СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок окружающего мира "ПетрI"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ:

Содержательная цель урока: способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;

Деятельностная цель: выполнение парной исследовательской работы, с последующим представлением готовых результатов и выводов.

 

  Тип урока: открытие новых знаний.

Содержательная цель урока: познакомить с первыми петровскими преобразованиями; осмыслить  значения петровских реформ для истории России; раскрыть роль личности в истории.

Деятельностная цель: выполнение парной исследовательской работы, с последующим представлением готовых результатов и выводов.

 

На уроке использовались следующие формы работы:

  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • работа в парах,
  • экскурсия.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок окружающего мира "ПетрI"»

Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме «Пётр Великий».


Тип урока: урок-путешествие

Цель урока:

*способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;

* продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;

* способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.


Оборудование:

модель корабля, карточка с названиями пристань, контурная карта России, презентация «Пётр Великий».



Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.


Сегодня к нам на урок пришли гости. Мы им очень рады. Повернитесь, поприветствуйте гостей, улыбнемся друг другу.


- Сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое России

И пусть этот урок, проведенный совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.

_ Посмотрите на эпиграф, который я взяла к нашему уроку:

"То академик, то герой, то мореплаватель. то плотник..."А.С. Пушкин.

И вот в конце урока я вас спрошу, почему же именно это эпиграф, я взяла к сегодняшнему нашему уроку.




2.Актуализация знаний.

На прошлом уроке вы изучали тему "Патриоты России"

Поэтому, прежде чем мы отправится в путешествие, нужно проверить как вы запомнили и усвоили материал урока.

(презентация) № 1

- Ребята, посмотрите внимательно на доску.

Здесь вы видите портреты великих деятелей нашей страны.

Назовите их,


3.Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание темы урока.


- О каком историческом деятеле мы с вами не говорили на наших уроках? (Петре 1)

- Что вам о нём уже известно?

А чтобы вы хотели узнать о нем?

_А теперь попробуем сформулировать тему нашего урока:

Как тема будет звучать?


- вы правы. тема нашего урока: Петр 1, или как его назвали в народе ПЕТР Великий. (на доске)

- Сегодня мы будем говорить о жизни царя Петра Великого, его о его преобразованиях, и выясним, почему же Петра I называют Великим?

________

- А мы отправляемся в путешествие.


4. Открытие нового знания.

Цель: познакомить обучающихся с жизнью Петра I, с его преобразованиями. .


- Путешествие наше мы совершим вот на таком корабле ( макет корабля)

- Ну что, поплыли?

- Наш корабль причалил к первой пристани под названием « ПЁТР I. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ» ( слайд 8)

Третьим царем из династии Романовых стал Петр I. С его именем связывают «эпоху великих преобразований» в нашей стране. Это был действительно необычный царь.

-Появление на свет Петра I было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звёздам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. (слайд 9 )


- О том, какое детство было у Петра, вы узнаете нам расскажет _____

(Рассказ сопровождается показом слайдов)


-В ночь на 30 мая 1672 года вторая жена Алексея Михайловича родила ему сына. Маленького царевича назвали Петром. (слайд 10)


-В 5 лет Пётр начал обучаться грамоте. Его учитель был дьяк Никита Зотов, который очень много читал и рассказывал Петру. Он впоследствии становится лучшим другом царевича.( слайд 11)


-Детские годы проходили для Петра в трудной и тяжёлой обстановке. Смерть царя Алексея Михайловича привела к тому, что сама царица Наталья Кирилловна была вынуждена отправиться в Преображенское село под Москвой. На тот момент Петру было 4 года. Так Петр всё детство провёл в Преображенском селе.

( слайд 12)


-Ради забавы Петру построили крепость со стенами, башнями рвом и подъёмным мостом. Крепость назвали Потешной. Потешные солдатики Петра выполняли все команды своего маленького командира. ( слайд 13-14)

-Так выглядели русские солдаты « потешных войск». ( слайд 15)


-Однажды юный ПетрI обнаружил в амбаре своего деда небольшую двухвесельную шлюпку с парусом и рулём на корме. Он назывался ботик. Любопытный царь заставил отремонтировать этот ботик и стал с тех пор учиться судовождению. Пётр назвал этот ботик « Дедушкой русского флота». Именно дедов ботик заставил Петра заняться таким делом как кораблестроением.( слайд 16)


Рассказ учителя


- Уже с детских лет Пётр не походил не на одного из европейских государев своего времени.

