СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии в 7 классе на тему «Освоение Земли человеком. Экология и культура – будущее мира, будущее России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка на конкретных примерах позволяет детям объяснить проблемы взаимодействия природы и общества.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 7 классе на тему «Освоение Земли человеком. Экология и культура – будущее мира, будущее России»»

Тема урока: «Освоение Земли человеком. Экология и культура – будущее мира, будущее России»

Цель урока: дать представление о перспективах развития человечества, помочь обучающимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира; содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции.

Тип урока: экологическая конференция.

Оборудование: экран, проектор, презентация, видеоматериал, политическая карта мира, карточки с названиями, плакаты с высказываниями, раздаточный материал.



Ход урока:

  1. Организационный момент

- На прошлом уроке мы вели речь о том, какое значение имеет для нашей планеты географическая оболочка. Мы много раз указывали, что человек является частью биосферы, что природа оказывает огромное влияние на жизнь человека, что человек не может прожить без природы.

Сегодня наше занятие мы посвящаем человечеству.

  1. Актуализация и систематизация знаний.

Но сначала проверим, насколько хорошо вы разобрались с вопросами о свойствах и закономерностях географической оболочки и ответим на вопросы небольшого теста. На работу даю 4-5 минут.

Тест «Географическая оболочка» 7 кл:

  1. Географическая оболочка – это внешняя оболочка Земли, в которой взаимодействуют и взаимно проникают друг в друга…

А)гидросфера и биофера;

Б)нижние слои атмосферы, верхние слои литосферы, вся гидросфера и биосфера;

В)литосфера и биосфера;

Г)атмосфера и биосфера.



  1. Из перечня выберите свойства географической оболочки:

А)взаимодействие и взаимное проникновение;

Б)солёность;

В)наличие живых организмов;

Г)способность к постоянному движению.



  1. Закономерность географической оболочки, проявляющаяся в последовательной смене природных зон в зависимости от географической широты и количества поступающего на поверхность света, тепла и влаги – это:

А)ритмичность, б)зональность; в)целостность; г)круговорот веществ.



  1. Участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в тесном и сложном взаимодействии – это:

А)участок суши; б)участок океана;

в)природный комплекс; г)природная зона.



  1. Крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий, условий увлажнения, почв, растительности и животного мира – это:

А)участок суши; б)участок океана;

в)природный комплекс; г)природная зона.



  1. Высотная поясность – это:

А)часть вертикальной зональности природных явлений и процессов, происходящих в горах;

Б)природная зональность;

В)ритмичность природных процессов;

Г)целостность природных процессов.







  1. Основная часть урока – изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя

Молодцы! Думаю, что результаты теста меня порадуют. Давайте определимся с темой нашего урока.

Итак, Человек – он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат и восход,

И четыре в нём времени года

И особый в нём музыки ход.

Но, являясь песчинкою мира,

Изменяет мы жизнь навсегда.

И страдает и гибнет природа,

И повисла над нами беда…

Мы рассмотрим вами, где зародилось и как освоило Землю человечество. Установим основные виды хозяйственной деятельности и их влияние на природные комплексы. Сформируем представление о перспективах развития человечества, попытаемся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира; содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции.

Открываем тетради и записываем тему урока .

Слайд № 1,2

Обратите внимание на доску. Я не случайно повесила здесь политическую карту мира. Посмотрите, на планете почти не осталось мест, не освоенных человеком. Сейчас на планете около 250 государств. Но как же происходило освоение Земли человеком?

Откройте стр. 72 учебника и обратите внимание, что по мнению учёных на планете 2 центра зарождения человечества: это подножия Гималаев и Северная Африка, а уже оттуда человечество расселилось по всему земному шару, осваивая сначала самые удобные территории.

Единое племя людей, живя на разной территории, разделилось на этносы, сформировались нации, народности и племена, возникали государства. Но как бы ни жил человек, он всё равно изменял окружающий мир, отрицательно воздействуя на природу.

