Дата: 12.10.2020 г.
Тема урока: Расовый и этнический состав населения мира
Учебно-воспитательные цели и задачи:
Цель: познакомить учащихся с расовым и национальным составом мира.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление и понятия, связанных с расовым и национальным составом населения на Земле, на примере конкретных стран;
Развивающие: развитие интеллекта, познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления. Развитие умения комплексного использования географических карт; составления кластеров, внимательности, логического мышления и информационной культуры;
Воспитательные: воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям другой расовой принадлежности, творческой активности учащихся, расширение кругозора, формирование личностного отношения у учащихся в истории человечества и связанных с ними межэтнических и расовых проблем.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Физическая карта мира, учебник, атласы, контурная карта, карточки.
Ход урока:
1.Организационный этап:
Приветствие;
Проверка посещаемости урока;
Постановка цели и знакомство с этапами урока;
2. Проверка выполнения домашнего задания: индивидуальный опрос учащихся
3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся: «Дальше – дальше» фронтальный опрос .
Какова численность населения Земли? (свыше 7 млрд. человек)
Что мы понимаем под воспроизводством населения? (совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление людских поколений).
Что такое «демографическая политика»? (система административных, экономических и др. мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения, прежде всего рождаемость, в желательном для себя направлении).
Сколько выделяют типов воспроизводства населения? (3)
Какие страны относятся к этому типу 3- современному? (экономически развитые страны).
Проводят ли в этих странах демографическую политику? С какой целью? (Да. С целью повышения рождаемости).
Какие страны относятся к этому типу2 -переходному? (развивающиеся страны).
Проводят ли в этих странах демографическую политику? С какой целью? (Да, но не во всех, н-р, Индия, Китай; с целью сокращения рождаемости; не проводят – мусульманские страны).
4. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного:
Сегодня мы познакомимся с национальным и религиозным составам населения.
Казахстан - многонациональное государство: здесь проживает около 130 народов.
Человечество принято делить на три основные расы:
европеоидную (страны Европы, Америки, Юго-Западной Азии, Северной Африки);
монголоидную (страны Центральной и Восточной Азии, Америки);
негроидную (большинство стран Африки).
Вопрос: Вспомним, что такое этнос?
Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием. Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.
Классификация этносов:
По численности народы мира различны.
Подавляющее большинство народов малочисленно.
Только 310 народов имеют численность более 1 млн. чел., но на них приходится около 96% населения Земли.
К крупнейшим по численности народам мира относятся:
китайцы (1 120 млн чел.);
хиндустанцы (219 млн чел.);
американцы США (187 млн чел.);
бенгальцы (176 млн чел.);
русские (146 млн чел.);
бразильцы (137 млн чел.);
японцы (123 млн чел.)
5.Этап усвоения новых знаний: работа с тестом учебника, каждый ряд получает задания.
1- ряд «Расы». Запишите определения, расставьте характеристики рас соответственно фотографии рис. 10 и 9 представителей рас, соотнесите расы.
2- ряд «Этнический состав». Запишите определения, типы стран по национальному составу и примеры стран, узнав их по представленному изображению, назовите крупные по численности страны
6.Закрепление новой темы:
1- ряд
1. Какие типы этнических общностей существуют в настоящее время, и чем они характеризуются?
2.По каким показателям кроме расового признака можно ещё классифицировать население мира?
Практическое задание. По карте «Народы мира» приведите примеры стран: с районами распространением рас.
2- ряд
Что такое однонациональные и многонациональные государства?
Какие проблемы возникают в связи национальным составом?
Что такое национальный вопрос и как он проявляется в современном мире
Практическое задание. По карте «Народы мира» приведите примеры стран: однонациональных, многонациональных.
7. Подведение итогов урока.
Представители каких национальностей и религии есть в вашей семье?
В вашей группе? в классе? школе? среди ваших друзей?
8. Информация о домашнем задании: прочитать и ответить на вопросы после параграфа 5.