СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. Творчество В. Хлебникова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Предлагаем вниманию словесников урок, посвящённый изучению творческого наследия футуриста Велимира Хлебникова, которое поражает своеобразием и глубиной содержания. Его поэзия привлекает неподражаемым  звуковым построением, образами и метафорами, ритмическим многообразием, но в тоже время обращена к общечеловеческим проблемам. Урок разработан совместно с учителем русского языка и литературы Гороховой Татьяной Владимировной (МБОУ "СОШ №1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Творчество В. Хлебникова»



Методическое обоснование.

Школьная программа по литературе по теме «Поэзия начала XX века» включает довольно большое количество имён и предлагает познакомить учащихся с И. Анненским, В. Брюсовым, Н. Гумилёвым, Б. Пастернаком, В. Ходасевичем, К. Бальмонтом, В. Хлебниковым и др. Творчество каждого из этих авторов представляет собой сугубо индивидуальный поэтический мир, полный красок, звуков, образов. Они по-разному мыслили, видели и понимали окружающий мир, имели свои собственные пристрастия, увлечения, что-то не принимали.

Предлагаем вниманию словесников урок, посвящённый изучению творческого наследия футуриста Велимира Хлебникова, которое поражает своеобразием и глубиной содержания. Его поэзия привлекает неподражаемым звуковым построением, образами и метафорами, ритмическим многообразием, но в тоже время обращена к общечеловеческим проблемам.

С учётом этой особенности считаем целесообразным использовать нестандартные формы как в ходе подготовки, так и в проведении занятия. Эффективным будет применение цифровых образовательных ресурсов и ИКТ.

Работа требуется кропотливая и предполагает подготовительный этап в виде знакомства с критической и мемуарной литературой, Интернет-ресурсами и собственно с самим творчеством поэта. Это даст возможность расширить кругозор учащихся, углубить их знания, научить самостоятельному поиску нужной информации, поможет совершенствовать коммуникативные навыки.

Подготовительный этап работы позволяет подходить к учащимся дифференцированно, с учётом психо-физиологических особенностей и не препятствует участию школьников разного возраста. Важно, что на всех этапах подготовки данного занятия возможным становится использование творческих задатков каждого ребёнка и поможет учащимся реализовать себя.

В ходе подготовки предлагаем поделить класс на следующие творческие группы: биографы, литературоведы, искусствоведы и артисты.



Биографы собирают материал по вопросам:

- Когда и где родился поэт В.Хлебников?

- Кто были его родители, чем они занимались?

- Какое образование и воспитание он получил?

-Что можно сказать о характере поэта?

-Какие воспоминания сохранились о В.Хлебникове?

Литературоведы изучают творчество поэта:

- К какому литературному течению принадлежал В.Хлебников?

- Кто из представителей отечественной литературы считал его своим учителем?

- Откуда взялась поэтическая «заумь» В.Хлебникова? Что послужило её источником?

-В чём достоинство стихов поэта, особенность его творческих изысканий?

-Какое его стихотворение вы назвали бы программным в плане словотворчества?

-Почему в своё время В.Хлебников был понят далеко не всеми?

-Что обеспечивает интерес к его стихам наших современников?

Искусствоведы обращаются к культурному наследию эпохи В.Хлебникова, знакомятся с живописью и помогают ответить на вопросы:

-Существует ли связь творчества В.Хлебникова с современной ему живописью? Какова она? В чём выражается?

-В чём особенность художественной манеры импрессионистов? Каковы лучшие образцы их творений?

-Как случилось так, что В.Хлебников был избран Председателем Земного шара?

Чтецы готовят выразительное чтение наизусть стихотворений В.Хлебникова:

«Птичка в клетке» (1897г.)

«Кому сказатеньки…» (1908 – 09гг.)

«Заклятие смехом» (1908 – 09гг.)

«Когда умирают кони – дышат…» (1912)

«Написанное до войны» (1913г.)

