СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии в 8 классе по теме: «Образование почв и их разнообразие»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по географии 8 класса на тему "Образование почв и их разнообразие"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 8 классе по теме: «Образование почв и их разнообразие»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхне – Грунская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области

307415, с. Верхняя Груня, тел. (471–47) 3–34–39, e-mail: [email protected]



Открытый урок по географии в 8 классе по теме:

«Образование почв и их разнообразие»



Учитель географии:

Каменева Татьяна Сергеевна



2016-2017 уч. год

Дидактическая цель занятия: обеспечить усвоение обучающимися знаний об особенностях образования почв и их разнообразии.

Цели урока:

Образовательная: - формирование знаний об условиях почвообразования, основных свойствах почв: плодородии, составе, структуре, мощности, о разнообразии почв на территории России;

Развивающая: - развитие умений анализа схемы «Факторы почвообразования», работать с почвенными профилями и почвенными картами, умений и навыков самостоятельной работы, самоанализа и рефлексии;

Воспитательная: - воспитание бережного отношения к родной природе.

Тип урока: урок изучения нового материала (урок-исследование).

Используемые технологии: элементы технологии развития критического мышления; личностно-ориентированная технология;

Методы: рассказ, беседа, работа с учебником, картой, с таблицами, просмотр и анализ презентации, записи в тетрадь, групповая работа, самостоятельная (индивидуальная) практическая работа, заполнение листа самоконтроля, рефлексия в виде листа самооценки, «Ромашка «Блума».

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: почвенная карта России, таблицы: «Типы почв», «Основные этапы почвообразования», атласы 8 класса, атласы Курской области, физическая карта Курской области, проектор, ноутбук, экран, образцы почв, лупа.

Ход урока:

1-Организационный этап. (2 мин)

-– Добрый день!

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок! Урок географии России.

Присаживайтесь. Дорогие друзья! Ещё раз вам хочу сказать: если вы любите свою Родину и хотите знать о ней как можно больше, изучайте географию России, ведь именно этот предмет даёт море информации об особенностях природы, жизни и хозяйственной деятельности человека.

2- погружение в совместную деятельность (формулировка темы урока) (3 мин)

Но сначала давайте определимся с темой урока. Даю подсказки:

1-для образования этого верхнего слоя земной коры толщиной 0,5-2 см понадобится 100 лет.

2-этот верхний слой земной коры долгое время считали горной породой.

3-синонимом этого слова часто употребляют слово «земля».

Молодцы! Это действительно почва. Именно она – объект нашего изучения.

Слайд №1

Открываем тетради и записываем тему урока, она на слайде.

3 - актуализация знаний – (2 мин)

Постановка цели урока. Исходя из темы, на какие вопросы, по-вашему, мнению мы ответим сегодня? Для того, чтобы сформулировать цели урока, мы с вами сначала заполним таблицу. (У каждого на столе таблица). Прежде всего, мы заполняем первую графу, куда записываем всё, что мы знаем о почвах (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения),  после обсуждения полученных результатов вместе мы сформулируем цели урока, т.е. что мы хотим узнать во вторую графу таблицы. В конце урока мы с вами сделаем вывод о том, что я узнал и достиг ли я своих целей.

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»











Правильно! Мы поговорим о

1-образовании почв

2-свойствах почв

3-строении почв

4- разнообразии почв.

Кроме того, в течение всего урока каждый из вас будет заполнять лист самоконтроля, где выставите себе оценки за работу на каждом этапе урока.

«Лист самоконтроля» (у каждого на столе)

Ведётся в течение всего урока.

Фамили, имя ученика ______________________________

Вид задания

Отметка

1

Индивидуальна работа с картой и учебником


2

Индивидуальное сообщение


3

Работа в группах


4

Практическая работа



Итоговая оценка


Слайд №2

3- осмысление (изучение нового материала) (20-25 мин)

1)Образование почв

-Сначала ответим на вопросы в начале параграфа, только говорить будем о России.

-Так чем же почва отличается от горных пород?

(кроме минеральных веществ в её состав входят органические)

-Что такое почва? (чтение текста параграфа стр.93, если дети забыли определение :почва – это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило длительное время в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа.)

-что такое плодородие?

Слайд №3

-впервые доказал, что почва – это не горная порода, а «естественно - историческое тело»

Василий Васильевич Докучаев.

О нём подготовил нам сообщение Лысенко Антон.

Слайд №4

-Каковы же условия почвообразования? Давайте поработаем в группах с рисунком на стр. 93 . Каждая группа проанализирует информацию учебника и рисунка и объяснит влияние на процесс почвообразования определённого фактора:

1гр. – климат

2 гр.- рельеф и материнская порода

3 гр. – совокупность живых организмов

Результатом работы станет кластер «Почвообразующие факторы»


Слайд №6

-Действительно, образование почв – это сложный процесс. Важнейшим условием является взаимодействие совокупности живых организмов. Благодаря их воздействию на материнскую породу, при определённых условиях увлажнения и температуры, особенностям рельефа, становится возможным появление почвы.

-Давайте по таблице попробуем определить этапы почвообразования:

1-выветривание минералов (изменение почвообразующих пород, рельеф и климат)

2-образование органических веществ (поселяются первые живые организмы – появляются органические вещества)

3-образование перегноя (разложение органических остатков)

Слайд №5

-Закрепление – читает ребёнок. (правы ли мы?)

2)свойства почв

-Поговорим о свойствах почв. Какое свойство почв считается главным?

(Плодородие) а ещё?

Слайд№7

-Верно, это структура почв и механический состав.

Проводим практическую работу на примере местной почвы. Заранее подготовим образцы почвы, заранее скатаем почву в жгут, чтобы не пачкать руки на уроке. Практическая работа «Определение структуры почвы». (Слайд №15)

Цель: научиться определять структуру почв.

Оборудование: образец почвы; лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотреть под лупой образец почвы.

  2. Выявить размеры её агрегатных структур.

  • Глыбистая структура - комочки больше 10 мм

  • Зернистая структура -  комочки от 1 до 10 мм

  • Пылеватая структура – комочки не выявляются.

Вывод:


Практическая работа: «Определение механического состава почв» (Слайд №16)

Цель: научиться определять механический состав почв.

Оборудование: образец почвы, Н2О.

Ход работы:

  1. Смоченный кусочек почвы замешать до состояния крутого теста, а затем скатывать между ладонями.

  2. По степени и характеру скатывания влажной почвенной массы определить механический состав почвы.

песчаная почва – не скатывается между ладонями;

супесчаная почва – скатывается в непрочный, легко разрушающийся при малейшем надавливании шарик;

суглинистая почва – скатывается в шарик, а затем в шнурок или колбаску. Концы шнурка (колбаски) могут быть крошащимися (легкий суглинок), закругленными (средний суглинок) или острыми (тяжелый суглинок);

глинистая почва – быстро и легко скатывается в шарик, затем в колбаску и при тщательном скатывании – в эластичный шнур, легко сворачивающийся вокруг пальца или карандаша.

Вывод:


Поговорим о структуре, что это?

Слайд №8 и №10

- Читаем и записываем в тетрадь, так как этого определения нет в учебнике.

Структура почв – это способность частиц почвы слипаться в относительно устойчивые комочки. Самой лучшей считается зернистая структура или мелкокомковатая (диаметр до 10 мм). Почвы делят на структурные (диаметр до 10 мм) и бесструктурные или пылеватые(диаметр частиц до 0,05 мм).

Слайд №9

- Механический состав почв зависит от материнской породы. Давайте поработаем с рис.53 стр.95.

3)строение почв

-почвенная толща неоднородна. В процессе её образования формируются почвенные горизонты. Каждый почвенный горизонт примерно однороден по составу, свойствам, структуре и окраске. Для того, чтобы определить строение почвы, то есть мощность её горизонтов изучается почвенный профиль. Что это?

- Работаем с рис. 55 стр. 97

Почвенный профиль – это вертикальный разрез от поверхности до материнской породы.

Какие почвенные горизонты формируются? Их особенности? Слайд №11

4) разнообразие почв

В зависимости от климатических условий формируются различные типы почв.

Слайд №12

-Наконец-то пришло время знакомиться с почвенной картой России. Обратите внимание, что для почв применим, как и для природных зон, принцип зональности. В чём он состоит?

(этот принцип географической оболочки проявляется в последовательной смене природных зон, почв, растительности, животного мира с севера на юг в зависимости от климатических условий)

Работа с картой у доски: -Выйдите к доске и назовите основные типы почв России, двигаясь по меридиану 40 в.д.

рис.56 стр.98 учебника

-А что это за пятна розового цвета на почвенной карте?

О Высотной поясности нам подготовил сообщение Мотов Евгений.

-Подробнее с типами почв мы познакомимся на следующем уроке при изучении почвенных ресурсов. А сейчас попробуем сделать вывод: что такое почва, её свойства, этапы образования, значение.

4 - закрепление знаний– 5 минут

На этапе закрепления используем прием «Ромашка Блума». Я вам даю пример. Надо подобрать соответствующие вопросы по теме «Почва». И на этапе закрепления предложить ребятам на них ответить.

  1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

- Что такое «почва»?

- Когда и кем было установлено, что почва – это не горная порода, а «особое естественно-историческое тело»?

- Где проводил свои первые исследования В.В.Докучаев?

- Как доказать определить механический состав почвы?

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова –объясни…

- Объясни, от чего зависит плодородие почв?

- Объясни, какие условия почвообразования характерны для Кореневского района?

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

- Почему зернистая структура считается лучшей для почвы?

- Почему Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта»?

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова –придумай….

-Придумай, зная, от чего зависит плодородие почв, характеристику климата, рельефа и растительности территории, где могли бы сформироваться плодородные почвы.

- Придумай, как улучшить плодородие почв нашего села.

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

- Предложи методы повышения плодородия почв нашего села, района, области.

- Предложи современные методы для создания нового слоя пахотной земли.

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

- Поделись своими наблюдениями, соблюдаются ли в хозяйстве нашего села рациональные методы использования почвенного плодородия, распашки земель, работ по мелиорации.

5-подведение итогов- 3 минуты

- Заполнение последней графы таблицы «Знаю – хочу знать – узнал»

- Выставление оценок и анализ листа самоконтроля.

6 - Рефлексия –Лист самооценки -2 мин

- Заполнение листа самооценки. Заполните, пожалуйста лист самооценки.

Фамили, имя ученика ________________________________

Расставьте стрелочки!


Узнал что-то новое Научился


Я


Расстроился Получил радость




Удивился Ничего не понял



7 - домашнее задание -2 минуты

Параграф №15, подготовить сообщения на тему «Типы почв»

Сочинить синквейн «Почва»



Перечень учебно-методического обеспечения:

Учебник: Баринова И. И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2008.

Используемый УМК:

1. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2008.

2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:

1. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс – М.: «ВАКО», 2005; 2. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

3. Баринова И.И. География России. 8-9кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.: ил.

4. Интернет – ресурсы.

5. Мультимедийные обучающие программы:

География 8 класс. Природа России.

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

Интерактивные географические карты.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!