Открытый урок
11 класс
Урок информатики и ИКТ
Тема: «Прикладные программы Microsoft Office»
Используемая технология: игровая технология (по Г.К. Селевко).
Словарь терминов: текстовый редактор, табличный процессор, ячейка, формула, прикладные программы.
Время реализации занятия: 1час 20 минут (2 урока по 40 минут)
Цель урока: обобщить пройденный материал, проверить усвоение материала по теме: «Прикладные программы Microsoft Office», выбрать претендента на вакантную должность Оператора ЭВМ в издательстве газеты «Голос времени»
Задачи урока:
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки работы в программе Microsoft Office
Развивающие: Развить творческие способности, деловую речь; умение применять полученные знания в процессе работы при решении стандартных и нестандартных производственных ситуаций
Воспитательные: Воспитать чувство патриотизма, любовь к малой родине
Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний
Форма урока: Деловая игра
Оборудование: ПК, ОС Windows, Microsoft Office, мультимедиа аппаратура
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
I. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих обучающихся, проверка готовности к занятию, инструктаж по технике безопасности при работе в компьютерном классе) | 3мин |
II. Вводный инструктаж 1.Целевая установка (сообщение и разъяснение темы занятия) 2.Актуализация знаний и опыта (опрос обучающихся по материалам прошлых учебных занятий, подготовка рабочего места) | 15мин |
III. Основная часть (упражнения, самостоятельная работа обучающихся, применение и закрепление умений и навыков освоенных способов действия, накопление производственного опыта, развитие самостоятельности и творческих способностей) | 40мин |
IV. Заключительный инструктаж (проверка распечаток и диаграмм, выбор лучшей презентации, отбор обучающегося, который достоин стать оператором ЭВМ в издательстве «Голос времени», награждение его сертификатом) | 15мин |
V. Анализ работ, выставление оценок | 5мин |
VI. Домашнее задание | 1мин |
VII. Итог занятия | 1мин |
Ход учебного занятия:
1. Организационный момент
а) приветствие, проверка присутствующих обучающихся
б) проверка готовности учащихся к занятию
в) инструктаж по технике безопасности при работе в компьютерном классе
2.Вводный инструктаж
1.Целевая установка
а) сообщение и разъяснение темы занятия
Мастер: Итак, мы с вами завершили изучение темы: «Прикладные программы пакета Microsoft Office. Сегодня мы проведем итоговое занятие в форме деловой игры, и выясним, как усвоена Вами пройденная тема.
Сущность игровой ситуации:
Итак, Издательство «Голос времени», специализирующееся на выпуске популярной литературы, различных справочников, газет, объявило конкурс на замещение вакантной должности оператора ЭВМ.
В программу конкурсного отбора включена проверка:
Теоретических знаний программ: Word, Excel, PowerPoint, Access
Проверка практических умений: создание и редактирование документов в программах: Word, Excel, PowerPoint
С победителем конкурса администрация издательства заключает трудовой договор. Оператор ЭВМ будет обслуживать три отдела: маркетинга и рекламы, бухгалтерию и дилерский отдел.
На данном этапе отдел маркетинга и рекламы занимается подготовкой к празднованию дня города .
Отдел бухгалтерии производит расчет и анализ затрат на издание буклетов, анимационных презентаций, листовок, визиток к юбилею.
Дилерский отдел занимается подготовкой семинара, посвященного дню города
Вы должны проявить себя во всех отделах. Для этого мы воспользуемся прикладными программами пакета Microsoft Office.
2. Актуализация знаний и опыта обучающихся
а) подготовка рабочего места.
Мастер: Включаем компьютеры, загружаем Microsoft Word.
б) опрос обучающихся по изученным темам: текстовый редактор Word, табличный процессор Excel, Мультимедийные презентации и прошлых учебных занятий производственного обучения: создание и редактирование документа в табличном редакторе Word, ввод данных в табличном процессоре Excel, создание презентации с помощью программы PowerPoint.
Мастер: Пока идет загрузка, ответьте на следующие вопросы.
1. К какой группе программ можно отнести Microsoft Office?
Системные
Прикладные
Инструментальные
2. Можете ли Вы использовать Office-2007 для работы с документами, которые были выполнены с помощью программ пакета Office- 2003?
