СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии в 7 классе на тему "Класс млекопитающие: общая характеристика, особенности строения" (технологическая карта урока)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические цели:

Образовательные:

- Сформировать понятия об особенностях организации млекопитающих, позволивших им занять все основные среды обитания на планете.

Развивающие:

- Развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала.

- Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения.

Воспитательные:

- Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности.

- Способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

- Воспитывать культуру диалога, толерантность поведения при ведении  диалога.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии в 7 классе на тему "Класс млекопитающие: общая характеристика, особенности строения" (технологическая карта урока)»

Урок «Класс млекопитающие. Общая характеристика класса. Особенности строения. Многообразие млекопитающих» (7 класс).

7в-07.04.2017 год


Цель: формирование понятия об особенностях организации млекопитающих, позволивших им занять все основные среды обитания на планете.

Задачи:

- организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков животных класса Млекопитающих;

- создать условия для развития интеллектуальных умений: умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда.

Оборудование: рисунки с изображениями представителей класса Пресмыкающихся (ящерица, черепаха, крокодил, змея) и Млекопитающих (утконос, ехидна, исполинский кенгуру, заяц - беляк, морж, крот, белка - летяга), таблица “Тип хордовые. Класс Млекопитающие”, “Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся”, инструктивные карточки для работы с текстом. Тексты “Однопроходные”, “Сумчатые” и “Плацентарные”.

Тип урока: изучение нового материала. Методы: частично-поисковые, самостоятельная работа с книгой, инструктивной карточкой, беседа, интерактивные методы обучения.

Технология: проблемного обучения, ИКТ, критическое мышление.


Ход урока:

  1. Организационный момент (план работы, побудительная мотивация).

  2. Стадия вызова.

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята! Рассмотрите рисунки с изображёнными животными. Назовите их.

- Какие из представленных животных относятся к классу Пресмыкающихся? На основании каких признаков вы отнесли этих животных к классу Пресмыкающихся?

Молодцы! А почему остальных животных вы не отнесли к пресмыкающимся? К каким систематическим группам (классам) вы бы отнесли этих животных?

Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих. Откройте тетради, запишите число, тему урока и начертите таблицу:

Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?


Учитель: Что вы можете сказать об этих животных? Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

Ученик: Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери (заполните колонку «Что знаю?»).

Учитель: Правильно. Где можно встретить млекопитающих, которые изображены на рисунках?

Ученик: В воде, на суше, в воздухе, в норах, на северном полюсе.

2. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

Ребята мы можем с вами сразу ответить на этот вопрос? (нет). Каких знаний нам недостаточно?

Ученик: Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих.

  1. Стадия осмысления.

Учитель: Запишите в первую колонку всё, что вы знаете о Млекопитающих.

А что вы хотели узнать? Составляем структурно - логическую схему в колонке «Что хотел узнать?»

Задание: С общей характеристикой класса млекопитающих вы познакомитесь сами, прочитав статью учебника "Общая характеристика класса Млекопитающих", стр. 243-246, а для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составьте общую характеристику класса Млекопитающих по плану в колонке «Что узнал?» (5 мин).

Вспомним, по какому плану мы составляем общую характеристику класса (план записан на доске).

План характеристики животных класса:

  1. Среда обитания.

  2. Количество видов.

  3. Внешнее строение.

  4. Внутреннее строение.
    4.1. Особенности строения скелета.
    4.2. Особенности строения нервной системы и органов чувств.
    4.3. Особенности строения кровеносной системы.
    4.4. Особенности строения дыхательной системы.

  5. Размножение.

  6. Происхождение.

  7. Систематика.

Примечание: 5,6 -й пункты заполняются позже.

Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?

Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери

Структурно-логическая схема:

1. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде, в воде.
Среда обитания: наземно-воздушная, наземная, почва, водная.
2. 4,5 тыс. видов
3. Тело покрыто шерстью (волосяной покров).
4. Внутреннее строение:
4. 1. Шея подвижная, из 7 позвонков. Ноги под туловищем.
Дифференцированные зубы.
4. 2. Высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга.
Сложные условные и безусловные рефлексы. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
4. 3. Кровеносная система замкнутая. Четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения.
4. 4. Лёгкие альвеолярные.
5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве.
6. Произошли от неспециализированных палеозойских рептилий 160-170 млн. лет назад в мезозойскую эру в триасовый период.