«Годы, люди и народы …» (1915г.)

«Если я обращу человечество в часы…» (1922г.)

«Ещё раз, ещё раз…» (1922г.)

«Курган»

«Кубок печенежский»

И мелодекламацию стихотворения «Там, где жили свиристели …» (1908г.)



Артисты играют роли поэта В. Хлебникова и его современников, инсценируют песню русалок из «Ночи в Галиции» (1913г.) и отрывок из поэмы-исповеди «Зангези» (1922г.)



Цель:

  • раскрыть глубину творческой личности Велимира Хлебникова.

Задачи:

  • ввести школьников в сложный мир хлебниковского стиха, утверждаемых им нравственных ценностей; подчеркнуть неподражаемость звукового построения образов, изысканность метафор, ритмическое многообразие; удивить неистощимостью словесного эксперимента;

  • раскрыть особенности поэтического дара В.Хлебникова;

  • определить место лирики поэта в русской и мировой культуре.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, магнитофон, скрипка, ресурсы Интернета, выставка печатных изданий, посвящённых творчеству В.Хлебникова, сборники стихотворений, костюмы артистов, клетка с певчей птицей, записи голосов птиц.





Конспект урока.



1-ый слайд.

Эпиграф.

2-ой слайд. Я вам расскажу, что я из будущего чую

Мои зачеловеческие сны.

В. Хлебников.

3-й слайд. (Музыкальный фон – стук колёс поезда).

1 Ведущий. Холодный и голодный январь 1922 года. На заснеженном перроне одного из московских вокзалов беспомощно застыл высокий, похожий «на длинноногую задумчивую птицу» человек в парусиновых брюках и выцветшей с заплатами на локтях рубашке. За плечами у него мешок из большущей холщовой наволочки.

2 Ведущий. Кто он? Нищий? Безумец? Странствующий лицедей? Он растерянно смотрит по сторонам своими «первобытными, мудрыми и светлыми» глазами, какие могут быть только у человека, безмерно любящего людей и мечтающего их осчастливить.

Учитель. Этот человек – Велимир Хлебников, поэт и философ, который исходил и изъездил тысячи вёрст в поисках правды, размышляя о смысле жизни, о мироздании и назначении человека.

Хлебников. Годы, люди и народы

Убегают навсегда,

Как текучая вода.

В гибком зеркале природы

Звёзды – невод, рыбы – мы,

Боги – призраки у тьмы.

1 Ведущий. Больной, измученный приступами малярии, без денег, полуголодный, провёл Хлебников зиму и весну последнего года своей жизни в Москве, думая только об одном – «об издании поэмы-исповеди «Зангези» и «книги книг «Доски судьбы». Он впервые спешил и торопил других: «Доски судьбы», философское учение о законах времени, которое может осчастливить человечество, он хотел подержать в руках, полюбоваться пахнущей типографскими красками обложкой, показать друзьям.

2 Ведущий. Он торопился, потому что предчувствовал близкую смерть. Ему оставалось жить несколько месяцев.

Хлебников. Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – они гаснут,

Когда умирают люди – поют песни.

4-5 слайды.

Учитель. Перенесёмся в 1908 год и представим Хлебникова, студента Казанского университета, естественного отделения физико-математического факультета, увлекающегося историей, поэзией, философией и наукой о языке.

6-ой слайд.

Из воспоминаний современников.

1 Современник. «Был он застенчив, скромен, знакомств почти не поддерживал … и мы были, вероятно, единственным семейством, в котором он чувствовал себя просто. Приходил он ежедневно, садился в углу , и бывало так, что за вечер не произносил ни одного слова; сидит, потирает руки, улыбается, слушает. Слыл он чудаком..» (Из воспоминаний Дамперова).