3. Необходимо подготовить пакет документов для совещания. Выберите программу, в которой решается следующая задача:
3.1.Создать список участников и план совещания
Microsoft Word
Microsoft Excel
Microsoft PowerPoint
Outlook Express
3.2.Подготовить калькуляцию для проведения рекламной компании
Microsoft Word
Microsoft Excel
Microsoft PowerPoint
Outlook Express
3.3.Подготовить слайды для презентации, раздаточные материалы и тезисы своего выступления
Microsoft Word
Microsoft Excel
Microsoft PowerPoint
Outlook Express
3.4.Подготовить текст приглашения участникам совещания
4. Назовите отличия в работе и в панелях инструментов между стандартными программами Windows и Office: WordPad и Microsoft Word.
5. Для каких из ниже перечисленных задач используется Microsoft Word?
Подготовка и печать отчета
Выпуск газет
Расчет заработной платы
Составления и хранения списка данных клиентов
Написание договора о приеме на работу
Отслеживание процесса выполнения плана
Создание и распечатка рекламных буклетов.
Основная часть
Упражнения, самостоятельная работа обучающихся.
1.Применение и закрепление умений и навыков освоенных способов действия.
Мастер: Хорошо, а сейчас тест:
1. “7 слов или фраз” ваша задача вспомнить, воспроизвести на экране монитора и дать определение этим словам или фразам:
плоттер, Excel, Word, PowerPoint, Access, сканер, принтер.
Плоттер (графопостроитель). Для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей, электрических и электронных схем и пр.)
Microsoft Excel. Таблицы используются при решении различных финансовых и бухгалтерских задач, например, при расчете заработной платы небольшой организации.
Их можно применять при выполнении различных технико-экономических расчетов, - например, при оценке целесообразности строительства цеха, Наконец, электронные таблицы можно использовать в повседневной жизни для учета и анализа расходования средств: при ежедневной покупке продуктов и т.п. Табличные процессоры могут служить обычным калькулятором.
Microsoft Word -текстовый редактор (создание и редактирование текстовых документов; применение множества шрифтов разнообразных стилей и размеров; создание таблиц и работа с ними; вставка в текст рисунков и графических объектов (диаграммы, графики и т.п.); создание и просмотр Web-страниц (страниц для размещения в Internet);
PowerPoint позволяет создавать различного рода презентации, рекламу, “живые объявления” и пр. Это приложение позволяет создать качественную презентацию с использованием графической информации, слайдов, звука, видеоклипов, эффектов анимации и т.д.
Access (Базы данных) позволяют организовывать и обрабатывать большие массивы информации. Базы данных используются буквально во всех сферах человеческой деятельности - в науке, производстве, на транспорте, в медицине, в государственной и общественной жизни, торговле, спорте и т.д
Сканер служит для автоматического ввода текстов и графики в компьютер.
Принтер служит для вывода информации на бумажный носитель (бумагу).
Сохраняем файл под именем “тест” в папке “Мои документы” и загружаем Microsoft Excel.
2. Накопление производственного опыта обучающихся, развитие самостоятельности и творческих способностей.
Администрация издательства “Голос времени” решила проверить вас на знание программы Microsoft Excel.
Мастер: Ответьте на следующие вопросы:
Как обозначается адрес ячейки? (буква столбца и номер строки)
Какие данные может содержать формула? (Формулы содержат числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций)
Как выделить несмежные ячейки? (удерживать клавишу Ctrl и нажимать на ячейки левой кнопкой мыши)
Перед вами данные продаж двух кварталов, составьте ведомость объема продаж изделий издательства и постройте диаграммы, с помощью которых вам не составит труда ответить на вопросы:
В каком квартале был больший объем продаж?
Какой продукт приносит наибольшую выгоду издательству?
Отчеты о продажах находятся в файлах “Отчет 1” и “Отчет 2” в папке “Отчетность” на рабочем столе
Откройте оба документа и расположите их так, чтобы можно было сравнить данные и произвести анализ. Приступайте к работе.
Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.
Мастер: В работе издательства запланирован семинар на тему «Цвети, мой родной город». К семинару надо подготовить анимационную презентацию. Фотографии и данные вы можете найти в папке «Фото города». Загружаем PowerPoint.
Обучающиеся составляют презентацию из 7 слайдов.
IV.Заключительный инструктаж
Подведение итогов:
Проверка распечаток и диаграмм;
Выбор лучшей презентации;
Отбор обучающегося, который достоин, стать оператором ЭВМ в издательстве “Голос времени”, награждение его сертификатом.
V.Анализ работ, выставление оценок
VI.Домашнее задание:
Подготовить видеофильм по созданному продукту – анимационной презентации, посвященной дню города.
VII. Итог занятия
Мастер: Спасибо за урок. Вы показали хорошие знания прикладных программ пакета Office. Я горжусь вами.
Приложение №1
К заданию по программе Excel
Приложение №2
Оценочный лист участников деловой игры: