Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхне – Грунская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области
307415, с. Верхняя Груня, тел. (471–47) 3–34–39, e-mail: [email protected]
Открытый урок по географии в 8 классе по теме:
«Образование почв и их разнообразие»
Учитель географии:
Каменева Татьяна Сергеевна
2016-2017 уч. год
Дидактическая цель занятия: обеспечить усвоение обучающимися знаний об особенностях образования почв и их разнообразии.
Цели урока:
Образовательная: - формирование знаний об условиях почвообразования, основных свойствах почв: плодородии, составе, структуре, мощности, о разнообразии почв на территории России;
Развивающая: - развитие умений анализа схемы «Факторы почвообразования», работать с почвенными профилями и почвенными картами, умений и навыков самостоятельной работы, самоанализа и рефлексии;
Воспитательная: - воспитание бережного отношения к родной природе.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок-исследование).
Используемые технологии: элементы технологии развития критического мышления; личностно-ориентированная технология;
Методы: рассказ, беседа, работа с учебником, картой, с таблицами, просмотр и анализ презентации, записи в тетрадь, групповая работа, самостоятельная (индивидуальная) практическая работа, заполнение листа самоконтроля, рефлексия в виде листа самооценки, «Ромашка «Блума».
Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: почвенная карта России, таблицы: «Типы почв», «Основные этапы почвообразования», атласы 8 класса, атласы Курской области, физическая карта Курской области, проектор, ноутбук, экран, образцы почв, лупа.
Ход урока:
1-Организационный этап. (2 мин)
-– Добрый день!
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок! Урок географии России.
Присаживайтесь. Дорогие друзья! Ещё раз вам хочу сказать: если вы любите свою Родину и хотите знать о ней как можно больше, изучайте географию России, ведь именно этот предмет даёт море информации об особенностях природы, жизни и хозяйственной деятельности человека.
2- погружение в совместную деятельность (формулировка темы урока) (3 мин)
Но сначала давайте определимся с темой урока. Даю подсказки:
1-для образования этого верхнего слоя земной коры толщиной 0,5-2 см понадобится 100 лет.
2-этот верхний слой земной коры долгое время считали горной породой.
3-синонимом этого слова часто употребляют слово «земля».
Молодцы! Это действительно почва. Именно она – объект нашего изучения.
Слайд №1
Открываем тетради и записываем тему урока, она на слайде.
3 - актуализация знаний – (2 мин)
Постановка цели урока. Исходя из темы, на какие вопросы, по-вашему, мнению мы ответим сегодня? Для того, чтобы сформулировать цели урока, мы с вами сначала заполним таблицу. (У каждого на столе таблица). Прежде всего, мы заполняем первую графу, куда записываем всё, что мы знаем о почвах (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов вместе мы сформулируем цели урока, т.е. что мы хотим узнать во вторую графу таблицы. В конце урока мы с вами сделаем вывод о том, что я узнал и достиг ли я своих целей.
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал» |
| | |
| | |
| | |
Правильно! Мы поговорим о
1-образовании почв
2-свойствах почв
3-строении почв
4- разнообразии почв.
Кроме того, в течение всего урока каждый из вас будет заполнять лист самоконтроля, где выставите себе оценки за работу на каждом этапе урока.
«Лист самоконтроля» (у каждого на столе)
Ведётся в течение всего урока.
Фамили, имя ученика ______________________________
№ | Вид задания | Отметка |
1 | Индивидуальна работа с картой и учебником | |
2 | Индивидуальное сообщение | |
3 | Работа в группах | |
4 | Практическая работа | |
| Итоговая оценка | |
Слайд №2
3- осмысление (изучение нового материала) (20-25 мин)
1)Образование почв
-Сначала ответим на вопросы в начале параграфа, только говорить будем о России.
-Так чем же почва отличается от горных пород?
(кроме минеральных веществ в её состав входят органические)
-Что такое почва? (чтение текста параграфа стр.93, если дети забыли определение :почва – это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило длительное время в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа.)
-что такое плодородие?
Слайд №3
-впервые доказал, что почва – это не горная порода, а «естественно - историческое тело»
Василий Васильевич Докучаев.
О нём подготовил нам сообщение Лысенко Антон.
Слайд №4
-Каковы же условия почвообразования? Давайте поработаем в группах с рисунком на стр. 93 . Каждая группа проанализирует информацию учебника и рисунка и объяснит влияние на процесс почвообразования определённого фактора:
1гр. – климат
2 гр.- рельеф и материнская порода
3 гр. – совокупность живых организмов
Результатом работы станет кластер «Почвообразующие факторы»
Слайд №6
-Действительно, образование почв – это сложный процесс. Важнейшим условием является взаимодействие совокупности живых организмов. Благодаря их воздействию на материнскую породу, при определённых условиях увлажнения и температуры, особенностям рельефа, становится возможным появление почвы.
-Давайте по таблице попробуем определить этапы почвообразования:
1-выветривание минералов (изменение почвообразующих пород, рельеф и климат)
2-образование органических веществ (поселяются первые живые организмы – появляются органические вещества)
3-образование перегноя (разложение органических остатков)
Слайд №5
-Закрепление – читает ребёнок. (правы ли мы?)
2)свойства почв
-Поговорим о свойствах почв. Какое свойство почв считается главным?
(Плодородие) а ещё?
Слайд№7
-Верно, это структура почв и механический состав.
Проводим практическую работу на примере местной почвы. Заранее подготовим образцы почвы, заранее скатаем почву в жгут, чтобы не пачкать руки на уроке. Практическая работа «Определение структуры почвы». (Слайд №15)
Цель: научиться определять структуру почв.
Оборудование: образец почвы; лупа.
Ход работы:
Рассмотреть под лупой образец почвы.
Выявить размеры её агрегатных структур.
Глыбистая структура - комочки больше 10 мм
Зернистая структура - комочки от 1 до 10 мм
Пылеватая структура – комочки не выявляются.
Вывод:
Практическая работа: «Определение механического состава почв» (Слайд №16)
Цель: научиться определять механический состав почв.
Оборудование: образец почвы, Н2О.
Ход работы:
Смоченный кусочек почвы замешать до состояния крутого теста, а затем скатывать между ладонями.
По степени и характеру скатывания влажной почвенной массы определить механический состав почвы.
- песчаная почва – не скатывается между ладонями;
- супесчаная почва – скатывается в непрочный, легко разрушающийся при малейшем надавливании шарик;
- суглинистая почва – скатывается в шарик, а затем в шнурок или колбаску. Концы шнурка (колбаски) могут быть крошащимися (легкий суглинок), закругленными (средний суглинок) или острыми (тяжелый суглинок);
- глинистая почва – быстро и легко скатывается в шарик, затем в колбаску и при тщательном скатывании – в эластичный шнур, легко сворачивающийся вокруг пальца или карандаша.
Вывод:
Поговорим о структуре, что это?
Слайд №8 и №10
- Читаем и записываем в тетрадь, так как этого определения нет в учебнике.
Структура почв – это способность частиц почвы слипаться в относительно устойчивые комочки. Самой лучшей считается зернистая структура или мелкокомковатая (диаметр до 10 мм). Почвы делят на структурные (диаметр до 10 мм) и бесструктурные или пылеватые(диаметр частиц до 0,05 мм).
Слайд №9
- Механический состав почв зависит от материнской породы. Давайте поработаем с рис.53 стр.95.
3)строение почв
-почвенная толща неоднородна. В процессе её образования формируются почвенные горизонты. Каждый почвенный горизонт примерно однороден по составу, свойствам, структуре и окраске. Для того, чтобы определить строение почвы, то есть мощность её горизонтов изучается почвенный профиль. Что это?
- Работаем с рис. 55 стр. 97
Почвенный профиль – это вертикальный разрез от поверхности до материнской породы.
Какие почвенные горизонты формируются? Их особенности? Слайд №11
4) разнообразие почв
В зависимости от климатических условий формируются различные типы почв.
Слайд №12
-Наконец-то пришло время знакомиться с почвенной картой России. Обратите внимание, что для почв применим, как и для природных зон, принцип зональности. В чём он состоит?
(этот принцип географической оболочки проявляется в последовательной смене природных зон, почв, растительности, животного мира с севера на юг в зависимости от климатических условий)
Работа с картой у доски: -Выйдите к доске и назовите основные типы почв России, двигаясь по меридиану 40 в.д.
рис.56 стр.98 учебника
-А что это за пятна розового цвета на почвенной карте?
О Высотной поясности нам подготовил сообщение Мотов Евгений.
-Подробнее с типами почв мы познакомимся на следующем уроке при изучении почвенных ресурсов. А сейчас попробуем сделать вывод: что такое почва, её свойства, этапы образования, значение.
4 - закрепление знаний– 5 минут
На этапе закрепления используем прием «Ромашка Блума». Я вам даю пример. Надо подобрать соответствующие вопросы по теме «Почва». И на этапе закрепления предложить ребятам на них ответить.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …
- Что такое «почва»?
- Когда и кем было установлено, что почва – это не горная порода, а «особое естественно-историческое тело»?
- Где проводил свои первые исследования В.В.Докучаев?
- Как доказать определить механический состав почвы?
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова –объясни…
- Объясни, от чего зависит плодородие почв?
- Объясни, какие условия почвообразования характерны для Кореневского района?
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
- Почему зернистая структура считается лучшей для почвы?
- Почему Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта»?
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова –придумай….
-Придумай, зная, от чего зависит плодородие почв, характеристику климата, рельефа и растительности территории, где могли бы сформироваться плодородные почвы.
- Придумай, как улучшить плодородие почв нашего села.
5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….
- Предложи методы повышения плодородия почв нашего села, района, области.
- Предложи современные методы для создания нового слоя пахотной земли.
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…
- Поделись своими наблюдениями, соблюдаются ли в хозяйстве нашего села рациональные методы использования почвенного плодородия, распашки земель, работ по мелиорации.
5-подведение итогов- 3 минуты
- Заполнение последней графы таблицы «Знаю – хочу знать – узнал»
- Выставление оценок и анализ листа самоконтроля.
6 - Рефлексия –Лист самооценки -2 мин
- Заполнение листа самооценки. Заполните, пожалуйста лист самооценки.
Фамили, имя ученика ________________________________
Расставьте стрелочки!
Узнал что-то новое Научился
Я
Расстроился Получил радость
Удивился Ничего не понял
7 - домашнее задание -2 минуты
Параграф №15, подготовить сообщения на тему «Типы почв»
Сочинить синквейн «Почва»
Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебник: Баринова И. И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2008.
Используемый УМК:
1. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2008.
2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
1. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс – М.: «ВАКО», 2005; 2. Атлас. География России. Природа. 8 класс.
3. Баринова И.И. География России. 8-9кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.: ил.
4. Интернет – ресурсы.
5. Мультимедийные обучающие программы:
География 8 класс. Природа России.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Интерактивные географические карты.
10