ОБОУ ДО «Кореневская ДШИ им. А.М. Руденко»
Открытый урок по ансамблевому пению
Тема урока: « Работа над звукоизвлечением и
звуковедением на уроке
ансамблевого пения в младших классах»
Оборудование: фортепиано
Урок подготовила: преподаватель отделения
народного пения
Климова Евгения Васильевна
п. Коренево 2021 г.
Цель урока – применение и закрепление имеющихся у детей навыков звукоизвлечения и звуковедения в народных вокальных произведениях.
Задачи:
- образовательная - обеспечить усвоение обучающимися доступного вокального произведения (запоминание «с голоса», а так же с нотного материала), в зависимости от определенной возрастной группы (в данном случае младшая группа ансамбля);
- развивающая - формирование и развитие на фольклорной основе исполнительских и творческих навыков и умений обучающихся, а также звукоизвлечния, звуковедения в зависимости от региональной принадлежности произведения;
- воспитательная - приобщение обучающихся к традиционной народной культуре, а также к культуре пения.
Форма урока: индивидуально-групповая.
Образовательные технологии:
информационно - коммуникационные технологии - повышение уровня самостоятельной и творческой деятельности учащихся в процессе урока, положительное отношение к предмету;
здоровьесберегающие технологии - обеспечение устойчивого интереса учащихся к занятиям музыкой, укреплению и сохранению психофизического здоровья, обеспечения комфорта , формирующего ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащегося;
игровые технологии - побуждение и стимулирование учащихся к учебной деятельности;
технология анализа конкретной ситуации - видение проблемы, понимание и анализ, данную проблему, оценка альтернативы возможных решений, выбор оптимальный вариант решения;
технология проблемного обучения - потребность учащегося в новом знании или способе действия, наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально - волевой сфере, осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;
технология формирования мотивации - формирование у обучающихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии;
личностно - ориентированный подход - развитие творческого потенциала, индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка; помощь в самоопределении и самореализации.
План урока:
1. Приветствие
Распевание (10-15 мин.)
Работа над произведением без музыкального сопровождения, игровая «Ай, качи» (10-15 мин.)
Работа над произведением с музыкальным сопровождением, народная «Утушка луговая»(15 мин.)
Завершение урока, домашнее задание, выставление оценок
Ход урока
Приветствие – дети приветствуют педагога, педагог приветствует детей.
Распевание – оно проходит в несколько этапов:
- дыхательные упражнения: вдох носом (при этом брюшная полость должна выступить вперед), выдох ртом (брюшная полость возвращается в исходную позицию); упражнение «собачки» - дышим интенсивно соблюдая первое упражнение, с высунутым языком ;упражнение «надувная кукла» - один ученик на звуке «с» делает движения как при качании насоса, в то время как другой ученик изображает из себя надувающуюся куклу в зависимости от интенсивности произношения звука «с» первым учеником, затем они меняются местами
- упражнения для четкости дикции: вытягиваем губы трубочкой, при этом расслабляем лицевые мышцы, и крутим их сначала по часовой стрелке, затем против нее; произношение скороговорок – «Бык-тупогуб…», «Ехал грека…», «От топота копыт…»
- раскрички – дети повторяют за педагогом междометья и фразы в той же манере, высоту звука(ай, ой, э-ге-гей; качаем звуке «у» будто дует ветер, делаем глиссандо вверх и вниз, «бросаем камень» - на звуке «э» наклоняемся и поднимаем воображаемый камень, медленно поднимаясь, поднимаем и камень на том же звуке(глиссандо вверх) и «бросаем» этим же звуком (резко произносим «э»)
- распевание – пропевание музыкальных фраз в разных тональностях: «е-е-е-ой-да, я-я-я-ай-да», «я ли хороша, я ли молода», «на горе, на горе-то калина, под горой, под горою малина»
3. Работа над произведением без музыкального сопровождения, игровая «Ай, качи» - лад – мажор. Дети должны в определенном темпе, заданном педагогом, исполнить произведение, т.е. соблюдая внутреннюю пульсацию. При этом четко произносить слова, соблюдать цепное дыхание. Подача звука в этом произведении прямая, звонкая, без каких-либо лишних распевов, звуковедение на легато, без лишних остановок и резких выкриков.
Задорно исполненная игровая песня со всеми вышеизложенными пожеланиями и есть высшая оценка обучающихся.
Работа над произведением с музыкальным сопровождением, народная «Утушка луговая» - характер этого произведения другой, лад-минорный.
Задача обучающихся - исполнить его также на легато, с соблюдением цепного дыхания. Здесь главное найти нужный акцент в строчке и плавно к нему подойти, например:
Ай, утушка моя луговая,
Молодушка моя молодая.
Ой, люли люли люли, моя луговя,
Ой, люли люли люли, моя молодая.
К отмеченному в строчках слогу нужно подойти не с резким выкриком, а с плавным подходом, соблюдая динамические оттенки, т.е. в начале от меццо-пиано, далее форте, затем опять прийти к меццо-пиано и так на протяжении всего произведения (представляем волну, которая, то накатывает, то удаляется). Подача звука здесь менее звонкая, гласные «прикрыты», подбородок «не двигается» и выдвинут чуть вперед, петь нужно на улыбке, тогда и звук будет позитивнее и ярче. В песне есть проигрыш, на котором обучающиеся делают небольшую хореографическую «разводку».
Завершение урока, домашнее задание, выставление оценок – в конце урока педагог должен похвалить старания учеников, а также указать на их ошибки, так как это залог успешной работы не только ансамбля, но и всего учебного процесса – все это подкрепляется оценками, выставленными в дневники, далее педагог дает домашнее задание и прощается с обучающимися до следующего занятия.
Выполнение педагогом всех поставленных учебно-воспитательных задач в зависимости от типа урока и возраста обучающихся – залог успешного достижения поставленной цели.