Тема: «Свойства степени с натуральным показателем»
Цель:
Обобщить и систематизировать знания обучающихся о свойствах степени с натуральным показателем.
Задачи:
Учебные: -повторить, обобщить и закрепить материал главы «Степень с натуральным показателем »
- проверить качество усвоения знаний и умений, выявить пробелы в знаниях и постараться устранить их.
Развивающие: - развитие математического мышления и логической речи учащихся; развитие познавательной активности, интереса к предмету; развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать культуру, способствовать формированию личностных качеств, направленных на доброжелательное, толерантное отношение друг к другу, людям, жизни; воспитывать инициативу и самостоятельность в деятельности; подвести к пониманию необходимости изучаемой темы для успешной подготовки к государственной итоговой аттестации.
Тип урока:
урок обобщения, систематизации и коррекции знаний, умений и навыков
Оборудование: компьютер, проектор, экран для проецирования, доска.
Ход урока
Организационный момент:
Постановка целей и задач урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал. Ваша задача показать свои знания свойств степени с натуральным показателем и умение применять их при выполнении различных заданий.
(Слайд 2).
Эпиграф урока:
На сначала выберите тот смайлик ,который соответствует вашему настроению на начало урока. Вижу ,что у большинства хорошее настроение. Тогда приступим к уроку.
Актуализация опорных знаний. Систематизация теоретического материала.
- К доске 4 ученика по карточкам
1 карточка 2 карточка 3 карточка 4карточка
1. С5∙С3 5. С14.С8 9.С4 .С5 . С 13.(С4 )4
2. С8: С6 6.С7:С4 10.С16 .С8 14.С20:С3
3. (С4)3 7. (С4)3 ∙С 11. (С3)5 15.С5.С9:С3
4. С5 ∙С3 : С3 8.С2.С3.С 12.С8:С6:С
На столе карточки с числами . Выбрать карточку ,перевернуть
-Теоретический опрос:
Сформулируйте определение степени числа с натуральным показателем.
Из чего состоит степень?
О чем говорит основание степени?
О чем говорит показатель степени?
Сформулируйте правила умножения, деления степеней с одинаковыми основаниями, правило возведения степени в степень; правило возведения в степень произведения, дроби.
Что можно сказать о квадратах противоположных чисел?
Что можно сказать о кубах противоположных чисел?
-Степень положительного числа есть число …
-Степень отрицательного числа с нечётным показателем есть число …
-Степень отрицательного числа с чётным показателем есть число …(Слайд 7)
А теперь посмотрим, что же получилось у ребят. Если правильно ,то должно получиться МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ
Это М.В.Ломоносову принадлежат слова
«Пусть кто – нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь». М.В.Ломоносов
Первый крупный русский учёный-естествоиспытатель. Яркий пример «универсального человека» : энциклопедист, физик и химик. учёный-энциклопедист, основатель Московского университета
- Используя правила, сравните с нулём значения выражения. (Слайд 10)
(-5) 4 ;
-5 4;
-52 +25;
(-3) 5;
(-3) 4 + (-81);
- (3 ∙ 4)2;
(-3,5) 3· 0;
- Дайте определение степени с нулевым показателем? (Слайд 8)
Закончите запись
а п • а k = ……. ; а п : а k = ……. , a 0, nk;
(a bc)n = ……. ; (an) k = ………
- Из этих свойств вытекают правила действий со степенями. Сформулируйте эти правила. (Слайды 13,14)
Проверка заданий по карточкам (Слайды 15,16)
Запишите ответ в виде степени с основанием С и вы узнаете фамилию и имя великого французского математика, который первым ввел понятие степени числа.
Угадайте фамилию ученого математика.
| | 1. | С14∙ С8 |
1. | С5∙С3 | 2. | С7 : С5 |
2. | С8: С6 | 3. | (С4)3 ∙С |
3. | (С4)3 | 4. | С4∙ С5∙ С0 |
4. | С5 ∙С3 : С6 | 5. | С16 : С8 |
| | 6. | (С3)5 |
Ответ: РЕНЕ ДЕКАРТ
Р | Ш | М | | Ю | К | Н | | А | | Т | | Е | | Д |
С8 | С5 | С1 | | С40 | С13 | С12 | | С9 | | С15 | | С2 | | С22 |
(Слайд 16)
Декарт Рене (1596-1650) — французский философ, математик, физик и физиолог. Декарту принадлежит заслуга создания современных систем обозначений: он ввел знаки переменных величин (x, y, z...), коэффициентов (a, b, c...), обозначение степеней (a2, x-1...).
III. Основная часть.
Представьте в виде степени выражения. (Выполняют самостоятельно в тетрадях) (Слайды 17).
- Проверим.
Каждый ученик проверяет работу соседа, используя (Слайд 18.
- Ученик, выполняя преобразования выражений, допустил ошибки. Исправьте ошибки и объясните, какие определения, свойства и правила не знает ученик. (Слайд 19).
5 • 5 • 5 • 5 = 4 5; 2 3 • 2 7 = 4 10;
71 = 1; 2 30 : 2 10 = 2 3;
4 0 = 4; (2х) 3 = 2х 3;
2 3 • 2 7 = 2 21; (а 3) 2 = а 5.
- Подумайте, чем можно заменить ? (Слайды 20).
х5 • = х17;
: k 4 = k 11;
7 12 • = 7 19;
5)Самостоятельная работа(по группам:а)-1 ряд,б)-2 ряд,в)-3 ряд)
1) Выполните возведение в степень: (Слайд 21)
2) Представьте выражение в виде степени с указанным показателем: (Слайд 22)
в) 0,0016х20у24 =(…)4
3) Представьте выражение в виде степени: (Слайд 23)
6) (слайд24)
Сравните, не выполняя вычислений. Найдите верные неравенства. Из соответствующих им букв составьте фамилию архитектора, по проекту которого в 1825 году было построено здание Большого театра в Москве:
Бове. По проектам этого известного архитектора также были построены здания Манежа и Триумфальные ворота, создан проект Александровского сада.
7) Выполните умножение (по групам :2 парты-1 групп)(слайд26)
1. о,2а2в4 .0,3ав
2. - а4в9 . (-ав) .44а2в4
Резерв Выполните преобразования. Используя найденные ответы, запишите в таблицах два высказывания Козьмы Пруткова(слайд 27 по рядам)
-Проверка (слайд 28)
IV: Подведение итогов, оценивание, выставление отметок.
Рефлексия (3 мин).(слайд 29)
Ученикам выдаются заранее приготовленные листочки с незаконченными высказываниями, которые нужно закончить относительно данного урока.
Я умею …
Я понял…
Мне было интересно ….
4.Для меня сложно ….., потому что
V. Домашнее задание (Слайд 31)
№1
- Подумайте, чем можно заменить ?
n 15: = n 5;
b 2 • • b 8 = b 24;
5 12 • 5 3 = 5 19;
Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока.