СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок" Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок" Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"»

Конспект и технологическая карта урока по теме :

«Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных ».

Учитель: Мамедова Рамиле Рамизовна

Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.

  • Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-, -н-, -онн-, -енн-.

  • Повторить сведения о прилагательном. Закрепить умения словообразовательного и орфографического разбора.

Общеучебные:

  • Формировать умение самостоятельно пополнять знания.

Развивающие:

  • Развивать у обучающихся мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала, стремление овладевать богатством русской речи.

  • Воспитывать личность школьников, развивающих разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной).

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий



Планируемые результаты:


познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;


личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;


регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;


коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник.





Ход урока

Стадия (фаза) урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Стадия вызова

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

-Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Надеюсь, настроение отличное.

Поэтому мы с вами хорошо поработаем сегодня.

(Слайд№1)

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу. Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда за работу. Удачи желаю я вам!

  1. Мотивация учащихся.

-Ребята! Вы должны отгадать слово , а слово это состоит из частей слова – морфем.





  1. в слове ПРИШЁЛ выделите приставку

  2. в слове ИЗЛАГАТЬ выделите корень

  3. в слове ЛЕЖАТ выделите суффикс

  4. в слове ЕЛЬНИК выделите корень

  5. в слове ЛЕСНОЙ выделите суффикс

  6. в слове ДОБРОЕ выделите окончание


Теперь соберите по порядочку, какое слово у нас по лучилось?

Совершенно верно!

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ИТАК: сегодня мы с вами продолжим работу с частью речи ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ .

3.Кластер

Обратите внимание на Ромашку-кластер.

Чтобы раскрылись её лепестки, надо ответить на ряд вопросов.

1)Что такое прилагательное?

2) Что обозначает имя прилагательное?

3)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

4) От чего зависит прилагательное?





5)Как они изменяются?

6) Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

7) С чем согласуются прилагательные?

8) Какие вы знаете разряды прилагательных по значению?

9) Какие две формы имеет прилагательное?

10) Назовите самый распространённый способ образования прилагательных.

11)Какие суффиксы прилагательных вы знаете?



Афиширование кластера

4.Этап целеполагания.

Ребята, перед вами имена существительные, образуйте от них прилагательные (слайд) и выделите словообразовательные суффиксы:

Итак, от слова туман образуйте прилагательное.

С помощью какого суффикса образовалось прилагательное туманный?

От слова станция образуйте прилагательное.

С помощью какого суффикса образовалось прилагательное станционный…

(Слайд №2).

Туман – туманный
Станция – станционнный
Солома - соломенный
Утка – утиный
Песок – песчаный
Нефть-нефтяной

Так , я хочу вам напомнить, что здесь есть одно слово , которое пишется не так как произносится .Это слово…(песчаный)

Хорошо! Молодцы!

Ребята, на какие две группы мы могли бы разделить эти прилагательные?



А теперь проанализируйте проделанную работу, сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и подумайте, чему будем учиться сегодня,каковы цели нашего урока

(Цель урока определяется совместно с учащимися).

  • (Познакомимся с орфограммой, научимся применять полученные знания при написании данных слов.

  • Сформируем представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-, -н-, -онн-, -енн-.

. Повторим сведения о прилагательном)




Дети готовятся к уроку






Слушают,улыбаются





Дети отгадывают слово,отвечая на вопросы учителя

ПРИ

-ЛАГ-

-АТ

ЕЛЬ-

-Н-

-ОЕ



Ответ детей:

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ








Дети отвечают

II.Стадия осмысления

Переходим к основному этапу нашей работы

А для того ,чтобы тему лучше понять ,мы оденем снеговичка.



Орфограмма с которой мы будем сегодня знакомиться очень сложная. Её надо хорошо запомнить. Мы изучаем её в прилагательных.

На шапочках ваших снеговичков напишите слово прилагательное, так как изучаемая орфограмма в прилагательных. А на голове снеговичка НН красной пастой.

-Когда мы пишем НН? Помогите мне.

-Ещё в каких случаях ?

Пока оставим часть этого снеговика(потом мы к нему вернёмся) и перейдём ко второму(Переверните его и начинаем работать.

На шапочке пишем прилагательное.

Я приклею , а вы напишите на голове букву Н

Когда пишется одна буква Н?

Посмотрите, у нас остались части слова.

Я попрошу вас взять красную ручку.

Будем выделять исключения.

Слайд №3( с исключениями)

Какие слова пишем на первом снеговике?

СТЕКЛЯННЫЙ

ДЕРЕВЯННЫЙ

ОЛОВЯННЫЙ (выделить суффикс и подчеркнуть орфограмму)

На втором снеговичке пишем исключения.

ВЕТРЕНЫЙ ,но БЕЗВЕТРЕННЫЙ(выделите суффиксы)

Эти снеговички будут вашими помощниками на сегодняшнем уроке.

