СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по чтению в 4 классе тема: В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать и актулизировать приобретенные знания , умения и навыки чтения.Воспитывать любовь к птицам.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по чтению в 4 классе тема: В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"»

Урок литературного чтения в 4 классе.


Тип урока: закрепление изученного.


Вид урока: традиционный с применением новых информационных технологий.


Тема урока: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».


Цели урока: 1. Продолжить знакомство с произведением В.П.Астахова.

2. Развивать и актуализировать приобретённые знания, умения и навыки чтения.

3. Воспитывать любовь к животным и заботу о них.


Задачи урока: 1.

2. Развивать навыки осознанного правильного выразительного чтения, умение делить текст на смысловые части, творческое воображение учащихся.

3.Раскрыть перед учащимися взаимоотношения человека с природой, воспитывать чувство сопереживаеия за братьев наших меньших.

Оборудование: 1. Звуки живой природы;

2. Иллюстрации к произведению;

3. Портрет В.П.Астафьева;

4. Мультимедийное оборудование.


Ход урока:


1. Вводно-мотивационный момент.

- Сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу. Сегодня мы отправляемся в путешествие «В мир природы» вместе с героями произведения В.П.Астафьева.

(высвечивается на экране)



- Удивительную Зелёную страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.

У нас есть всё для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти, уши, чтобы слышать, глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы всё понять!

Вы спросите, где же эта страна?

Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!


2. Сообщение цели урока.

- Путешествуя сегодня по этой замечательной стране, мы станем создателями фильма, который поможет в составлении плана-рассказа прочитанного.


3. Подготовка к проверке домашнего задания.

- Ребята, так как будем озвучивать наш фильм, подготовим артикулярный аппарат к работе.

Речевая разминка.

(высвечивается на экране)


- Ребята, прочитайте это четверостишие:

а) жужжащим голосом;

б) шёпотом;

в) начать шёпотом, постепенно увеличивая силу голоса;

г) с интонацией восклицания.


4. Проверка домашнего задании.

- Вспомните интересное и необычное задание, которое вы получили по рядам.

  • 1ряд – иллюстрация к понравившейся части, характеристика стрижонка.

(выслушиваются ответы детей)

- Посмотрите на экран и догадайтесь, о ком идёт речь.

(высвечивается на экране)



  • 2 ряд - иллюстрация к понравившейся части, характеристика мамы-стрижихи.

(высвечивается на экране)




- Сверьте свои ответы с тем, что видите на экране.


  • 3 ряд - иллюстрация к понравившейся части, контрольное чтение (1 мин.)


5. Словарно-лексическая работа.

- Ребята, в тексте встретились незнакомые слова, давайте попробуем разобраться в их значении.

Мальчик-«словарик» объясняет значение слов.

Яр – крутой берег, обрыв.

Бесцеремонно – беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости.

Гомон – недружный крик птиц.

Спикировал – сложив крылья, бросился вниз.

Выскребал – когтями доставал комочки глины.


6. Работа по содержанию текста и составлению плана-рассказа.

а) чтение и анализ 1 части «Новорожденные стрижи».

  • Где появился птенец?

  • Что представляло собой жилище стрижа? (Это глубокая норка в берегу).

(высвечивается на экране)



  • Почему постоянно мерцало пятнышко света? (Норка узкая, когда мама стрижонка направлялась вдоль неё, вход закрывался).

  • С чем сравнивает Скрип капли дождя?

  • Какими на свет появляются птенцы? (Без оперения).

  • О ком рассказано подробно? Почему?

  • Как озаглавим эту часть?

(Дети записывают в тетрадях первый пункт плана. Помещают на доску первый кадр будущего фильма).



б) чтение и анализ 2 части «Жизнь стрижиной семьи».

  • Почему вторую каплю дождя мама отдала не Скрипу, да ещё и оттолкнула его? (Так как потомство стрижей большое, если кормить только одного птенца, остальные умрут).

  • Какой вывод после этого случая сделал для себя Скрип? (Мама у них серьёзная и строгая).

  • Почему «с рассвета до вечера» носилась мама над берегом?

  • Как погиб папа стрижат?

  • Что думают люди, глядя с берега на суету птиц?

  • Что нового узнали из второй главы о стрижах? (Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки-береговушки. Живут стаей).

  • О ком или о чём рассказывает автор подробно? Почему?