Учитель дополняет информацию.

Задание классу: сравните строение млекопитающих и пресмыкающихся.

У Пресмыкающихся: кожа лишена желез, 6 шейных позвонков; туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища; нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается; ячеистые лёгкие; низкий обмен веществ; непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.

Учитель: В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?

Прогрессивные черты:

  1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.

  2. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.

  3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.

  4. Появление шерстного покрова.

  5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.

  6. Возникновение альвеолярных лёгких.

Учитель: Мы ответили с вами на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

Ученики ещё раз перечисляют прогрессивные черты.

Учитель: Таким образом, млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей самая прогрессивная группа животных.

Работа в группах. Каждая группа получает текст, задание и инструктивную карточку. I группа работает с текстом “Однопроходные”, II группа – “ Сумчатые”, III группа – “Плацентарные”.(см. приложение 1 и 2 ).

Задание I группе: внимательно рассмотрите рисунок с изображением животного - утконос. Опишите его внешнее строение.

Ученики: тело покрыто шерстью, на голове клюв без зубов, размножается откладыванием яиц, наружных ушных раковин нет.

Учитель: К какому классу животных вы его отнесёте? Почему?

Ученики: К пресмыкающимся, к птицам, к млекопитающим.

Учитель: Кто такой утконос: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью?

Задание II группе: прочитайте текст, лежащий у вас на столе “Однопроходные”. Отметьте карандашом на полях информацию в тексте: «V»- совершенная новая информация, «-» - противоречит моим первоначальным представлениям, «?» - не понял текст, «+» - знаю содержание, «=» - знал, но забыл.

Ответьте на вопросы инструктивной карточки. Две минуты на прочтение текста и две, чтобы ответить на вопросы.

ТЕКСТ «Однопроходные».

Однопроходные не рождают живых детёнышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них как у Пресмыкающихся и Птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные характеризуются очень примитивными чертами:

  1. Размножаются посредством откладывания не крупных (около 20 мм в диаметре у утконоса), богатых питательным желтком яиц.

  2. Кишечник и мочеполовой синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впадают в клоаку.

  3. Соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюшной стороне тела на особом железистом поле, с которого молоко детёныши слизывают.

  4. Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пресмыкающихся.

  5. Температура тела низкая и колеблется от 26 до 34. С.

Только у ехидны имеется выводная сумка-складка кожи на брюхе, в которую открываются млечные железы и которая образуется только на время размножения.

  1. Мягкие губы отсутствуют, челюсти покрыты роговым клювом.


ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

Характеристика подкласса Яйцекладущих или Первозверей.

  1. Рассмотрите рисунки 205, 206 и опишите внешний вид Однопроходных.

  2. Обоснуйте, почему Однопроходных относят к древним млекопитающим.

  3. Обоснуйте, почему Однопроходных нельзя отнести к пресмыкающимся.

  4. Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве Однопроходных и Пресмыкающихся.

  5. Укажите особенности строения и образа жизни ехидны и утконоса.

Обсуждение результатов работы.

Учитель: Что вы узнали об отряде Однопроходных животных?

Они обитают в Австралии, размножаются откладыванием яиц, вместо губы - клюв.

Учитель: Что узнали нового про этих животных?

Есть клоака, соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюхе, молоко детёныши слизывают, плечевой пояс как у Млекопитающих, t тела низкая от 26 до 34 ?С, есть сумка на брюхе.

  1. Что противоречило вашим представлениям?

Насиживают яйца, как происходит процесс вскармливания.

Ответьте на вопросы инструктивной карточки.

  1. Внешний вид: голова, туловище, конечности, хвост; тело покрыто шерстью (у утконоса), иголками (у ехидны), клюв, выводковая сумка.

  2. Почему Однопроходных относят к древним Млекопитающим?
    Потому, что примитивные черты строения: клоака, клюв, низкая температура тела, размножаются, откладывая яйца, нет сосков и плаценты.

  3. Почему Однопроходных нельзя отнести к Пресмыкающимся?
    Однопроходные вскармливают детёнышей молоком, заботятся о потомстве.

  4. Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве Однопроходных и Пресмыкающихся. Откладывают яйца, есть клоака, плечевой пояс одинакового строения.

Учитель: Кто такой утконос: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью?

Утконос по признаку выкармливания детёнышей молоком относится к млекопитающим животным, но по признаку размножения яйцами и непостоянной температуры тела - к пресмыкающимся. Поэтому его считают млекопитающим, но относят к подклассу яйцекладущих, занимающему по ряду признаков промежуточное положение между классом пресмыкающихся и млекопитающих.

О чём это свидетельствует?

Ученик: О родстве между ними: млекопитающие произошли от пресмыкающихся. (После работы в группах приходим к выводу).

Учитель: Таким образом, в процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало в конце триаса - Однопроходным (утконос, ехидна), а вторая - в меловом периоде уже была представлена группами высокоорганизованных зверей: Сумчатыми (кенгуру, коала и др.) и Плацентарными (собака, заяц, кошка, медведь и т. д.).

  1. Рефлексия.

- Каковы особенности строения Млекопитающих?

- По каким признакам класс Млекопитающих подразделяют на подклассы?

- Почему Однопроходных считают древними Млекопитающими?

При затруднении в ответе на вопросы, смотрите записи в тетради.

Составление синквейна по теме «Млекопитающие».

5. Домашнее задание. Заполнить таблицу

Сравнительная характеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих

Черты строения и образ жизни

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

Место обитания

 

 

Покровы тела

 

 

Органы дыхания

 

 

Число камер в сердце

 

 

Нервная система

 

 

Температура тела

 

 

Способы размножения

 

 

Приложение 1

Текст «Сумчатые»

Относятся к низшим млекопитающим. Рождают детенышей, но очень маленьких и недоразвитых. Они более похожи на зародышей, чем на молодых зверят. Плацента у сумчатых развита слабо. Эмбриональный период очень короткий. Доразвитие происходит в специальной «выводковой» сумке, образованной складкой кожи на брюхе самки. Внутри сумки имеются млечные железы, к соскам которых присасываются детеныши .Кормятся молоком более двух месяцев. Теплой сумкой матери новорожденные пользуются почти год, пока не научатся бегать. Они распространены в Австралии, Южной, Центральной и Северной Америке.

Для них характерны следующие черты: Животные разного размера, внешне похожих на других





Приложение 2



Текст « Плацентарные»

Относятся к высшим теплокровным животным. Внешний облик и размеры очень разнообразны: от 4 см длины при массе 1,2 г до 33 м при массе 150 т. Это такие животные, у которых маленькое яйцо после оплодотворения развивается в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой. Через плаценту происходит питание зародыша. Продолжительность внутриутробного развития (беременность) различна у зверей разных видов и зависит главным образом от размеров животного, также влияет и образ жизни. Число детенышей в одном помете различно у зверей разных видов. Рождают живых и развитых детенышей. Также выкармливают детенышей молоком, которое образуется в млечных железах самки, которые обычно расположены на груди или на брюхе. Число сосков различно в зависимости от плодовитости вида (от 2 до 22).


Скворцова Ю.А.

Урок в технологии проблемного обучения по теме

«Многообразие пресмыкающихся.

Происхождение, значение, охрана» (7 класс)


Задачи урока:

1. Сформировать знания о многообразии современных пресмыкающихся и     отличительных признаков отрядов.

2. Продолжить формирование познавательных интересов и поисково-исследовательскую деятельность учеников.

3. Воспитывать бережное отношение к животным. 

Средства обучения: компьютер, мультимедийная приставка, таблица «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся»,  схема "Отрядов Пресмыкающихся".

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим изучение Класса Пресмыкающихся. На прошлом уроке вы познакомились особенностями внешнего и внутреннего строения и размножением пресмыкающихся. А сегодня поговорим о многообразии пресмыкающихся, об их значении в природе и в жизни человека (используется презентация). 

II. Проверка знаний учащихся.

Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, что вы знаете о пресмыкающихся. Сейчас каждый из вас получит задание (см. карточки в приложении). В течение 5 минут ответьте на вопросы предложенных вам заданий.

После завершения работы тест коллективно проверяется (ответы на презентации)

Дети сами оценивают свою работу (критерии оценок представлены на слайде презентации).  

III. Изучение нового материала.

1.Учитель: Вспомните, и назовите представителей Класса Пресмыкающиеся, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке.

Ответы учеников:  Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.…

Учитель: Хотя у этих животных много общего (на прошлом уроке рассмотрели), каждый из них имеет ряд особенностей. Вот поэтому их разделили на отряды. Открывайте тетради. Запишем число и тему урока. «Многообразие и значение пресмыкающихся».

В настоящее время Класс Пресмыкающихся насчитывают около 6 тыс. видов, обитающих в самых разных областях мира. Современные пресмыкающиеся образуют отряды: Чешуйчатые (ящерицы, змеи, хамелеоны), Крокодилы (крокодилы и аллигаторы), Черепахи и Клювоголовые (единственный сохранившийся до наших дней вид – гаттерия). В Чувашии рептилии представлены единственным отрядом Чешуйчатые (6 видов).

Знакомство с систематикой пресмыкающихся.


Класс Пресмыкающиеся

Отряд

Чешуйчатые

Отряд

Крокодилы

Отряд

Черепахи

Отряд

Клювоголовые

Ящерицы – около 3300 видов

Змеи – около 2700 видов

21 вид

более 200 видов

1 вид

Учитель: А сейчас поработаем в группах, используя учебник. На ваших столах листы-путеводители. Найдите таблицу «Отряды Кл. Пресмыкающихся». Вы должны её заполнять по мере работы с учебником.

Сообщения учащихся об особенностях каждого отряда. Каждое выступление сопровождается показом слайдов презентации. Выступающие отвечают на вопросы, которые могут возникнуть у учащихся. Сообщения дополняются комментариями учителя.

 - А сейчас поговорим о значении пресмыкающихся в природе и в жизни человека.

- Какое значение имеют рептилии в природе? (Составить цепи питания).

- Что можно сказать об их значении в жизни человека? (Уничтожают вредителей, используют кожу для изготовления различных изделий, мясо некоторых рептилий используют в пищу, яд змей – ценное сырьё для изготовления лекарств). Следовательно, их нужно беречь и охранять (охраняемые виды в Чувашии – слайд).

В Международную Красную Книгу занесены: из отряда Чешуйчатые – 23 вида, из отряда Черепахи - 25 видов, из отряда Крокодилы – 6 видов.

Послушаем защиту творческих проектов по изучаемой теме в виде реферативного выступления учащихся. Предполагаемые сообщения: гаттерия, анаконда, гюрза, хамелеон, слоновая черепаха, крокодилы, ядозуб, варан, обыкновенная ящерица, гадюка.  Выступления учащихся сопровождается слайдами. 

IV. Закрепление и обобщение.

Используя систематические категории, проклассифицируйте: ящерицу серую, черепаху болотную, гадюку обыкновенную, крокодила нильского.

Класс Пресмыкающиеся

Подтип Позвоночные

Вид Черепаха болотная

Вид Крокодил нильский

Подцарство Многоклеточные

Вид Черепаха болотная

Отряд Крокодилы

Отряд Чешуйчатые

Тип Хордовые

Вид Ящерица серая

Вид Гадюка обыкновенная

Царство Животные

Отряд Клювоголовые

Вид Гаттерия

Выводы:

  • Рептилии - первые настоящие наземные позвоночные.

  • Современные пресмыкающиеся объединены в отряды: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые.

  • Пресмыкающиеся нуждаются в защите, так как они занимают важное место в цепях питания.

  • Человек использует кожу некоторых змей и крокодилов, определенные виды черепах – деликатес в восточных кухнях, яд некоторых змей – сырьё для получения высокоэффективных лекарств.

Приложение

Карточка № 1.

К пресмыкающимся относятся:

а) жабы; б) лягушки;

в) змеи; в) тритоны.

Ящерица линяет 4-5 раз за лето, так как:

а) меняется окраска тела; б) роговой покров препятствует росту;

в) кожа быстро изнашивается; г) роговой покров очень тонкий.

Пресмыкающиеся дышат:

а) преимущественно легкими; б) только легкими;

в) только кожей; г) легкими и кожей.

У пресмыкающихся:

а) сердце трехкамерное; б) сердце двухкамерное;

в) сердце четырехкамерное; г) 1 круг кровообращения.

Регенерация хвоста у ящериц имеет большое значение для:

а) защиты от хищников; б) размножения;

в) поиска корма; г) отпугивания врагов.


Карточка № 2.

Пресмыкающиеся _______животные. У них _____ кожа, _____ круга кровообращения, сердце. Головной мозг снабжается чисто кровью. Благодаря сильному развитию мозжечка рептилии способны совершать сложные приспособительные движения. Дыхание – исключительно __________. По способу питания _______. Имеются________ для захвата и удержания добычи. Размножение и развитие не связано с водой.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!