СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Россия – дом многих народов"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Россия – дом многих народов"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4

городского округа «Город Йошкар-Ола»





Открытый урок

в 9 классе по теме:

«Россия – дом многих народов»









Учитель географии: О. А. Нестерова











Цель: Формировать представление о России, как о многонациональной стране с уникальной природой и территорией.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • Пробудить интерес к познанию разнообразия и неповторимости природы и народов нашей страны;

  • Ознакомить с культурой народов России.

  1. Развивающие:

  • развитие умения высказываться на заданную историческую тему;

  • формирование интеллектуальных умений: анализа, сравнения, обобщения (сопоставлять, анализировать предложенный исторический материал);

  • развитие памяти, логического мышления;

  • развитие творческого начала в умственной деятельности.

  1. Воспитательные:

  • Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, коммуникативной культуры, толерантности, развивать у учеников чувство патриотизма, уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию

  • формирование коммуникативных умений;

  • формирование культуры речи, навыков в ведении спора, дискуссии.

Методы: проблемное изложение, поисковый.

Форма организации урока: групповая.

Данная тема относится к общей части курса "География. Население и хозяйство России" 9 класс.

Общая тема "Население", тема урока: "Национальный состав населения РФ".

Урок сопровождается презентацией.

Урок построен в режиме технологии проблемного обучения в сочетании с мультимедийными технологиями.

Оборудование:

  • учебник по географии Дронов, Ром "География. Население и хозяйство России" 9 класс,

  • атлас

  • физическая карта России

  • карта народов России

  • опорные конспекты

  • краткие тезисы по культуре народов

  • справочные материалы

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

  • знать народы России и особенности их культуры;

  • называть отличия народов по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре

  1. Метапредметные:

Познавательные:

  • осуществлять поиск информации из различных источников

  • применять исторические знания общественной деятельности, в поликультурном общении;

  • владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

  • оценивать различные исторические версии.

Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Регулятивные:

  • уметь ставить новые учебные задачи;

  • определять цель учебной деятельности;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные:

  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и учебно-познавательного интереса к предмету;

  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Учитель:

Если ехать на поезде от Владивостока до Москвы путь продлиться больше недели, а перелет займёт больше 10 часов.

Размеры нашей страны уникальны.

В начале 19 века выдающийся русский историк Николай Михайлович Карамзин писал о России:

"Не удивительно ли, как земли, разделенные вечными преградами Естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, холодными и жаркими климатами; как Астрахань и Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли составить одну Державу с Московию?"

Несколькими десятилетиями позже другой классик российской исторической науки, Сергей Михайлович Соловьев, высказал свою точку зрения: "Перед нами обширная равнина: на огромном расстоянии от Белого моря до Чёрного и от Балтийского до Каспийского путешественник не встретит никаких сколько-нибудь значительных возвышений, не заметит резких переходов. "

Что общего в этих высказываниях? (Предполагаемый ответ: высказывания о России).

Чем они отличаются? (Предполагаемый ответ: одно высказывание о разнообразии России, другое высказывание об однообразии России).

Вы абсолютно правы. В этом и заключается противоречие.

Так какая же она, Россия?

Это первый вопрос нашего урока, ответ на который нам предстоит дать.

Вспомним, какие факторы влияют на природу любой страны?

(Предполагаемый ответ: - размеры территории государства);

(Предполагаемый ответ: - географическое положение).

По данным позициям дадим характеристику природе России.

- Какова площадь территории России? (Предполагаемый ответ: 17,4млн. км).

- В каких климатических поясах расположена наша страна? (Предполагаемый ответ: в трех основных климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном).

- На что влияет разнообразие климата? (Предполагаемый ответ: на разнообразные природные зоны).

- Дайте характеристику рельефу? (Предполагаемый ответ: разнообразный рельеф - обширные равнины, горы различной высоты).

Какой вывод следует из всего перечисленного ? (Предполагаемый ответ: природа России разнообразна).

Есть еще одна ценность в России - это люди, население.

Познакомимся с национальным составом населения России и его культурой.

(Слайды №4,5,6)

Обратимся к данным последней переписи, сколько народов проживает на территории нашей страны? (Предполагаемый ответ: 160 народа). Запишите в ваши конспекты.

Откройте учебник на странице 34, ответьте на вопрос «Чем отличаются каждый из народов?» (Предполагаемый ответ: по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре, трудовым навыкам).

  • Каждый народ имеет свой язык, по родству языка народы объединяются в языковые семьи. Анализируя информацию из атласа "Народы России" и учебника, определите, к каким основным языковым семьям принадлежат народы России? (Предполагаемый ответ: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская семьи).

  • Семьи делятся на языковые группы. По таблице 10 учебника страница 36, выделите самую многочисленную группу и крупнейший народ? (Предполагаемый ответ: славянская группа, русский народ). Запишите в конспект.

  • Вывод о национальном составе населения России? (Предполагаемый ответ: Россия - многонациональное государство).

Попробуем объяснить следующие термины:

- этнос

-нация

-национальность

-национализм (слайд №2)

А теперь проверьте себя (слайд №3)

Запишем определения в тетради.

Славяне, тюрки, финно-угорские народы составляют почти 95% населения России, тогда как народы других языковых групп - лишь 5%.

Предлагаю вам создать этническую карту некоторых народов, проживающих в России.

(Группы формируются по уровню способностей учащихся)

1 группа создает образ культуры русского народа, проживающего повсеместно, хотя исконно русские области - Европейский Север, Северо-Запад, центральные районы России.

2 группа - образ культуры народов Северного Кавказа.

3 группа - создает образ культуры коряков, как самого многочисленного народа северо-востока России, проживающего на Камчатке.

Для работы вам предложены атласы, энциклопедии, справочный материал .

План работы в группах:

  1. Используя атласы, оцените природные условия данной территории, которые повлияли на образ жизни народов;

  2. Охарактеризуйте культуру народов:

  • Жилище

  • Традиционная кухня

  • Одежда

  • Народные промыслы

  • Национальные праздники.

  1. Найдите в художественных произведениях отрывки, отражающие природу или культуру народов данной территории.

  2. Покажите наглядно образ изучаемого народа.

Время работы в группах 5-7 минут (слайды №5,6,7,8)

Напоминаю правила работы в группах:

Изучите материал, обсудите ответ и зафиксируйте его в таблице, выберите выступающего для отчета. Начинам работать.

Время для подготовки вышло, приступаем к отчету групп. По ходу отчетов заполняйте таблицу.

Выслушав отчеты каждой группы, какой можно сделать вывод о культуре народов России? (Предполагаемый ответ: культура народов России разнообразная).

Вы сейчас создали образы культуры народов только трех территорий. А представьте, если бы мы составили этническую карту всех народов нашей страны?

А что нас всех объединяет? (Предполагаемый ответ: русский язык )

В заключение познакомимся с ещё одним актуальным в современном мире термином: «Толерантность»

(слайд №10). Запишите определение в тетради, осознайте его.

Стадия рефлексии: учащиеся по группам дают оценку ответов на уроке друг друга.

Домашнее задание: на следующих уроках вы будите продолжать изучать тему "Население России", а на дом хочу предложить вам творческое задание - создать образ своего родного края "Мой край в судьбе России", где можно описать места проживания и культуру народов.



Скачать

© 2023, 56 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!