УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«Где живут слоны?»
Практическая работа:
«Умение находить на глобусе экватор».
Задачи урока: познакомить детей с жаркими районами планеты и их обитателями, с новыми понятиями “Саванна”, Тропики”.
Цели:
Образовательные:
Формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах. Учить находить данные районы на карте, называть отличительные признаки растительности и животных.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
Прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему нас миру.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, паре.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: учебники, глобус, ноутбук, проектор, экран, презентация, индивидуальные карточки, фигурки животных, картинки для рефлексии.
Ход урока:
I .Организация класса.
Психологический настрой.
Мы смелые, мы умные,
Мы внимательные, мы старательные,
В 1 классе учимся, все у нас получится!
II. Актуализация знаний.
- Ребята, расскажите, где мы путешествовали на прошлом уроке?
- А сейчас мы проверим себя.
- А где находится Арктика? Правильно, в Северном Ледовитом океана.
Предлагаю ребятам вспомнить обитателей Арктики.
Работа по карточкам:
- Соедините на карточке изображение животного и его название.
1) Пингвин.
Скажи ты мне какой чудак
И днем и ночью носит фрак.
2) Медведь.
Мой белый брат во льдах живет
И любит есть морскую рыбку.
3) Морж.
Они на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат
Пусть ветер и вода свежи,
Но на пляж идут ....
4) Тюлень.
Может плавать целый день
В ледяной воде ....
- Молодцы. Кто хочет показать на глобусе Арктику? Антарктиду?
III. Изучение нового материала.
1) Постановка учебной задачи.
- Долго задерживаться не будем в холодных странах, а снова отправимся в путешествие, но прежде, подберите к слову “холодный” – антоним (т.е слово с противоположным значением).
- Кто из вас самый догадливый? (Холодный – жаркий)
- Какой можем сделать вывод?
-Куда мы попадем? (Попадаем в Жаркие страны).
- Правильно. А страны эти: Африка и Индия.
- Речь у нас с вами пойдет о… Интересно, о ком же… Помогите мне, пожалуйста. Мы узнаем о ком речь, если разгадаем загадки и запишем буквы, с которых начинается отгадка:
Любят очень есть бананы, это точно… (обезьяны)
Птица большая, большая трусиха
Голову прячет в песок …(страусиха)
На носу зверь носит рог и зовётся…(носорог)
Какая маленькая киска!
Подходят дети к клетке близко.
К ней тянут руки осмелев,
Но осторожно – это …(лев)
О С Н Л
- Ничего не понимаю! Нет такого слова! Может быть вы мне снова поможете! Переставьте буквы местами. Какое слово получилось? СЛОН
- Верно, ребята! Мы отправимся в гости к слону.
- Но путешествие наше не простое, а научное. Мы отправимся в научную экспедицию. Для этого мы разбились на две группы и каждая получит своё исследовательское задание.
Первая группы – географы (ставим таблички) и отправится она в Африку,
а вторая – биологи и отправится она в Индию. Обе группы будут изучить там слонов и других обитателей жарких стран.
У первой и второй группы на карточках находятся вопросы, на которые они должны ответить в ходе исследовательской экспедиции. А потом познакомить всех остальных с результатами своего исследования.
А наш путеводитель-учебник поможет нам лучше узнать эти страны– текст на стр.14-15(открыли учебники).
- Отправляемся в путешествие. А поможет нам наш старый друг - глобус.
- А что такое глобус? ( Модель Земли)
2) Практическая работа:
- Посмотрите внимательно на глобус и найдите линию, которая делит Земной шар на 2 половины. (рассматриваем слайд)
- Эта линия называется экватор.
Прочитайте, что такое экватор?
3) Исследовательское задание №1:
А сейчас обратимся к карте. ( У каждой группы детей лежат образцы карт)
Возьмите карту, найдите экватор и выделите его красным цветом. А теперь по обе стороны от экватора найдите области, закрашенные желтым и зеленым цветом. Прочитайте, что обозначает область, разукрашенная желтым цветом? (Саванна)
- Зеленым? (тропические леса)
- Именно в эти места мы сегодня и отправимся.
- Новые слова я для вас выписала, чтобы вы их запомнили: экватор, саванна, тропические леса.
Что такое саванна? | Что такое тропические леса? |
1. В каком районе вы побывали? | 1. В каком районе вы побывали? |
2. Какая была погода? | 2. Какая была погода? |
3. Какие растения были вокруг? | 3. Какие растения были вокруг? |
4. Каких животных вы встретили? (Расскажите об одном животном) | 4. Каких животных вы встретили? (Расскажите об одном животном) |
- Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями.
