СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по информатике в 7 классе на тему: "Файл и файловые структуры"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по информатике  в 7 классе 

24.11.2023

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по информатике в 7 классе на тему: "Файл и файловые структуры"»

10

МБОУ СОШ с. Усть-Уза












Конспект открытого урока по информатике в 7 классе

по теме: «Файлы и файловые структуры»







Подготовил:

учитель математики и

информатики

Нугаев И. Р.










с. Усть-Уза, 2023г



Класс: 7

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

Обучающие:

  • дать представление о файловой системе;

  • сформировать понятие роли файла и папки;

  • освоить основные действия с файлами и папками.

Развивающие:

  • совершенствовать коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные навыки учащихся;

  • развивать умение самостоятельно работать с информацией;

  • развивать способности творчески мыслить;

  • развивать познавательный потенциал учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речи и общения учащихся;

  • создать условия для воспитания информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Технологии: игровая технология, информационно-коммуникационная технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.

Материал к занятию: презентация «Файлы и папки», учебники.

Аппаратное обеспечение: компьютеры, проектор.

План урока (40 мин):

1.Организационный момент (1 мин):

- настройка на урок.

2. Актуализация ранее изученного (5 мин):

работа в группах, ролевая игра «Основные устройства компьютера»;

- кроссворд «Устройства компьютера».

3. Теоретическая часть (10 мин):

- сообщение темы, целей урока;

- знакомство с учебным материалом, запись в тетради основных понятий;

- демонстрация учителем презентации к уроку, объяснение нового материала;

- работа с таблицей «Типы файлов»;

4. Физкультминутка (1 мин):

- комплекс упражнений гимнастики для глаз.

5. Тестирование (10 мин):

- проверочный тест «Файлы и папки»

6. Практическая часть (10 мин):

- самостоятельная работа учащихся за компьютером;

- работа в парах - взаимопроверка.

7. Подведение итогов урока (3 мин):

- оценки за урок;

- запись домашнего задания.

Технологическая карта урока

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин)

Вступительное слово учителя: - Добрый день, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке информатики. Отметим отсутсвующих. Проверьте, на столах у вас должны лежать тетради, дневники, учебники, листы для самооценки. Давайте постараемся настроиться на позитивную волну и пожелаем друг другу удачи!

II. Актуализация ранее изученного (5 мин)

Презентация

Слайд 1 — Заставка «Файлы и файловые структуры»

Слайд 2 - Начнем мы наш урок с обсуждения следующих вопросов: - на прошлом уроке мы говорили об устройствах компьютера (основных и дополнительных). Давайте с вами в игровой форме вспомним основные устройства компьютера (работа в парах). Распределите по группам устройства компьютера.

Задание №1

Распределите устройства компьютера по группам

Компоненты персонального компьютера можно разделить на следующие устройства:

  • устройства обработки данных (процессор)

  • устройства ввода (клавиатура, мышь)

  • устройства вывода (монитор, принтер)

  • устройства хранения (жесткий диск)

  • устройства передачи (модем)



Слайд 3 - Чтобы узнать, чему будет посвящен сегодняшний урок, необходимо разгадать кроссворд. Задание №2

















Задания к кроссворду:

1. Дополнительное устройство компьютера, предназначенное для ввода текстовой и графической информации с бумаги на экран (сканер).

2. Универсальное техническое средство для работы с информацией (компьютер).

3. Дополнительное устройство компьютера, предназначенное для вывода информации на печать (принтер).

4. Дополнительное устройство компьютера, предназначенное для ввода звуковой информации в компьютер (микрофон).

5. Объект операционной системы, предназначенный для хранения документов определенного типа (файл).

III. Теоретическая часть (10 мин)

- Вот так, играя, мы подошли с вами к нашей сегодняшней теме. Итак, чему посвящен урок? (Верно, сегодня речь пойдет о файлах и папках!) Запишите, пожалуйста, в тетради название темы: «Файлы и файловые структуры». Теперь вместе давайте попытаемся сформулировать «Цели урока»

Слайд 4 - Цели урока:

- узнать, что такое файлы и папки;

- какие действия с ними можно выполнять;

- какие типы файлов существуют;

- научиться создавать файлы и папки;

- узнать о файловой системе.