2 Современник. «У Хлебникова никогда не было ни копейки, одна смена белья, брюки рваные, вместо подушки наволочка, набитая рукописями. Где он жил, не знаю … Писал Хлебников постоянно и написанное запихивал в наволочку или терял … Читать свои вещи вслух совсем не мог, ему делалось нестерпимо скучно. Он начинал и в середине «стиха способен был сказать» и так далее … (Вспоминала хорошо знавшая поэта Лилия Юрьевна Брик. Это строчки из её письма.)

3 Современник. «Велимир Хлебников, мой близкий товарищ, был всегда молчалив и страшно рассеян. Помню, обедая у меня, он задумался и поднёс ко рту коробку со спичками вместо хлеба и тут же начал высказывать замечательные мысли о новом слове … В эти минуты высшей рассеянности он был глубоко собран внутренне. Его огромный лоб производил впечатление горы. Работал целыми днями в Публичной библиотеке, забывая есть и пить и возвращался измученный, серый от усталости и голода, в глубокой сосредоточенности.» (Вспоминал художник Юрий Анненков).

Учитель. Эти воспоминания относятся к 1915 году. Таким Хлебников оставался до конца жизни. Великий чудак, предметом наблюдения которого были судьбы народов и цивилизации, законы развития истории, связь чисел с силами природы и многое другое, что должно было позволить «заглянуть в будущее», помочь преобразовать жизнь всего человечества.

Хлебников. Я не смотрел на жизнь отдельных людей, но я хотел издали, как гряду облаков, как дальний хребет, увидеть весь человеческий род и узнать, свойственны ли волнам его жизни мера, порядок и стройность.

Если я обращу человечество в часы,

и покажу, как стрелка столетия движется,

неужели из нашей времён полосы

не вылетит война, как ненужная ижица?

Там, где род людей себе нажил почечуй,

Сидя тысячелетьями в креслах пружинной войны,

Я вам расскажу, что я из будущего чую

Мои зачеловеческие сны.

Я знаю, что вы – правоверные волки,

Пятёркой ваших выстрелов пожимаю свои,

Но неужели вы не слышите шорох судьбы иголки,

Этой чудесной швеи?

Я затоплю моей силой, мысли потопом

Постройки существующих правительств,

Сказочно выросший Китеж

Открою глупости старой холопам…

7-ой слайд.

1 Ведущий. Идеальный мир представляется Хлебникову великим содружеством народов. В первобытном обществе, в языческой культуре видел поэт проявление общечеловеческих ценностей, лишённых классовых, национальных и исторических предрассудков.

2 Ведущий. Отсюда – глубокий интерес Велимира Хлебникова к славянской истории, мифологии, фольклору, унаследованный им от матери – Екатерины Николаевны Вербицкой – историка по образованию, родословная которой велась от запорожских казаков. Киевская Русь, Смутное время, Запорожская Сечь так или иначе отразились в его поэзии.

8-ой слайд.

Чтец. Стихотворение «Курган».

9-ой слайд.

Чтец. Стихотворение «Кубок печенежский».

10-ый слайд.

1 Ведущий. Необыкновенной образностью и выразительностью, непреходящей свежестью и правдивостью привлекал поэта славянский фольклор. Народные песни, сказки, заговоры, заклинания стали источником его вдохновения. Читая хлебниковское стихотворение «Кому сказатеньки…» невольно вспоминаешь сказку о царевне-лягушке.

Чтец. Стихотворение «Кому сказатеньки…»

Кому сказатеньки,

Как важно жила барынька?

Нет, не важная барыня.

А, так сказать, лягушечка:

Толста, низка и в сарафане,

И дружбу вела большевитую

С сосновыми князьями

И зеркальные топила

Обозначили следы,

Где она весной ступила

Дева ветреной воды.

11-й слайд.

Музыкальная инсценировка «Ночи в Галиции».

(Музыкальный фон – Руслана Лыжичко «Дикие танцы»)

Действующие лица: русалки, витязь, ведьмы.

