МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова»
Открытый урок
по алгебре и началам анализа
по теме « Понятие логарифма»
Преподаватель математики:
Хизриева Н.А.
Тема урока: «Понятие логарифма»
Цели урока :
Образовательные: сформировать понятие логарифма, познакомиться с основным логарифмическим тождеством, простейшими свойствами логарифма, научить вычислять логарифмы чисел.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, умение принимать решение в нестандартной ситуации, , самокритичности.
Развивающие : развитие навыков анализа, систематизации информации, творческого мышления, самоконтроля и самооценки.
Тип урока: Урок – усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Место урока в изучении темы «Логарифмы»: Данный урок является первым уроком в теме «Логарифмы. Свойства Логарифмов». На данном уроке учащиеся впервые знакомятся с понятием логарифма, основная задача учителя показать учащимся важность данного понятия, обосновать закономерность его изобретения, тем самым мотивировать учащихся к его изучению.
Ход урока:
- Организационный момент.
«Математические термины»
Учитель. Перед вами кроссворд, вам необходимо вписать математические термины по горизонтали.
Итак тема нашего урока ….. На этом уроке мы познакомимся с понятием «логарифм», также рассмотрим свойства логарифмов. Тема эта актуальна, т.к. логарифм всегда встречается на итоговой аттестации по математике.
Ребята, изучая математику в школе, мы не часто задумываемся, зачем нужно знать те или иные понятия, теоремы, факты, которые уже известны многим поколениям до нас. И нам трудно себе представить то изумление и восхищение, которые вызывали новые понятия при своем появлении:
«Своими новыми и удивительными логарифмами он (изобретатель логарифмов) заставил меня усиленно работать и головой и руками. Я надеюсь увидеть его летом, так как никогда не читал книги, которая нравилась бы мне больше и приводила меня в большее изумление», - писал Бриггс (позднее прославившийся изобретением десятичных логарифмов) об изобретателе логарифмов и специально направился в Шотландию, чтобы посетить его. При встрече Бриггс сказал: «Я предпринял это долгое путешествие с единственной целью видеть Вас и узнать, с помощью какого орудия остроумия и искусства были Вы приведены к первой мысли о превосходном пособии для астрономии - логарифмах. Впрочем, теперь я больше удивляюсь тому, что никто не нашел их раньше, - настолько кажутся они простыми после того, как о них узнаешь».
Наверное, у вас уже возник вопрос: «Для чего же были изобретены логарифмы?» Для ускорения и упрощения вычислений. Чтобы глубже это понять, нужно многое еще узнать о логарифмах. Но сегодня мы лишь прикоснемся к этому великому наследию и попробуем открыть для себя лишь понятие логарифма.
2. Актуализация опорных знаний
Устное решение показательных уравнений:
Вернемся к уравнению , где а >0 и а ≠ 1. Это уравнение не имеет решения, если b ≤ 0 и имеет единственный корень в случае b > 0.
3. Этап усвоения новых знаний
После того как опытным путем доказано, что корень уравнения существует, вводится обозначение для корня :
Этот корень называют логарифмом b по основанию а и обозначается
Запись уравнения в общем виде:
ax = b Тогда х = logab, где a>0, a≠1, b>0.
Число, которое мы возводим в степень, т.е. основание степени, называется основанием логарифма и записывается в нижнем индексе. Затем пишется число, которое мы получаем: log25
Эта запись читается так: «Логарифм числа 5 по основанию 2».
Прочитайте:
Учитель предлагает учащимся попробовать сформулировать определение логарифма и сравнить его с определением на экране (демонстрируется слайд с определением).
Учащиеся записывают его в тетради.
Учитель демонстрирует слайд, на котором показаны примеры вычисления логарифмов.
Учащиеся читают логарифмы, называют основание логарифма и показатель.
Как перейти из логарифмического равенства к показательному: logаb=с, с – это логарифм, показатель степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b. Следовательно, а степени с равен b: а с= b.
4. Первичная проверка понимания и закрепления изученного.
А) Вычислите:
Рассмотрим такие примеры:
loga1=0, а>0, a ≠ 1;
logaа=1, а>0, a ≠ 1;
loga ak=k, а>0, a ≠ 1.
Эти три формулы являются свойствами логарифма. Запишите свойства и их необходимо запомнить.
Б) Рассмотрим пять логарифмических равенств. Задание: проверить их правильность. Среди этих примеров есть ошибки.
