Переходим к основному этапу нашей работы А для того ,чтобы тему лучше понять ,мы оденем снеговичка. Орфограмма с которой мы будем сегодня знакомиться очень сложная. Её надо хорошо запомнить. Мы изучаем её в прилагательных. На шапочках ваших снеговичков напишите слово прилагательное, так как изучаемая орфограмма в прилагательных. А на голове снеговичка НН красной пастой. -Когда мы пишем НН? Помогите мне. -Ещё в каких случаях ? Пока оставим часть этого снеговика(потом мы к нему вернёмся) и перейдём ко второму(Переверните его и начинаем работать. На шапочке пишем прилагательное. Я приклею , а вы напишите на голове букву Н Когда пишется одна буква Н? Посмотрите, у нас остались части слова. Я попрошу вас взять красную ручку. Будем выделять исключения. Слайд №3( с исключениями) Какие слова пишем на первом снеговике? СТЕКЛЯННЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ОЛОВЯННЫЙ (выделить суффикс и подчеркнуть орфограмму) На втором снеговичке пишем исключения. ВЕТРЕНЫЙ ,но БЕЗВЕТРЕННЫЙ(выделите суффиксы) Эти снеговички будут вашими помощниками на сегодняшнем уроке. (Отложите пока всё в сторонку) Физминутка Напомните мне ещё раз Какие две формы имеют прилагательные?(краткие и полные) Образуйте от полного прилагательного ТУМАННЫЙ краткое прилагательное(ТУМАННА) Ребята одну Н или НН пишем в краткой форме? Слайд №4 Даль тума..а Посылка це…а Погода ветре…а Слайд № 5 Даль туманна Посылка ценна Погода ветрена Посмотрите , когда же мы будем писать Н или НН в кратких прилагательных? ( В кратких прилагательных пишется столько Н ,сколько есть в прилагательных от которых оно образовано) Давайте сделаем вывод: Когда в прилагательных пишутся две буквы НН? Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных: - при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на Н; - от существительных при помощи суффикса -ОНН-, -ЕНН-. Исключение: ветреный. При каких условиях в суффиксах прилагательных пишется одна Н ? Одна буква Н пишется: - в суффиксе -ИН-; - в суффиксах -АН-, -ЯН- прилагательных, образованных от существительных. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный. Что ещё мы добавим к нашему правилу? ( В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько есть в слове ,от которого они образованы. Открыли учебники на стр. 31 упр.370 (У доски работает одна ученица) Ребята , найдите то слово, которое вы не написали.(юный) Почему не записали это слово? (потому что оно не подчиняется нашему правилу) У вас есть такие слова в рамочке. Написание этих слов тоже надо запомнить. Слайд №6 Потренируемся в самостоятельном выполнении задания. Переверните карточки. Тут записаны словосочетания с пропуском букв. Ваша задача : Первый вариант - выписывают словосочетания с Н Второй вариант - выписываем словосочетания с НН Не забываем выделять орфорграммы. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг-друга. Серебряное поле Голубая стая Кожаный мяч Длинный путь Травяной чай. Посмотрите на карточки. Скажите, какое словосочетание вы выбрали к нашему времени года, чтобы построить предложение? (Серебряное поле) Почему? (Потому что снег сверкает) Используя словосочетания форму слова можно менять .Составьте предложения. (За окном было видно серебряное поле) Слайд №7 Снег заг…релся широким серебря..ым полем и обсыпал стекля…ыми бусами все д…ревья.( Ученик пишет и комментирует) Наша задача записывать и комментировать все орфограммы. Ребята, вспомните средства выразительности, которые мы используем чаще всего на уроках литературы.( Ответы детей) А какие средства мы использовали в этом предложении? (Снег загорелся-олицетворение, стеклянные бусы- эпитет, серебряное поле-эпитет) Ребята,кто мне ответит: какова роль прилагательных в нашей речи? (Они делают нашу речь красочной, богатой, содержательной, интересной. Без них весь мир просто бы потускнел.) |