Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4
городского округа «Город Йошкар-Ола»
Открытый урок
в 9 классе по теме:
«Россия – дом многих народов»
Учитель географии: О. А. Нестерова
Цель: Формировать представление о России, как о многонациональной стране с уникальной природой и территорией.
Задачи:
Образовательные:
Пробудить интерес к познанию разнообразия и неповторимости природы и народов нашей страны;
Ознакомить с культурой народов России.
Развивающие:
развитие умения высказываться на заданную историческую тему;
формирование интеллектуальных умений: анализа, сравнения, обобщения (сопоставлять, анализировать предложенный исторический материал);
развитие памяти, логического мышления;
развитие творческого начала в умственной деятельности.
Воспитательные:
Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, коммуникативной культуры, толерантности, развивать у учеников чувство патриотизма, уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию
формирование коммуникативных умений;
формирование культуры речи, навыков в ведении спора, дискуссии.
Методы: проблемное изложение, поисковый.
Форма организации урока: групповая.
Данная тема относится к общей части курса "География. Население и хозяйство России" 9 класс.
Общая тема "Население", тема урока: "Национальный состав населения РФ".
Урок сопровождается презентацией.
Урок построен в режиме технологии проблемного обучения в сочетании с мультимедийными технологиями.
Оборудование:
учебник по географии Дронов, Ром "География. Население и хозяйство России" 9 класс,
атлас
физическая карта России
карта народов России
опорные конспекты
краткие тезисы по культуре народов
справочные материалы
Планируемые результаты:
Предметные:
знать народы России и особенности их культуры;
называть отличия народов по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре
Метапредметные:
Познавательные:
осуществлять поиск информации из различных источников
применять исторические знания общественной деятельности, в поликультурном общении;
владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
оценивать различные исторические версии.
Коммуникативные:
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Регулятивные:
уметь ставить новые учебные задачи;
определять цель учебной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные:
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и учебно-познавательного интереса к предмету;
формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Учитель:
Если ехать на поезде от Владивостока до Москвы путь продлиться больше недели, а перелет займёт больше 10 часов.
Размеры нашей страны уникальны.
В начале 19 века выдающийся русский историк Николай Михайлович Карамзин писал о России:
"Не удивительно ли, как земли, разделенные вечными преградами Естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, холодными и жаркими климатами; как Астрахань и Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли составить одну Державу с Московию?"
Несколькими десятилетиями позже другой классик российской исторической науки, Сергей Михайлович Соловьев, высказал свою точку зрения: "Перед нами обширная равнина: на огромном расстоянии от Белого моря до Чёрного и от Балтийского до Каспийского путешественник не встретит никаких сколько-нибудь значительных возвышений, не заметит резких переходов. "
Что общего в этих высказываниях? (Предполагаемый ответ: высказывания о России).
Чем они отличаются? (Предполагаемый ответ: одно высказывание о разнообразии России, другое высказывание об однообразии России).
Вы абсолютно правы. В этом и заключается противоречие.
Так какая же она, Россия?
Это первый вопрос нашего урока, ответ на который нам предстоит дать.
Вспомним, какие факторы влияют на природу любой страны?
(Предполагаемый ответ: - размеры территории государства);
(Предполагаемый ответ: - географическое положение).
По данным позициям дадим характеристику природе России.
- Какова площадь территории России? (Предполагаемый ответ: 17,4млн. км).
- В каких климатических поясах расположена наша страна? (Предполагаемый ответ: в трех основных климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном).
- На что влияет разнообразие климата? (Предполагаемый ответ: на разнообразные природные зоны).
- Дайте характеристику рельефу? (Предполагаемый ответ: разнообразный рельеф - обширные равнины, горы различной высоты).
Какой вывод следует из всего перечисленного ? (Предполагаемый ответ: природа России разнообразна).
Есть еще одна ценность в России - это люди, население.
Познакомимся с национальным составом населения России и его культурой.
(Слайды №4,5,6)
Обратимся к данным последней переписи, сколько народов проживает на территории нашей страны? (Предполагаемый ответ: 160 народа). Запишите в ваши конспекты.
Откройте учебник на странице 34, ответьте на вопрос «Чем отличаются каждый из народов?» (Предполагаемый ответ: по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре, трудовым навыкам).
Каждый народ имеет свой язык, по родству языка народы объединяются в языковые семьи. Анализируя информацию из атласа "Народы России" и учебника, определите, к каким основным языковым семьям принадлежат народы России? (Предполагаемый ответ: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская семьи).
Семьи делятся на языковые группы. По таблице 10 учебника страница 36, выделите самую многочисленную группу и крупнейший народ? (Предполагаемый ответ: славянская группа, русский народ). Запишите в конспект.
Вывод о национальном составе населения России? (Предполагаемый ответ: Россия - многонациональное государство).
Попробуем объяснить следующие термины:
- этнос
-нация
-национальность
-национализм (слайд №2)
А теперь проверьте себя (слайд №3)
Запишем определения в тетради.
Славяне, тюрки, финно-угорские народы составляют почти 95% населения России, тогда как народы других языковых групп - лишь 5%.
Предлагаю вам создать этническую карту некоторых народов, проживающих в России.
(Группы формируются по уровню способностей учащихся)
1 группа создает образ культуры русского народа, проживающего повсеместно, хотя исконно русские области - Европейский Север, Северо-Запад, центральные районы России.
2 группа - образ культуры народов Северного Кавказа.
3 группа - создает образ культуры коряков, как самого многочисленного народа северо-востока России, проживающего на Камчатке.
Для работы вам предложены атласы, энциклопедии, справочный материал .
План работы в группах:
Используя атласы, оцените природные условия данной территории, которые повлияли на образ жизни народов;
Охарактеризуйте культуру народов:
Жилище
Традиционная кухня
Одежда
Народные промыслы
Национальные праздники.
Найдите в художественных произведениях отрывки, отражающие природу или культуру народов данной территории.
Покажите наглядно образ изучаемого народа.
Время работы в группах 5-7 минут (слайды №5,6,7,8)
Напоминаю правила работы в группах:
Изучите материал, обсудите ответ и зафиксируйте его в таблице, выберите выступающего для отчета. Начинам работать.
Время для подготовки вышло, приступаем к отчету групп. По ходу отчетов заполняйте таблицу.
Выслушав отчеты каждой группы, какой можно сделать вывод о культуре народов России? (Предполагаемый ответ: культура народов России разнообразная).
Вы сейчас создали образы культуры народов только трех территорий. А представьте, если бы мы составили этническую карту всех народов нашей страны?
А что нас всех объединяет? (Предполагаемый ответ: русский язык )
В заключение познакомимся с ещё одним актуальным в современном мире термином: «Толерантность»
(слайд №10). Запишите определение в тетради, осознайте его.
Стадия рефлексии: учащиеся по группам дают оценку ответов на уроке друг друга.
Домашнее задание: на следующих уроках вы будите продолжать изучать тему "Население России", а на дом хочу предложить вам творческое задание - создать образ своего родного края "Мой край в судьбе России", где можно описать места проживания и культуру народов.