СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Где живут слоны?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проведен в 1 классе ГБОУ "Валуйская общеобразовательная школа-интернат" по программе Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок окружающего мира 1 класс "Где живут слоны?"»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Где живут слоны?»

Практическая работа:

«Умение находить на глобусе экватор».

Задачи урока: познакомить детей с жаркими районами планеты и их обитателями, с новыми понятиями “Саванна”, Тропики”.

Цели:

        Образовательные:

  • Формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах. Учить находить данные районы на карте, называть отличительные признаки  растительности и животных.

  • Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания,  наглядно-образного мышления.

  • Прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему нас миру.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, паре.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: учебники, глобус, ноутбук, проектор, экран, презентация, индивидуальные карточки, фигурки животных, картинки для рефлексии.


Ход урока:

I .Организация класса.

Психологический настрой.

Мы смелые, мы умные,

Мы внимательные, мы старательные,

В 1 классе учимся, все у нас получится!


II. Актуализация знаний.

Ребята, расскажите, где мы путешествовали на прошлом уроке?
- А сейчас мы проверим себя. 
- А где находится Арктика? Правильно, в Северном Ледовитом океана. 
Предлагаю ребятам вспомнить обитателей Арктики. 

Работа по карточкам:

- Соедините на карточке изображение животного и его название.

1) Пингвин.

Скажи ты мне какой чудак
И днем и ночью носит фрак.

2) Медведь.

Мой белый брат во льдах живет
И любит есть морскую рыбку.

3) Морж.

Они на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат
Пусть ветер и вода свежи, 
Но на пляж идут ....

4) Тюлень.

Может плавать целый день
В ледяной воде ....

- Молодцы. Кто хочет показать на глобусе Арктику? Антарктиду?


III. Изучение нового материала.

1) Постановка учебной задачи.

- Долго задерживаться не будем в холодных странах, а снова отправимся в путешествие, но прежде, подберите к слову “холодный” – антоним (т.е слово с противоположным значением).

- Кто из вас самый догадливый? (Холодный – жаркий)

- Какой можем сделать вывод?

-Куда мы попадем? (Попадаем в Жаркие страны). 

-  Правильно. А страны эти: Африка и Индия.


- Речь у нас с вами пойдет о… Интересно, о ком же… Помогите мне, пожалуйста. Мы узнаем о ком речь, если разгадаем загадки и запишем буквы, с которых начинается отгадка:

  • Любят очень есть бананы, это точно… (обезьяны)

  • Птица большая, большая трусиха
    Голову прячет в песок …(страусиха)

  • На носу зверь носит рог и зовётся…(носорог)

  • Какая маленькая киска!
    Подходят дети к клетке близко.
    К ней тянут руки осмелев,
    Но осторожно – это …(лев)


О С Н Л

Ничего не понимаю! Нет такого слова! Может быть вы мне снова поможете! Переставьте буквы местами. Какое слово получилось? СЛОН

Верно, ребята! Мы отправимся в гости к слону.

- Но путешествие наше не простое, а научное. Мы отправимся в научную экспедицию. Для этого мы разбились на две группы и каждая получит своё исследовательское задание.

Первая группы – географы (ставим таблички) и отправится она в Африку,

а вторая – биологи и отправится она в Индию. Обе группы будут изучить там слонов и других обитателей жарких стран.

У первой и второй группы на карточках находятся вопросы, на которые они должны ответить в ходе исследовательской экспедиции. А потом познакомить всех остальных с результатами своего исследования.

А наш путеводитель-учебник поможет нам лучше узнать эти страны– текст на стр.14-15(открыли учебники).


- Отправляемся в путешествие. А поможет нам наш старый друг - глобус.

- А что такое глобус? ( Модель Земли)

2) Практическая работа:

- Посмотрите внимательно на глобус и найдите линию, которая делит Земной шар на 2 половины.   (рассматриваем слайд)

- Эта линия называется экватор.

Прочитайте, что такое экватор?  

3) Исследовательское задание №1:

А сейчас обратимся к карте. ( У каждой группы детей лежат образцы карт)

 Возьмите карту, найдите экватор и выделите его красным цветом. А теперь по обе стороны от экватора найдите области, закрашенные желтым и зеленым цветом. Прочитайте, что обозначает область, разукрашенная желтым цветом? (Саванна)

- Зеленым? (тропические леса)

- Именно в эти места мы сегодня и отправимся.

- Новые слова я для вас выписала, чтобы вы их запомнили: экватор, саванна, тропические леса.



Что такое саванна?

Что такое тропические леса?

1. В каком районе вы побывали?

1. В каком районе вы побывали?

2. Какая была погода?

2. Какая была погода?

