МБОУ Одинцовская гимназия №13
Открытый урок по окружающему миру
«Спутник Земли – Луна»
Выполнила учитель начальных классов
I категории
Молибог Елена Павловна
Одинцово
2018
Технологическая карта урока окружающего мира
Учитель: Молибог Елена Павловна
Школа: МБОУ Одинцовская гимназия №13
Должность: учитель начальных классов
УМК: «Планета знаний»
Предметная область: Окружающий мир (авторы: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов)
Класс: 2 (часть 1)
Тема: Спутник Земли – Луна
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, личностных) учащихся 2-ого класса в образовательной области «Окружающий мир» по теме «Спутник Земли – Луна»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения работать с информацией (анализ, отбор, систематизация);
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, систематизации, обобщения (познавательные УУД);
- формирование умения слушать и слышать собеседника, выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной формах;
- формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);
- формирование умения принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение предметных знаний по теме «Спутник Земли – Луна»: иметь первое представление о Луне, как спутнике Земли.
Оборудование: у учителя: ПК, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока,
карточки согласно стратегии «ЗХУ»: «З» - знаю, «Х» - хочу узнать, «У» - узнал, фотографии, схема - модуль «Спутник Земли-Луна», теллурий
Прогнозируемый результат: учащиеся получат первоначальные представления о Луне, как спутнике Земли; получат возможность научиться использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы; представлять информацию в виде «кластера»; составлять небольшое монологическое высказывание по заданной теме; получат возможность для формирования мотивационной сферы и самооценки.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | «Вызов» (актуализация имеющихся знаний): 1) самоопределе- ние к деятельнос- ти (орг. момент) 2) актуализация знаний 3) постановка учебных задач | Создаёт эмоциональный наст- рой на работу: знакомство, приветствие. Учитель рассказывает легенду, загадывает загадку: Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали 2 недели, апельсина мы не ели, Но осталась в небе только апельсиновая долька. (Луна) Озвучиваем тему урока: - Тема нашего урока? -Спутник Земли – Луна. Организует индивидуальную работу учащихся с первой графой таблицы «ЗХУ»: - На карточках в первой части таблицы («Знаю» ) запишите кратко, что вы знаете по этой теме. Организует беседу по уточнению первичных знаний: - Скажите, что вы знаете по данной теме? Обеспечиваю мотивацию выполнения действий целеполагания: - Ваши знания у каждого свои, точные и не очень, поэтому, подумайте, что бы вы хотели ещё узнать или уточнить по этой теме. Напишите свои вопросы во второй графе таблицы «ЗХУ» - «Хочу узнать» Организует беседу по постановке учебных задач: - Что же ещё вы бы хотели узнать по данной теме? Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока: - Какова же цель нашего урока? Что мы должны сегодня на уроке узнать? (После высказываний детей открывает первый слайд презентации, где указаны цели урока, см. Приложение 1). | Слушают учителя. Настраиваются на работу. Слушают учителя. Заполняют первую графу таблицы «ЗХУ» - «Знаю» Озвучивают свои записи в свободной форме Заполняют вторую графу таблицы «ЗХУ» - «Хочу узнать» Озвучивают свои вопросы в свободной форме Формулируют цели урока: - Мы должны узнать: Что такое спутник? Почему Луна спутник Земли? Какого размера Луна? Почему мы видим Луну на небе по-разному? Как устроена Луна? Есть ли жизнь на Луне? | К: умение слушать Л: самоопределение К: умение выстраивать речевые высказывания в соответствии с темой урока в письменной форме Р: оценочные: осознание учеником своего знания/незнания по данной теме К: умение выстраивать речевые высказывания в устной форме Р: целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно К: умение выстраивать речевые высказывания в устной форме П: формулирование познавательной цели |
2. | «Осмысление» (взаимодействие на основе содержания текста) ФИЗКУЛЬТ – МИНУТКА | Организует работу по поиску информации: космический полёт, добыча информации из найденных источников. (конверты на каждой парте). Организует чтение текста по смысловым фрагментам (абзацам) и фронтальную беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний: - Для кого информация была новой? - Что нового вы узнали? - Что непонятно? Какие вопросы? Одновременно с обсуждением текста организует фронтальную работу по созданию «кластера» по данному тексту (2-ой слайд презентации к уроку, см. Приложение 2). Организует проведение физкультминутки и гимнастики для глаз Организует работу на физминутке: танцы с жителями космоса | Читают текст, делают пометки на полях: сотавляем модульную схему «кластер» . Читают текст по цепочке по абзацам (смысловым частям), отвечают на вопросы учителя, участвуют в создании «кластера», на доске прикрепляют полученную информацию. Выполняют упражнения Работая в статичных группах, пересказывают прочитанный текст, распределяя очерёдность и опираясь на составленный «кластер». По вызову учителя группа рассказывает текст для класса. | П: умение работать с информацией П: извлечение необходимой информации К: умение выстраивать речевые высказывания К: умение работать в статичных группах; строить речевые высказывания |
3. | Рефлексия | Возвращение из полета, доставка информации на Землю. Организует индивидуальную работу с третьей графой таблицы «ЗХУ» - «Узнал»: - Вспомните свои вопросы и всё, что мы изучали на уроке, и в графе «Узнал» напишите, что нового вы узнали сегодня на уроке. Организует фронтальную беседу, связывая результаты урока с его целями: - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Давайте вспомним цели нашего урока. Подумайте и скажите, на какие вопросы мы не нашли ответ сегодня на уроке? - Где мы можем еще найти ответы на эти вопросы? Организует фронтальную работу по созданию «синквейна»на тему Луна: - Подводя итоги урока, давайте попробуем отобразить наши знания по данной теме в «синквейне» на тему Луна. Побуждает к оценке учащимися своей деятельности на уроке: - Оцените свою работу на уроке: прикрепите к Бортовому журналу свои смайлики те, кому на уроке работать было интересно и понятно, поднимите вверх зелёный семафор, но многое осталось непонятным; те, кому на уроке было неинтересно работать и непонятно, поднимите красный семафор. - Кто хочет, объясните свой выбор. | Ученики заполняют третью графу таблицы «Узнал» Отвечают на вопросы учителя - Почему Луну на небе мы видим по-разному? - В книгах, в библиотеке, в Интернете, создавая проект. Дети участвуют в обсуждении, называя свои слова и объясняя свой выбор. Луна круглая, яркая светит, отражает, вращается Луна движется вокруг Земли Спутник Дети проводят рефлексию своей деятельности и развешивают прищепки в соответствии со своим выбором По желанию объясняют свой выбор | П: умение сравнивать, анализировать К: умение строить речевые высказывания в письменной форме Р: умение сохранять задачи учебной деятельности, оценивать свои знания К: умение строить речевые высказывания в устной форме К: формулирование и аргументация своего мнения Р: формирование начальных форм личностной рефлексии К: формулирование и аргументация своего мнения |
Приложение 1. Приложение 2.