И сегодня нам уже нужно решать многие насущные проблемы. Нужно думать о том, как жить лучше, как помочь тем, кому плохо, кто не может помочь себе сам. но при этом нельзя забывать и о том, что всё это должно быть сделано не в ущерб для нашей планеты. Те, кто считает себя в ответе за то, чтобы мы этого не забывали, и знали, как это сделать, называют себя экологами. Что же такое экология сегодня?

Слайды 3,4

Экология сегодня – это не только наука, но и мировоззрение, отношение к себе, это и политика, и экономика, и культура. Стр 1 – работа с определениями!

А теперь представьте, что вы находитесь на экологической конференции …





Вступительное слово учителя: -Экология – от слова «дом», это наука о жизни в окружающем мире, об искусстве жить красиво в гармонии с природой. Экологи вместе с работниками культуры – наверное, самые дальновидные люди. Они всегда хорошо понимают друг друга. Их забота – сохранение и приумножение культурного и природного богатства. А это и есть основа нашего развития. По тому, как высоко люди ценят свою жизнь и здоровье, природу и культуру и определяется уровень развития любого общества. Поэтому неслучайно этот год – год экологии, а следующий год будет годом культуры. Экология и культура – будущее мира, будущее России.

Но решать экологические проблемы в отрыве от решения экономических и социальных задач не получается, поэтому надо сделать так, чтобы все эти задачи решались одновременно и чтобы в ходе нашего развития природе не становилось хуже. И это нужно не только ей, но и нам. От нашего неверного поведения социальные и природные аномалии становятся «нормой» жизни. Когда природе становится плохо и нам нелегко. Нельзя быть здоровым в «больной» среде. Поэтому надо жить в мире с окружающим миром. Неслучайно это слово означает и то, и другое. Такой путь развития сегодня называется устойчивым развитием. А правила верного поведения записаны в «Хартии Земли».

Слайд №5

На самом большом форуме в истории человечества в прошлом году в Рио-де – Жанейро, главы большинства государств, включая Россию, договорились, что надо жить по программе, которая называется «Будущее, которого мы хотим». Как же попасть туда, в это будущее, которого мы так хотим? Что для этого надо делать? На эти вопросы мы попробуем найти ответы сегодня на уроке.

Итак, ведущие на сцену!

Ведущий 1: - Когда исчезли леса, навсегда смолкли птицы. Беззащитные поля очень скоро покрылись шрамами – засуха оказалась безжалостной к ним. И чем больше распахивали люди землю, тем быстрее распространялась эта язва. Вслед за засухой пришли голод, падёж скота, болезни. Земля умирала, и вместе с ней погибали виновники.

Увы, на исходе 20 века нам знакома эта картина. Хрупкий, до мелочей выверенный природный баланс не терпит вмешательства: как часто людям приходилось убеждаться в этом. Цивилизация – враг экологии. Впрочем, как видно, эта аксиома имела право на существование и в годы «младенчества» человечества.

Ведущий 2: - Проблема состояния окружающей среды в настоящее время приобрела исключительно важную роль и выросла до глобального значения. Теперь уже невозможно не учитывать влияние человеческого фактора на её состояние. Но, изменяя окружающую среду, человек сам оказывается под влиянием этой изменённой им природы.

Слайд №6

В той или иной степени изменена вся окружающая нас природа. Разница лишь в количестве и качестве загрязнения. Урбанизация привела к резкому и быстрому изменению естественного ландшафта и превращению его в особый, максимально преобразованный человеком. На жителей города, на их деятельность и продукцию действуют новые максимально трансформированные природные факторы, ещё плохо изученные и не всегда благоприятные для здоровья населения. А здоровье людей – это важнейший общественный ресурс, не только социальный, но и экономический.

Рассмотрим более подробно ряд важнейших экологических проблем.