  • Как озаглавим эту часть?

(Дети записывают в тетрадях второй пункт плана. Помещают на доску второй кадр будущего фильма).


в) чтение и анализ 3 части «Птенцы подросли».

  • Чём вы узнали из третьей части?

  • Что интересовало подросшего птенца?

  • Кто и зачем прервал эксперимент Скрипа? (Мама уволокла птенца, чтобы неразумный не разбился).

  • Как реагируют стрижи в стае на грозный призыв «Тиу!» (Найти ответ в тексте).

  • Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью.)

  • Как озаглавим эту часть?

(Дети записывают в тетрадях третий пункт плана. Помещают на доску третий кадр будущего фильма).


Ф И З М И Н У Т К А


(Звучит фонограмма «Звуки леса»)

Встанем, потянем ладоши к солнышку, а теперь присядем, зачерпнём в ладоши родниковой водицы, умоемся, вдохнём свежего воздуха, закроем глаза, послушаем звуки леса.


г) чтение и анализ 4 части «Случилась беда»

  • Расскажите о гибели мамы-стрижихи.

  • Какую ошибку допустил вожак? (Рано дал отбой)

  • Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? (Так как стрижи – дружный народ)

  • Как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам?

  • Какое настроение вызвало у вас прочтение этой главы? Почему?

  • Как озаглавим эту часть?

(Дети записывают в тетрадях четвёртый пункт плана. Помещают на доску четвёртый кадр будущего фильма).


д) чтение и анализ 5 части «Учатся летать!»

  • Почему возникает необходимость покидать родную норку? (Птенцы выросли, им не уместиться)

  • Какое чувство было у стрижат? («Было радостно и жутко») Поясните фразу.

  • Кто учил Скрипа летать и как?

  • Как в этом случае вели себя остальные стрижи стаи?

  • Почему Скрипу не понравилось в облаке?

  • Как озаглавим эту часть?


(Дети записывают в тетрадях пятый пункт плана. Помещают на доску пятый кадр будущего фильма).


е) чтение и анализ 6 части «Новое жильё»

  • Что заставило Скрипа заняться строительством норки? (Потерял родную норку, а все остальные стрижиные дома были заняты)

  • Как Скрип понял, что норка у него маленькая? (Мальчишки вынули его из недостроенного домика. Поэтому норки стрижи делают глубокие.)

  • Опишите ощущение птички, находящейся в мальчишеских руках.

  • Что пережил Скрип? (Страх). Почему?

  • Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев параллельно с жизнью птички? (Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно)

Объясните значение этих слов:

Берегите эту землю, эту воду.

Даже малую былинку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

  • Какие уроки усвоил Скрип? Посмотрите на экран.

  • Как озаглавим эту часть?



(Дети записывают в тетрадях шестой пункт плана. Помещают на доску шестой кадр будущего фильма).


ж) чтение и анализ 7 части «Пора в дорогу»

  • Какой урок уяснил скрип? (Что норка должна быть глубокая, тогда враги не страшны).

  • Почему стрижи «сделались беспокойными»? (Стрижи питаются насекомыми в воздухе, не лету. Это комары, мошки, мухи. В августе погода становится заметно прохладнее и еды стрижам не хватает. Исчезают мошки. С этим и связан перелёт птиц. Отсутствие питания).

  • Почему Астафьев сравнивает собравшихся к отлёту стрижей с тучей?

(Дети записывают в тетрадях седьмой пункт плана. Помещают на доску седьмой кадр будущего фильма).


- А теперь посмотрите, какой замечательный фильм мы с вами создали!










7. Итог урока.

  • Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас?

  • О чём это произведение? (Писатель рассказывает о птичке стриже так, будто говорит о человеке. Речь идёт о том, как взрослеет, растёт и учится жить главный герой.)

  • Какая главная мысль рассказа? (Бережное отношение к беспомощным существам, приносящим большую пользу окружающей среде.)

  • Докажите, что это произведение познавательное и поучительное? (Это произведение учит бережному отношению к беспомощным существам, приносящим большую пользу окружающей среде).

  • Сверьте свой план с тем, что видите на экране.



- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим меньшим.


(высвечивается на экране четверостишие, которое читает подготовленный ученик)



8. Домашнее задание.

Пересказать рассказ по составленному плану и создать свою версию конца рассказа. На этом наш урок-путешествие окончен.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!