СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии , 6 класс, ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии , 6 класс, ФГОС»

Учитель биологии: Курыс Ирина Михайловна МБОУ «Полевская СОШ», первая квалификационная категория

Конспект урока в 6 классе (ФГОС ООО)

Тема урока: Плоды

Цель урока: познакомиться с понятием Плод, строением плодов, их разнообразием и классификацией, способы распространения семян;

Задачи урока:

• познакомить учащихся с разнообразием плодов;

• дать классификацию плодов;

• познакомить учащихся со значением распространения плодов и семян, с различными приспособлениями к распространению, возникшими в процессе эволюции;

• продолжить формирование умения работать с учебной литературой, корточками, опорными таблицами.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся получают представление о строении плодов, их многообразии и вариантах классификации.

Метапредметные: развивается навык выполнения различных заданий и оформления их результатов, умение на их основании делать вывод о биологическом значении плодов.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения плодов: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений и возникновении различных приспособлений к распространению плодов и семян, возникших в процессе эволюции.

УМК:

- учебник: В.В. Пасечник. Биология Линия жизни 5- 6 класс. - М.: Просвещение 2020 г;


Оборудование:

- сундучок

- ноутбук – 3 шт

- презентация к уроку,

- текст учебника, энциклопедия, толковый словарь Ожегова, Даля.

- карточки, таблицы

- карточки 1,2,3,4,5,?

- карточки для доски «Классификация плодов»


Ключевые слова и понятия: плод, семя, соплодие, околоплодник, простые и сборные плоды, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, яблоко, ягода, костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок, крылатка, тыквина, гесперидий (померанец).





Ход урока:

I. Организационный этап урока.

Цель этапа: настроить учащихся на учебную работу.

- Доброе утро, ребята! Присаживайтесь. (сл.1)

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать. (сл.2)

- Давайте посмотрим друг на друга, подарим улыбки, настроимся на плодотворный труд. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и с пользой.

- Вспомните, какой раздел биологии мы с вами изучаем? Назовите профессии, связанные с растениями (агроном, садовод, цветовод, селекционер и т.п. тот, кто назвал профессию – главный ведущий в группе)

- Посмотрите, что у меня? (сундучок). Правильно. Хотите узнать, что в нем? (дети отвечают) Он немного волшебный и откроется только в том случае, если мы пройдем с вами 5 испытаний (5 карточек на доске со знаком вопроса, по мере прохождения этапов урока они открываются).

-Начтем? Готовы?

II. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке. Цель этапа актуализация имеющихся знаний для определения темы урока. (Приём – Мозговой штурм)


  • Блиц – опрос (сл.3)

  1. Что такое биология?

  2. Зоология?

  3. Микробиология?

  4. Микология?

  5. Какая наука изучает внутреннее строение?

  6. Какая наука изучает строение и жизнедеятельность клеток?

  7. Вирусология?

  8. Экология?

  9. Наука, изучающая птиц?

  10. Ботаника?

  11. Дайте определение понятию цветок? (цветок – видоизмененный побег, служащий для семенного размножения)

  12. Дайте определение понятию соцветие? (соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке)

  13. Зачем мелкие цветы собираются в соцветия? (соцветие делает мелкие цветки хорошо заметными для насекомых-опылителей)

Оценка работы детей, переход к актуализации (Открыть 1 карточку)


III. Целеполагание

Цель этапа: формирование познавательных мотивов учебной деятельности, определение учебной цели.

Что останется на растении после того, как цветок отцветет? (на растении останется плод). (сл.4) Верно! Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в …(плодах). После того как цветок отцвел, наступает новый этап в его развитии – образование плода

Определим тему урока – Плоды (сл.5)

Цель - познакомиться с понятием Плод, строением плодов, их разнообразием и классификацией, способы распространения семян; (сл.6)

(Открыть 2 карточку)


IV. Изучение новой темы. Цель этапа: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал, обобщать изученное.


Откроем учебники на стр.190, параграф 49. Найдите определение плоду? Есть ли оно? Так, что же делать? К каким источникам знаний мы можем еще обратиться? – Верно это энциклопедии и толковые словари. (Работа в группе – находим определение, читаем, обобщаем, записываем).

Плод – это генеративный орган цветкового растения, содержащий в себе семена. (сл.7)

Определим функции плода: (сл.8)

  • обеспечивают защиту,

  • развитие и созревание семян,

  • осуществляют распространение семян.