Слайд №7

Представитель Green peas: - Просчёты в природопользовании способствовали возникновению в различных районах Земли зон с экологическими нарушениями, которые сказались на экономическом развитии стран, повлияли на здоровье населения, а иногда приводили к международным конфликтам. За рубежом среди зон экологической напряжённости можно назвать Сахель и Северное море, залив Аляска и Великие Американские озёра, на территории бывшего СССР к подобным районам нужно отнести Приаралье и некоторые территории в Беларуси, Украине и в России, загрязнённые радиоактивными осадками в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Экологически «горячими» зонами остаются также и территории 103 городов России, включая и их природное равновесие, которое нарушено промышленными загрязнениями воздуха. Загрязнение воздуха здесь превышает предельно допустимые нормы во много раз, что угрожает здоровью людей.

Экология, экологические знания – это краеугольный камень развития современного человечества, его экономики, хозяйства, политики и даже культуры. Недооценка экологических знаний, экологическое невежество становятся тормозом для нормальной жизнедеятельности общества.

Ведущий №1: - Спасибо, присаживайтесь. Природа не признаёт границ ни административных, ни государственных. Поэтому проблема охраны окружающей среды теперь приобрела интернациональный характер и решать её следует усилиями всех стран. Экология – это новый образ мышления, которому ещё надо учиться.

Ведущий №2: - В последние годы печать и телевидение уделяют много внимания природно-хозяйственным проблемам Каспийского и Аральского морей. Уровень этих морей чутко реагирует на изменения речного стока. Повышение или понижение его в свою очередь сказывается на природе, хозяйстве и жизни людей на обширных пространствах.

Слайд №8

Эксперт по Каспию: - В нашем столетии в уровне Каспийского моря чётко проявлялась тенденция к снижению. Общая величина падения уровня с начала столетия составила 3 метра. Это привело к сокращению площади поверхности моря более чем на 40 тыс. кВ. км. Каспий потерял акваторию превышающую площадь Аральского моря. В последнее десятилетие принято несколько постановлений относительно предотвращения загрязнений бассейнов рек Волги и Урала, Каспия. В них предусмотрены меры по охране этого уникального водоёма. Идёт переоснащение некоторых расположенных в Прикаспии производственных предприятий, перевод их на безотходную технологию. В бассейне Каспия и на его побережье введены в эксплуатацию сотни очистных сооружений. Ликвидирован сброс загрязнённых вод с судов флота, на морских промыслах созданы надёжные средства защиты для предотвращения разливов нефти. Хочется верить, что в нашей стране должное место займут проблемы Каспия, такие как прогноз его гидрологического режима, повышение биологической продуктивности и защита от загрязнения.

Эксперт по состоянию Арала: - Проблемы Аральского моря вышли далеко за его пределы. Весь мир волнует поиск оптимальных путей выхода из крайне обострившейся экологической и социальной обстановки в обширном приаральском районе. Ведь стала уже реальностью угроза исчезновения с лица Земли Арала. Прогрессирующая его деградация создала напряжённую природно-хозяйственную ситуацию. И болота, и солончаки, и невысокопродуктивный забор воды – не единственные и не главные отрицательные последствия сооружения крупнейшего в мире Каракумского канала. За последние без малого 30 лет море отступило от берегов на 80-100, а местами и на 120 км, его уровень снизился примерно на 13 метров, площадь сократилась на треть.

Слайд №9

Существенно осложнилась социальная обстановка в регионе. Здесь остались без работы рыбаки, судоводители. Загрязнение и засоление поверхностных водотоков способствует развитию различных заболеваний, особенно у детей. Расчёты специалистов показывают, что восстановить Аральское море в том виде, в котором оно существовало при естественном режиме в обозримом будущем уже невозможно. В настоящее время реальными могут быть меры по замедлению снижения уровня, его стабилизации на современных или близких к ним отметках.

