СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. РМО. "Графические примитивы языка программирования PascalABC". Дата проведения: 14.02.2023.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Человек так устроен, что до 80% информации воспринимаемой из окружающего мира мы усваиваем используя зрение. Не зря есть много пословиц в русском языке демонстрирующие это свойство, например, такая: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…».(слайд1)

Не так давно мы начали изучение программирования, где также есть возможность представить информацию наглядно.

Итак, тема нашего урока: «Программирование графических объектов в среде Pascal ABC».

На уроках математики, где используется много чисел, формул, имеется возможность наглядного их представления – с помощью координатной плоскости.

Рассмотрим Декартову систему координат: Она состоит из двух взаимно перпендикулярных осей координат (х и у),  точка их пересечения является началом отсчета. Каждая ось размечена единичными отрезками слева на право по оси Х и снизу вверх по оси Y. (слайд 2-3).

Теперь рассмотрим графические возможности среды Pascal ABC: Для работы в графическом режиме необходимо подключение модуля Graph ABC.(слайд 6).  Координатная плоскость в программе Pascal ABC.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. РМО. "Графические примитивы языка программирования PascalABC". Дата проведения: 14.02.2023.»

Муниципальное образовательное учреждение Вербилковская средняя общеобразовательная школа, п. Вербилки, Талдомский г.о., Московской области.

РМО «Предметы: математика и информатика».


Открытый урок по информатике в 8в классе:

«Графические примитивы языка программирования PascalABC.NET»

Учитель информатики: Феоктистов Петр Евгеньевич

Дата проведения: 14.02.2023

Цель урока:

  • образовательные:

    • ввести понятия: «графический редактор», «координатная плоскость».

  • изучить графическое правило, графические процедуры для построения геометрических фигур: прямоугольник, точка, линия, окружность.

    • формировать умения и навыки инициализации экрана для вывода графических объектов;

    • выработать навыки составления программ, реализующих вывод графических объектов на экран;

  • развивающие:

    • развивать логическое и алгоритмическое мышления учащихся;

    • развивать у учащихся познавательную активность;

    • развивать память  и внимание;

    • развивать коммуникационную компетентность у учащихся;

    • формировать у учащихся компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний;

  • воспитательные:

    • прививать учащимся навыки самостоятельной работы;

    • воспитывать бережное отношение к компьютерной технике;

    • воспитывать трудолюбие.

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный, индивидуальная работа на компьютере.

Оснащение урока: компьютерная презентация «Программирование графических объектов», мультимедийный проектор, компьютеры с инсталлированным на них пакетом PascalАВС, дидактический раздаточный материал.

Ход урока
I. Организационный момент

  1. Рассадить учащихся на свои рабочие места.

  2. Проверить готовность учащихся к уроку, раздать памятки.

  3. Отметить отсутствующих.

II. Повторение.
Человек так устроен, что до 80% информации воспринимаемой из окружающего мира мы усваиваем используя зрение. Не зря есть много пословиц в русском языке демонстрирующие это свойство, например, такая: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…».(слайд1)

Не так давно мы начали изучение программирования, где также есть возможность представить информацию наглядно.

Итак, тема нашего урока: «Программирование графических объектов в среде Pascal ABC».

На уроках математики, где используется много чисел, формул, имеется возможность наглядного их представления – с помощью координатной плоскости.

Рассмотрим Декартову систему координат: Она состоит из двух взаимно перпендикулярных осей координат (х и у), точка их пересечения является началом отсчета. Каждая ось размечена единичными отрезками слева на право по оси Х и снизу вверх по оси Y. (слайд 2-3).

Теперь рассмотрим графические возможности среды Pascal ABC: Для работы в графическом режиме необходимо подключение модуля Graph ABC.(слайд 6). Координатная плоскость в программе Pascal ABC. (слайд 7)


КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ ЭКРАНА

Н ачалом координат (0,0) считается левый верхний угол экрана.