(Отложите пока всё в сторонку)

Физминутка



Напомните мне ещё раз

Какие две формы имеют прилагательные?(краткие и полные)

Образуйте от полного прилагательного ТУМАННЫЙ краткое прилагательное(ТУМАННА)

Ребята одну Н или НН пишем в краткой форме?

Слайд №4

Даль тума..а

Посылка це…а

Погода ветре…а

Слайд № 5

Даль туманна

Посылка ценна

Погода ветрена

Посмотрите , когда же мы будем писать Н или НН в кратких прилагательных?

( В кратких прилагательных пишется столько Н ,сколько есть в прилагательных от которых оно образовано)

Давайте сделаем вывод:

Когда в прилагательных пишутся две буквы НН?


Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных:
- при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на Н;
- от существительных при помощи суффикса 
-ОНН--ЕНН-.
Исключение: ветреный.

При каких условиях в суффиксах прилагательных пишется одна Н ?


Одна буква Н пишется:
- в суффиксе -ИН-;
- в суффиксах
 -АН-, -ЯН- прилагательных, образованных от существительных.
Исключения: 
стеклянный, оловянный, деревянный.



Что ещё мы добавим к нашему правилу?

( В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько есть в слове ,от которого они образованы.



Открыли учебники на стр. 31 упр.370

(У доски работает одна ученица)

Ребята , найдите то слово, которое вы не написали.(юный)

Почему не записали это слово?

(потому что оно не подчиняется нашему правилу)

У вас есть такие слова в рамочке. Написание этих слов тоже надо запомнить.

Слайд №6

Потренируемся в самостоятельном выполнении задания.

Переверните карточки. Тут записаны словосочетания с пропуском букв. Ваша задача :

Первый вариант - выписывают словосочетания с Н

Второй вариант - выписываем словосочетания с НН
Не забываем выделять орфорграммы.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг-друга.

Серебряное поле

Голубая стая

Кожаный мяч

Длинный путь

Травяной чай.

Посмотрите на карточки. Скажите, какое словосочетание вы выбрали к нашему времени года, чтобы построить предложение?

(Серебряное поле)

Почему?

(Потому что снег сверкает)

Используя словосочетания форму слова можно менять .Составьте предложения.

(За окном было видно серебряное поле)

Слайд №7

Снег заг…релся широким серебря..ым полем и обсыпал стекля…ыми бусами все д…ревья.( Ученик пишет и комментирует)

Наша задача записывать и комментировать все орфограммы.

Ребята, вспомните средства выразительности, которые мы используем чаще всего на уроках литературы.( Ответы детей)

А какие средства мы использовали в этом предложении?

(Снег загорелся-олицетворение, стеклянные бусы- эпитет, серебряное поле-эпитет)

Ребята,кто мне ответит: какова роль прилагательных в нашей речи?

(Они делают нашу речь красочной, богатой, содержательной, интересной. Без них весь мир просто бы потускнел.)










Дети на местах работают со снеговиком






Ответы детей















Пишут слова исключения















Дети выполняют движения под музыку































Дети делают выводы




























Дети работают в тетрадях,а она ученица у доски






Ученик читает слова в рамочке










Дети работают по вариантам




Взаимопроверка


























Дети пишут и комментируют свой выбор




















III Стадия рефлексии


1.Подведём итог нашего урока.

Закрою снеговичков.

-Когда пишем в прилагательных одну Н?

- Когда пишем в прилагательных две буквы НН?

-А сколько Н пишется в кратких прилагательных?

Д/З параграф 64 (Выучить правило.В этом вам помогут снеговички)Упр. 369

2.Контрольно-оценочный этап.

Оцените результаты своей работы на уроке.

3.Устная рефлексия.

1.


4. Прием «Синквейн».

Напишите синквейн по теме «Имя прилагательное»

Вспомним правило синквейна:

1.тема

2.два прилагательных

3.три галагола

4.предложение

5.синоним первому слову.

Первый пример:

Имя прилагательное.
Уникальное, четкое.
Описывает, усиливает, указывает.
Придает речи выразительность.
Признак.

Второй пример:

Имя прилагательное.
Благозвучное, осмысленное.
Дополняет, уточняет, поясняет.
Характеризует человека или предмет.
Часть.



Третий пример:

Имя прилагательное.
Определенное, сравнительное.
Символизирует, воплощает, конкретизирует.
Часто используется в предложениях.
Слово.



  1. Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами

Слайд №8

Ищу слова певучие,

Народные, исконные,.

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Да чтобы в душу падали,

Как в полюшко бы зёрнышко,

Чтоб, добрые да ладные,

Светили, словно солнышко.

Да грели бы, лучистые,

Да звали бы, пригожие,

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие.



( В.Выркин)

Ищите слова, любите наш чудесный и могучий язык.



-Спасибо вам большое за работу на уроке. (Слайд)







Ответы детей








Запись д/з


Самооценка и рефлексия


Дети составляют синквейн, вспоминают правило









Чтение синквейнов






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!