Ведущий №1: - Люди уже окончательно поняли, что нельзя создать экологический рай в одной отдельно взятой стране в этом неизбежно взаимосвязанном мире. Охраняемые леса Швеции, удалённые, казалось бы, от всего мира высоко в горах, где в некоторых местах ещё не ступала нога человека, обнаруживают все признаки близкого техногенного загрязнения. А на самом деле его нет, его за тысячи километров приносит ветер, дующий из промышленных районов Европы. Загрязнению подвержена даже Антарктида. А это значит, что уже идёт повсеместное загрязнение всего земного шара.

Слайд №10

Представитель от общества «Союз Чернобыля»: - В результате аварии на Чернобыльской АЭС погибло сравнительно немного людей. Однако истинная зона заражения радиоактивными осадками оказалась гораздо больше по площади, чем первоначально определённая территория радиусом 30 км. В неё вошли несколько областей Украины, Беларуси и России, в которых проживают миллионы людей.

Слайд № 11, 12, 13

Возьмём карту нашей многострадальной Родины, найдём Брянскую область, на самом её западе отметим треугольник, вершинами которого будут города Злынка-Клинцы-Святск. Треугольник получится крохотный – это российский Чернобыль. Доза радиации здесь в 20 раз выше предельно допустимой нормы, тут растут деревья- мутанты, выходить в эти леса без специальных костюмов нельзя.

Ровно 12 лет назад на территории Злынковского лесхоза 4 армейские зенитные установки из 40 стволов с помощью ракет за 15 минут расстреляли облака, идущие на Москву, а через 2 часа пошёл дождь. Вероятно место операции выбрали удачно – плотность населения в этих краях крайне мала, на сотни километров – глухие леса. Облака расстреляли, а о местном населении забыли. Лесхозовцам было велено засадить некоторые территории сосняком. 26 тыс. га – такова мощность атомной бомбы, дремлющей уже 12 лет на западе России. Степень заражения – от 10 до 100 кюри. Рвануть во всю мощь она может только летом. Бомба рванёт, когда в хорошую засуху займутся пламенем эти леса. Местные жители всё это знают. Их предали, забыли, им запретили соваться в эти зоны, но они всё равно в них работают – убирают сушняк, вывозят сухостой, расчищают просеки, а вдруг засуха, вдруг пожар? Беда будет неминуемой. Если перестанут в них они работать, перестанут спасать других за счёт себя.

Ведущий №2: - Всё это кажется так далеко от Курска, что никогда не может омрачить наш соловьиный край. Как и много лет тому назад мы будем наслаждаться пением соловья, шелестом берёз, отдыхать на берегу Сейма. Но всё вышло наоборот. Какова экологическая обстановка в области? Что нам угрожает?

Слайд №14

Эксперт по Курской области: - Не обошла беда и Курскую область. Максимальное значение гамма-фонда в период с 30 апреля по 3 мая 1986 года в области достигали: в Курске до 360мкр\ч., в Фатеже до 500мкр\ч., в Понырях до 700мкр\ч. При норме в то время 20 мкр\ч. Основным радионуклеотидом, выпавшим на территорию области, считался йод-131 и цезий-137. Плотность выпадения превышала норму в 90 раз. Но радионуклеотидному загрязнению биосфера Курской области подвергается с 1963 года после серии мощных ядерных взрывов. С 1975 года начала действовать Курская АЭС. В декабре 1990 года выявленные пятна загрязнений в области составляли 1664 кв. км, в том числе Железногорский район – 61, Поныровский – 55, Фатежский – 29,5. На этой территории с плотностью загрязнения 3 кюри\кв. км проживает более 130 тысяч жителей, из них почти 33,5 тыс. детей в возрасте до 14 лет. Время диктует: изменить мнение, создаваемое в течение многих десятилетий, что у нас в стране существует новый антропологический тип, которому не страшна ни радиация, ни загрязнение окружающей среды.

