Учитель биологии: Курыс Ирина Михайловна МБОУ «Полевская СОШ», первая квалификационная категория
Конспект урока в 6 классе (ФГОС ООО)
Тема урока: Плоды
Цель урока: познакомиться с понятием Плод, строением плодов, их разнообразием и классификацией, способы распространения семян;
Задачи урока:
• познакомить учащихся с разнообразием плодов;
• дать классификацию плодов;
• познакомить учащихся со значением распространения плодов и семян, с различными приспособлениями к распространению, возникшими в процессе эволюции;
• продолжить формирование умения работать с учебной литературой, корточками, опорными таблицами.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся получают представление о строении плодов, их многообразии и вариантах классификации.
Метапредметные: развивается навык выполнения различных заданий и оформления их результатов, умение на их основании делать вывод о биологическом значении плодов.
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения плодов: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений и возникновении различных приспособлений к распространению плодов и семян, возникших в процессе эволюции.
УМК:
- учебник: В.В. Пасечник. Биология Линия жизни 5- 6 класс. - М.: Просвещение 2020 г;
Оборудование:
- сундучок
- ноутбук – 3 шт
- презентация к уроку,
- текст учебника, энциклопедия, толковый словарь Ожегова, Даля.
- карточки, таблицы
- карточки 1,2,3,4,5,?
- карточки для доски «Классификация плодов»
Ключевые слова и понятия: плод, семя, соплодие, околоплодник, простые и сборные плоды, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, яблоко, ягода, костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок, крылатка, тыквина, гесперидий (померанец).
Ход урока:
I. Организационный этап урока.
Цель этапа: настроить учащихся на учебную работу.
- Доброе утро, ребята! Присаживайтесь. (сл.1)
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать. (сл.2)
- Давайте посмотрим друг на друга, подарим улыбки, настроимся на плодотворный труд. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и с пользой.
- Вспомните, какой раздел биологии мы с вами изучаем? Назовите профессии, связанные с растениями (агроном, садовод, цветовод, селекционер и т.п. тот, кто назвал профессию – главный ведущий в группе)
- Посмотрите, что у меня? (сундучок). Правильно. Хотите узнать, что в нем? (дети отвечают) Он немного волшебный и откроется только в том случае, если мы пройдем с вами 5 испытаний (5 карточек на доске со знаком вопроса, по мере прохождения этапов урока они открываются).
-Начтем? Готовы?
II. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке. Цель этапа актуализация имеющихся знаний для определения темы урока. (Приём – Мозговой штурм)
Что такое биология?
Зоология?
Микробиология?
Микология?
Какая наука изучает внутреннее строение?
Какая наука изучает строение и жизнедеятельность клеток?
Вирусология?
Экология?
Наука, изучающая птиц?
Ботаника?
Дайте определение понятию цветок? (цветок – видоизмененный побег, служащий для семенного размножения)
Дайте определение понятию соцветие? (соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке)
Зачем мелкие цветы собираются в соцветия? (соцветие делает мелкие цветки хорошо заметными для насекомых-опылителей)
Оценка работы детей, переход к актуализации (Открыть 1 карточку)
III. Целеполагание
Цель этапа: формирование познавательных мотивов учебной деятельности, определение учебной цели.
Что останется на растении после того, как цветок отцветет? (на растении останется плод). (сл.4) Верно! Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в …(плодах). После того как цветок отцвел, наступает новый этап в его развитии – образование плода.
Определим тему урока – Плоды (сл.5)
Цель - познакомиться с понятием Плод, строением плодов, их разнообразием и классификацией, способы распространения семян; (сл.6)
(Открыть 2 карточку)
IV. Изучение новой темы. Цель этапа: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал, обобщать изученное.
Откроем учебники на стр.190, параграф 49. Найдите определение плоду? Есть ли оно? Так, что же делать? К каким источникам знаний мы можем еще обратиться? – Верно это энциклопедии и толковые словари. (Работа в группе – находим определение, читаем, обобщаем, записываем).
Плод – это генеративный орган цветкового растения, содержащий в себе семена. (сл.7)
Определим функции плода: (сл.8)
развитие и созревание семян,
осуществляют распространение семян.