Слайд 5 - Ребята, посмотрите на следующий слайд.

- Что вы видите? - Файлы.

- Что есть у каждого файла?- Имя, размер, дата создания, тип.

- Кто догадался, что показывает тип файла?- Программу, в которой выполнен файл.

- Где файлы хранятся? - На флешке, на диске, в памяти компьютера

- К каждому компьютеру может быть подключено несколько устройств внешней памяти. Основным устройством внешней памяти ПК является жёсткий диск. Если жёсткий диск имеет достаточно большую ёмкость, то его делят на несколько логических разделов или дисков.

- Как вы думаете, зачем нужно несколько логических дисков? - Нужны для того, чтобы сохранять на разных устройствах памяти.

Слайд 6 - Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти и каждый логический диск имеет логическое имя. В операционной системе Windows приняты логические имена устройств внешней памяти, которые состоят из одной латинской буквы и знака двоеточие:

- для дисководов гибких дисков (дискет) - А: и В:

- для жёстких дисков и их логических разделов - С:, D:,Е: и т. д.;

- для оптических дисководов - имена, следующие по алфавиту после имени последнего имеющегося на компьютере жёсткого диска или раздела жёсткого диска (например, F:);

- для подключаемой к компьютеру флэш-памяти - имя, следующее за последним именем оптического дисковода (например, G:).

Слайд 7 — В операционной системе Linux

Слайд 8 - Файл - это поименованная область внешней памяти компьютера.

Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов.

Имя файла состоит из 2 частей, разделенных точкой: собственно, имени и расширения, определяющего тип файла (программы, данного и т.д.)

- Как вы думаете, если у файла есть имя, то кто его задает? (Человек или компьютер)

- Сколько символов может содержать имя файла? Поиск инф. В учебнике (с.83) 255 символов

- Все ли символы можно использовать в имени файла? Поиск инф. В учебнике (: \ / | *? « )

Слайд 9 - На слайде представлены наиболее распространенные типы файлов и их расширений.

- Какие из этих расширений имени файлов вам известны? Ответы учащихся

Слайд 10 - Пользуясь таблицей, выполните задание в (Задание №3).

Задание №3: Работа с таблицей «Типы файлов».

Распредели файлы по категориям (расставь стрелки):

Текстовый файл




Файл.mp3

Графический файл

Файл.avi

Звуковой файл

Файл.jpg

Видео файл

Файл.sys

Web-страница

Файл.html

Системный файл

Файл.doc



Слайд 11 - Все файлы хранятся в определенной системе - в папках, которые, в свою очередь, могут содержаться в других папках. В одной папке двух файлов с одинаковым именем быть не может.

Слайд 12 — Виды файловых структур. Простая

Слайд 13 - Иерархическая

Рабочая папка (текущий каталог) - папка, с которой в данный момент работает пользователь.

Слайд 14 - Физкультминутка (1 мин)

IV. Физкультминутка (1 мин)



Слайд 15 - Для того, чтобы найти файл нужно знать путь. Записываем в тетради.

V. Тестирование (10 мин). Сейчас я вам предлагаю проверить, как вы усвоили сегодняшний материал, выполнить тест «Файлы и папки» (Задание №4)

Переходим по ссылке:

https://onlinetestpad.com/ru/testview/3657-fajl-i-fajlovaya-sistema

VI. Практическая часть (15 мин)

Слайд 16 - Практическая работа на компьютере:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на компьютере (Задание №5), затем меняются местами и оценивают работу друг друга:

Вариант №1:

  1. Создайте на Рабочем столе папку «7 класс», в ней папку «Практическое задание».

  2. В папке «Практическое задание» создайте еще 4 папки «Тексты», «Графика», «Видео», «Звук».

  3. Создайте 1 текстовый файл и 1 графический файл и сохраните их в папки с соответствующим названием.

Вариант №2:

  1. Создайте на Рабочем столе папку «7А класс», в ней папку «Открытый урок».

  2. В папке «Открытый урок» создайте 2 текстовых файла с именами «Дни недели» и «Мои любимые уроки».

  3. В этой же папке создайте 2 графических файла с именами «Домик» и «Времена года».