Рассмотрим строение плода (сл.9)

Плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения.

Плод состоит из околоплодника и семян.

Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи. В образовании околоплодника участвуют и основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе. (сл.10, 11) Семена образуются из семязачатков.

В нашем мире очень много плодов – овощных, фруктовых, ягодных, зерновых. Как навести порядок во всем этом разнообразии? Правильно классифицировать. (сл.12) Все плоды делятся на группы по признакам:

  1. По количеству воды в околоплоднике;

  2. По количеству семян;

  3. По количеству пестиков, участвующих в образовании плода.


Если в цветке только 1 пестик – плод называют простым. (вишня, пшеница, горох)

Если в цветке несколько пестиков – плод называют сложным. (малина, ежевика) (сл.13)

Соплодие образуется уже их целого соцветия в результате срастания нескольких плодов. (ананас, свёкла).

Если в плодах 1 семя как можно их назвать? - односемянные

Если несколько семян – многосемянные (сл.14)

По количеству воды в околоплоднике – сухие и сочные. (сл. 15)


  • Работа с Жёлтой карточкой. – групповая. Задание – составить схему (коллаж) классификации плодов по количеству воды в околоплоднике, привести примеры. (до 4 минут)

После выполнения детьми работы схема выносится на доску с примерами – картинки плодов – по одному примеру (шпаргалка для выполнения последующих заданий)

Слайд – 16 - черный

  • Работа с Белой карточкой - групповая. Задание – выбрать сочные плоды. Назвать их. – финики, яблоко, дыня, ежевика, апельсин, слива, томат. (1-2 минуты)

(Распределить время, если есть – усложнить это же задание, например – Назовите сухие односемянные, сочные многосемянные и тп)


ФИЗМИНУТКА

«Орешковый массаж» (проводится с использованием грецких орехов, заранее приготовлены на партах). (сл. 17)

(Приложение к уроку)

(После выполнения физминутки открыть карточку № 3)

Слайд – 18 - черный



  • Работа с Синей карточкой – групповая. Задание - Как называются плоды на рисунке под цифрами 1-6? Ответ занесите в таблицу. (2-3 минуты)

Похвалить ребят за работу. Сделать вывод по разнообразию плодов.

Как правило, после того, как семена в плодах созрели, они не прорастают на самом растении. Чем дальше от материнского растения семя прорастет – тем больше возможность для дальнейшего существования вида, меньше конкурентоспособности за свет, почвенное питание. Семена распространяются самостоятельно или с помощью…. На слайде картинки - ветер, вода, животные, человек. (сл.19)

Кратко на примерах ведется рассказ о способах приспособления плодов ведущих к распространению семян. (сл.20)

Слайд – 21 - черный

  • Работа с Зеленой карточкой – групповая. Задание - Соотнесите названия растений и приспособления к их распространению, назовите способ. (1-2 минуты).



(Открыть карточку 4)

V. Итог урока

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Проведение итогового контроля

https://kupidonia.ru/viktoriny-result/viktorina-po-biologii-plody

На ноутбуках решают тест онлайн «Купидония». После прохождения теста каждая группа озвучивает свои результаты.

(открыть карточку 5)

Итак, мы открыли все карточки, что же лежит у меня в сундучке? – плод, семя. Какой можно сделать вывод? (сл.22)

  • Плод – главный орган цветкового растения

  • Состоит из околоплодника и семян

  • Обеспечивает защиту, развитие и созревание семян

  • Многообразие плодов объясняется различными способами распространения семян.

Основа всей жизни на Земле – растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена. Какое значение имеют плоды для человека? (содержат органические вещества, витамины, микроэлементы, входят в пищевой рацион, сырье для промышленности, корм, лекарство) (сл.23)

VI. Рефлексия

- Вспомните цель, стоявшую перед вами.

- Смогли мы её достичь?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Кто не доволен?


На доске корзинка. Давайте соберем урожай и наполним нашу корзину.

(Дети выбирают плод по цвету и крепят к корзине) (сл.24)



- мне было трудно и не понятно

- работал неплохо

- доволен работой



Провести анализ работы групп, оценить, поблагодарить за работу.

VII. Домашнее задание П. 48, составить кроссворд на тему «Плоды» (сл.25)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!