СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по гоеграфии. Внутренние воды Африки

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии»

Открытый урок по географии в 7 классе

Учитель :Кретова А.В

Тема. Внутренние воды Африки.

Цель: сформировать представление об особенностях вод суши; систематизировать знания о гидрологических особенностях; развивать навыки выявления причинно-следственных связей; развивать умение сопоставлять природу и явления, делать выводы на основе анализа географических знаний; воспитывать устойчивый интерес учащихся через примеры из жизни, чувство ответственности за экологическое состояние вод.

Учебная деятельность: индивидуальная и групповая работа, анализ дополнительной литературы, работа с текстом учебника, контурными картами и атласами, беседа.

Оборудование: учебники, атласы, тетради, компьютер, мультимедийный проектор, дорожная карта, карта Африки, контурная карта Африки.

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический)

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Приемы критического мышления: рефлексия, размышление.

Географические объекты

  1. Реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези.

  2. Озера: Виктория, Чад, Таганьика, Ньяса.



Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Урок сегодня необычный, праздничный. Мы откроем ещё одну страничку географии материков. Надеюсь, что общение наше будет приятным, урок интересным.

За активную работу вы будете получать фишки, они сегодня тоже праздничные. В конце урока мы подведем итоги и, по количеству заработанных фишек, вы получите оценки или заработаете дополнительные баллы.

Для экономии времени мы воспользуемся дорожными картами, которые помогут нам в работе. Возьмите их и подпишите.

Выбираю один из вариантов психологического настроя на урок

На уроке мы будем работать под девизом:

Слушать – внимательно,

Думать – быстро,

Отвечать – чётко.

А для этого улыбнёмся друг другу…



- Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

  1. Проверка д/з

  • Работа на к.к.

Ребята давайте поработаем с географической номенклатурой?

(Задание: подпишите географические объекты на контурной карте, покажите их на настенной карте у доски.)

Крайние точки материка: м.Игольный(южная), м.Альмади(зап), м.Рас- Хафун (вост), м. Бен- Секка(сев).

Залив: Гвинейский.

Полуостров: Сомали,

Остров: Мадагаскар

Проливы :Мозамбикский, Гибралтарский.

Вулканы:  Килиманджаро, Камерун

Горы: Атлас, Капские, Драконовые

пустыни: Ливийская, Сахара, Калахари.

  • Фронтальный опрос

2. Какой континент мы изучаем? (Африка)

2.Какой самый большой остров принадлежит Африке? (Мадагаскар)

3.Какой самый большой залив врезается в берега Африки? (Гвинейский)

4.Какая самая большая пустыня находится на материке?(Сахара)

5.Какой пролив отделяет Европу от Африки? (Гибралтарский пролив)

6.Почему Африка считается самым жарким материком на Земле?(Африка - самый жаркий материк Земли, чему она обязана своим географическим расположением.)(слайд 3)

7.Назовите климатические пояса Африки.(Континент располагается в четырех климатических поясах: экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом)(слайд 4)

8.Какой климатический пояс отличается постоянством в погоде? (Экваториальный)

Тест

Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.(Слайд 5)

1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.(субэкв.)
2. Расположен в районе тропиков.(тропич.)
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.(экват.)
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.(субтроп.)
5. Только одно время года – лето.(экват)
6. Погода круглый год жаркая и сухая.(троп)

7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.(субтроп.)
8. Два сезона – влажный и сухой.(субэкват.)
9. После полудня почти всегда идет сильный ливень.(экватор.)
10. Весь год мало осадков.(тропич.)

А) экваториальный

Б) субэкваториальный

В) тропический

Г) субтропический

А) 3, 5, 9;
Б) 1, 8;
В) 2, 6, 10;
Г) 4, 7.

Подводим итоги проверки д/з

  1. Постановка темы и цели урока

- С какими пунктами плана характеристики материка вы уже знакомы?

(Рельеф, климат)

- Прослушайте стихотворение-загадку и определите, с каким компонентом мы будем знакомиться сегодня?

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что она –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить!

- Сформулируйте тему нашего урока?

- Запишите, пожалуйста, в дорожных картах тему урока «Внутренние воды Африки»

(слайд 6)

- Цель нашего урока «Изучить особенности внутренних вод материка».

  1. Мотивация учебно-познавательной деятельности.

- Прослушайте отрывок из стихотворения советской и белорусской поэтессы Эди Семёновны Огнецвет и ответьте на вопрос: «Почему автор обращается к рекам с таким пожеланием?»

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

- Какое значение вода имеет для отдельных регионов Африки?

- Перед тем как преступить к изучению нового материала, нам нужно вспомнить, что мы уже знаем о внутренних водах.

5. Изучение нового материала.

- Мы вспомнили нужные географические понятия. Что мы имеем в виду, когда говорим «внутренние воды или воды суши»?

Запишите в дорожных картах, что называется внутренними водами Африки.(Задание 1)

- Это реки, болота, ледники, озёра, подземные воды.(слайд7)

- Какой тип питания рек вам известны?(слайд 8)

- Частью внутренних вод Африки являются все эти компоненты.

- Продолжаем работу с дорожными картами и выполним задание 2 – повторим понятия, связанные с рекой:

1.Что такое река?

2.Как называется начало реки?

3.Место впадения реки в другую реку, море, океан?

4.Русло реки?

5.Бассейн реки?

6.Режим реки?

- Теперь мы смело можем изучать реки Африки…

(слайд 9)В Африке много рек. Их распределение по материку зависит от климата и рельефа. Поэтому размещены реки по материку неравномерно. Густая речная сеть в экваториальном и субэкваториальном поясах, где выпадает наибольшее количество осадков. В тропических широтах почти нет рек с постоянным течением, так как выпадает очень мало осадков. Сухие русла рек, которые заполняются водой после нечастых дождей, в Африке имеют особенное название.

- Какие крупные реки протекают на территории материка? (Конго, Нил, Нигер)

- Посмотрите на карту и скажите, в какие океаны впадают реки Африки

- К бассейнам каких океанов относятся реки Африки?

- Но, есть и такие реки, которые имеют сток во внутреннюю часть материка, это реки внутреннего стока.

Давайте разберем более подробно эти реки.

  1. ДОКЛАД УЧЕНИКА.

Нил (Слайд 10). Нил—река в Африке, одна из двух величайших по протяжённости рек в мире. Слово «Нил» происходит от греческого названия реки «Нейлос» (Νείλος). Из слияния 2 рек- Белый Нил и Голубой Нил.

Один приток реки берёт начало из озера Виктория ,а второй- на Восточно-Африканском плоскогорье и впадает река в Средиземное море, образуя дельту В верхнем течении принимает крупные притоки — Бахр-эль-Газаль (левый) и Ачва, Собат, Голубой Нил и Атбара (правые)

Длину Нила часто отсчитывают от озера Виктория.Самой удалённой точкой можно считать исток реки Рукарара — одной из составляющих реки Кагера, которая берёт начало с высоты более 2000 м на одном из горных массивов Восточной Африки к югу от экватора и впадает в озеро Виктория. Длина Нила (с Кагерой) — около 6700 км (чаще всего используется цифра 6671 км), но от озера Виктория до Средиземного моря — примерно 5600 км.

  1. 2. ДОКЛАД УЧЕНИКА.

Конго. (слайд 19)Конго (Заи́р) — река в Центральной Африке, главным образом в ДРК (частично протекает по его границам с Республикой Конго и Анголой), самая полноводная и вторая по длине река Африки, вторая река по водности в мире после Амазонки.

  1. 3. ДОКЛАД УЧЕНИКА.

Нигер (слайд 25). Важнейшая река в Западной Африке. Длина 4180 км, площадь бассейна 2118 тыс. км², третья по этим параметрам в Африке после Нила и Конго. Нигер питается водами летних муссонных дождей. В верхнем течении паводок начинается в июне и у Бамако достигает максимума в сентябре — октябре. В нижнем течении подъём воды начинается в июне от местных дождей, в сентябре он достигает максимума.



  • Картографический практикум

- Мы рассмотрели реки Африки, давайте сделаем остановку и в дорожных листах выполним заданиена контурной карте подпишем реки Африки (2 минуты)

  • Вывод:

  • Все крупные реки материка текут в Атлантический океан, это связано с особенностями рельефа.

  • Все реки имеют пороги и водопады, что связано с особенностями рельефа.

  • Наличие экваториального, субэкваториального типов климата обуславливает господство дождевого источника питания рек, 80% от общего стока.