Слайд 17 - Примечание:

Создание на Рабочем столе папки:

  1. Сделать правой кнопкой мыши щелчок

  2. Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Папку»

  3. Дать название полученной папке

Создание текстового или графического файла:

  1. Сделать правой кнопкой мыши щелчок

  2. Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Текстовый документ» или «Рисунок»

  3. Дать название полученному файлу

Самооценка: - Теперь, ребята, проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Для этого поменяйтесь местами и проверьте друг у друга.

VII. Подведение итогов урока (3 мин)

Слайд 18 — Домашнее задание: В учебнике читать параграф 2.4, ответить на вопросы; выучить все записи в тетради. Это задаиние на оценку — 4.

Если кто-нибудь пожелает дополнительное задание на оценку — 5, можете у меня его забрать!

- Вы сегодня хорошо поработали!

Благодарю вас за труд, интересные мысли, творческие находки! Спасибо за урок!

















































Дополнительное задание по информатике ученика 7 класса

Тема урока: «Файлы и файловые структуры»

Задание 1:

Выберите допустимые имена файлов. Объясните, почему другие имена нельзя задать файлу, исправьте ошибки. Назовите, используя составленную таблицу, тип каждого файла.

  • IVAN*.DOC

  • LIN?EXE

  • ПРИРОДА.ВМР

  • А.В.ТХТ

  • Рыбалка.

  • 8 «А» класс.jpg

  • Смешарики.avi

  • mp3

Задание 2:

Ниже указаны имена файлов. Выбери из них имена текстовых файлов, графических файлов, программ.

лето.bmp, сочинение.doc, мама.jpg, юра.wav, dog.txt, cat.jpg, game.bmp, boy.exe, music.txt, bоок.mpЗ, vopros.wav, box.exe, otvet.txt.

Текстовые файлы

Графические файлы

Программы






































Маршрутный лист по информатике ученика 7 класса 24.11.2023


Задание №1

Распределите устройства компьютера по группам

Компоненты персонального компьютера можно разделить на следующие устройства:

  • устройства обработки данных -

  • устройства ввода -

  • устройства вывода -

  • устройства хранения -

  • устройства передачи -

Оцени насколько справился с заданием: + - +/-

Задание №2











Задания к кроссворду:

1. Дополнительное устройство компьютера, предназначенное для ввода текстовой и графической информации с бумаги на экран .

2. Универсальное техническое средство для работы с информацией.

3. Дополнительное устройство компьютера, предназначенное для вывода информации на печать.

4. Дополнительное устройство компьютера, предназначенное для ввода звуковой информации в компьютер.

5. Объект операционной системы, предназначенный для хранения документов определенного типа

.Оцени насколько справился с заданием: + - +/-









Задание №3: Работа с таблицей «Типы файлов».

Распредели файлы по категориям (расставь стрелки):

Текстовый файл




Файл.mp3

Графический файл

Файл.avi

Звуковой файл

Файл.jpg

Видео файл

Файл.sys

Web-страница

Файл.html

Системный файл

Файл.doc

Оцени насколько справился с заданием: + - +/-

Задание №4

Переходим по ссылке:

https://onlinetestpad.com/ru/testview/3657-fajl-i-fajlovaya-sistema

Оцени насколько справился с заданием: + - +/-

Задание №5

Практическая работа на компьютере:

Вариант №1:

  • Создайте на Рабочем столе папку «7 класс», в ней папку «Практическое задание».

  • В папке «Практическое задание» создайте еще 4 папки «Тексты», «Графика», «Видео», «Звук».

  • Создайте 1 текстовый файл и 1 графический файл и сохраните их в папки с соответствующим названием.

Вариант №2:

  1. Создайте на Рабочем столе папку «7А класс», в ней папку «Открытый урок».

  2. В папке «Открытый урок» создайте 2 текстовых файла с именами «Дни недели» и «Мои любимые уроки».

  3. В этой же папке создайте 2 графических файла с именами «Домик» и «Времена года».

Примечание:

Создание на Рабочем столе папки:

  1. Сделать правой кнопкой мыши щелчок

  2. Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Папку»

  3. Дать название полученной папке

Создание текстового или графического файла:

  • Сделать правой кнопкой мыши щелчок

  • Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Текстовый документ» или «Рисунок»

  • Дать название полученному файлу

Оцени насколько справился с заданием: + - +/-















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!