Неутомимый, волевой, хотел всё постичь сам.

Всю жизнь он учился. Хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело.

За всю жизнь он освоил 15 ремесленных специальностей. Он был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом.

На своей личной печать Петр первый вырезал слова: "Я - ученик и нуждаюсь в учителях"

Ему все нужно было знать: как корабль строить, как на станке столярном, работать. не умел сидеть без дела. А за лень, нечестность строго наказывал. Он говорил: "Я царь, а у меня руки в мозолях!"

Но особенно любил Пётр морское дело.

-Ребята, а мы с вами отправляемся дальше.

- Вот наш корабль приплыл к новой пристани под названием «ЦАРЬ- ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ» ( слайд 17)

Историки называют Петра I преобразователем.

Кто такой преобразователь?


-Как вы понимаете слово преобразователь?

Где мы можем посмотреть значение этого слова?

( работа с толковым словарём)

-Знаем ли мы какие преобразования сделал Пётр I в России ? ( Нет)

-Значит, какова цель нашей дальнейшей работы?

- О некоторых преобразованиях и изменениях мы с вами сегодня и поговорим.

работа в парах (работа с учебником стр. 95)


Сейчас вы самостоятельно прочитаете текст из учебника на с.95 "Царь-преобразователь".

Я раздам вам карточки с выдержками из этого текста. Работая в паре, вы должны

1. выяснить, какие слова пропущены в предложенном вам тексте;

2. вписать эти слова в карточки.

-ПётрI провозглашён царём в 10 лет , но самостоятельно управлять государством стал позже.

- Деятельному и энергичному Петру I не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Много нового появилось в России при Петре I.

- Вы провели исследовательскую работу и сейчас мы узнаем какие новшества, преобразования сделал ПётрI.


Давайте послушаем дети зачитывают свои ответы

(сопровождается презентацией № 3)


Вы верно справились с заданием

VI. Физкультминутка.

Мы дружно трудились, немного устали,

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём

И очень глубоко всей грудью вздохнём.


МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ! - эти слова принадлежат Петру Первому. При нем Россия превратилась в морскую державу. В то время стране пришлось вести длительную войну со Швецией(1700-1721) - Россия в ней победила и получила выход к Балтийскому морю.

Но навсегда Петр заболел корабельным делом после поездки на берега белого моря в Архангельск. здесь царь впервые увидел море, настоящие морские суда, первый раз совершил морское плавание. С этого времени царь утвердился в мысли, что России нужен собственный морской флот.

- Первый речной флот был создан в Воронеже.

При строительстве флота Пётр опирался на иностранных специалистов.


- Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе. Россия стала империей. - так называли большие и сильные государства.

( слайд 21)


И чтобы отправится дальше вам необходимо выполнить следующее задание

Откройте печатные тетради на стр 34-35, перед вами контурная карта


_ Обведите цветным карандашом города, основанные Петром Первым), подчеркните новую столицу России. Давайте назовем их.

Вы очень хорошо справились заданиями, поэтому поплыли дальше.

(ВКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ)

- Но вот и снова наш корабль причалил к следующей пристани.

-У А. С. Пушкина есть такие слова:

Здесь будет город заложён….(

-Как вы думаете, о каком городе идёт речь?

-Молодцы! Да, действительно, речь идёт о Санкт-Петербурге и пристань , к которой мы причалили называется « ГРАД ПЕТРА».

- Строительство Санкт- Петербурга началось в 1703 году по инициативе Петра I с Заячьего острова – именно там был заложен первый камень. (слайд 23)

-А как строился город Санкт-Петербург расскажет нам _______





сообщение ученика

- Решил ПетрI заложить в устье реки Невы город. Берега были болотистые, пустынные. Частые наводнения. ( слайд 24)


-На работы сгоняли ежегодно более 40000 человек со всей России. Они работали и день , и ночь. Осушали болота, рыли канавы, делали насыпи. Не хватало леса, кирпича, камня. Рабочие страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. От тяжёлых условий люди умирали , на их место привозили новых.

(слайд 25)

- Строился город долго- ведь техники- то не было, всё делалось почти вручную.

-Прошло время. Город рос, становился красивей, богаче.

Любил Пётр свой город.

- А почему я его назвал Санкт – Петербург вы знаете? 


Город назвали Санкт-Петербургом, то есть Городом святого Петра.