2 Ведущий. Большой знаток славянской мифологии, поэт вошёл в историю русской литературы как непревзойдённый экспериментатор.

12-й слайд.

1 Ведущий. Программным стихотворением Хлебникова – экспериментатора является «Заклятие смехом» - произведение, похожее на языческий заговор, демонстрирующее красоту и силу славянской речи.

Чтец. «Заклятие смехом».

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,

Что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешниц надсмеяльных –

Смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно,

Смех надсмейных смеячей!

2 Ведущий. Попытка создать особый, «заумный» мир принадлежал прежде всего художникам – футуристам, чьё творчество, несомненно, наложило отпечаток на поэзию Хлебникова.

13-21 слайды.

Доклад «Художники – импрессионисты».

22-ой слайд.

1 Ведущий. Желая быть понятым теми, кто будет после него, Хлебников оставил своеобразное завещание, в котором даёт ключ к своим произведениям.

Хлебников. Стихотворение «Ещё раз, ещё раз…»

Ещё раз, ещё раз

Я для вас

Звезда.

Где моряку, взявшему

Неверный угол сердца ко мне:

Вы разобьётесь о камни

И камни будут надсмехаться

Над вами,

Как вы надсмехались

Надо мною.

23-25 слайды.

2 Ведущий. Импрессионист по натуре, Велимир Хлебников создаёт картину первозданной природы, наполненную светом и воздухом, яркими и чистыми, как краски, звуками, свободу выбора, присущую только миру пернатых.

1 Ведущий. Птицы были тем живым символом, который должен был передать движение времени. Связь между народами и континентами, единый, чем-то похожий на птичий «всеземлянский» язык.

Чтец. Стихотворение « Там, где жили свиристели»

(Мелодекламация. Музыкальный фон - З. Фибих. «Поэма». Скрипка)

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

В беспорядке диком теней

Где, как морок старых дней,

Закружились, зазвенели

Стаи легких времирей.

Стаи легких времирей.

Ты поюнна и вабна

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюнны

Славу лёгких времирей!

26-ой слайд.

2 Ведущий. Интерес к миру пернатых зародился у поэта ещё в раннем детстве. Его отец, Владимир Александрович, был учёным – орнитологом. Он был одним из организаторов Астраханского заповедника, автором ряда научных работ. От него у Хлебникова тонкое понимание природы птиц, знание их повадок, умение различать по голосам.

27-37 слайды.

1 Ведущий. В «сверхповести» «Зангези» есть глава, в которой мастерски воспроизводится щебет птиц, их утренние песни. Безусловно, это звукоподражание, имитация. Но у какого ещё поэта можно встретить подобное? У кого так органически вплетается звукоподражание в структуру поэтического текста?

«Утро в лесу». (Инсценировка. Музыкальный фон – голоса птиц.)

Пеночка (с самой вершины ели, надувая серебряное горлышко).

- Пить пэт твичан! Пить пэт твичан! Пить пэт твичан!

Овсяночка (спокойная на вершине орешника)

- Кри – ти – ти – ти – ти – и – цы – цы – цы – сссыы.

Дубровник.

- Вьер – вьор виру сьек – сьек – сьек! Вэр – вэр виру сек – сек – сек.

Вьюрок.

- Тьорти едигреди. (Заглянув к людям, он прячется в высокой ели).

- Тьорти едигреди!

Овсянка (качаясь на ветке).

- Цы – цы – цы – сссыы.

Пеночка зелёная (одиноко скитаясь по зелёному морю, по верхним вечно качаемым ветром вершинам бора).

- Прынь! Пциреб – пциреб! Пциреб! Цэсэсэ!

Овсянка.

- Цы – сы – сы – ссы (качается на тростинке).

Сойка.

- Пиу! Пиу! Пьяк, пьяк, пьяк!

Ласточка.

- Цивить! Цизить!

Славка черноголовая.

- Бебо – тэу – вевять!

Кукушка.