3. Какие растения были вокруг?

3. Какие растения были вокруг?

4. Каких животных вы встретили? (Расскажите об одном животном)

4. Каких животных вы встретили? (Расскажите об одном животном)

- Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями.

Первое понятие – саванна.

- Прежде всего, саванна – это царство травянистых растений и лишь кое-где поднимаются кустарники, ещё реже – деревья. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди выпадают редко. Стебли – узкие, чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги. Для этой же цели колоски у этих растений спрятаны за чешуйками.

Саванна – открытое пространство. Здесь водятся крупные и мелкие птицы. Спрятаться негде. Обитающие в саванне живут группами, они очень осторожны и быстро бегают.
Самая крупная птица в мире – африканский страус
Эта птица не умеет летать, но хорошо бегает. (рассматриваем слайды)

- Итак, какая природа в саванне?

- А теперь мы узнаем о Тропических лесах. Послушайте описание тропического леса. Здесь всегда жарко, дожди идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, сколько в тропических лесах. Высота деревьев достигает 50–60 метров. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними – ещё и ещё меньше. Далее кусты и травы. Цепкие лианы, как змеи обвивают стволы. 
В тропическом лесу всегда сумрачно. Без топора вряд ли удастся пройти через чащу. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами.
Много бегает, летает, лазает птиц, и зверей в чаще.  Зацепившись за ветки, раскачиваются суетливые обезьянки-мартышки. В воде живут хищные крокодилы, в зарослях прячутся ядовитые змеи.  (рассматриваем слайды)

- Итак, какая природа в природа в тропическом лему?

- Посмотрите в наш путеводитель-учебник: каких животных вы видите в саванне? А каких в тропическом лесу?


 4) Исследовательское задание №2:

Игра «Кто, где живёт»

- Выберите фигурки животных, которые обитают в саванне (1 группа) и в тропических лесах (2 группа).


1группа: носороги, жирафы, слоны, львы, страусы, обезьяны.

2 группа: змеи, крокодилы, обезьяны, слоны, черепахи.


5) Исследовательское задание №3:

- Давайте подробнее изучим слонов.
-Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши. Они сильные, умные и добрые животные. Существуют два вида слонов: африканские и индийские. Они немного отличаются друг от друга:


Африканский слон характеризуется массивным тяжёлым телом, большой головой на короткой шее, толстыми конечностями, огромными ушами, бивнями, длинным мускулистым хоботом.



1.Уши африканского слона больше, чем у индийского. Они достигают в длину 1,5 метров и более округлы; у индийского же слона уши вытянуты вниз и заострены книзу.

2.Бивни у африканских слонов имеют как самцы, так и самки, причем у самок они меньше. У индийских слонов бивни бывают только у самцов.

3.У африканских слонов множество морщин на коже. Зато у индийских слонов на коже есть небольшой волосяной покров.

4.Окраской они тоже отличаются: африканские слоны - коричневато-серые, у индийского слона окраска от темно-серой до бурой.


-Что такое бивни(рассматриваем слайды)

Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости, которую называют слоновой. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. Люди очень ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени охотились на слонов.

- Для чего слону такие большие уши(рассматриваем слайды)

Своими огромными ушами слон обмахивается когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой.

- Что такое хобот? Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (рассматриваем слайды)

Слоны – замечательные пловцы. Они – травоядные. Едят листья, ветки, плоды и семена растений. Спят стоя, два раза в сутки , иногда могут прилечь на бок. 

- Для чего слону бивни? Уши? Хобот? (ответы детей)

- Вот у какого замечательного животного мы побывали в гостях.


IV. Физкультминутка. 

Дети представляют себя слониками, “обмахиваются” ушами, “трубят” хоботом.

По саванне ходит слон:
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает
Будто в гости приглашает.


V. Первичное закрепление( групповая работа).

1) Учебная диагностика.

- Ответьте на вопросы (каждая группа): 

– В каких районах Земли мы побывали?
– С какими новыми понятиями познакомились?
– Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах?

2) Вывод:

- А теперь прочитайте в учебнике на с. 15 вывод.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием!


VI. Рефлексия.

- Вот и подходит к концу наш урок.

Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану:

(рассматриваем слайд)

Я знал…

Я узнал…

Мне бы хотелось больше узнать о….


- А вам нравятся слоны?

- Рассмотрите рисунок. А теперь возьмите мячик.

Если вам понравился урок – приклейте мяч слону на хобот, а если вам было не интересно – приклейте мяч к ноге.


- Спасибо! Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного.

Спасибо вам за урок! Вы все - молодцы!













БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ ПИНГВИН МОРЖ

ТЮЛЕНЬ







10






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!