- lg 1 = 2 (10 2=100)- это равенство не верное.
- log1/2 4 = 2- это равенство не верное.
- log31=1 - это равенство не верное.
- log1/3 9 = -2 - это равенство верное.
- log416 = -2- это равенство не верное.
5.Историческое отступление. «Как возникло понятие логарифма в математике»
Сообщение учащегося: «Возникновение логарифма связано с именем шотландского математика Джона Непера, жившего в XVI – XVII веках.
XVI век – это эпоха географических открытий и путешествий. Чтобы правильно определить место, где находится корабль в открытом море, нужно было проводить сложные вычисления. Развитие мореплавания способствовало развитию знаний по астрономии и математике.
В 1614 году был опубликован труд Джона Непера “Описание удивительной таблицы логарифмов”, в котором содержались определение логарифмов, объяснение их свойств, таблицы логарифмов. Это открытие сразу же приветствовали математики и астрономы, в частности Кеплер, так как предложенные логарифмические таблицы в значительной мере сокращали многие вычисления.
Термин “логарифм” предложил Джон Непер: он возник из сочетания греческих слов λόγος (здесь – отношение) и άριθμος (число). Таким образом “логарифм” у Непера означало “число отношения”, т.е. вспомогательное число для измерения отношения двух чисел.
6. Этап расширения знаний и способов действия
Вывод основного логарифмического тождества. Учитель демонстрирует запись основного логарифмического тождества и примеры вычисления .
Логарифмы в ЕГЭ:
7. Первичная проверка.
Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу. Затем эта работа проверяется совместно с учащимися, и выявляются типичные ошибки при усвоении определения логарифма и основного логарифмического тождества.
1 вариант:
2 вариант:
8. Этап информации о домашнем задании: №41.1, 41.3, 41.4, 41.7 учить определение и свойства, основное логарифмическое тождество.
9. Применение логарифмов. (сообщение ученика)
10. Подведение итогов урока.
При подведении итогов повторяется определение логарифма и даются ответы на следующие вопросы:
- Каким числом не может быть а: 5; -4; 1; 0; ½?
- Каким числом не может быть b: 9; -9; 1/9; 1; 0?
Продолжить фразу:
Я узнал……
Я научился……
Я повторил……
Я закрепил……
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по алгебре и началам анализа по теме « Понятие логарифма»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова»
Открытый урок
по алгебре и началам анализа
по теме « Понятие логарифма»
Преподаватель математики:
Хизриева Н.А.
Тема урока: «Понятие логарифма»
Цели урока :
Образовательные: сформировать понятие логарифма, познакомиться с основным логарифмическим тождеством, простейшими свойствами логарифма, научить вычислять логарифмы чисел.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, умение принимать решение в нестандартной ситуации, , самокритичности.
Развивающие : развитие навыков анализа, систематизации информации, творческого мышления, самоконтроля и самооценки.
Тип урока: Урок – усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Место урока в изучении темы «Логарифмы»: Данный урок является первым уроком в теме «Логарифмы. Свойства Логарифмов». На данном уроке учащиеся впервые знакомятся с понятием логарифма, основная задача учителя показать учащимся важность данного понятия, обосновать закономерность его изобретения, тем самым мотивировать учащихся к его изучению.
Ход урока:
Организационный момент.
«Математические термины»
Учитель. Перед вами кроссворд, вам необходимо вписать математические термины по горизонтали.
Итак тема нашего урока ….. На этом уроке мы познакомимся с понятием «логарифм», также рассмотрим свойства логарифмов. Тема эта актуальна, т.к. логарифм всегда встречается на итоговой аттестации по математике.
Ребята, изучая математику в школе, мы не часто задумываемся, зачем нужно знать те или иные понятия, теоремы, факты, которые уже известны многим поколениям до нас. И нам трудно себе представить то изумление и восхищение, которые вызывали новые понятия при своем появлении:
«Своими новыми и удивительными логарифмами он (изобретатель логарифмов) заставил меня усиленно работать и головой и руками. Я надеюсь увидеть его летом, так как никогда не читал книги, которая нравилась бы мне больше и приводила меня в большее изумление», - писал Бриггс (позднее прославившийся изобретением десятичных логарифмов) об изобретателе логарифмов и специально направился в Шотландию, чтобы посетить его. При встрече Бриггс сказал: «Я предпринял это долгое путешествие с единственной целью видеть Вас и узнать, с помощью какого орудия остроумия и искусства были Вы приведены к первой мысли о превосходном пособии для астрономии - логарифмах. Впрочем, теперь я больше удивляюсь тому, что никто не нашел их раньше, - настолько кажутся они простыми после того, как о них узнаешь».
