СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Наша Родина-Россия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Наша Родина-Россия"»

Открытый урок по обществознанию в 5 классе.

Учитель: Капитова Чулпан Габдрахмановна

МБОУ « Красноярская ООШ ЗМР РТ», учитель истории и обществознания высшей квалифицированной категории.

Тема и номер урока в теме

Наша Родина – Россия. Первая тема раздела Родина.

Базовый учебник

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. «Обществознание». Москва «Просвещение» 2018г

  1. Цель урока: формирование у учащихся регулятивных, познавательных и личностных умений, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

9. Задачи:

- личностные:

- овладение навыками самоорганизации;
- умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
- освоение техники ведения диалога; формирование представление у учащихся о России как о многонациональной стране с многовековыми культурными традициями;
- формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине; воспитывать в себе высокие нравственные начала, способствовать формированию у учащихся гражданственности;

-метапредметные

- развитие творческой деятельности;
- развитие навыков осознанного высказывания своей мысли во внешней речи; умение слушать собеседника и вести диалог, уважительно относится к точке зрения других людей;

- предметные формирование представления понятий «Родина», «Российская Федерация», «Субъекты Российской Федерации», «государственный язык», «патриот».

  1. Тип урока Урок «открытия» нового знания.

  2. Формы работы учащихся беседа, работа с картой, с учебником, участие в учебном диалоге, фронтальная деятельность.

  3. Необходимое техническое оборудование: Учебник Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. «Обществознание», карта России, фотографии с видами просторов России, схема Родина, раздаточный материал с документами (стих)

  4. Структура и ход урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Время

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Стихотворение стихотворение Д. Пенцова

Россия – Родина моя,
Смотрю вокруг и что я вижу:
Кругом бескрайние поля
И снег лежит на нашей крыше.

Российский снег, он словно пух
Ложится прямо на ресницы.
Россия без зимы - ничто
И жаль, что улетают птицы.

Зимой неслышен соловей,
Ах, как поет он ночью летом!
И нет нигде таких берез.
Березы... Вся Россия в этом.

Когда расстанусь с детством я,
Объеду я дорог не мало.
Россия – Родина моя!
Хочу, чтоб ты сильнее стала!

И чем смогу, я помогу:
Цвести полям, расти деревьям.
Российский дух поднять смогу,
Чтоб гордость за него
досталась нашим детям.
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать? Записывает на доске: «Наша Родина - Россия»

Слушают стихотворение.















Высказывают свое мнение о Родине.


Регулятивные умения

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.



Этап актуализации и пробного учебного действия.

- Что нам надо узнать, чтобы найти решение проблемы?

Нам нужно

- изучить, как устроено наше государство;

- рассмотреть понятие Родина

В конце урока мы должны будем ответить на вопрос. Почему Россия является нашей Родиной?




Надо узнать:

-изучить, как устроено наше государство;

- рассмотреть понятие Родина


Планировать деятельность в учебной


Этап выявления места и причины затруднения.

А теперь назовите мне синонимы к слову «Россия»

А что такое государство? Сейчас я вам предлагаю нарисовать государство. Ваши ассоциации с этим словом - Какие ассоциации у вас возникают со словом Родина

страна, Родина, государство

Скорее всего, дети могут выдвинуть такие версии:

Родина – это страна;

Родина – это народ;

Родина это культура.

Выдвигать версии


Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Как же мы будем решать нашу проблему?

Для того, чтобы изучить устройство нашего государства давайте посмотрим на карту. Откройте в учебнике страницу 94.

Перед вами карта. Обратите внимание на её название.

Ребята, кому из вас знакомо слово федерация? Что означает слово федерация ?

Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет.



Давайте снова посмотрим на карту. Что вы заметили?


Нужно составить план.





По просьбе учителя один из учеников зачитывает вслух название карты: Российская Федерация

Ученик читает

Слово федерация означает «союз, объединение».





Какая она разноцветная!



Регулятивные умения

Логические умения


Этап реализации построенного проекта.

Субъекты федерации обозначены различными цветами.

Части Российской Федерации называются субъектами.

Давайте запишем понятие. 

Субъекты Федерации – части Российской Федерации Субъекты : края, области, республики, автономные округи, города




Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской Федерации?


Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют равные права. Давайте зафиксируем это в схеме:

                                   

Права

Субъект ======Субъект


Сейчас давайте с вами рассмотрим права субъектов РФ

( стр.92), зачитаем



- Ребята, а в каком субъекте РФ живем мы с вами? Найдите субъект федерации, в котором мы живём. (№11)

О чём мы ещё сегодня не говорили сегодня? Как люди общаются? (русский язык)

Давайте разберемся: является ли русский язык родным для всех людей, которые живут в Российской Федерации?



Что написано на стр. 93 о русском языке? (зачитаем)











Т/О. Русский язык является государственным языком





















По площади

















1.Право иметь свою территорию.


2.Право иметь свой герб и флаг.

3.Право обучать детей на родном языке.





- Нет, т.к. Россия – это многонациональное государство; народы, проживающие в России, говорят более чем на 100 языках.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития





Логические умения.



Познавательные умения.























е выделять главное









Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Давайте с вами немного поиграем. Когда я шла к вам на урок, все слова в пословице перепутались. Помогите мне, пожалуйста, её восстановить.

Что же у нас получилось? 



Как вы понимаете эту пословицу? Исходя из этой пословицы, ответьте мне на вопрос: что такое Родина? Что вы можете назвать своей Родиной?

Прочтем стихотворение, которые лежат у вас на партах.


- Совершенно верно, (фиксирует в схеме), а как называется народ населяющий Россию?

Должен ли человек любить Родину? Почему?

Родина у человека одна, как и родная мать. Часто эти два слова звучат рядом – Родина-мать. 

Скажите, а как дети должны относиться к своей матери?

Вот так и люди должны относиться к своей Родине.

-Ребята, каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

История нашей страны имеет немало печальных страничек. Россия всегда была лакомым куском для недобрый соседей. Русский народ не раз поднимался на защиту своей страны. В памяти народной остались имена героев . не пожалевших своих жизней в борьбе с врагами Родины. Как называют человека, который любит свою Родину, который готов на подвиг ради нее?

-Каким должен быт патриот?

Уважение к другим народам – черта патриота.

Настоящий патриот никогда не унизит человека другой национальности

Откройте свои учебники на стр. 97. Обратите внимание на то, как И.М. Тоидзе изобразил Родину-мать. Этот плакат был напечатан в 1941 г.– Что-то страшное произошло в этом году, напомните пожалуйста? -

Посмотрите на него и подумайте, к чему призывает этот плакат?

Рассматривают карту и по карте называют: Области, республики, края.

Плоха та птица, которой родное гнездо не мило. 

Россия, Татарстан, посёлок Мирный… Ясное голубое небо, лесные тропинки, русские березы. Разливы рек.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.


Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.




любить её, уважать, защищать, поддерживать и т.д.).



Варианты ответов детей (русские, татары, армяне, цыгане, евреи, украинцы)















Патриот.

Ответы детей













Великая Отечественная война.

Мы, как патриоты своей страны, должны в любой момент быть готовы защищать свою Родину.

Анализировать, используя карту как источник знаний

Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя) достоверную информацию





























Познавательные умения























Регулятивные, познавательные умения


Этап включения в систему знаний и повторения.

- Давай повторим главное: Как называется страна, в которой мы живем?

В каком государстве мы живем?

Что означает слово «федерация»?

Назовите столицу нашего государства?

Что имеет каждый субъект федерации РФ?

Итак, мы возвращаемся с вами к нашему основному вопросу: Почему Россия является вашей Родиной?

Россия



Российская Федерация



Союз

Москва

Территория, столица, главный закон, герб, флаг, органы власти и управления, свой родной язык.

Регулятивные, логические и личностные умения


Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

( в тетради напишите, что вы больше всего запомнили на уроке, что понравилось, а что нет, т. е. изложите свои впечатления
- Что для вас было важным?
- Что для вас явилось новым?
Что для вас было трудным?

Домашнее задание: §11; Составь 3 предложения (словосочетания) со словом «патриот»; О Родине сложено немало и пословиц.(написать пословицы).

Что такое Родина? Чем для нас является Россия?

Мнения учащихся.









Приложение 1.1 записывается на доске, по ходу урока



П

Республики

Края

Области

Национальности

риложение 1

Субъекты



Территория

Народ



Нация



Родина

Страна





Государство

Государственный язык





Культура и традиции

Граждане - патриоты





















Приложение 1.2 раздается на парты, заполняется по ходу урока



П









риложение 1















Родина






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!