Слайд №15

Ведущий №1: - Повсюду о себе даёт знать загрязнение. Вырастают горы отбросов, истощаются невозобновимые ресурсы планеты. Замечено ослабление поглощающей, оздоравливающей способности Мирового океана. Есть ли острова спасения от этой беды? Таких островов нет! Всё человечество в одной лодке и переесть из неё некуда. Земля – маленький шар во Вселенной, и это единтвенное место, где человечество может выжить или погибнуть. Уголков, которые экологические беды бы не касались, сегодня не существует.



Обсуждение и вывод учителя: - Как же остановить экологический кризис? Как привести в соответствие удовлетворение потребностей человечества с условиями сохранения окружающей среды? Простых ответов здесь нет. Ясно одно: необходимо вооружаться экологическими знаниями, нужно всеми доступными средствами во всех странах формировать экологическое мировоззрение. Сделать этот процесс реальным непросто, но это единственный выход. У человечества нет сегодня заботы более серьёзной, чем найти силы, найти средства, найти разум, чтобы поладить с природой. Но потребуются десятилетия для повсеместного воплощения этих путей в жизнь. А начинать нужно уже сейчас. Что может сделать каждый из нас?

Слайд №16

Заповедь, которой должны руководствоваться, люди хорошо выражена в сказке А. Де Сент-Экзюпери: «Есть такое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок вою планету».

-Край свой сами сможем спасти.

Лес мы посадим и скажем: «Расти!»

Радуйте нас и река, и луга.

Родина наша нам дорога!



Домашнее задание: параграф №16 и заполнение таблицы



Таблица «Основные виды хозяйственной деятельности населения и их влияние на природные комплексы»

№ п\п

Виды хозяйственной деятельности

Особенности влияния на природные комплексы

1

Земледелие орошаемое


2

Земледелие неорошаемое


3

Пастбищное скотоводство


4

Лесной промысел (разработка леса)


5

Добыча полезных ископаемых


6

Использование природных комплексов для организации отдыха населения


7

Добыча морских животных


8

Морской транспорт


9

Свой пример




Рефлексия

Задание: Выберите тот ответ, что наиболее объективно отражает вашу работу на уровне (на смайлике ), вставьте его в бумажную подставку и покажите нам всем.

Урок понравился, я был максимально активен, все усвоил.

Урок понравился, я старался выполнить все задания.



Некоторые задания были сложны для меня.

Определимся с домашним заданием. Оно у вас напечатано в проекте. Кроме материала параграфа №31,мы с вами продолжим свои исследования и ответим на вопросы, где на нашей планете находятся и почему так называются: озеро – кастрюля, Сладкое озеро, озеро смерти, озеро чернил, горящее озеро. Кроме того, следует выполнить задание в контурной карте (№6 стр.98).

-  Подведем итог: лучше всех работали на уроке…

-  Выставление оценок учащимся.

Итак, завершился наш веселый урок
Хочу подвести небольшой итог
Во-первых, спасибо за теплую атмосферу
Второе, что я хотела бы сказать
Урок помог мне сегодня узнать,
Что знания наши прочны и крепки
А значит, спасибо, ученики.

Спасибо ребята за урок, до свидания, всего доброго!

















МКОУ «Верхне-Грунская средняя общеобразовательная школа»









Открытый урок в 7 классе

на тему:

«Освоение Земли человеком. Экология и культура – будущее мира, будущее России».



Выполнила: учитель географии,

2 квалификационная категория

Каменева Т.С.





2013 год































































ПРЕДСТАВИТЕЛЬ GREEN PEAS



ЭКСПЕРТ ПО КАСПИЮ



ЭКСПЕРТ ПО СОСТОЯНИЮ АРАЛА



ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТ ОБЩЕСТВА «СОЮЗ ЧЕРНОБЫЛЯ»



ЭКСПЕРТ ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ









А. Де Сент – Экзюпери «Есть такое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!