СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Отдел голосеменные растения".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Отдел голосеменные растения".»

Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация для проведения урока в классах с базовым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету.


Тема урока: Отдел голосеменные растения. ( Слайд 1)

Цель: выяснение особенностей семенных растений; ознакомление с размножением голосеменных, усвоение понятий пыльцевой мешочек, пыльца, пыльцевая трубка.( Слайд 2)

Задачи:

  1. Образовательные: изучить строение шишек, цикл развития голосеменных растений, многообразие и их значение в природе и жизни человека. Выявить преимущества развития семенных растений в отличии от споровых.

  2. Воспитательные : способствовать формированию коммуникативных качеств общей экологической культуры.

  3. Развивающие: способствовать развитию интереса к биологии и закреплению практических навыков.

Методические приемы: рассказ, беседа, сообщения учащихся, самостоятельная работа, демонстрация.

Планируемые результаты: Учащиеся узнают строение шишек и особенности размножения голосеменных растений , их происхождение и значение; получают навык работы с натуральными объектами .

Тип урока: Изучение нового материала.

Оформление урока: гербарный материал, таблицы « голосеменные растения»,шишки ели и сосны, мультимедийный проектор, карточки красного и зеленого цвета.

Ход урока:

  1. Приветствие класса:

Начинается урок

Точно, вовремя и в срок

Все готовы отвечать и пятерки получать

Сели правильно, красиво,

Чтоб на урок хватило силы.

А теперь, работы ради,

Открывайте- ка тетради!

  1. Запись темы урока: Сообщение целей и плана урока.

Ребята , а у вас не возникает вопрос: Почему растения , которые мы сегодня будем изучать называются голосеменные? В течение нашего урока мы с вами постараемся на него ответить. Сегодня на уроке мы изучим строение шишек, цикл развития голосеменных растений, познакомимся с их многообразием, значением в природе и жизни человека.

  1. Изучение нового материала. ( Слайд 3)

Голосеменные – это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100м деревья, кустарники. У них хорошо выражены органы: корень, стебель, лист. Поэтому их относят к высшим растением. Для размножения и распространением им служат семена. ( Слайд 4 )Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. Не будет преувеличением сказать, что они играют выдающуюся роль в растительном покрове Земли, и жизни человечества.

Учитель: Ребята назовите известные вам растения из отдела голосеменные.( Слайд 5 )

А) Главное отличие голосеменных растений от споровых это -образование семени – важный этап в развитии растений, так как в семени зародыш в течении длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. У голосеменных растений образовались своеобразные органы, в которых созревают семена. Строение этих органов вы можете рассмотреть на гербарных образцах.

  1. Следующий этап урока – Лабораторная работа. (Слайд 6)

Приступаем к выполнению лабораторной работы – задания на экране. Время выполнения - 5 минут. Записи делаем на бланке:


Лабораторная работа

Изучение строения шишек.

Цель: изучить строение шишки сосны и ели.

1. Рассмотри форму, размеры, окраску шишек сосны, ели. Данные занеси в таблицу.

Особенности строения шишки

сосна

ель

форма



размер



окраска



2. Сделай вывод и вставь пропущенные слова:

Шишка состоит из………….. и …………..

По окончании работы учащимся предлагается ответить на вопросы:

Ребята, назовите, из каких частей состоит шишка ? Каждая шишка состоит из оси и сидящих на ней чешуй.

Ребята, как вы думаете, что такое шишка? Это орган растения?

Учащиеся – Это орган растения. ( Слайд 7)

Учитель: Шишка укороченный видоизмененный побег. Запишите определение в тетрадь.

Как располагаются семена в шишках?

Семена лежат, открыто на поверхности чешуи шишек.

Перед вами две разновидности шишек. Чем они различаются?

Б) Размножение голосеменных. ( Слайд 8)

Учитель: Весной на молодых ветвях видны маленькие шишки двух видов: зеленовато- желтые собраны группами у оснований молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на верхушке.

На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Оболочка каждой пылинки имеет два пузырька, наполненных воздухом.

Учитель - Ребята, как вы думаете, какое значение имеет строение пылинки для растения?

Ученик: Такие пылинки ветер может переносить на большие расстояния.