Рассмотрим строение плода (сл.9)
Плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения.
Плод состоит из околоплодника и семян.
Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи. В образовании околоплодника участвуют и основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе. (сл.10, 11) Семена образуются из семязачатков.
В нашем мире очень много плодов – овощных, фруктовых, ягодных, зерновых. Как навести порядок во всем этом разнообразии? Правильно классифицировать. (сл.12) Все плоды делятся на группы по признакам:
По количеству воды в околоплоднике;
По количеству семян;
По количеству пестиков, участвующих в образовании плода.
Если в цветке только 1 пестик – плод называют простым. (вишня, пшеница, горох)
Если в цветке несколько пестиков – плод называют сложным. (малина, ежевика) (сл.13)
Соплодие образуется уже их целого соцветия в результате срастания нескольких плодов. (ананас, свёкла).
Если в плодах 1 семя как можно их назвать? - односемянные
Если несколько семян – многосемянные (сл.14)
По количеству воды в околоплоднике – сухие и сочные. (сл. 15)
Работа с Жёлтой карточкой. – групповая. Задание – составить схему (коллаж) классификации плодов по количеству воды в околоплоднике, привести примеры. (до 4 минут)
После выполнения детьми работы схема выносится на доску с примерами – картинки плодов – по одному примеру (шпаргалка для выполнения последующих заданий)
Слайд – 16 - черный
Работа с Белой карточкой - групповая. Задание – выбрать сочные плоды. Назвать их. – финики, яблоко, дыня, ежевика, апельсин, слива, томат. (1-2 минуты)
(Распределить время, если есть – усложнить это же задание, например – Назовите сухие односемянные, сочные многосемянные и тп)
ФИЗМИНУТКА
«Орешковый массаж» (проводится с использованием грецких орехов, заранее приготовлены на партах). (сл. 17)
(Приложение к уроку)
(После выполнения физминутки открыть карточку № 3)
Слайд – 18 - черный
Работа с Синей карточкой – групповая. Задание - Как называются плоды на рисунке под цифрами 1-6? Ответ занесите в таблицу. (2-3 минуты)
Похвалить ребят за работу. Сделать вывод по разнообразию плодов.
Как правило, после того, как семена в плодах созрели, они не прорастают на самом растении. Чем дальше от материнского растения семя прорастет – тем больше возможность для дальнейшего существования вида, меньше конкурентоспособности за свет, почвенное питание. Семена распространяются самостоятельно или с помощью…. На слайде картинки - ветер, вода, животные, человек. (сл.19)
Кратко на примерах ведется рассказ о способах приспособления плодов ведущих к распространению семян. (сл.20)
Слайд – 21 - черный
Работа с Зеленой карточкой – групповая. Задание - Соотнесите названия растений и приспособления к их распространению, назовите способ. (1-2 минуты).
(Открыть карточку 4)
V. Итог урока
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
Проведение итогового контроля
https://kupidonia.ru/viktoriny-result/viktorina-po-biologii-plody
На ноутбуках решают тест онлайн «Купидония». После прохождения теста каждая группа озвучивает свои результаты.
(открыть карточку 5)
Итак, мы открыли все карточки, что же лежит у меня в сундучке? – плод, семя. Какой можно сделать вывод? (сл.22)
Плод – главный орган цветкового растения
Состоит из околоплодника и семян
Обеспечивает защиту, развитие и созревание семян
Многообразие плодов объясняется различными способами распространения семян.
Основа всей жизни на Земле – растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена. Какое значение имеют плоды для человека? (содержат органические вещества, витамины, микроэлементы, входят в пищевой рацион, сырье для промышленности, корм, лекарство) (сл.23)
VI. Рефлексия
- Вспомните цель, стоявшую перед вами.
- Смогли мы её достичь?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Кто не доволен?
На доске корзинка. Давайте соберем урожай и наполним нашу корзину.
(Дети выбирают плод по цвету и крепят к корзине) (сл.24)
- мне было трудно и не понятно
- работал неплохо
- доволен работой
Провести анализ работы групп, оценить, поблагодарить за работу.
VII. Домашнее задание П. 48, составить кроссворд на тему «Плоды» (сл.25)