СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии в 6 классе по теме "Строение и разнообразие цветков. Соцветия"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии в 6 классе по теме "Строение и разнообразие цветков. Соцветия"»


Муниципальное учреждение «Управление образования» местной администрации Эльбрусского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Эльбрус

Эльбрусского муниципального района

Кабардино-Балкарской Республики



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ с. Эльбрус

___________ (Залиханова А.А.)

Приказ от «___» ______ 2023 г. № ___





ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ

в 6 классе по теме:

«Строение и разнообразие цветков. Соцветия»







Автор-составитель:

Курданова Азиза Камаловна

Учитель биологии









с. Эльбрус

2023г.

Тема урока: Строение и разнообразие цветков. Соцветия (6 класс) 


Цель урока: закрепить формирование представления о растении  через знания о цветке как органе, необходимом для размножения покрытосеменных.


Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать представление о цветке как органе семенного размножения растений;

  2. Изучить особенности строения цветка, раскрыть биологическое значение его частей – пестика и тычинок;

  3. Рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений;

  4. Ввести понятие «соцветия», разъяснить их биологическую роль;

  5. Изучить классификацию цветков.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование у обучающихся умений и навыков работы с  текстом учебника;

  2. Продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой (с помощью опережающих заданий);

  3. Продолжить формирование навыков работы с гербарными материалами, живыми объектами, схемами и рисунками.

Воспитательные:

  1. Раскрыть эстетическую ценность цветков;

  2. Показать необходимость бережного отношения и охраны растений;

  3. Используя личностную мотивацию, воспитывать любовь к природе.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, лабораторная работа.

Приемы деятельности :

Актуализация знаний обучающихся, опережающие творческие задания, обобщение изученного на уроке.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.

Ход урока:

Организационный момент: ученики входят в класс, который украшен цветами: корзины, панно, живые цветы под «Вальс цветов» П.И.Чайковского.


  • Строение цветка. ( изучение нового материала с элементами актуализации знаний обучающихся).


Учитель:  Итак, я напомню вам, что мы продолжаем изучать органы цветкового растения. (обращение к таблице «Органы цветкового растения»).

Вопрос классу: Какие органы растения мы уже изучили? Ученики отвечают и показывают на таблице.

Вопрос классу: А что такое «побег»? Ученики отвечают.

Вопрос классу: Вспомните,  какие бывают почки? Что они содержат?

Вопрос классу:  О каком же  органе растения мы еще не говорили? (включен видеофрагмент). Дети отвечают.

Учитель:  Конечно, это цветок –  самый яркий и заметный орган растения. Ему во все времена поэты, художники и музыканты посвящали свои произведения. Кстати, в начале урока вы слушали фрагмент музыкальной композиции, кто узнал его? (Дети отвечают). Посмотрите на иллюстрации, вывешенные в классе: мир цветов многообразен

Эмоциональный элемент: несколько обучающихся читают подготовленные ими стихи о цветах.

Учитель:  Конечно, ребята, мы сегодня поговорим о цветах. Запишите в тетради тему урока «Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия» (тема записана на доске).

Вопрос классу: Скажите, а все ли растения имеют цветы? ( Дети отвечают)

Учитель:  Цветы – это органы цветковых растений. Самое яркое и значительное явление в растительном мире – это цветение . Цветки разных растений отличаются друг от друга формой, размерами, окраской, цветут в разное время. После цветения, на месте цветка развивается плод, в котором созревают семена. Размножение растений семенами называется семенным размножением ( откройте словари и запишите определение).

УчительЗначит, цветок относится к какой группе органов растения? – репродуктивные ( от латинского «репродуктио» - воспроизведение) – этот термин нам уже знаком. То есть, цветок  - это орган семенного размножения растений. У цветка есть стеблевая часть  и листовая часть.

Несмотря на все многообразие цветков, у них всех есть общие черты строения.  Давайте познакомимся со строением цветка более подробно.

Записи в тетради:

Лабораторная работа

Тема: Строение цветка

Объект исследования: живые цветы, комнатные растения (цветущие), модель «Строение цветка»,гербарные материалы.

Цель работы: изучить строение цветка, выделить главные части.

Ход работы:

      1. Учитель показывает на модели  «Цветок вишни» части цветка  и на таблице «Строение цветка», рассказывает о них, ученики работают с гербарием и раздаточным материалом.

Учитель:   Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях – цветоножках. Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка. У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка. Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку (показ на модели и на таблице «Строение цветка»).

2. Запись в тетради:

Все чашелистики составляют чашечку.

Цветок обычно состоит из венчика, образованного лепестками  (показ на схеме и на таблице). Все лепестки составляют венчик цветка (запись в тетради). Венчик + Чашечка = Околоцветник  (запись в тетрадь).

У многих растений (лилия, тюльпан) все листочки околоцветника одинаковые ( нет чашечки или венчика).

3. Запись в словарь: 

Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик  называется простой околоцветник. Околоцветник, в котором есть чашечка и венчик называется двойной.

Учитель: Околоцветник защищает главные части цветка, какие ? (дети отвечают – пестик и тычинка.). Встречаются в природе цветки и без околоцветников. Это, так называемые, голые цветки.

Задание классу: прочитайте в тексте учебника из каких частей состоит пестик  (дети отвечают, а учитель показывает на таблице и модели). Строение тычинки рассматриваем по схеме, которая лежит на столах .

4. Учитель:

Напомню, что стеблевая часть цветка – это цветоножка и цветоложе, а листовая часть цветка – это чашечка, венчик и главные части цветка. Значит,  Цветок – это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению. (запись в словарь в конце тетради).

5. Работа обучающихся в тетради.

Задание классу: зарисовать строение цветка с простым и двойным околоцветником, используя раздаточный материал ( схемы)(если есть возможность сделать ксерокопии – дети наклеивают в тетрадь схему)

6. Делаем вывод по нашей работе ( прочитав еще раз цель работы):

Вывод по работе: Главные части цветка – пестик и тычинка.(запись в тетради).


  • II. Разнообразие цветков.


Учитель: Особенности строения цветка можно записать в виде формулы. При ее составлении используются следующие сокращения: Ч Л Т П. Количество частей цветка записывается в виде индексов. Если число элементов большое, то используется математический символ бесконечности, если части срослись, то количество берется в ( ). – запись в тетради. Но цветки бывают очень разные. Мы уже сказали, что бывают цветки с двойным и простым околоцветником. Но цветки могут различаться и по другим признакам  (запись в тетради схемы).


Запись в тетрадь:   РАЗНООБРАЗИЕ   ЦВЕТКОВ.

                                Венчик

  Раздельнолепестный          Сростнолепестный

      (вишня)                            (душистый табак)

                               Чашечка

 Раздельнолистная               Сростнолистная

      (герань)                           (вьюнок полевой)

                                Цветки

Актиноморфные       зигоморфные             ассиметричные

  (правильные)         (неправильные)         (валериана

   (капустные)               (бобовые)            лекарственная)

(демонстрируются разные типы цветков по таблице и демонстрация на раздаточном материале).

Учитель: Цветки также, бывают обоеполые и раздельнополые, а растения, на которых они находятся могут быть однодомными и двудомными.

Задание классу: Работая с учебником выбрать и записать в словарь определения.( обучающиеся записали, затем читаем вслух).

  • Закрепление изученного материала ( работа с карточками  - раздаточный материал)

(фронтальная работа  по цепочке).

  • Соцветия.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что цветок – это орган семенного размножения растений. В природе есть растения, которые имеют одиночные цветки, но есть и растения, у которых цветки собраны в соцветия.

Задание классу: найдите определение соцветий (дети отвечают, учитель конкретизирует).

Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке ( запись в словарь в конце тетради).

Учитель:  Соцветия бывают простые и сложные. В соцветия обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей.

Вопрос классу: Значит, в чем состоит биологическая роль соцветий? ( Дети отвечают).

Задание классу: Работая с учебником, рассмотрите схемы соцветий и   назовите наиболее распространенные типы соцветий?

-Кисть – (Учитель поясняет:   это соцветие образуют отдельные цветки , которые расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от общей оси ( капуста , ландыш).

- Колос – ( Учитель поясняет: это соцветие образуют не имеющие цветоножек, то есть сидячие цветки, расположенные на общей оси соцветия

( подорожник) – это простой колос. У ржи, пшеницы – сложный колос, состоящий из нескольких колосков.

- Корзинка – (Учитель поясняет: многочисленные мелкие, сидячие цветы расположены на утолщенном и расширенном ложе соцветия ( астры, одуванчик) .

  • Охрана растений

Учитель: Мы с вами разобрали строение цветка, узнали, какие они бывают. Но я думаю, что выражу наше общее мнение, что цветок – это одно из самых прекрасных явлений природы. Это одно из самых ярких проявлений жизни на Земле. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен писал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

Цветы сопровождают нас всю жизнь: мы украшаем ими свой дом, дарим их в торжественных случаях,  да даже просто они поднимают нам настроение. Но мало кто из вас задумывался о том, что за время существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего растительного покрова. Сотни видов растений исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения. Посмотрите на таблицу «Редкие и исчезающие растения».

Вопрос классу: Красная Книга – это…. ( дети отвечают и называют редкие цветковые растения)

Учитель: Поэтому я призываю вас помнить о том, что каждый может внести свой посильный вклад в дело охраны природы: не кидать мусор, не обламывать ветки у растений и даже просто неумеренный сбор дикорастущих цветов может принести вред природе.

 И, завершая, наш урок,  домашнее задание (подготовить по желанию  сообщение о соцветиях).

Учитель:  хочу вам сказать спасибо за урок, молодцы ( оценки за урок и показ второй части видеофрагмента).

Основные источники информации:

В.В.Пасечник . Биология. 6 класс. Базовый уровень, Москва, «Просвещение»

В.Н.Семенцова. Биология. Технологические карты уроков. 6 класс, Санкт-Петербург, «Паритет»

Дополнительный источник информации:

Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. Москва, «Просвещение».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!