Координаты х (номера столбцов или позиций) возрастают справа налево, а

Модуль GraphABC содержит константы, типы, процедуры, функции и классы для рисования в графическом окне.

ClearWindow - очищает графическое окно белым цветом.

SetWindowWidth (w: integer)- устанавливает ширину графического окна.

SetWindowHeight (h: integer) - устанавливает высоту графического окна.

CloseWindow - закрывает графическое окно.

ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

SetPixel (x,y,color: integer)- закрашивает один пиксел с координатами (x,y) цветом color.(слайд 8)

Line (x1,y1,x2,y2: integer) - рисует отрезок с началом в точке (x1,y1) и концом в точке (x2,y2). (слайд 9)

Rectangle (x1,y1,x2,y2: integer) - рисует прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2).(слайд 10)

Circle(x,y,r) – окружность радиусом r, с центром в точке (x,y) (слайд 11)

УСТАНОВОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ (слайд 12)

SetPenColor (color: integer) устанавливает цвет пера, задаваемый параметром color.

SetPenWidth (w: integer)- устанавливает ширину пера, равную w пикселам.

SetPenStyle (ps: integer)- устанавливает стиль пера, задаваемый параметром ps.

Стили пера задаются константами:

SetBrushColor(color) - устанавливает цвет кисти. (заливка кистью распространяется на замкнутый контур).

SetBrushStyle(bs: integer) - устанавливает стиль кисти, задаваемый параметром bs.

FloodFill (x,y,color: integer) - заливает область одного цвета цветом color, начиная с точки (x,y).

FillRect (x1,y1,x2,y2: integer) - заливает прямоугольник.

Модуль GraphABC содержит константы и функции для работы с цветами.

Стандартные цвета: Стили кисти:

Значение

Имя

Виды цветов Назначение

bsSolid

bsCross

0

clBlack

черный



1

clBlue

синий



2

clGreen

зеленый

bsClear


bsDiagCross

3

clSkyBlue

голубой



4

clRed

красный



5

clPurple

фиолетовый

bsHorizontal

bsBDiagonal

6

clBrown

коричневый



7

clMedGray

серый



8

clDkGray

темно-серый

bsVertical

bsFDiagonal

9

clNavy

темно-синий



10

clLime

ярко-зеленый



11

clAqua

бирюзовый

Режимы пера задаются константами:

12

clFuchsia

сиреневый

1.pmCopy – обычный режим; при рисовании цвет поверхности заменяется цветом пера;

13

clMaroon

темно-красный

14

clYellow

желтый

2.pmNot – режим инвертирования; при рисовании цвет поверх-ности становится негативным, а цвет пера при этом игнорируется.

15

clWhite

белый


III. Тест «Графика языка программирования Паскаль»

VI. Д/з Составьте программу, которая выводит на экран одно из приведенных изображений



V Закрепление изученного материала. Практикум по решению задач (Работа с памятками)

  1. Создайте программы используя следующие наборы команд:

  1. SetBrushColor(clLime);

circle (300,350,150)

2. SetPenColor (clBlack);

rectangle(100,100,200,200);

3. SetBrushColor(clNavy);

Line (90,90,150,150);


  1. Создать рисунок (НЛО) используя заготовку чертежа.

program UFO;

uses graphABC;

begin

setbrushcolor(cllightblue);

TextOut(310,20, 'UFO');

FillEllipse (220, 120, 420, 320); // колпак

setbrushcolor(cllightgreen);

FillEllipse(120,200,520,350);

setbrushcolor(clgold);

circle(320,240,20); //фонари

circle(220,250,20);

circle(420,250,20);

line(320,300,320,400); // опоры

line(200,320,180,400);

line(440,320,460,400);

end.


  1. Составить программу, выводящую на экран геометрические фигуры: Эллипсы, окружности, линии.

  2. Ввести программу.

