении Конфуция говорилось об уважении людей друг другу и о необходимости соблюдать обычаи. Так же Конфуций считал, что высшая добродетель – уважение к старшим, и что мудрость – в знании старинных книг. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие – дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций назвал «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества.


Сейчас я вам зачитаю одну сценку о манерах поведения китайцев.

Сценка.

Гость. – Есть кто дома? Проходил мимо, решил зайти. (проходит в дом без приглашения и не снимает обувь)

Хозяин.- Здравствуйте. Семья вся дома. Проходите, присаживайтесь к столу. Скоро будем подавать обед.

Гость. – Нет, я буду лишь чай. А то недавно итак сильно отравился.

Хозяин.- Моя жена прекрасно готовит. Но лишь для тех, кто уважает ее старания. А вам с вашими манерами, есть страх всю жизнь только пить чай.


Итак, ребята, как вы думаете, какие правила нарушитель гость?

(Дети отвечают: не поздоровался, прошел в обуви, грубил и т. д.)


Учитель: Теперь я предлагаю вам сделать небольшое упражнение.

Сейчас я буду вам называть действия, а вы будете определять, относятся они к «благородному мужу» или же к низкому человеку. Для этого, если действие будет относиться к «благородному мужу» вы будете, сидя на стуле, поднимать руки вверх, если нет -топать ножками. Всем понятно? Начинаем!

Задание. Помогать старшим, обманывать, заботиться о младших, взять тебе не принадлежащее, поступать по совести, говорить дурное за спиной, поддерживать в трудную минуту, не выполнять обещания.


Так образом, мы с вами выяснили, каким должен быть воспитанный китаец, как он должен вести себя в обществе.

Ребята, вернемся с вами к выражению «Китай – уникальный, мудрый, удивительный»

Древними китайцами было сделано немало важных открытий и изобретений, которыми люди пользуются и в наше время. - сообщение 1 ученика об открытиях китайцев.






6. Сообщение ученика- « Изобретения и открытия древних китайцев»

Изобретение шелка

Китайцы открыли для мира множество изобретений.

Именно они первыми начали изготовлять из коконов гусениц шелкопряда шелк. Также китайцы начали делать первые яркие краски на основе глины и различных растений.


Выращивание чая

Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек».

Китайские иероглифы

Более 3,5 тысяч лет  тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука. В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов. Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов.

Изобретение бумаги 

В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, растительных волокон (бамбука). Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт.


Изобретение фарфора 

В Китае был изобретен фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

Компас

Компас - этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Он представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась,  показывая одной стороной на юг, а другой на север.


Современные фейерверки также были придуманы китайцами. Китайскими врачами был изобретен такой вид лечения болезней человека как иглоукалывания. При помощи иголок китайским врачам удавалось активировать работу внутренних органов человека.


Древнекитайские изобретения и новшества прочно вошли в историю становления человеческой цивилизации.

Вывод: Итак, ребята, мы можем с уверенностью сказать с вами, что Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение: Великая Китайская стена, (с которой более подробно мы познакомимся на следующем уроке) и Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы, мудрец Конфуций. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные   черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.



IV. Закрепление изученного материала

Ребята, сейчас мне нужна будет ваша помощь - мне на почту пришло письмо от моего друга из Китая, правда, некоторые слова написаны неразборчивым почерком. Помогите мне восстановить это письмо, у вас на это 3 минуты, подпишите пожалуйста вверху свою фамилию и вставьте слова на месте пропусков.

Задание.

1.Китай расположен в Восточной …………..

2. На территории Китая протекает две реки: …… и……..

3. Мудреца Древнего Китая звали……….

4. Книги в Древнем Китае делали из ствола………..

5. Совершенного человека, имеющего только хорошие качества называли……


1.Китай расположен в Восточной Азии.

2. На территории Китая протекает две реки: Янцзы и Хуанхэ.

3. Мудреца Древнего Китая звали Конфуций.

4. Книги в Древнем Китае делали из ствола бамбука.

5. Совершенного человека, имеющего только хорошие качества называли бдагородным мужем.



Ребята, а вы, помните, что в самом начале урока мы говорили с вами об уникальности Китая? Давайте вспомним, почему же его считают уникальным?

(Дети отвечают).




V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание: прочитать § 22; подго­товить сообщение о строительстве Великой Китайской стены (1 ученик).
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!