( слайд 27)


-

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный

И ясны спящие громады

Адмиралтейская игла. (слайд 28)

- Санкт-Петербург очень красивый город. В нём очень много достопримечательностей. (слайд 29)

- В 1713 году Город на Неве стал столицей России или как ещё говорят морской столицей России.


5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: применить новые знания на практике


-Вот мы и причалили к последней пристани под названием «КОНТРОЛЬНЫЙ ПРИЧАЛ».

1.

- Сейчас мы попробуем применить наши знания о Петре I на практике

- Как звучала тема нашего урока?

- Так почему же Петра I прозвали Великим? Заслуженно ли он получил это звание?(он превратил Россию в великую державу .1721 году Россия стала империей, а так называли только сильные государства


А теперь давайте вспомним эпиграф к нашему уроку: - То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,...

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник. ( слайд 36)

Кому А.С. Пушкин посвятил эти слова. Почему?

(Потому что личность Петра была многогранной, он был очень трудолюбив

- Во сколько лет был провозглашен Петр царем? в 10

-какое любимое увлечение было у Петра? "Военные потехи"

- А как назывался его полк? - потешным

- Какие дела Петра Первого вошли в историю?

_ (появился морской флот,, открылись новые заводы, возникли новые города, началось тесное общение со странами Европы)

В каком году был основан С-П? (1713)

В каком году Россия стала империей? (1721)

6. Подведение итогов урока.


_ Мы сегодня с вами путешествовали на корабле. Вы догадались почему?


Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он нового узнал

- Ребята, а кто из вас был в С.П? а хотели бы?

Тогда, я предлагаю вам посмотреть видео-ролик о северной столице нашей страны, (слайд 35 )

7. Рефлексия.

Цель: осознание обучающимися своей УД ( учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


III. Итог урока.

.   Учитель.  В царствование Императрицы Екатерины II (1782) Петру Великому воздвигнут величественный памятник в Петербурге, на берегу Невы. Медный всадник.  На вершине скалы изображен взвившийся на дыбы конь, а на нем могучий всадник, правой рукой указывающей на Академию Наук, Университет, Академию Художеств, корабли.  Великий преобразователь указывает путь, как бы говорит нам: « Пред вами храм наук и искусств.  Туда!  Там, в науке, в труде ваше благо, сила и могущество!»

Наш урок подошёл к концу.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Спасибо всем вам, ребята, за урок, а особенно моим помощникам. 


Домашнее задание. написать мини- сочинение по теме Петр Великий.

можно использовать учебник стр. 94-100 и воспользоваться дополнительной литературой, которую можно взять в нашей библиотеке.


И в память о нашем уроке я приготовила вот такие сладкие подарки.


Всем спасибо. Урок окончен.

























Карточка № 1.



  1. Ввел новый... ______________________

2.Празднуем новый год ...__________________


  1. Повелел отсчитывать годы от ...___________

4)Упростил ... ___________________________




Карточка № 2.



1) Открыл новые ....___________________________
2) Выпустил новую ...._________________________


1) Основал первый музей ...-_____________________
2) Основал первую доступную всем... _____________






Карточка № 3.



1) Подписал указ о создании ... ________________

2) Появился морской ..._______________________










Карточка № 4.


1) Открыл новые города: ______________________________________________________________________________________________
2)Наладились отношения со странами ... ____________




Карточка № 5.


1)Для подготовки специалистов были открыты: _____________
2)Запретил носить знатным мужчинам __________











Карточка № 6.



1) 1721 году Россия стала..._________________
2) В 1721 году Петр I стал... ______________




























карточки

  1. Ввел новый... календарь.
  2. Празднуем новый год ...
    1января.
  3. Повелел отсчитывать годы от ...Рождества Христова.

  1. Упростил ... азбуку-кириллицу.
  2. Открыл новые ...типографии.
  3. Выпустил новую ... печатную газету.

  1. Основал первый музей ...-Кунсткамеру.
  2. Основал первую доступную всем... библиотеку.
  3. Подписал указ о создании ... Академии наук.
  4. Появился морской ...флот.

  1. Открыл новые города: ... (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург).
  2. Наладились отношения со странами ... Европы.
  3. Для подготовки специалистов были открыты ... школы.

  1. Запретил носить знатным мужчинам ... бороду.
  2. В 1721 году Россия стала...империей.
  3. В 1721 году Петр I стал... императором.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!