Учитель: Красноватые шишки сосны расположены на тех же деревьях, что и зеленовато – желтые. На каждой чешуе развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки).(Слайд 9)

Созревшая пыльца высыпается, и ее подхватывает ветер, если она попадет на женские шишки, произойдет опыление. После этого чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой.

На женских шишках пыльца прорастает в пыльцевую трубку, в которой образуются мужские гаметы – спермии. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка – семя, а шишки растут и древеснеют. Сначала они зеленые, а затем коричневые.

Семена сосны созревают через полтора года, после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года, попадают на землю и прорастают. В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас питательных веществ. Это эндосперм, окружающий зародыш.

В результате полового размножения у голосеменных образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.

Таким образом, у голосеменных зародыш будущего растения образуется внутри семени, находящегося на поверхности чешуй женской шишки.

В) Систематика голосеменных растений. ( Слайд 10)

Отдел голосеменных растений объединяет около 800 видов, относящихся к 80 родам. К ныне живущим голосеменным относятся четыре класса: саговниковые, гнетовые, гинконговые и хвойные. ( Слайд 11,12,13)

Г) Голосеменные растения в нашей стране в основном представлены Хвойными (Pinopsida) – 560 видов и 55 родов.


Д) Сообщения учащихся:

Сообщение 1 учащегося:

( Слайд 14 )Род сосна( Pinus) - включает в себя 100 видов. Сосновых лесов в России более 116 млн. га. Деревья достигающие сорокаметровой высоты( а бывают и восьмидесятиметровые). Сосны широко распространены: растут они на песках, на меловых горах, а иногда прямо на голых скалах, укореняясь в их трещинах. Только одно пугает сосну – темнота. Ей надо много света. Как и у других светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый. Хвоинки сосны длинной 4 – 5 см. по две или пять сидят на очень коротких боковых побегах, расположенных на ветвях. Хвоинки очень узкие и длинные: снаружи они покрыты плотной кожицей. Поэтому сосна экономно испаряет влагу. Благодаря мощным, длинным и разветвленным корням сосна скрепляет сыпучие пески, не дает весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Древесина сосны прочная, используется в виде круглого леса( столбы, бревна) В распиленном виде ( балки, брусья, доски , тес.). Используется для постройки домов, в судостроении, вагоностроении, мебельном производстве. Древесина при перегонке дает скипидар, сосновый деготь, смолу, канифоль. В хвое сосны содержатся эфирные масла, дубильные вещества, ряд микроэлементов, витамины. Даже сосновый воздух – драгоценность. У сосны есть способность очищать воздух от бактерий.


Сообщение 2 учащегося: ( Слайд 15 ) Сосна сибирская (pinus sibirica) отличается от сосны обыкновенной тем, что в пучке у них по пять хвоинок, а не по две. Достигает 35м. в высоту и 1,5 м в диаметре. Кора у них буровато – серая, шишки крупные 8 – 13 см. в длину и 5 – 8 см в ширину. Древесина легкая, прочная высоко ценится как строительный и поделочный материал. Только древесина кедра используется для производства карандашных палочек. Обладая превосходными резонансными качествами, кедровая древесина применяется при изготовлении музыкальных инструментов, в частности роялей. Хвоя кедра используется для получения витаминов, для приготовления лечебных экстрактов. Семена темно – бурые граненые, орешки до 1 см. в диаметре. Семена кедра – питательное лакомство не только для людей , но и для животных ( птиц, бурундуков, белок, соболей, медведей). В Сибири это дерево называют не только кормильцем, но и врачевателем. В кедровых лесах воздух практически стерилен – эфирные масла, содержащиеся в хвое, уничтожают микробов.


Сообщение 3 учащегося: ( Слайд 16 ) Ель сибирская ( Picea obovata) распространена от Скандинавии до побережья Охотского моря. Ель – теневыносливая порода. Она хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве. Главный корень у ели развит слабо. Живет ель до 250 лет, достигая в высоту более 40 м. хвоинки короткие, колючие, одиноко сидят на ветвях. Они живут 7 – 9 лет. Лакомятся семенами ели дятлы, мышевидные грызуны, белки и многие другие обитатели лесов, парков. Главная ценность ели – ее древесина. Мягкая, легкая, малосмолистая древесина, однородного белого цвета. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Самые лучшие скрипки, в том числе и инструменты знаменитых итальянцев Амати и Страдивари, изготовлены из ели. Используется в целлюлозно – бумажной промышленности, судостроении, столярном производстве , строительстве, для получения искусственного шелка. Из еловой живицы получают скипидар и канифоль.


Сообщение 4 учащегося: ( Слайд 17)

Пихта сибирская ( Abies sibirica) Распространена почти по всему Северу России. Любит плодородные и не заболоченные почвы, холодостойка и теневынослива. Живет до 300 лет. Отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Издалека они похожи на иголки – хвоинки. Это узкие, 1,5 – 2 мм. плоские листочки. На разных побегах они разные. На побегах, где нет шишек, они слегка вогнуты. На побегах с шишками листья четырехгранные с беловатыми полосками. Легкая и мягкая древесина служит сырьем для изготовления бумаги, представляет собой неплохой строительный материал. Из ветвей с хвоей получают эфирное масло для производства камфары ,и всевозможных кремов, зубной пасты и др.

Сообщение 5 учащегося: ( Слайд 18)


Лиственница ( Larix sibirica) включает 16 видов. Кора у молодых лиственниц гладкая. Хвоинки однолетние, мягкие, узкие, расположены спирально на удлиненных побегах и пучками по 20 – 40 штук на укороченных побегах. Дерево может достигать высоты 30 – 40 метров. Дерево живет до 300 лет, а в отдельных случаях до 900 лет. Древесина имеет хорошие механические свойства, тяжелая, трудна для обработки, склонна к растрескиванию. Практически не подвергается гниению. Используется при возведении гидротехнических сооружений, в судостроении. Именно из высокопрочной и хорошо противостоящей гниению древесины лиственницы были построены в Древнем Риме амфитеатры. В Венеции дома строились на лиственничных сваях, и они пробыв в одной среде полтысячи лет, начали разрушаться только в настоящее время. Сейчас из лиственницы получают лекарственные препараты. Кажется, какое отношение имеют к лиственнице шелковые ткани, виноградный сахар, целлофан, спирт, уксусная кислота, красители, сургуч, удобрения, корма и многие другие изделия? Оказывается, самое непосредственное. Но при помощи химических превращений.

Ребята вы в своих сообщениях отметили роль хвойных растений, но не забывайте о том, как нужно вести себя на природе, в лесу.


  1. Закрепление изученного материала: ( Слайд 19- 23 )

Тест

1. Голосеменные растения так называются потому, что у них:

А) семена находятся внутри плода

Б) семена мелкие

В) Семена лежат, открыто на поверхности чешуи

Г) Семена используют в пищу

2. Семя у голосеменных включает в себя:

А) зародыш
Б) эндосперм
В) семенную кожуру

Г) все эти компоненты

3. Женские шишки у сосны расположены:

А) у основания молодых побегов

Б) у основания старых побегов

В) на верхушках молодых побегов

Г) ) на верхушках старых побегов

4. Голосеменные растения представляют собой:

А) отдел высших растений

Б) отдел низших растений

В) класс

Г) семейство

5. Какие деревья дают лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?

А) пихта сибирская, лиственница

Б) ель сибирская, сибирская сосна

В) сосна обыкновенная, можжевельник

Г) пихта сибирская, кипарис


  1. Подведение итогов урока.

Голосеменные растения – многочисленная группа растений на планете, распространены по всему земному шару, среди них выделяют различные жизненные формы: деревья и кустарники. Но все они имеют семена расположенные открыто на чешуйках шишек.

  1. Домашнее задание: заполните таблицу о значении хвойных растений в природе и жизни человека. ( Слайд 24)


Название хвойного растения

Значение в природе

Значение в жизни человека

Сосна обыкновенная



Сосна сибирская



Ель европейская



Пихта сибирская



Лиственница



Заканчивается урок, ребята у вас есть карточки красного и зеленого цвета.

Поднимите зеленую карточку тот, кто считает, что материал урока усвоил. А красную, что тему не понял.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!