СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Расовый и этнический состав населения мира".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Расовый и этнический состав населения мира".»

Дата: 12.10.2020 г.


Тема урока: Расовый и этнический состав населения мира


Учебно-воспитательные цели и задачи:

Цель: познакомить учащихся с расовым и национальным составом мира.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление и понятия, связанных с расовым и национальным составом населения на Земле, на примере конкретных стран;

Развивающие: развитие интеллекта, познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления. Развитие умения комплексного использования географических карт; составления кластеров, внимательности, логического мышления и информационной культуры;
Воспитательные: 
воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности, творческой активности учащихся, расширение кругозора, формирование личностного отношения у учащихся в истории человечества и связанных с ними межэтнических и расовых проблем.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Физическая карта мира, учебник, атласы, контурная карта, карточки.


Ход урока:

1.Организационный этап:

  • Приветствие;

  • Проверка посещаемости урока;

  • Постановка цели и знакомство с этапами урока;

2. Проверка выполнения домашнего задания: индивидуальный опрос учащихся


3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся: «Дальше – дальше» фронтальный опрос .

  1. Какова численность населения Земли? (свыше 7 млрд. человек)

  2. Что мы понимаем под воспроизводством населения? (совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление людских поколений).

  3. Что такое «демографическая политика»? (система административных, экономических и др. мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения, прежде всего рождаемость, в желательном для себя направлении).

  4. Сколько выделяют типов воспроизводства населения? (3)

  5. Какие страны относятся к этому типу 3- современному? (экономически развитые страны).

  6. Проводят ли в этих странах демографическую политику? С какой целью? (Да. С целью повышения рождаемости).

  7. Какие страны относятся к этому типу2 -переходному? (развивающиеся страны).

  8. Проводят ли в этих странах демографическую политику? С какой целью? (Да, но не во всех, н-р, Индия, Китай; с целью сокращения рождаемости; не проводят – мусульманские страны).

4. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного:

Сегодня мы познакомимся с национальным и религиозным составам населения.

Казахстан - многонациональное государство: здесь проживает около 130 народов.

Человечество принято делить на три основные расы:

  • европеоидную (страны Европы, Америки, Юго-Западной Азии, Северной Африки);

  • монголоидную (страны Центральной и Восточной Азии, Америки);

  • негроидную (большинство стран Африки).

Вопрос: Вспомним, что такое этнос?

Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием. Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.

Классификация этносов:

  • По численности народы мира различны.

  • Подавляющее большинство народов малочисленно.

  • Только 310 народов имеют численность более 1 млн. чел., но на них приходится около 96% населения Земли.

К крупнейшим по численности народам мира относятся:

  • китайцы (1 120 млн чел.);

  • хиндустанцы (219 млн чел.);

  • американцы США (187 млн чел.);

  • бенгальцы (176 млн чел.);

  • русские (146 млн чел.);

  • бразильцы (137 млн чел.);

  • японцы (123 млн чел.)


5.Этап усвоения новых знаний: работа с тестом учебника, каждый ряд получает задания.

1- ряд «Расы». Запишите определения, расставьте характеристики рас соответственно фотографии рис. 10 и 9 представителей рас, соотнесите расы.

2- ряд «Этнический состав». Запишите определения, типы стран по национальному составу и примеры стран, узнав их по представленному изображению, назовите крупные по численности страны


6.Закрепление новой темы:

1- ряд

1. Какие типы этнических общностей существуют в настоящее время, и чем они характеризуются?

2.По каким показателям кроме расового признака можно ещё классифицировать население мира?


Практическое задание. По карте «Народы мира» приведите примеры стран: с районами распространением рас.

2- ряд

  1. Что такое однонациональные и многонациональные государства?

  2. Какие проблемы возникают в связи национальным составом?

  3. Что такое национальный вопрос и как он проявляется в современном мире

Практическое задание. По карте «Народы мира» приведите примеры стран: однонациональных, многонациональных.


7. Подведение итогов урока.

Представители каких национальностей и религии есть в вашей семье?

В вашей группе?  в классе? школе? среди ваших друзей?

8. Информация о домашнем задании: прочитать и ответить на вопросы после параграфа 5.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!