- В дорожных картах задание 8. Вспомните типы питания рек. Какой тип питания характерен для рек Африки? Обведите его карандашом.



  • Физминутка (место в уроке может варьироваться)

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Глаза открыли, вокруг посмотрели,

Сели за парты, и снова за дело!

- Кроме рек к внутренним водам относятся озёра, познакомимся с ними.

1.Что называется озером?

2. Африканские озёра находятся главным образом в средней части, на месте великих Восточно-Африканских разломов.

- Танганьика – второе по размеру озеро Африки, второе по глубине озеро в мире после Байкала и самое длинное озеро в мире. На юго-восток от Танганьики разместилось озеро Ньяса.

- Ньяс .Расположено в Центрально-Восточной Африке.

Пролегает с севера на юг, протяженность 560 км, глубина 706 м.

Климатически выражены два сезона: дождливый (ноябрь — май) и засушливый (май — ноябрь).

- Виктория – наибольшее озеро Африки. Находится южнее экватора. Для своих размеров оно мелководное – его глубина достигает 80 метров.

- А в южной части Сахары находится озеро Чад – сердце Африки. Количество воды в нём постоянно изменяется. В сезон дождей оно наполняется водой, а в период засухи его площадь уменьшается в два раза. Поэтому на картах озеро не имеет одинаковых очертаний.

-Чад Находится в центральной Африке.Меняются размеры Чада в течение года. Глубина 4—7 м, а в сезон дождей 10—11 м.Темного цвета, грязноватая вода озера, местами густо заросла водорослями.



  • Картографический практикум

- Выполните задание на контурной карте подпишите озёра Африки (2 минуты)

- Значительная часть экваториальной Африки занята болотами. Их образование связано с большим количеством осадков и равнинным рельефом. На высоких горных вершинах лежит многолетний снег и ледники. А в северной Африке, под Сахарой, имеются большие запасы подземных вод. Они находятся на большой глубине, поэтому их использование пока невозможно.

Объясните африканскую пословицу «Вода дороже муки».

- Как вы думаете, внутренние воды Африки имеют большое значение в жизни и деятельности населения материка? (ответы детей).

Давайте запишем в дорожной карте значение внутренних вод Африки:

1.Орошение, водоснабжение.

2.Водный путь.

3.Рыболовство.

4.Выработка электроэнергии.

– Проверим как усвоили материал урока.

VII. Повторение и закрепление изученного материала.

  • Беседа

- Почему реки Африки размещены неравномерно?

- Почему Конго является самой полноводной рекой Африки?

- Какие два главных фактора влияют на расположение африканских рек?

Заполни пропуски

Дорожная карта, задание 4

1.Самая длинная река Африки и мира (Нил).

2.Нил, Нигер, Конго относятся к бассейну (Атлантического) океана.

3.Замбези, Лимпопо относятся к бассейну (Индийского) океана.

4.Наиболее густую речную сеть имеет (экваториальный) пояс.

5.Наименее густую речную сеть имеет (тропический/субтропический) пояс.

6.Реки Африки имеют в основном (дождевое) питание.

7.Самое большое озеро Африки (Виктория).

8.Самое глубокое озеро Африки (Танганьика).

9.Его называют «сердцем Африки» (озеро Чад).

10.Их называют «вади» (сухие русла рек в Африке).

Взаимопроверка.

Обменяться дорожными картами и контурными картами, проверить работу соседа поставить оценку.

VIII. Итог и выставление оценок

  • Оценивание

IX. Домашнее задание

Выберите домашнее задание:

  • §26 изучить – для всех

  • Составьте рассказ об использовании рек и озер в Африке.

  • Сообщения о животных, которые обитают в Центральной Африке.



X. Рефлексия

У каждого из вас есть анкета, для меня важно ваше мнение (1 минута)

Тест-анкета

  1. На уроке я работал

А) активно

Б) пассивно

2. Своей работой на уроке я

А) доволен

Б) недоволен

3. Материал урока мне был

А) понятен

Б) не понятен

В) интересен

Г) скучен

4. Домашнее задание мне кажется

А) лёгким

Б) трудным

В) интересным

Г) не интересным

5. Я ставлю себе отметку

А) 5 Б) 4 В) 3 Г) 2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!