- Ку – ку! Ку – ку! (качается на вершине)

38-ой слайд.

2 Ведущий. Сильно звучат в творчестве поэта и социальные мотивы. В годы революции по инициативе Хлебникова был создан союз Председателей земного шара. Поэты и учёные должны быть во главе народов мира, а не правительства, которые научились только угнетать и подавлять, считал он.

39-ый слайд.

1 Ведущий. В 1919 году, в самый разгар Гражданской войны, власть в Харькове, где оказался поэт Хлебников, неоднократно переходила из рук в руки. Убийства, грабежи, аресты, голод, белый и красный террор, гибель беззащитных людей. Поэт был свидетелем этих кровавых событий. Он сам подвергался аресту, несколько месяцев скрывался от мобилизации в белую армию, болел тифом и голодал, но писал стихи.

Чтец. Русь, ты вся поцелуй на морозе!

Синеют ночные дорози.

Синею молнией слиты уста,

Синеют вместе тот и та.

Ночами молния взлетает,

Порой из ласки пары уст

И шубы вдруг проворно

Обегает, синея, молния без чувств,

А ночь блестит умно и чёрно.

2 Ведущий. Кочуя летом 1921 года из Баку в Персию и обратно (вместе с Красной Армией), работая то плакатным текстовиком, то сторожем при тех же плакатах, Хлебников пишет поэмы о революции: «Ночь перед Советами», «Прачка», «Настоящее», «Ночной обыск».

1 Ведущий. Лучше всего расскажут о Хлебникове времён Гражданской войны стихи поэта Михаила Кульчицкого, написанные в 1940 году (подражание Хлебникову). К человечеству, истерзанному войнами и распрями, обращены его слова:

Чтец. В глубине Украины,

На заброшенной станции,

Потерявшей название

от немецкого снаряда,

Возле умершей матери –

чёрной и длинной

Окоченевшая девочка

У колючей ограды.

В привокзальном сквере

лежали трупы;

Она ела веточки и цветы,

И в глазах её, тоненьких

и глупых,

Возник бродяга из темноты.

В золу от костра,

Розовую, даже голубую.

Где сдваивались красные

червячки,

Из серой тюремной наволочки

Он вытряхнул бумаг охапку тугую.

А когда девочка прижалась

К овалу тёплого света

И начала спать,

Человек ушёл – привычно устало,

А огонь стихи начал листать.

Но он, просвистанный,

Словно пулями роща,

Белыми посаженный

в сумасшедший дом,

Сжигал

Свои

Марсианские

Очи,

Как сжёг для ребёнка свой

лучший том.

40-й слайд.

Учитель. В 1922 году Велимира Хлебникова не стало. Проповедник свободы и равенства, он жил вольно, как птица, сообразно с законами природы. Не стремился к личному благополучию, дорожил своей независимостью, подобно странникам и богомольцам исходил всю Россию, творил и жил во имя своего народа!

И сегодня в память об этом одиноком мечтателе, истинном гуманисте и правдолюбце мы с вами дадим свободу этой птице, которую кто – то по неразумению запер в клетке.

Чтец. Стихотворение «Птичка в клетке».

О чем поешь ты, птичка в клетке?

О том ли, как попалась в сетку?

Как гнездышко ты вила?

Как тебя с подружкой клетка разлучила?

Или о счастии твоем

В милом гнездышке своем?

Или как мушек ты ловила

И их деткам носила?

О свободе ли, лесах,

О высоких ли холмах,

О лугах ли зеленых,

О полях ли просторных?

Скучно бедняжке на жердочке сидеть

И из оконца на солнце глядеть.

В солнечные дни ты купаешься,

Песней чудной заливаешься,

Старое вспоминаешь,

Свое горе забываешь,

Семечки клюешь,

Жадно водичку пьешь. 6 апреля 1897


Учитель подходит с клеткой к окну и выпускает птицу.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!