Наверное, у вас уже возник вопрос: «Для чего же были изобретены логарифмы?» Для ускорения и упрощения вычислений. Чтобы глубже это понять, нужно многое еще узнать о логарифмах. Но сегодня мы лишь прикоснемся к этому великому наследию и попробуем открыть для себя лишь понятие логарифма.
2. Актуализация опорных знаний
Устное решение показательных уравнений:
Вернемся к уравнению , где а 0 и а ≠ 1. Это уравнение не имеет решения, если b ≤ 0 и имеет единственный корень в случае b 0.
3. Этап усвоения новых знаний
После того как опытным путем доказано, что корень уравнения существует, вводится обозначение для корня :
Этот корень называют логарифмом b по основанию а и обозначается
Запись уравнения в общем виде:
ax = b Тогда х = logab, где a0, a≠1, b0.
Число, которое мы возводим в степень, т.е. основание степени, называется основанием логарифма и записывается в нижнем индексе. Затем пишется число, которое мы получаем: log25
Эта запись читается так: «Логарифм числа 5 по основанию 2».
Прочитайте:
Учитель предлагает учащимся попробовать сформулировать определение логарифма и сравнить его с определением на экране (демонстрируется слайд с определением).
Учащиеся записывают его в тетради.
Учитель демонстрирует слайд, на котором показаны примеры вычисления логарифмов.
Учащиеся читают логарифмы, называют основание логарифма и показатель.
Как перейти из логарифмического равенства к показательному: logаb=с, с – это логарифм, показатель степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b. Следовательно, а степени с равен b: а с= b.
4. Первичная проверка понимания и закрепления изученного.
А) Вычислите:
Рассмотрим такие примеры:
loga1=0, а0, a ≠ 1;
logaа=1, а0, a ≠ 1;
loga ak=k, а0, a ≠ 1.
Эти три формулы являются свойствами логарифма. Запишите свойства и их необходимо запомнить.
Б) Рассмотрим пять логарифмических равенств. Задание: проверить их правильность. Среди этих примеров есть ошибки.
log1/2 4 = 2- это равенство не верное.
log31=1 - это равенство не верное.
log1/3 9 = -2 - это равенство верное.
log416 = -2- это равенство не верное.
5.Историческое отступление. «Как возникло понятие логарифма в математике»
Сообщение учащегося: «Возникновение логарифма связано с именем шотландского математика Джона Непера, жившего в XVI – XVII веках.
XVI век – это эпоха географических открытий и путешествий. Чтобы правильно определить место, где находится корабль в открытом море, нужно было проводить сложные вычисления. Развитие мореплавания способствовало развитию знаний по астрономии и математике.
В 1614 году был опубликован труд Джона Непера “Описание удивительной таблицы логарифмов”, в котором содержались определение логарифмов, объяснение их свойств, таблицы логарифмов. Это открытие сразу же приветствовали математики и астрономы, в частности Кеплер, так как предложенные логарифмические таблицы в значительной мере сокращали многие вычисления.
Термин “логарифм” предложил Джон Непер: он возник из сочетания греческих слов λόγος (здесь – отношение) и άριθμος (число). Таким образом “логарифм” у Непера означало “число отношения”, т.е. вспомогательное число для измерения отношения двух чисел.
6. Этап расширения знаний и способов действия
Вывод основного логарифмического тождества. Учитель демонстрирует запись основного логарифмического тождества и примеры вычисления .
Логарифмы в ЕГЭ:
7. Первичная проверка.
Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу. Затем эта работа проверяется совместно с учащимися, и выявляются типичные ошибки при усвоении определения логарифма и основного логарифмического тождества.
1 вариант:
2 вариант:
8. Этап информации о домашнем задании: №41.1, 41.3, 41.4, 41.7 учить определение и свойства, основное логарифмическое тождество.
9. Применение логарифмов. (сообщение ученика)
10. Подведение итогов урока.
При подведении итогов повторяется определение логарифма и даются ответы на следующие вопросы:
Каким числом не может быть а: 5; -4; 1; 0; ½?
Каким числом не может быть b: 9; -9; 1/9; 1; 0?
Продолжить фразу:
Я узнал……
Я научился……
Я повторил……
Я закрепил……