Первое понятие – саванна.
- Прежде всего, саванна – это царство травянистых растений и лишь кое-где поднимаются кустарники, ещё реже – деревья. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди выпадают редко. Стебли – узкие, чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги. Для этой же цели колоски у этих растений спрятаны за чешуйками.
Саванна – открытое пространство. Здесь водятся крупные и мелкие птицы. Спрятаться негде. Обитающие в саванне живут группами, они очень осторожны и быстро бегают.
Самая крупная птица в мире – африканский страус.
Эта птица не умеет летать, но хорошо бегает. (рассматриваем слайды)
- Итак, какая природа в саванне?
- А теперь мы узнаем о Тропических лесах. Послушайте описание тропического леса. Здесь всегда жарко, дожди идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, сколько в тропических лесах. Высота деревьев достигает 50–60 метров. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними – ещё и ещё меньше. Далее кусты и травы. Цепкие лианы, как змеи обвивают стволы.
В тропическом лесу всегда сумрачно. Без топора вряд ли удастся пройти через чащу. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами.
Много бегает, летает, лазает птиц, и зверей в чаще. Зацепившись за ветки, раскачиваются суетливые обезьянки-мартышки. В воде живут хищные крокодилы, в зарослях прячутся ядовитые змеи. (рассматриваем слайды)
- Итак, какая природа в природа в тропическом лему?
- Посмотрите в наш путеводитель-учебник: каких животных вы видите в саванне? А каких в тропическом лесу?
4) Исследовательское задание №2:
Игра «Кто, где живёт»
- Выберите фигурки животных, которые обитают в саванне (1 группа) и в тропических лесах (2 группа).
1группа: носороги, жирафы, слоны, львы, страусы, обезьяны.
2 группа: змеи, крокодилы, обезьяны, слоны, черепахи.
5) Исследовательское задание №3:
- Давайте подробнее изучим слонов.
-Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши. Они сильные, умные и добрые животные. Существуют два вида слонов: африканские и индийские. Они немного отличаются друг от друга:
Африканский слон характеризуется массивным тяжёлым телом, большой головой на короткой шее, толстыми конечностями, огромными ушами, бивнями, длинным мускулистым хоботом.
1.Уши африканского слона больше, чем у индийского. Они достигают в длину 1,5 метров и более округлы; у индийского же слона уши вытянуты вниз и заострены книзу.
2.Бивни у африканских слонов имеют как самцы, так и самки, причем у самок они меньше. У индийских слонов бивни бывают только у самцов.
3.У африканских слонов множество морщин на коже. Зато у индийских слонов на коже есть небольшой волосяной покров.
4.Окраской они тоже отличаются: африканские слоны - коричневато-серые, у индийского слона окраска от темно-серой до бурой.
-Что такое бивни? (рассматриваем слайды)
Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости, которую называют слоновой. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. Люди очень ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени охотились на слонов.
- Для чего слону такие большие уши? (рассматриваем слайды)
Своими огромными ушами слон обмахивается когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой.
- Что такое хобот? Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (рассматриваем слайды)
Слоны – замечательные пловцы. Они – травоядные. Едят листья, ветки, плоды и семена растений. Спят стоя, два раза в сутки , иногда могут прилечь на бок.
- Для чего слону бивни? Уши? Хобот? (ответы детей)
- Вот у какого замечательного животного мы побывали в гостях.
IV. Физкультминутка.
Дети представляют себя слониками, “обмахиваются” ушами, “трубят” хоботом.
По саванне ходит слон:
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает
Будто в гости приглашает.
V. Первичное закрепление( групповая работа).
1) Учебная диагностика.
- Ответьте на вопросы (каждая группа):
– В каких районах Земли мы побывали?
– С какими новыми понятиями познакомились?
– Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах?
2) Вывод:
- А теперь прочитайте в учебнике на с. 15 вывод.
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием!
VI. Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наш урок.
Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану:
(рассматриваем слайд)
Я знал…
Я узнал…
Мне бы хотелось больше узнать о….
- А вам нравятся слоны?
- Рассмотрите рисунок. А теперь возьмите мячик.
Если вам понравился урок – приклейте мяч слону на хобот, а если вам было не интересно – приклейте мяч к ноге.
- Спасибо! Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного.
Спасибо вам за урок! Вы все - молодцы!
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ ПИНГВИН МОРЖ
ТЮЛЕНЬ
10