  3. Устранить ошибки, отредактировать программу.

  4. Сохраните программу в файле.


IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Подводятся итоги уроки, анализируется и оценивается работа каждого ученика. 

1) Что нового узнали?

2) Чему научились?

3) Сегодня я узнал (узнала)…

  • Было интересно…

  • Было тяжело…

  • Я выполнил (выполнила) задания…

  • Я понял (поняла), что…

  • Сейчас я могу…






























Приложение 1. Программа «НЛО»


program UFO;

uses graphABC;

begin

setbrushcolor(cllightblue);

TextOut(310,20, 'UFO');

FillEllipse (220, 120, 420, 320); // колпак

setbrushcolor(cllightgreen);

FillEllipse(120,200,520,350);

setbrushcolor(clgold);

circle(320,240,20); //фонари

circle(220,250,20);

circle(420,250,20);

line(320,300,320,400); // опоры

line(200,320,180,400);

line(440,320,460,400);

end.






Приложение 2. Тест по теме «Графика языка программирования Паскаль».

Инструкция к тесту  

Вниманию учащихся предлагаются 14 вопросов, в каждом вопросе необходимо выбрать один верный вариант ответа.


Вопрос 1. Графический режим будет включен в программу в Pascal ABC так:

  1. Var GraphABC: integer;

  2. Uses GraphABC

  3. Uses GraphABC;

  4. Program graphabc;


Вопрос 2. Размер экрана в графическом режиме:

  1. 640*480

  2. 680*480

  3. 600*400

  4. 800*600


Вопрос 3. Наименьший элемент экрана:

  1. Линия

  2. Точка

  3. Прямоугольник

  4. Окружность


Вопрос 4.  Где находится начало координат?

  1. Нижний левый угол экрана

  2. Центр экрана

  3. Верхний правый угол экрана

  4. Верхний левый угол экрана

Вопрос 5.  Центр экрана имеет следующие координаты:

  1. 400*300

  2. 320*200

  3. 320*240

  4. 330*250


Вопрос 6.  Процедура для построения точки:

  1. Line

  2. Circle

  3. Rectangle

  4. PutPixel


Вопрос 7.  Процедура для построения линии:

  1. Line

  2. Circle

  3. Rectangle

  4. PutPixel


Вопрос 8.  Процедура для построения окружности:

  1. RoundRect

  2. Arc

  3. Circle

  4. Ellipse


Вопрос 9.  Сколько параметров имеет процедура Circle?

  1. 5

  2. 4

  3. 2

  4. 3


Вопрос 10.  Количество параметров в процедуре Line?

  1. 2

  2. 4

  3. 3

  4. 5


Вопрос 11.  Укажите верное написание цвета в программе:

  1. красный

  2. red

  3. clred

  4. ColorRed



Вопрос 12.  Какая процедура рисует закрашенный эллипс?

  1. Circle (100, 120, 50);

  2. FillRectangle

  3. FillEllipse

  4. FillEllipse (100, 120, 160, 210);


Вопрос 13. Укажите верный вариант рисования прямоугольника:

  1. Rectangle (100, 200, 100, 200);

  2. Rectangle (100, 200, 200, 400);

  3. Rectangle (100, 200.5, 200, 400.5);

  4. Rectangle (100, 200, 100);


Вопрос 14. Процедура, выводящая текст в левый верхний угол экрана:

  1. TextOut(10,10, ‘Privet’);

  2. TextOut(10,10, “Privet”);

  3. TextOut(10,10, Privet);

  4. TextOut(10,10, ‘Privet’, clblack);



Ключ:


  1. C

  2. A

  3. B

  4. D

  5. C

  6. D

  7. A

  8. C

  9. D

  10. B

  11. C

  12. D

  13. B

  14. A


Критерии оценивания:


12-14 баллов – «5»

8-10 баллов – «4»

6-7 баллов - «3»

0-5 баллов – «2»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!